Напоминание

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОО


Автор: Шашкина Светлана Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Рябинушка" СП ГБОУ СОШ с.Преполовенка
Населённый пункт: с.Преполовенка Безенчукский район
Наименование материала: Статья
Тема: Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад «Рябинушка» структурное подразделение Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени А.А. Кузьмичева с. Преполовенка муниципального района Безенчукский Самарской области
Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОО
Автор: Воспитатель Шашкина С.И.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОО
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме. Международные документы по проблемам инвалидов, в том числе «Конвенция о правах ребенка» призваны обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности наряду со здоровыми детьми. Коллектив детского сада «Рябинушка» проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как и их сверстники. Подбирает такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в обществе. Практика коррекционной работы побудила нас изучить и внедрить опыт интегрированного обучения. Существуют следующие модели интеграции: - полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок; - временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок; - частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
На протяжении нескольких лет в работе реализуется первая модель - полной интеграции. В старшей разновозрастной группе два ребенка инвалида - Михалкин Сергей (4 года) и Тюрин Алеша(6 лет). С целью обеспечения системы развивающего обучения, с детьми- инвалидами коррекционная работа осуществляется параллельно развивающей, так как эти дети в интеллектуальном развитии не только не отстают от сверстников, но и опережают многих. Это позволяет раскрыть их потенциальные возможности. Дети-инвалиды наравне со сверстниками привлекаются к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. (Конкурсы поделок «Осень разноцветная», «Новогодние игрушки», принимают участие в утренниках, музыкальных и спортивных развлечениях). Дети в группе с удовольствием помогают, поддерживают Сережу и Алешу. Привлечение детей к участию во всех мероприятиях показало, что активная деятельность делает их более общительными, они откликаются на все важные события в жизни ДОУ. Для Сережи Михалкина характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня: увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов. В домашних условиях предлагаем родителям учить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладевать различными действиями с ними. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка. Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Уже с трехлетнего возраста дети нашей группы охотно помогали Сереже преодолеть трудности: при одевании после
сна ловко справлялись с пуговицами на рубашке и застежками на обуви, приносили детский стул на занятие, а сейчас помогают передвигаться, водят его за руку, оберегают его при подвижных играх, возят на санках во время прогулок. На собственной практике убедились, что наиболее способствуют решению коррекционных задач следующие виды деятельности: аппликация, лепка и рисование, что позволяет уделить Сереже больше внимания и времени для развития мелкой моторики. Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх Алеша Тюрин охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры. Сережа предпочитает настольные игры, а в подвижных играх испытывает трудности. Система коррекционно-педагогической работы с ребенком-инвалидом предусматривает работу с семьей. Помогаем семье выработать правильное отношении к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка-инвалида. Формируем оптимистические установки в отношении возможностей ребенка. В силу тяжести двигательных нарушений рекомендуем поиграть в разные игры, которые можно без особых усилий найти на сайтах для дошкольников. На своем опыте я убедилась в том, что при работе с детьми-инвалидами в условиях массового детского сада к ним должен быть индивидуальный подход, постоянный контроль, нужна частая смена деятельности, их надо любить и чаще хвалить. Свой доклад хочется закончить хорошим высказыванием: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».


В раздел образования