Разработка урока по литературе в 11 классе. "Это не утешение. Это призыв к защите" (по повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана.)
Автор: Кузьмина Галина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Покоснинская СОШ" Населённый пункт: с.Покосное Братский район Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Разработка урока по литературе в 11 классе. "Это не утешение. Это призыв к защите" (по повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана.) Раздел: полное образование
МКОУ «Покоснинская средняя школа.»
Разработка урока по литературе в 11 классе.
«Это не утешение. Это призыв к защите»
(по повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать
Ивана.)
Подготовила
учитель
русского
языка
и
литературы
Кузьмина Галина Васильевна.
Покосное, 2013 год.
«Это не утешение. Это призыв к защите.» По повести В.Г. Распутина
«Дочь Ивана , мать Ивана.»
Цель : опираясь на первое восприятие повести, показать связь с другими
произведениями В.Распутина, выявить, в чем актуальность произведения,
художественная задача , поставленная автором. Через анализ ключевых
эпизодов повести выявить причины разрушения связи поколений; показать
своеобразие характера главной героини, где истоки её духовного богатства и
жизненной силы .
Оформление: портрет писателя; выставка книг;
на доске : тема, эпиграф.
Нет сейчас проблемы важней, чем
высокое, достойное времени ,
нравственное утверждение человека.
В.Г.Распутин.
Ход урока.
1) Слово учителя: « В 2003 году В.Г.Распутин выпустил в свет своё новое
откровение, которое очередной раз радует и потрясает , заставляет
чувствовать себя виноватым, замедлить свой жизненный бег и оглянуться
вокруг. Это повесть « Дочь Ивана, мать Ивана». Главной героиней опять
является женщина.
2)
Учитель объявляет тему цель урока.Учащиеся записывают в тетрадь тему,
эпиграф, конспектируют.
3)
Проверка домашнего задания .
а)
Повесть состоит из трёх частей. Как бы вы их озаглавили? К
какому произведению русской классической литературы близка данная
повесть? (Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание.»)
Примерный план.
1 часть «Преступление.»
2 часть «Наказание.»
З часть «Освобождение.»
б)
Каков сюжет повести?( пересказ даёт заранее подготовленный
учащийся.)
4)
Беседа с классом .
-
Главная героиня повести- Тамара Ивановна. Как она себя ведёт, когда в
семье случилась трагедия ?
-Какими положительными и отрицательными качествами она обладает?
-Дайте оценку её поступка, когда она разбивает телевизор.
-В повести Тамара Ивановна говорит: «От чужого горя и то жутко.А тут не
слух, тут не с чужими. Как это вынести?» Она всё вынесла. А что и кто ей
в
этом помог?
-
Какова кульминация повести ? Выскажите своё мнение.
-
Ещё раз обратим внимание на название повести. Почему именно Иванами
окружает писатель свою героиню?
-
Расскажите об отце Тамары Ивановны- Иване Савельевиче Радчикове.
Какие черты характера были заложены отцом ?
-
Как можно связать историю об Ефроиме, рассказанную Иваном
Савельевичем, и кульминационный поступок главной героини. Как к
преступлению отнесся отец и сын ?
-
Сын Тамары Ивановны ваш ровесник. Какой он ?
-
Какие свойства характера связывают двух Иванов?(Доброта, уважение,
рассудительность,любовь к Байкалу, к Ангаре, природе.)
-
Как сложилась судьба молодого Ивана после ареста матери ?
Вывод: дед и внук- два разных поколения. Кто их может свести, кто может
удержать, чтобы они совсем родство не потеряли? Тамара Ивановна.
-
А какие ещё проблемы затрагивает автор в повести?
О торгашестве.
Не нагнетает ли писатель вражду между русскими и
кавказцами?
Бесстыдство телевидения, газет и журналов.
Отношение к слову. ( можно зачитать отрывок разговора
матери и сына со слов: «В последние месяцы у Ивана появилось новое
увлечение. Его, впрочем, и увлечением назвать нельзя, оно сразу показало себя
не пустым занятием, а интересом, за которым открылся совсем рядом лежащий
потайной мир.»
-
Попробуйте тоже присмотреться к словам и поискать в них глубину.
5)
Вывод делает учитель
Тамара Ивановна вышла на свободу крепче, чем была,и удержит себя и
семью.Художник с гордостью и любовью глядит на неё и её сына, который
«упёрся» поперёк «улицы» и тоже не даётся её хамской силе.И очередной раз
писатель заставляет нас действовать. Не утешать себя мыслью, что я не такой
или что со мной такого не случиться. Книга В.Е.Распутина «Дочь Ивана, мать
Ивана» - призыв к защите от насилия, лжи, трусости, призыв к защите Слова-
чуда русской речи.
6)
Домашнее задание:
а) напишите мини-сочинение «Какая проблема современного
общества наиболее актуальна? Возможно ли её решить? Каким образом?
б) поищите слова с интересным содержанием, как это делал герой
повести Иван.