Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
Автор: Коломыц Лидия Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №52 Населённый пункт: г.Владикавказ Наименование материала: статья Тема: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя Раздел: дошкольное образование
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
Келехсаева А.Х.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный
возраст
обоснованно
считается
наиболее
важным
периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте
более
интенсивно
развиваются
различные
способности,
формируются
нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном
возрастном
периоде
закладывается
и
укрепляется
фундамент
здоровья
и
развития
физических
качеств,
необходимых
для
эффективного
участия
ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,
создает условия для активного и направленного формирования и развития
психических
функций
и
интеллектуальных
способностей
дошкольника.
[3.с.199]
Что же такое здоровье? По словарю С.И. Ожегова это «Правильная,
нормальная
деятельность
организма».
В
Уставе
Всемирной
Организации
Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие
болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и
социальное
благополучие.
Именно
поэтому
проблему
здоровья
следует
рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает,
что
за
последнее
десятилетие
количество
абсолютно
здоровых
детей
снизилось
и
увеличилось
количество
детей,
имеющих
хронические
заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не
менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к
1
категории
часто
и
длительно
болеющих.
Почти
90%
детей
дошкольного
возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного
аппарата
-
нарушение
осанки,
плоскостопие,
неравновесный
мышечный
тонус,
слабость
мышц
брюшного
пресса.
У
20-30%
детей
старшего
дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50%
детей
нуждаются
в
психокоррекции
и
характеризуются
серьезным
психологическим
неблагополучием.
В
подавляющем
большинстве
дети,
начиная
с
дошкольного
возраста,
страдают
дефицитом
движений
и
сниженным
иммунитетом.
Их
мышечная
нагрузка
уменьшается
в
силу
объективных
причин:
у
детей
практически
нет
возможности
играть
в
подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно
увлекаются интеллектуальным развитием своих детей - компьютерные игры,
посещение разнообразных кружков, забывая о подвижных играх.
Приведенные
данные
наглядно
указывают
на
социально-
педагогический
уровень
проблем,
которые
возникают
перед
работниками
дошкольных
учреждений,
призванных
воспитать
здорового
ребенка
с
оптимальным
физическим
и
психическим
развитием,
что
соответствует
социальному запросу общества.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка
к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально
подготовленный
педагог,
просто
взрослый
ответственный
человек
бесстрастно
относится
к
неблагополучному
состоянию
здоровья
своих
воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на
этот
вопрос
и
стала
востребованность
педагогами
образовательного
учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
–
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
2
здоровья
субъектов
педагогического
процесса
в
детском
саду:
детей,
педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний
о
здоровье
и
умений
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению родителей.[4.с.79]
Выделяют три группы технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- технологии обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии.
Очень
важно,
чтобы
каждая
из
вышеперечисленных
технологий
имела
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность
в
итоге
сформировала
бы
у
ребенка
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни,
полноценное
и
неосложненное развитие
.
Современные
здоровьесберегающие
технологии,
используемые
в
системе
дошкольного
образования,отражают
две
линии
оздоровительно-
развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на
укрепление
здоровья
как
самостоятельно
культивируемой
ценности,
необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система
3
надежных
средств
коррекции
психофизического
развития
на
протяжении
всего дошкольного детства.[2.с.132]
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического
состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической
культуры
людей,
уровня
развития
здравоохранения
и
образования,
социально-экономической
и
экологической
ситуации
в
стране.
Проблема
здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и
политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так
как
оно
определяет
будущее
страны,
генофонд
нации,
научный
и
экономический потенциал общества.[1.с.95]
Именно
обучение
и
воспитание,
проявляясь
в
единстве
целей
формирования
гармонично
развитой
личности,
создают
мотивацию
в
человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а
реализация программы развития зависит от множества факторов, основной
задачей
«педагогики
здоровья»
является
целостное
формирование
потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации
на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания,
создание программы обучения здоровью.
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
основе
здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного
возраста.
Только
здоровый
ребенок
может
быть
успешен
в
процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в
обучении.
4
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие – М.; Сфера, 2008.
3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:
АПКиПРО, 2003.
4. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому
образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
5