Автор: Мартынюк Екатерина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №4" Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский район Наименование материала: Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс (Гармония) Тема: Россия - многонациональное государство Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия – многонациональное государство», 2 «Б» класс
Ф.И.О. педагога
Мартынюк Екатерина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ № 4»
Образовательная система
«Гармония», учебник О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина «Окружающий мир», 2 класс
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Тема раздела
Наша Родина - Россия (9 часов)
Тема урока
Россия – многонациональное государство (3/9)
Цель урока
Создание условий для формирования представления о многонациональности России, содействие в выборе правильной модели
поведения в многонациональном обществе
Задачи урока
•
формировать представления о России как о многонациональной стране;
•
содействовать выбору правильной модели поведения в многонациональном обществе;
•
развивать способности к наблюдательности, умению сравнивать, делать выводы, обобщать;
•
воспитывать навыки коммуникативной культуры, самостоятельность, уважение к культуре, традициям, языку разных
народов.
Планируемые результаты
Личностные:
•
зарождение у учащихся элементов гражданского самосознания, гордости за свою страну, интереса и уважения к образу
жизни, культуре, традициям народов, населяющих Россию;
•
развитие коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
•
развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•
формирование способности учащихся к саморазвитию;
•
формирование у учащихся правильной модели поведения в многонациональном обществе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
•
принятие учебно-познавательной задачи и сохранение её до конца учебных действий;
•
планирование своих действий в соответствии с учебно-познавательными задачами урока;
•
действие согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или дидактического задания;
•
контроль за своими действия и действиями одноклассников;
•
оценивание результатов деятельности;
•
выявление причинно-следственных связей в окружающем мире.
Коммуникативные УУД
•
развивитие умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
•
проявление инициативы в поиске и сборе информации для выполнения заданий, желая помочь сверстникам и взрослому;
•
высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий;
•
соблюдение правил работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
•
извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач из материалов учебника, собственных наблюдений,
личного опыта общения с людьми;
•
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
•
умение работать со знаково-символическими средствами (символами, схемами, рисунками);
•
сравнивать и анализировать информацию из разных источников.
Предметные:
•
развитие первоначальных представлений о России, как многонациональном государстве (определение с помощью наблюдений)
•
расширение знаний о народах, проживающих на территории России;
•
понимание того, то все народы равны между собой, что нужно уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других
национальностей.
Методы обучения
1.
По источникам знаний : словесный, наглядный, практический.
2.
По
степени
взаимодействия
учителя
и
учащегося :
беседа,
рассказ,
объяснение,
работа
в
паре,
элементы
психогимнастики,
3.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе : объяснительно -
иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
4. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков : самоконтроль, рефлексия.
Форма организации учебно-
познавательной
деятельности
•
Фронтальная
•
Индивидуальная
•
Групповая (парная)
•
Внутриклассная дифференциация (на основе результатов психолого- педагогического мониторинга индивидуального
стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД))
Учебно - наглядные
пособия, атрибуты
1.
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова - Смоленск:
«Ассоциация ХХΙ век», 2012 г
2.
Конверты с разноцветными пуговицами, бусинами, камешками, предметами;
3.
Поднос
4.
Музыкальные композиции
5.
Условные знаки, обозначающие погоду
6.
Видеозапись «Наша Родина Россия»
7.
Условные знаки деятельности
8.
Модель школы
9.
Презентации обучающихся
10.Национальные костюмы, предметы быта
11.Карточки для рефлексии в форме сердечек
Технические средства
информации
1.
Интерактивный комплекс с программным обеспечением WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint.
Ход урока.
I этап. Мотивирование к учебной деятельности
Дидактическая задача
этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Создать условия для
возникновения у
ученика внутренней
потребности включения
в деятельность («хочу»)
и выделения
содержательной
области («могу»)
Мотивирует учащихся на начало урока
- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями.
Для чего вы пришли на урок?
Предлагает пожелать друг другу удачи.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнется вдруг
Слушают учителя.
Делятся своими мыслями.
Хлопают соседа по ладони для того,
чтобы пожелать удачи.
Личностные:
- самоопределение.
Регулятивные:
- самоорганизация и
организация рабочего места.
Коммуникативные:
- планирование ученического
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
То встать ему поможет друг.
Вы хороший дружный класс.
Урок получится у нас!
II этап. Актуализация опорных знаний
Актуализация знаний,
необходимых для
открытия нового знания,
их обобщение.
