Напоминание

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.


Автор: Бикбулатова Римма Аузировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ№6 им.М.А.Киняшова
Населённый пункт: Г.Благовещенск Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад





Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас- это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к коррекционной работе, выясняю характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических о с о б е н н о с те й у ч а ще го с я и е го п о т е н ц и а л ь н ы х возможностей. У данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации. Все эти особенности приводят к изменению процесса овладения этими детьми речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, несформированность слово- образовательных процессов, затруднения при развернутом высказывании, что в итоге сказывается на социализации этих детей в обществе. Логопедическую работу веду по направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативное. В начале года диагностику начинаю с
изучения документации: справок с ПМПК, характеризующих актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет иметь целостную картину о каждом ребенке и подобрать индивидуальную работу . На основе обследования составляю речевую карту на каждого ученика(слайд). Почти у всех детей с ограниченными возможностями здоровья на выписках ПМПК указаны речевые заключения: системное недоразвитие речи легкой или средней степени. Дети с умственной отсталостью, в младшем школьном возрасте, плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные большей частью, с их непосредственными потребностями. Речь проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз. С каждой группой учеников с ОВЗ работу строю с учетом особенностей каждого ребенка, насколько ребенок способен выполнить то или иное задание. Задания подбираю разных уровней сложности (слайды). Занятия провожу по коррекционным программам, подобранным для учеников в соответствии с речевым нарушением и возрастом. В своей работе часто использую компьютерные обучающие игры. Применение различного рода компьютерных обучающих игр дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний. В основном, первичной и желаемой формой
деятельности для детей с ОВЗ является игра. Поэтому я стараюсь использовать эту форму о р г а н и з а ц и и деятельности для их обучения. Провожу активные формы рефлексии. Широко использую прием с различными цветовыми изображениями, частый повтор упражнений с элементами новизны, дозировка заданий и речевого м а те р и а л а , ч а с т а я с м е н а в и до в д е я т е л ь н о с т и . Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет их от переутомления. В заключении, хочу сказать, что работа с детьми- инвалидами -это очень ответственный и кропотливый труд со многими особенностями. Иногда даже малейшая диагностическая или методическая ошибка может перечеркнуть многодневные наши усилия. Поэтому важно уделять особое внимание детям с ОВЗ для их социализации в обществе. Спасибо за внимание!


В раздел образования