Напоминание

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона"


Автор: Клеопина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона"
Раздел: начальное образование





Назад





Разработка урока по курсу

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль «Основы православной культуры»

Урок№15

«Икона»

Урок разработала:
учитель начальных классов Клеопина Марина Александровна Новгородская область, г. Боровичи МАОУ СОШ№1
2016


Тема урока: « Икона»

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала.

Кол-во часов:1 час

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:
1.Почему икона так необычна. 2.Чем икона отличается от других видов живописи. 3.Уметь «читать» икону.
На уроке узнают:
Икона как вид искусства
.
Лик. Нимб
.
Святые изображаемые на иконах.
Используемые ресурсы:
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», электронное приложение к уроку (презентация), учебник под редакцией КураеваА.В. «Основы православной культуры» 4-5 классы. М.: «Просвещение»2012г.
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества, - познакомить с историей развития древнерусской иконописи; - познакомить с особым «языком » иконы; - воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков; - развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь; - воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Ход урока

1.

Организация класса.

2.

Постановка темы и целей урока.(Слайд 1)
Среди дубравы блестят крестами Храм пятиглавый с колоколами К себе он тянет, неодолимо, Зовет и манит он в край родимый. И сердце радостно дрожит и тает Пока звон благостный не замирает.
Учитель:

-
Человек живет в красивом и премудро устроенном мире. Каждый дом, даже самый маленький создается трудом человека: архитектора. Строителя. Дизайнера. Наш мир – это большой дом. Он устроен красиво и мудро. С тех пор, как существует жизнь на земле, люди всегда размышляли о том, как произошел мир. Большинство из них верят, что мир не мог появиться сам собой. Его творцом они называют Бога. Вера в Бога учит человека узнавать и
выполнять в своей жизни данные Богом правила, о которых говорится в Священной Книге – Библии. -Христианский храм это тоже дом. А чей это дом? (ответы детей). На прошлом уроке мы познакомились с внутренним убранством храмов, церквей. Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями устройства храмов. -Чтобы определить тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам в парах разгадать кроссворд. В выделенных клетках вы прочтете тему занятия.
(Приложение) (слайд2)

(слайд3)(Цитата)

Учитель:
-Так о русских иконах говорил известнейший византийский богослов, один из отцов Церкви, христианский святой, философ, поэт, монах. На них изображают Господа Иисуса Христа, Богородицу, Святых людей, ангелов, события Священной истории.
Учитель:
-У кого из вас дома есть иконы? Где они размещены? (ответы детей) Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего сегодняшнего урока. -Самое видное место в доме называют КРАСНЫМ углом. Как вы думаете почему? Что там могли размещать?
(слайд4)
-Узнаем об этом подробнее, поработаем со слайдом презентации
.(слайд5)

Учитель:

-
Где в храме размещаются иконы? Какое самое красивое место в храме?
(иконостас).

Учитель:
Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону. - Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях?
(Слайд 6)
(икона, портрет, фотография) - Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной, фотографией?(ответы детей) .Попробуем разобраться подробнее.
3.

История русской иконописи.
- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. - А что такое икона? В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано: « Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (
Слайд 7)

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (
Слайд 8)
Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие
(слайд9)
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны: преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек
. (Слайд 10)

4.

Отличия иконы от картины.

Учитель:

Вопрос:
Что же такое икона? Чем отличается икона от картины? Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
Вопрос:
Что такое картина? Изображение предметов, людей, событий.
Учитель:
-Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (
Слайд 11).
И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Иконе Божьей матери поклоняются издавна, к ней идут с молитвами женщины. Девушки. Бабушки. О ней написано много стихов. (звучат стихи в исполнении детей)

Об иконе Божьей Матери
Ты, не оставила, нас грешных, В юдоле скорбной, сей, земной, Больных, заблудших, безутешных, Всех покрываешь, нас, мольбой. Мы все, Тебе, не безразличны, С любою, примешь нас, бедой, Хоть нам, грехи наши, привычны, Всем открываешь, мир иной. Душой и телом исцеляешь, За нас роняя, слёз дожди, И к новой жизни вдохновляешь, Своею силою любви.
Надежда
Всех скорбящих, Ты, милая Мати, Отодвинешь, любую беду, И к Тебе, не престанем, взывать мы, Скоро слышишь, Ты, нашу мольбу. У Любви, нет преград и законов, И всесильная, милость Твоя, Изливается, множеством тонов, Где б, какая, душа, ни жила. Тихо входишь, в скорбящие душы, Утешает, всех близость, Твоя, И спасаешь, кто в сердце, зовущи, Положился, весь лишь, на Тебя. Всех скорбящих, Ты, тихая Мати, Всех вмещает, лишь сердце Твоё, И Любовью, мы щедро, объяты, оживляем, здесь , сердце Своё!
Учитель
: -Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица
и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
Учитель:
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон. Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.
(Слайд 12)
Праздничные иконы Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие. Образы святых Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
5.

Работа с учебником.

6.

Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.

Задание.
«Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)
Проверим,

что

у

вас

получилось.
(Для проверки используется или интерактивная доска, или презентация.)

Объясните,

как

вы

распределяли

репродукции.
(Аргументы обучающихся)
Учитель:
-Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие. В трагические и переломные моменты многовековой истории русского народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные святыни: Владимирскую, Казанскую, Феодоровскую, Державную иконы Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали уничтожаемые и поругаемые иконы.
Учитель:
- Как называли человека, который писал иконы? - Где вы можете встретить иконы? - С какой же целью пишется икона? -Закончить сегодняшнее занятие я хочу вот такими строками.
(последний

слайд)

Домашнее задание (дифференцированное)
 Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».  Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
Литература.

1. Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7. 2. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005. 3. Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8. 4. Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6 ПРИЛОЖЕНИЕ.
Отгадайте кроссворд 1.Священная книга христиан. 2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди. 3.Как называется обращение к Богу? 4.Книги, написанные апостолами. 5.Место в храме, куда нет общего доступа. Отгадайте кроссворд 1.Священная книга христиан. 2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди. 3.Как называется обращение к Богу? 4.Книги, написанные апостолами. 5.Место в храме, куда нет общего доступа. 1 2 3 2 4 5 1 2 3 2 4 5


В раздел образования