- По традиции мы начинаем урок окружающего мира с
минутки календаря.
(на доске карточки: времена года, дата, облачность,
температура, осадки, ветер)
- Посмотрите внимательно на знаки и составьте условное
изображение сегодняшнего листочка календаря - Занесите
записи в свой дневник наблюдений.
Выбирают карточки для
схематического отображения
погодных условий и составляют
карточку «Погода дня».
Комментируют составленную
модель.
Познавательные:
-использовать схемы для
составления моделей при
решении практических задач.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в
устной форме;
- слушать и понимать речь
других.
Регулятивные:
- анализировать объекты с
целью выделения их признаков;
- устанавливать причинно-
следственные связи;
-структурировать знания.
Предметные:
-соотносить погодные условия с
их условными обозначениями;
-знать название страны, в
которой живут;
-осознавать её величие и
разнообразие.
- Я переверну условные знаки (с обратной стороны на
карточках буквы, из которых складывается слово РОССИЯ).
Какое слово можно сложить из этих букв?
- Россия. Наша Родина. О ней сложено много стихов, научных
и художественных произведений. Вот что сказал о России
поэт Александр Прокофьев:
"Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух слова произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён назвать одно - Россия".
На фоне видеозаписи учитель говорит:
- Природы нашего великого Российского государства богата и
разнообразна – горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Много
у нас и плодородных земель, на которых люди выращивают
урожаи зерна, фруктов, овощей. Богата наша земля нефтью,
природным газом, углём. Наша страна - самое большое в
мире
государство
по
площади.
Она
имеет
богатую
и
интересную
историю.
Одно
из
главных
богатств
нашей
страны – это люди.
Складывают слово из 6 букв.
Слушают высказывание поэта.
Смотрят видеофрагмент «Наша
Родина Россия» (без звука) и
слушают учителя.
III этап. Выявление места и причины затруднения
Выявить и
зафиксировать
затруднения учебного
действия.
Создать условия для
определения детьми
цели урока и
постановки учебных
задач.
-У вас на столах конверты. Откройте их. Выберите 1 предмет,
который вам очень понравился. Я пройду, и вы положите его
мне на поднос.
-Что напоминает вам эта разноцветная горка?
(выслушав ответы детей, учитель уточняет и обобщает)
- На мой взгляд, эта разноцветная горка похожа на нас,
потому что каждый из нас уникален и неповторим как каждый
предмет, лежащий у меня на подносе. А вместе мы дополняем
друг друга, образуя единое целое – 2 б класс.
Открывают конверты, выбирают
понравившийся предмет и кладут
его на поднос учителя.
Рассматривают горку предметов.
Высказывают собственные
предположения. Рассуждают.
Личностные:
- самоопределение-мотивация
учения
Регулятивные:
- выделение и осознание того,
что усвоено и что ещё подлежит
усвоению;
- постановка и формулирование
проблемы.
Познавательные:
- анализ объектов с целью
выделения признаков;
- актуализация мыслительных
операции, необходимых для
решения задач урока.
Коммуникативные:
-умение слушать и понимать
речь других.
Предметные:
-осознание себя как
индивидуальность и
одновременно как частицу
общества;
-иметь представление о
многонациональности России
- Посмотрите друг на друга. Все мы разные.
- Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле
станут совершенно одинаковыми: рост, цвет волос и глаз,
язык, на котором разговаривают, одежда, сумма знаний, голос,
походка, еда, игры, танцы, песни, праздники - всё одинаково!
- Каким будет этот мир?
-То есть человечество – это разноцветный мир народов. Оно
представлено 2 тысячами различных народов, в нашей
стране их более 100.
- Я передаю слово группе «Исследователи», которые
познакомят нас с результатами своей работы по подготовке к
уроку.
- Ребята, как назвать страну, в которой проживают народы
многих национальностей? А как же тогда жить в мире, где
столько разных людей?
Размышляют над вопросом и дают
на него ответы. (Мир будет
неинтересен. Мы не будем узнавать
друг друга. Исчезнут краски.
Человек не будет индивидуален.
Жизнь будет скучной.)
Слушают представителя группы
«Исследователи», который знакомит
с результатом опережающего
задания к уроку: (совместно с
социальным педагогом школы
изучить национальный состав
обучающихся МБОУ «Лянторская
СОШ №4»)
Слушают
учителя,
вступают
в
диалог, рассуждают.
