Напоминание

Разработка урока по литературе в 11 классе. "Это не утешение. Это призыв к защите" (по повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана.)


Автор: Кузьмина Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Покоснинская СОШ"
Населённый пункт: с.Покосное Братский район Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока по литературе в 11 классе. "Это не утешение. Это призыв к защите" (по повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана.)
Раздел: полное образование





Назад




МКОУ «Покоснинская средняя школа.»
Разработка урока по литературе в 11 классе.

«Это не утешение. Это призыв к защите»

(по повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать

Ивана.)
Подготовила учитель русского языка и литературы Кузьмина Галина Васильевна. Покосное, 2013 год.
«Это не утешение. Это призыв к защите.» По повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана , мать Ивана.» Цель : опираясь на первое восприятие повести, показать связь с другими произведениями В.Распутина, выявить, в чем актуальность произведения, художественная задача , поставленная автором. Через анализ ключевых эпизодов повести выявить причины разрушения связи поколений; показать своеобразие характера главной героини, где истоки её духовного богатства и жизненной силы . Оформление: портрет писателя; выставка книг; на доске : тема, эпиграф. Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени , нравственное утверждение человека. В.Г.Распутин. Ход урока. 1) Слово учителя: « В 2003 году В.Г.Распутин выпустил в свет своё новое откровение, которое очередной раз радует и потрясает , заставляет чувствовать себя виноватым, замедлить свой жизненный бег и оглянуться вокруг. Это повесть « Дочь Ивана, мать Ивана». Главной героиней опять является женщина. 2) Учитель объявляет тему цель урока.Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф, конспектируют. 3) Проверка домашнего задания . а) Повесть состоит из трёх частей. Как бы вы их озаглавили? К какому произведению русской классической литературы близка данная повесть? (Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание.») Примерный план. 1 часть «Преступление.» 2 часть «Наказание.» З часть «Освобождение.» б) Каков сюжет повести?( пересказ даёт заранее подготовленный учащийся.) 4) Беседа с классом . - Главная героиня повести- Тамара Ивановна. Как она себя ведёт, когда в семье случилась трагедия ? -Какими положительными и отрицательными качествами она обладает? -Дайте оценку её поступка, когда она разбивает телевизор. -В повести Тамара Ивановна говорит: «От чужого горя и то жутко.А тут не слух, тут не с чужими. Как это вынести?» Она всё вынесла. А что и кто ей в этом помог? - Какова кульминация повести ? Выскажите своё мнение.
- Ещё раз обратим внимание на название повести. Почему именно Иванами окружает писатель свою героиню? - Расскажите об отце Тамары Ивановны- Иване Савельевиче Радчикове. Какие черты характера были заложены отцом ? - Как можно связать историю об Ефроиме, рассказанную Иваном Савельевичем, и кульминационный поступок главной героини. Как к преступлению отнесся отец и сын ? - Сын Тамары Ивановны ваш ровесник. Какой он ? - Какие свойства характера связывают двух Иванов?(Доброта, уважение, рассудительность,любовь к Байкалу, к Ангаре, природе.) - Как сложилась судьба молодого Ивана после ареста матери ? Вывод: дед и внук- два разных поколения. Кто их может свести, кто может удержать, чтобы они совсем родство не потеряли? Тамара Ивановна. - А какие ещё проблемы затрагивает автор в повести? О торгашестве. Не нагнетает ли писатель вражду между русскими и кавказцами? Бесстыдство телевидения, газет и журналов. Отношение к слову. ( можно зачитать отрывок разговора матери и сына со слов: «В последние месяцы у Ивана появилось новое увлечение. Его, впрочем, и увлечением назвать нельзя, оно сразу показало себя не пустым занятием, а интересом, за которым открылся совсем рядом лежащий потайной мир.» - Попробуйте тоже присмотреться к словам и поискать в них глубину. 5) Вывод делает учитель Тамара Ивановна вышла на свободу крепче, чем была,и удержит себя и семью.Художник с гордостью и любовью глядит на неё и её сына, который «упёрся» поперёк «улицы» и тоже не даётся её хамской силе.И очередной раз писатель заставляет нас действовать. Не утешать себя мыслью, что я не такой или что со мной такого не случиться. Книга В.Е.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» - призыв к защите от насилия, лжи, трусости, призыв к защите Слова- чуда русской речи. 6) Домашнее задание: а) напишите мини-сочинение «Какая проблема современного общества наиболее актуальна? Возможно ли её решить? Каким образом? б) поищите слова с интересным содержанием, как это делал герой повести Иван.


В раздел образования