Знакомство детей с фольклором марийского народа (сказка)
Автор: Семёнова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №79 "Золотой колосок" Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Наименование материала: статья Тема: Знакомство детей с фольклором марийского народа (сказка) Раздел: дошкольное образование
Знакомство
детей
с
фольклором
марийского
народа
(
сказка
)
Устное
народное
творчество,
и
прежде
всего
сказки,
-
неиссякаемая
сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя
исторический опыт многих поколений, сказки имеют колоссальное воспитательное
значение
для
ребенка.
Сказки
помогают
формировать
художественный
вкус,
воспитывать доброе отношение к миру и людям, расширяют познания и кругозор
детей. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его
проблемах
и
способах
их
решения.
Истинные
сказки
исполнены
огромного
жизнеутверждающего смысла.
В воспитании дошкольников широко используется народная сказка, которая
способствует
не
только
формированию
эмоционального
положительного
отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию детей.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба
за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт
народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в
поколение.
Марийский
народ
на
протяжении
долгого
времени
копил
опыт
в
установлении
связей
между
объектами
природы
и
миром
людей.
Этот
опыт
облекался им в форму песен, легенд, сказок.
Марийская народная сказка отличается неповторимым колоритом, который
создается бытовыми особенностями, привычками, обычаями марийского народа.
Именно это и придает ей национальный характер, делает ее самобытной. Кто
слышал или читал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать и
читать их. Марийские народные сказки внушают уверенность в торжество правды,
победу добра над злом. В них отражена многовековая история, быт и психология
марийцев.
В
сказках
отразилось
мировоззрение
людей,
стремящихся
понять
природу, определить свое место в ней.
Особую
ценность
представляет
сочетание
в
них
образовательного
и
воспитательного
элементов.
Именно
мастерское
сочетание
в
сказках
воспитательного и познавательного моментов и сделало их весьма эффективным
педагогическим средством.
Особенности марийских сказок:
оптимизм
образность
забавность
дидактизм
Все это позволяет использовать сказки для решения педагогических задач.
При отборе марийских сказок для детей дошкольного возраста мы опираемся
на следующие принципы:
доступность содержания,
познавательная и нравственная значимость,
возможность
формирования
на
их
основе
умения
«чувствовать» окружающий мир.
Цель
работы по ознакомлению с марийской народной сказкой: научить
детей любить и понимать мудрость сказок марийского народа.
В
марийских
сказках
содержится
богатый
материал
о
родной
природе,
животном и растительном мире.
Марийцы издавна жили в лесистом краю на среднем течении Волги. Лесами
окружены марийские деревни, среди лесов стоят города. Издавна жизнь марийцев
была тесно связана с лесом: в лесу они добывали зверя, собирали ягоды, лес давал
бревна для строительства жилища, из дерева марийцы вырезали посуду, из лыка и
бересты плели лапти. Марийцы были благодарны лесу за пищу и кров, но еще они
любили лес за его красоту. Поэтому почти в каждой марийской сказке обязательно
говорится про лес.
Конечно, лес культивируется в сказках многих народов, но в марийских
сказках особо, так как лес - главное богатство нашего края. Через сказку дети
узнают, какую роль играл и играет лес в жизни марийского народа («Как топор в
лес ходил», «Два брата», «Иван-охотник», «Огонь и человек»).
В
сказке
«Топор»
развенчивается
человек
в
образе
топора,
желающий
уничтожить
природу,
вековой
лес.
Однако
лес
силен
и
могуч,
он
выходит
победителем. В сказках отрицательные персонажи, которые жестоко относятся к
дарам природы, растениям, животным, подвергаются суровому наказанию.
Самый распространенный вид марийских сказок, который рано становится
известным ребенку, сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи
на настоящих. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его
привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и
зверях. («Откуда у кулика длинный клюв», «Лиса и медведь»).
Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме
и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о
доброте и жадности – откладываются в сознании и определяют для ребенка нормы
поведения. Каждая сказка рождает в душе ребенка такие чувства, как участие,
волнение,
сопереживание.
В
каждой
сказке
о
животных
есть
мораль,
которая
необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни.
Сказка «Заячий домик» учит помогать слабым, сказка «Лиса, Сова и Сорока»
- помочь другу советом, сказка «Лиса и Медведь» доказывает, что ум побеждает
глупость.
В
марийских
сказках
животное
особенно
близко
человеку,
принимает
непосредственное участие в его делах и сильно похоже на человека. В сказке «Два
брата» герои встречаются в лесу с разными животными, которые становятся их
верными друзьями, помогают в делах, платят добром за добро.