- Как вы думаете, какую задачу нам предстоит решить, если
тема нашего урока «Россия – многонациональное
государство».
- В ходе нашего урока мы должны найти ответ на вопрос:
« Что нужно делать для того, чтобы жить дружно в
стране, где проживают люди разных национальностей?»
Озвучивают задачу:
- Как жить дружно людям разных
национальностей?
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Под руководством
учителя в
коммуникативной
форме составить проект
будущих учебных
действий (план
достижения цели)
- Мы знаем, что получить информацию можно различными
способами. Какими?
- Предлагаю вам вместе составить план решения задачи
нашего урока. Я показываю условные знаки, а вы с их
помощью определяете порядок нашей работы.
1. Работа с учебником.
2. Сообщения одноклассников.
3. Выводы по уроку.
Перечисляют способы получения
информации:
в учебнике, спросить у учителя,
взрослого, послушать рассказ
одноклассника, сходить на
экскурсию, поискать в интернете, в
энциклопедии…и.т.д.
Переводят знаковую модель в
словесную, тем самым планируя
свою дальнейшую работу.
Регулятивные:
-планировать свои действия в
соответствии с учебно-
познавательными задачами
урока.
Познавательные:
- применять для решения задач
(под руководством учителя)
логические действия анализа,
обобщения, установления
причинно-следственных связей,
построения рассуждений и
выводов;
-работать со знаково-
символическими средствами
(схемами, рисунками).
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной форме;
- обосновывать свою точку
зрения.
Предметные:
-определять способы получения
информации
Физминутка «Дрозд»
Организовать смену
вида деятельности с
целью предупреждения
утомляемости,
повышения
эмоциональной окраски
урока.
(Учащиеся встают и поворачиваются к своему соседу по парте)
Я дрозд и ты дрозд. (Указывают на себя и на соседа)
У меня носи у тебя нос. (Дотрагиваются до своего носа и носа соседа)
У меня щечки красненькие и у тебя щечки красненькие . (Слегка прищипывают свои щеки и
щеки соседа)
У меня губки аленькие и у тебя губки аленькие. (Дотрагиваются до своих губ и губ соседа)
Мы два друга – любим друг друга! (Обнимают друг друга)
Коммуникативные:
-формировать умение работать
в паре.
Личностные:
- формировать уважительное и
дружеское отношение к
однокласснику.
V этап. Реализация построенного проекта
Использовать
построенный план
действий для решения
задачи, вызвавшей
затруднение.
-Итак, ребята, работаем согласно 1 пункта нашего плана.
- Откройте учебник на странице 56. Прочтите последний
абзац.
-На стр.57 найдите первый абзац и познакомьтесь с его
содержанием.
- Какие новые знания вы получили, прочитав эти два абзаца?
ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают наше общество.
Делают его жизнь яркой и интересной.
Индивидуальная работа с тестом.
Дают ответы на вопросы учителя по
содержанию текста. (В нашей
стране разные народы жили очень
давно. Сейчас в России проживает
более 150 народов - поэтому нашу
страну называют
многонациональной. У каждого
народа свой быт, одежда, обычаи,
традиции, праздники, игры, танцы,
песни. Но все вместе мы –россияне,
потому что у нас общая Родина –
Россия. Нужно уважительно
относиться к традициям и обычаям
не только своего народа, но и
других)
Личностные:
-зарождение элементов
гражданского самосознания.
Коммуникативные:
-формировать умение слушать и
слышать учителя и друг друга.
Познавательные:
- формировать умение
извлекать необходимую
информацию из учебника и
сообщений одноклассников и
перерабатывать её.
Предметные:
-
уточнить
и
р а с ш и р и т ь
представления
учащихся
о
многообразии народов
- Ребята, вспомните, приходилось ли вам встречаться с
людьми разных национальностей и где?
- Вы, конечно же, обратили уже внимание на то, что
некоторые ваши одноклассники сегодня необычно одеты?
- Как вы думаете, почему?
- Многонациональность нашей Родины нашла своё отражение
и на примере нашего класса. Вместе с нами учатся дети 9
разных национальностей. Они тоже готовились к
сегодняшнему уроку. Давайте их послушаем.
Делятся своим жизненным опытом,
слушают друг друга.
Высказывают предположения,
рассуждают.
Группа «Творческие» представляют
свои мини-проекты (приложение1)
(опережающее задание)
В
ходе
защиты
мини-проектов
учащиеся
смотрят
презентации,
слушают стихи, рассказы, куплеты
песни,
смотрят
фрагменты
танца.
