Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона"
Автор: Клеопина Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: г.Боровичи, Новгородская область Наименование материала: Разработка урока Тема: Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона" Раздел: начальное образование
Урок разработала:
учитель начальных классов
Клеопина Марина Александровна
Новгородская область, г. Боровичи
МАОУ СОШ№1
2016
Тема урока: « Икона»
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала.
Кол-во часов:1 час
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
1.Почему икона так необычна.
2.Чем икона отличается от других видов живописи.
3.Уметь «читать» икону.
На уроке узнают: Икона как вид искусства . Лик. Нимб . Святые
изображаемые на иконах.
Используемые ресурсы: Программа комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики», электронное приложение к уроку
(презентация), учебник под редакцией КураеваА.В. «Основы православной
культуры» 4-5 классы. М.: «Просвещение»2012г.
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и
культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение
доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Ход урока
1.
Организация класса.
2.
Постановка темы и целей урока.(Слайд 1)
Среди дубравы блестят крестами
Храм пятиглавый с колоколами
К себе он тянет, неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый.
И сердце радостно дрожит и тает
Пока звон благостный не замирает.
Учитель:
- Человек живет в красивом и премудро устроенном мире. Каждый дом, даже
самый
маленький
создается
трудом
человека:
архитектора.
Строителя.
Дизайнера. Наш мир – это большой дом. Он устроен красиво и мудро. С тех
пор, как существует жизнь на земле, люди всегда размышляли о том, как
произошел мир. Большинство из них верят, что мир не мог появиться сам
собой. Его творцом они называют Бога. Вера в Бога учит человека узнавать и
выполнять в своей жизни данные Богом правила, о которых говорится в
Священной Книге – Библии.
-Христианский храм это тоже дом. А чей это дом? (ответы
детей). На
прошлом
уроке
мы
познакомились
с
внутренним
убранством
храмов,
церквей. Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями устройства
храмов.
-Чтобы определить тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам в парах
разгадать
кроссворд.
В
выделенных
клетках
вы
прочтете
тему
занятия.
(Приложение) (слайд2)
(слайд3)(Цитата)
Учитель:
-Так о русских иконах говорил известнейший византийский богослов, один из
отцов
Церкви,
христианский
святой,
философ,
поэт,
монах.
На
них
изображают Господа Иисуса Христа, Богородицу, Святых людей, ангелов,
события Священной истории.
Учитель:
-У кого из вас дома есть иконы? Где они размещены? (ответы детей)
Слово, которое вы получите по вертикале, и будет темой нашего
сегодняшнего урока.
-Самое видное место в доме называют КРАСНЫМ углом. Как вы думаете
почему? Что там могли размещать?
(слайд4)
-Узнаем об этом подробнее, поработаем со слайдом презентации .(слайд5)
Учитель:
- Где в храме размещаются иконы? Какое самое красивое место в храме?
(иконостас).
Учитель:
Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их
особенности,
как и почему относятся к иконе православные люди; будем
учиться «читать» икону.
- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных
изображениях? (Слайд 6)
(икона, портрет, фотография)
- Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной,
фотографией?(ответы детей) .Попробуем разобраться подробнее.
3.
История русской иконописи.
- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят
лики святых. Это иконы.
- А что такое икона?
В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся
предметом почитания у христиан». ( Слайд 7)
Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе
обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или
святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль
религиозной живописи, писание икон. ( Слайд 8)
Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья преподобный
Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык
богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он
написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с
Геенной» и другие (слайд9)
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него
было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов
Церкви. В России наиболее из них известны: преп. Андрей (Рублев),
Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек . (Слайд 10)
4.
Отличия иконы от картины.
Учитель:
Вопрос: Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?
Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение
христианских праздников.
Вопрос: Что такое картина?
Изображение предметов, людей, событий.
Учитель:
-Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия"
и картину Леонардо да
Винчи "Мадонна
Бенуа" ( Слайд 11).
И там, и там один и тот же сюжет.
Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину
Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед
собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить
в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм,
окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш,
который
заигрался
с
цветком.
Мама
ребёнком
любуется,
умиляется,
т.е.
изображена
обычная
тихая
семейная
сцена.
На
картине
изображение
реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.
Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано
какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто
лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать,
что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а
очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед
нами
Бог,
который
пришёл
в
этот
мир,
чтобы
взять
на
себя
все
грехи
человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный
Путь ко спасению. Иконе Божьей матери поклоняются издавна, к ней идут с
молитвами женщины. Девушки. Бабушки. О ней написано много стихов.
