Напоминание

"Организация двигательной активности детей на прогулке"


Автор: Мансимова Анастасия Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ № 82 "Гусельки"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Организация двигательной активности детей на прогулке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке». Содержание: 1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте. 2. Планирование прогулки. 3. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте. 4. Особенности организации прогулок в среднем и старшем дошкольном возрасте. 1. Значение двигательной активности в дошкольном возрасте. Двигательная активность является важным условием развития и воспитания ребенка, ведь это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Она особенно значима в дошкольном возрасте, когда формируются системы и функции организма. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Разнообразнее движений спо собствует и н т е н с и в н ом у интеллектуальному развитию. Движение еще и важное средство общения между детьми. Через игры они учатся общению, развивают опыт поведения. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей, ведь в первую очередь страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объем мышц. Все это ведет к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям. Измерить движения ребенка можно в условных шагах. Для этого используется шагомер. Дети должны двигаться не менее 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении. В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр. Вы, наверное, наблюдали за детьми, которые заняты своим делом. Например, девочки играют с куклами. Одна из них кормит куклу, укладывает спать, не вставая с места. Другая те же действия выполняет, находясь в постоянном движении. Даже с такой игрушкой как мяч, дети по-разному подвижны: могут бросать мяч и бегать за ним по несколько раз подряд. Или же, наоборот, выполняют с мячом более спокойные движения: вращают мяч на месте или прокатывают вокруг себя. Таким образом, детей можно условно выделить на 3 группы: дети большой, средней и малой подвижности. Дети большой подвижности находят возможность двигаться в любых условиях. Порой они не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сосредоточенности. Поэтому у таких ребят следует уделять внимание воспитанию целенаправленности, совершенствованию умения заниматься спокойными видами деятельности. Дети средней подвижности самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в
сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность можно объяснить слабыми двигательными умениями и навыками, состоянием здоровья и тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. Поэтому, у этих детей необходимо воспитывать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке. 2. Планирование прогулки. Большое удовольствие детям доставляет прогулка с подвижными играми и упражнениями соревновательного характера. Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы: -удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении; -обеспечить развитие всех систем и функций; -сформировать навыки в разных видах движений; В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы: -рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть); -включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный); -четкое объяснение заданий и показ упражнений; -активизация мотивационной деятельности ребенка (наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций); -вариативность подвижных игр, приемов их усложнения. Как мы видим, при планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель должен предусматривать равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни
проведения физкультурных занятий с детьми организуется подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.). Длительность организованной двигательной деятельности – в соответствии с возрастом (от 10-30 минут). 3. Особенности организации прогулки в младшем дошкольном возрасте. Для малышей характерно эмоциональное восприятие игрушки, образа, данного в игре, и воспитатель должен опираться на эту особенность детей. Для данного возраста используем совсем простые игры и игровые упражнения, построенные в большинстве случаев на одном действии, причём это действие воспитатель тут же подсказывает детям. В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но тут же сам проделывает соответствующие движения, а ребята подражают ему. Как только ребята научатся действовать по словесному сигналу, вводим правила игры. Они должны быть простыми, доступными детям. Объясняя детям правила, учитываем, что инструкции должны быть краткими и включать ограниченное число слов. Начинаем игру с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда все дети подгруппы усвоили правила, переходим к игре со всеми детьми. Воспитатель повторяет одну и ту же игру в течение нескольких дней, так как в знакомую игру малыши играют более охотно. Немало важное значение для малышей имеет окружающая их среда. Украшенный участок вызывает у детей положительные эмоции. В любое время года можно развешать флажки, игрушки, под которыми надо проходить пригнувшись, чтобы не задеть. На прогулке дошкольники много двигаются и для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка: делать дорожки для катания на санках, лабиринты с препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть, перешагнуть). На расчищенной от снега центральной площадке можно краской нарисовать дорожки - извилистые, прямые, замкнутые. Таким образом, дети на прогулке будут выполнять разнообразные движения. Особое внимание на прогулке следует уделить подвижным играм, ведь именно в них закрепляется умение ребенка внимательно слушать взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с остальными играющими. Можно игру организовать сразу, если на улице холодно и сыро, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на самостоятельное продолжение двигательной деятельности. Если ребята сами начали играть, то подвижную игру целесообразно провести в конце прогулки, когда интерес к двигательной активности снижается. Взрослый может даже организовать подвижную игру с одним - двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. 4. Особенности организации прогулок в среднем и старшем дошкольном возрасте. Примерно с 4-5 лет, в средней группе, движения детей становятся более совершенными, координация улучшается. Поэтому в процессе игры теперь
внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья. Следовательно, игры должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений. В средней и в старшей группе воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности. В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалки: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем — при самостоятельной организации ими игры. Считалка даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств. Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, высокая эмоциональность. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми. Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно. Внимание воспитателя направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости. Как и раньше, воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. Воспитатель учит детей строго соблюдать правила, договариваться о последовательности действий, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности. Следует добиваться, чтобы все дети играли в разнообразные игры, иначе развитие их будет односторонним: одни будут упражняться только в метании, другие — в прыжках и т. п.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр- эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать необходимые указания. Однако наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры-эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игр составляет 10-12 минут. Очень тактично воспитатель должен обращаться со слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности. Особенно много внимания надо уделять новым детям, не привыкшим играть в данном коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива. Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам ДА. Иногда можно непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, воспитатель не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приемы. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося
никаких изменений, то ДА детей резко снижается и интерес к играм падает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их ДА. Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы: 1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. 3. Усложнить или упростить правила игры. 4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера. 5. Ввести короткие перерывы, организовать «домики» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д. Интенсивные игры следует чередовать с малоподвижными играми. Итак, в процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.


В раздел образования