Обобщают
полученные
знания
и
Личностные:
-формировать интерес и
уважение к образу жизни,
культуре, традициям народов
России;
- формировать правильную
модель поведения в
многонациональном обществе.
Регулятивные:
- формировать умение
взаимодействовать со
сверстниками в учебной
-Какие новые знания вы сегодня приобрели, работая с
учебником и слушая своих товарищей?
Вывод:Россия – многонациональная страна. Все народы,
живущие в ней, достойны уважения! Для того чтобы люди
разных национальностей могли общаться друг с другом,
понимали друг друга, нужен общий язык. Общим языком всех
россиян независимо от их национальности является русский
язык. Он государственный язык Российской Федерации. Это
значит, что на русском языке пишутся
официальные государственные документы, на нем Россия
ведет переговоры с представителями других стран, русский
язык изучают во всех школах России.
участвуют в диалоге.
деятельности;
-сохранять учебную задачу на
протяжении всего урока.
Познавательные:
- формировать умение
извлекать необходимую
информацию из сообщений
одноклассников и
перерабатывать её;
- участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока;
-устанавливать причинно-
следственные связи;
- уметь добывать новые знания.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной форме;
- аргументировано отвечать на
вопросы, обосновывать свою
точку зрения;
- владение монологической
формой речи.
Наш класс – это небольшая частичка нашего общества,
маленькая семья. И мне бы хотелось, чтобы в нашей семье
всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было
бы ссор, ругани, драк.
А что же для этого нужно сделать? Ответ на этот вопрос
нашли ребята, которые работали в группе «Мудрые». Итак,
слово «Мудрым»
Учитель: Как мы ответим на вопрос нашего урока «Как жить
в мире, где столько разных людей?»
Вывод : Чтобы жить в мире и согласии в мире, где столько
разных людей, мы должны любить друг друга, уметь
прощать и быть терпимыми к окружающим.
Мудрые: Мы думаем, что
китайская притча «Ладная семья»
поможет нам найти ответ на вопрос
как жить в мире, где столько разных
народов
Слушают притчу (приложение2)
(опережающее задание), вступают в
диалог, рассуждают.
Мудрые: Ребята, какой мудрости
учит нас эта притча?
Помещают на доску правила
поведения в многонациональном
обществе (ответ на вопрос урока):
Сто раз любовь
Сто раз прощение
Сто раз терпение
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проговорить вслух
способ решения задачи
урока
- Я попрошу вас встать, взять своего соседа по парте за руки,
и, глядя друг другу в глаза, вдумчиво, в полголоса
произнести, повторяя за мной следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мой класс – моя семья.
Все мы разные – но мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердны, добры, справедливы.
Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга
и жить в мире и согласии.
- Присаживайтесь.
В парах выполняют элементы
психологического тренинга.
Личностные:
- формировать уважительное
отношение к народам разных
национальностей,
одноклассникам.
Коммуникативные:
-формировать умение работать
в паре и сохранять дружеские
отношения.
Предметные:
-знать правила поведения в
многонациональном обществе.
VII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Зафиксировать новые
знания, оценить
собственную
деятельность и
деятельность
одноклассников.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
- Удалось ли нам её выполнить?
- Продолжите предложение, выбрав начало словами:
- На уроке меня удивило, что….
- Я понял, что в жизни…….
- Я бы хотел поблагодарить…….
- Ребята, прошу вас на всю жизнь сохранить в своем сердце
слова из китайской притчи: «сто раз любовь, сто раз
прощение, сто раз терпение». Эти слова позволят вам жить в
мире и согласии с окружающими вас людьми. Пусть ваши
маленькие сердечки бьются вместе с моим.
«Каких народов только нет
в стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет, Калмыки и Чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты-
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады»
Повторяют учебную задачу.
Участвуют в диалоге. Оценивают
свою деятельность и деятельность
одноклассников на уроке.
Личностные:
- анализ собственной
деятельности и определение
«нужности» приобретённых
знаний на уроке.
Коммуникативные:
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Регулятивные:
- умение структурировать
знания.
Предметные:
-понимать, что все народы
равны между собой и знать
правила поведения в
многонациональном обществе.
Домашнее задание.
Предлагает дифференцированное домашнее задание:
Репродуктивная группа.
Найти, прочитать сказки народов России и
проиллюстрировать их.
Продуктивная группа.
Подготовить сообщение о национальном костюме.