(звучат стихи в исполнении детей)
Об иконе Божьей Матери
Ты, не оставила, нас грешных,
В юдоле скорбной, сей, земной,
Больных, заблудших, безутешных,
Всех покрываешь, нас, мольбой.
Мы все, Тебе, не безразличны,
С любою, примешь нас, бедой,
Хоть нам, грехи наши, привычны,
Всем открываешь, мир иной.
Душой и телом исцеляешь,
За нас роняя, слёз дожди,
И к новой жизни вдохновляешь,
Своею силою любви.
Надежда
Всех скорбящих, Ты, милая Мати,
Отодвинешь, любую беду,
И к Тебе, не престанем, взывать мы,
Скоро слышишь, Ты, нашу мольбу.
У Любви, нет преград и законов,
И всесильная, милость Твоя,
Изливается, множеством тонов,
Где б, какая, душа, ни жила.
Тихо входишь, в скорбящие душы,
Утешает, всех близость, Твоя,
И спасаешь, кто в сердце, зовущи,
Положился, весь лишь, на Тебя.
Всех скорбящих, Ты, тихая Мати,
Всех вмещает, лишь сердце Твоё,
И Любовью, мы щедро, объяты, оживляем, здесь , сердце Своё!
Учитель :
-Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на
картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ.
Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это
святой образ Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь,
каждый
штрих,
каждый
жест,
даже
цветовая
гамма
исполнена
особого
назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя
произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы
от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один
сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В
канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о
пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются:
фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица
и
рук,
скрывается
под
складками
одежды),
овал
лица
удлиняется,
лоб
пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех
святых,
одежда,
в
которой
их
следует
писать,
строго
определены
(иконография
Богоматери,
иконография
Христа).
Когда
иконописец
приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды
святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги,
которые
называются
иконописными
подлинниками.
В
них
очень
точно
приведён
схематический
рисунок
с
характерными
для
каждого
святого
чертами,
внешним
видом,
красками
и
цветом
одежды.
И
художники
–
иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
Учитель:
Православная
традиция
иконописи
оставила
нам
множество
школ
и
техник, а также множество видов икон.
Образы
Иисуса
Христа
и
Пресвятой
Богородицы
занимают
первостепенное место в православной иконографии.
Во все времена, в любом
доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит
красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате;
поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей
Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека,
есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 12)
Праздничные иконы
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории
-
прежде
всего
Воскресения
Христова
и
Двунадесятых
Праздников,
Страстной недели и другие.
Образы святых
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого.
Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается
при
Святом
Крещении.
Иконы
святых,
покровительствующих
учебе,
воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к
помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских
надобностях.
5.
Работа с учебником.
6.
Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся.
Задание.
«Разложите
репродукции
по
конвертам.
В
один
конверт
положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте
свои аргументы. (Работа в группах. Время выполнения задания - 5 мин.)
Проверим,
что
у
вас
получилось.
(Для
проверки
используется
или
интерактивная доска, или презентация.)
Объясните,
как
вы
распределяли
репродукции.
(Аргументы
обучающихся)
Учитель:
-Русского
человека
икона
сопровождала
в
течение
всей
его
жизни.
Иконы,
к
которым
обращались
с
молитвой,
были
в
каждом
доме.
Ими
благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву
или отправляясь в странствие.
В трагические и переломные моменты многовековой истории русского
народа Господь являл Свое покровительство и милость через национальные
святыни:
Владимирскую,
Казанскую,
Феодоровскую,
Державную
иконы
Божией Матери и многие другие. В XX веке в период богоборческих гонений
русские люди, воздавая любовью за любовь, с риском для жизни спасали
уничтожаемые и поругаемые иконы.
Учитель:
- Как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?
-Закончить сегодняшнее занятие я хочу вот такими строками. (последний
слайд)
Домашнее задание (дифференцированное)
Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».
Подготовить сообщение на тему «Чудотворные иконы».
Литература.
1. Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное
образование.- 2009.- № 7.
2. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий
дом», 2005.
3.
Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа.
– 2010. - № 8.
4.
Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Отгадайте кроссворд
1.Священная книга христиан.
2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.
3.Как называется обращение к Богу?
4.Книги, написанные апостолами.
5.Место в храме, куда нет общего доступа.
Отгадайте кроссворд
1.Священная книга христиан.
2.Его устанавливают на куполах храмов, носят на груди.
3.Как называется обращение к Богу?
4.Книги, написанные апостолами.
5.Место в храме, куда нет общего доступа.
1
2
3
2
4
5
1
2
3
2
4
5