Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Автор: Бикбулатова Римма Аузировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МОБУ СОШ№6 им.М.А.Киняшова Населённый пункт: Г.Благовещенск Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ. Раздел: начальное образование
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Значение речи столь велико для человека, что это трудно
переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из
нас-
это
и
успешность
обучения
в
школе,
и
качество
межличностных
отношений
с
окружающими,
и
выбор
будущей профессии. Речь - своего рода визитная карточка
индивида.
В
настоящее
время
количество
детей
с
нарушениями развития очень велико.
Работа
учителя-логопеда
в
условиях
инклюзивного
образования
имеет
ряд
особенностей.
Прежде
чем
приступить к коррекционной работе,
выясняю характер
нарушения речевой деятельности с учетом специфических
о с о б е н н о с те й
у ч а ще го с я
и
е го
п о т е н ц и а л ь н ы х
возможностей.
У
данной
категории
детей
отмечается
низкий
уровень
познавательной
активности,
незрелость
мотивации
к
учебной
деятельности,
сниженная
работоспособность к приему и переработке информации.
Все
эти
особенности
приводят
к
изменению
процесса
овладения
этими
детьми
речевого
развития:
речевую
инактивность,
ограниченность
словаря,
бедность
грамматических конструкций, несформированность слово-
образовательных процессов, затруднения при развернутом
высказывании,
что
в
итоге
сказывается
на
социализации
этих детей в обществе.
Логопедическую
работу
веду
по
направлениям:
диагностическое,
коррекционно-развивающее
и
консультативное.
В
начале
года
диагностику
начинаю
с
изучения документации: справок с ПМПК, характеризующих
актуальный
уровень
развития
и
потенциальные
возможности
ребенка.
Это
позволяет
иметь
целостную
картину о каждом ребенке и подобрать индивидуальную
работу . На основе обследования составляю речевую карту
на
каждого
ученика(слайд).
Почти
у
всех
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
выписках
ПМПК
указаны
речевые
заключения:
системное
недоразвитие
речи
легкой
или
средней
степени.
Дети
с
умственной отсталостью, в младшем школьном возрасте,
плохо
понимают
чужую
речь,
улавливая
только
тон,
интонации и отдельные опорные слова, связанные большей
частью,
с
их
непосредственными
потребностями.
Речь
проявляется
в
виде
отдельных
слов,
коротких
фраз.
С
каждой
группой
учеников
с
ОВЗ
работу
строю
с
учетом
особенностей
каждого
ребенка,
насколько
ребенок
способен
выполнить
то
или
иное
задание.
Задания
подбираю
разных
уровней
сложности
(слайды).
Занятия
провожу
по
коррекционным
программам,
подобранным
для
учеников
в
соответствии
с
речевым
нарушением
и
возрастом. В своей работе часто использую компьютерные
обучающие игры.
Применение
различного
рода
компьютерных
обучающих
игр дает возможность изменить эмоциональное отношение
ребенка к трудной для него работе над речью, позволяет
повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать
мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых
знаний.
В
основном,
первичной
и
желаемой
формой
деятельности для детей с ОВЗ является игра. Поэтому
я
стараюсь
использовать
эту
форму
о р г а н и з а ц и и
деятельности для их обучения. Провожу активные формы
рефлексии.
Широко
использую
прием
с
различными
цветовыми изображениями, частый повтор упражнений с
элементами
новизны,
дозировка
заданий
и
речевого
м а те р и а л а ,
ч а с т а я
с м е н а
в и до в
д е я т е л ь н о с т и .
Переключение
с
одного
вида
деятельности
на
другой
предохраняет их от переутомления.
В
заключении,
хочу
сказать,
что
работа
с
детьми-
инвалидами -это очень ответственный и кропотливый труд
со
многими
особенностями.
Иногда
даже
малейшая
диагностическая
или
методическая
ошибка
может
перечеркнуть многодневные наши усилия. Поэтому важно
уделять особое внимание детям с ОВЗ для их социализации
в обществе. Спасибо за внимание!