Творческая группа.
Подготовить сообщение о выдающихся людях разных
национальностей.
Спасибо за работу!
Приклеивают задание в дневник.
Приложение 1
Защита мини-проектов группой «Творческие»
Ульяна знакомит
одноклассников с любимым
белорусским блюдом
«Кокованцы».
Ханымгюль и Умуд читают стихи о
родине на азербайджанском языке и
предлагают национальные угощения
Рината исполняет куплет
колыбельной песни на
кыргызском языке
Катя и Оля предлагают ребятам
фрагменты русского народного танца
Саша демонстрирует чувашские
лапти, которые плетет его
дедушка и рассказывает о них
Кирилл рассказывает о
татарском женском
национальном наряде.
Приложение 2
Китайская притча «Ладная семья»
«Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Была она особая – мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни
ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он
в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил
узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей
семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял
бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение;
терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Приложение 3.
Методические рекомендации по теме
«Использование технологии учета и развития
индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД) в реализации ФГОС нового
поколения» 1-4 классы
Цель :
реализация
индивидуального
похода
к
обучающимся,
создание
условий
для
достижения
необходимого и достаточного уровня индивидуализации образовательного процесса.
Для
эффективного
использования
технологии
«ИСУД»
учителю
необходимо
изучить
и
проанализировать систему динамических характеристик индивидуального стиля учебной деятельности
(параметры ИСУД).
Система динамических характеристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика
Обученность
Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету
(предметный результат).
Обучаемость
Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Значение параметра,
зависящее от развития всех остальных характеристик ИСУД, определяет уровень педагогической
помощи и/или место учителя в зоне ближайшего развития ученика по отношению к актуальной зоне:
чем ниже уровень обучаемости ученика, тем выше уровень педагогической помощи, тем «ближе» к
ученику должен находиться учитель, осуществляющий обучение.
III
уровень
обучаемости –
наиболее
высокий,
творческий
уровень
обучаемости
(способность
самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать
новые способы решений и т.д.)
II уровень – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в
знакомой ситуации).
I уровень – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
Обучаемость как характеристика возможностей интегрирует все параметры ИСУД, но определяется:
1 классы -
по результатам соотнесения данных психологического мониторинга (готовность к школе),
по
результатам комплексной контрольной
работы на межпредметной основе; (КПР), педагогического
наблюдения и педагогического анализа.
2-4 классы
по результатам комплексной контрольной
работы на межпредметной основе (КПР)
и
обученности;
педагогического наблюдения и педагогического анализа.
Внимание
Характеризует
в
системе
ИСУД
направленность
и
сосредоточенность
сознания
ученика
на
определенных объектах.
Для учителя, данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – важнейшая
информация для проектирования способов подачи материала, а также форм
его самостоятельной
деятельности.
Качества внимания:
Объем – количество и размер объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно (может
ли использовать 2–3 источника информации одновременно или работать сразу со всем содержанием
большой главы).
Концентрация – способность выделять нужный объект из ряда других, степень сосредоточенности на
конкретном объекте.
Распределение –
возможность
использовать
одновременно
несколько
способов
восприятия
и
переработки информации (слышать и писать, смотреть, слышать и записывать и т.д.).
Устойчивость – длительность сознательного удержания внимания на объекте (как долго может быть
сосредоточен).
Лучше всего использовать диагностические данные психологов, но учитель-предметник может в
первом
приближении
оценить
развитие
психофизиологического
параметра
внимания
и
через
наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определенного типа.
Память
Сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание,
сохранение, воспроизведение информации. Для учителя эта информация об ученике важна как еще одно
основание для выбора комфортных приемов освоения нового материала (в форме, удобной для
запоминания именно этому ученику). Одновременно учитель должен развивать те виды памяти,
которые у ученика находятся на низком уровне. Учитель должен владеть сам и обучать учащихся
мнемонической технике, помогая ему развить различные виды памяти:
словесно-логическую (умение
запоминать
информацию,
поданную
в
вербальной
форме,
в
виде
формул, понятий);
образную (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.).
Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь учитель-предметник
может определить «западающий» вид памяти у своего ученика путем внимательного наблюдения за его
деятельностью.
Модальность
Предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации (под модальностью,
строго говоря, понимают также и предпочитаемый способ переработки и выдачи информации). Для
у ч и т е л я очень
важный
параметр,
определяющий способ
подачи
материала
и
формы
самостоятельной работы ученика . (М. Гриндер и Л. Лойд «Исправление школьного конвейера», 2001,
М.).