Дети
легко
запоминают
сказки
о
животных.
Это
объясняется
тем,
что
народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.
Эпизод
цепляется
за
эпизод,
нередко
они
повторяются.
Эти
повторения
содействуют запоминанию и пониманию. («Кто всех сильнее?», «Зимовье в лесу»,
«Любознательный заяц»).
Сказки
о
животных
можно
назвать
детскими
потому,
что
в
них
много
действия, движения, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно.
Детям нравится, как заяц, чтобы узнать ответ на свой вопрос, посещает многих
героев сказки. («Любознательный заяц»)
В
сказках
о
животных
много
юмора.
У
ребенка
никогда
не
возникает
сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу: петух -
герой,
лиса
-
хитрая
обманщица,
медведь
–
глупый,
заяц
–
трусливый
и
любознательный, сорока – болтливая, но хороший друг.
Кроме сказок о животных мы используем в работе сказки о марийских
богатырях. Дети, знакомясь со сказками «Онар», «Кокша-богатырь», «Нöнчык-
патыр»,
«Чоткар-патыр»,
соприкасаются
с
историей
марийского
края.
Наше
понятие
о
добре
предстает
в
сказке
в
виде
богатыря.
Качества,
присущие
марийским богатырям (всегда готовые помочь попавшему в беду, заступиться за
обиженного), служат примером для детей-дошкольников.
В дошкольном возрасте, как известно, ведущий вид деятельности – игра, в
которой
развиваются
все
познавательные
процессы.
Играя,
ребенок
способен
понять и оценить поступки героев сказки, осудить отрицательных героев, оценить
собственные действия и действия других людей. Ребенок начинает овладевать
нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что
хорошо, а что плохо.
Поэтому
в
своей
работе
мы
используем игру-драматизацию сказки. Но
чтобы хорошо обыграть сказку, мы проходим 3 этапа.
1 этап – знакомство с содержанием сказки (чтение, рассказывание, беседа,
рассматривание иллюстраций).
2 этап – эмоциональное восприятие (пересказ сказки, настольный театр,
подвижные игры с персонажами сказки).
3
этап
–
отражение
эмоционального
отношения
ребенка
к
изучаемому
объекту
в
художественной
деятельности
(лепка,
рисование,
конструирование,
изготовление атрибутов для игр).
Пройдя эти этапы, ребенок умело участвует в играх-драматизациях.
Еще одна форма работы с детьми, используемая нами, это викторины по
марийским народным сказкам. Слушая отрывки, дети называют названия сказок и
главных
героев.
Дети
сравнивают
героев
марийских
народных
сказок
с
персонажами из русских сказок и легенд. Онара, Чоткар-патыра, Ненчык-патыра
сравнивают
с
былинными
богатырями,
Сереброзубую
Пампалче
с
Василисой
Прекрасной и Еленой Премудрой. Этим мы учим детей видеть общие черты, общие
ценности разных народов.
Викторины помогают запомнить содержание сказки, сравнивать персонажи
разных сказок, сопоставлять их, выражать свое отношение к ним.
Также проводим выставки творческих работ детей по мотивам марийских
народных сказок. В своих рисунках, аппликации, лепке дети учатся выражать свое
отношение
к
тому
или
иному
персонажу.
Яркими
красками
изображают
положительных
и,
наоборот,
темные
цвета
используют
при
изображении
отрицательных героев. Творческие работы помогают формировать художественный
вкус, развивают детскую эмоциональность.
Выбирая сказки для детей дошкольного возраста, мы учитываем, чтобы в них
сочеталась занимательность и простота, дидактичность и юмор. И еще: чтобы,
слушая сказки, он запомнил простую мудрость «Плохим быть легко, трудно быть
хорошим» и понял бы преимущества этого трудного пути.
Литература:
1.
Борисенко
М.Г.,
Лукина
Н.А.
Конспекты
комплексных
занятий
по
сказкам
с
детьми
3-4
лет.-
Санкт-
Петербург:
Паритет,2008.-
112с.,цв.вкл.
2.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
Дошкольное воспитание.-2005.-№1
3.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
Дошкольное воспитание.- 2005.-№5
4.
Марийские народные сказки. Составитель В.А.Акцорин.- Йошкар-
Ола,1984.-111с., ил.
5.
Марийские народные сказки. Составитель М.Майн.- М.: Детская
литература,1985.-288с.
6. Туныктышо Учитель,1994, №2.