Модальность выявляется четче всего в специальных опытах; однако, наблюдение педагога позволяет
выявить наиболее ярких представителей:
Визуал – ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его
раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д.
Аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с
собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что
вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет;
Кинестетик –
чаще
всего
очень
подвижный,
легко
отвлекающийся,
мгновенно
реагирующий
на
прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен, потому что – «какая разница». Однако
зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти
дети создают для учителя обычно много проблем – особенно, если учитель не кинестетик – однако из
кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие, творческие
личности.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Способность
одного
полушария
мозга
включаться
на
доли
секунды
раньше
другого,
подавляя
функцию другого полушария. Для учителя важно выделить учеников, у которых доминирование правого
или левого полушария ярко выражено. Такая информация помогает учителю понять,
в каком виде
данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления.А также,какие
формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие.
«Правополушарник» – анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации.
«Левополушарник» – анализирует информацию по формальным основаниям.
«Равнополушарник» – способен руководить «включением» полушарий.
(см. далее методики, определяющие модальность и функциональную асимметрию полушарий
головного мозга).
Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные
учебные
действия
(УУД) -
способность
ученика
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путём
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта;
совокупность
действий
учащегося,
обеспечивающих
его
культурную
идентичность,
социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
Регулятивные УУД
Общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию
деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются
исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.
Навык
планирования
собственной
деятельности (определяется
и
развивается
при
выполнении
учащимся заданий типа проектных).
Навык организации собственной деятельности
Навык саморегуляции – умение контролировать собственное поведение в зависимости от результата и
ситуации.
Навык смыслового чтения.
Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и
т.д.).
Навык
использования
технических
средств
(ТСО,
ПК,
TV,
мультимедиа)
для
поиска,
планирования,
организации и оформления учебной работы.
Познавательные УУД
Психофизиологические
функции
головного
мозга,
лежащие
в
основе
сознательного
мышления
учащихся. Уровень развития того или иного мыслительного навыка у детей точнее установят психологи,
учитель определяет уровень сформированности и развития УУД по материалам своего предмета и
педагогического наблюдения в течение учебного года:
-1-4 классы - текущая диагностика учителя (ТК), в соответствии рабочей программы по учебному
предмету, курсу; промежуточная аттестация; комплексная
контрольная
работа на межпредметной
основе; педагогический анализ; мониторинг (динамика развития параметра).
Коммуникативные УУД
Определяют формы и виды участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными
характеристиками
развития
сферы
общения.
Для
учителя
это
очень
важные
параметры
при
планировании
и
организации
многих
социализирующих
форм
и
видов
работы
–
дискуссий,
коллективной работы на единую цель и т.д.:
•
монологическая речь (устная или письменная);
•
способность вести конструктивный диалог, участвовать в полилоге;
•
способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями) и др.
Кроме этого, в системе ИСУД огромное значение имеет уровень развития
мотивационно -
потребностной
и
эмоционально-волевой
сфер,
так
как
именно
она
выявляет
степень
заинтересованности ученика предметом. Для учителя эти данные - основа выбора для подбора
содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.
Личностные УУД
Личностные
действия
обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся
(знание
моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение
выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях.
В учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
•
самопознание и самоопределение;
•
смыслообразование
(мотивации к обучению);
•
нравственно – этическая ориентация.
Уровень развития личностных УУД устанавливается психологом у обучающихся 1-4 классов.
Учитель
определяет
уровень сформированности
и развития
личностных
УУД
при помощи
педагогического
наблюдения; педагогического анализа; портфолио обучающегося.
Педагогический анализ параметров ИСУД в рамках реализации проекта
Параметр
Проявление параметра в
учебной деятельности; его
смысл и значение для
деятельности учителя,
педагога психолога
Система оценки параметра
Способы диагностики параметра (форма контроля)
Педагогом - психологом
Учителя начальных классов,
учителя-предметники,
администрация
1. Обученность
Объём и глубина знаний ученика
п о
п р е д м е т у
( п р е д м е т н ы й
результат)
По результатам мониторинга для
обучающихся с
неудовлетворительным
результатом по учебному
предмету, курсу учителем-
предметником разрабатывается
индивидуальный
образовательный маршрут с
учетом особенностей
обучающегося по освоению
образовательной программы.
оценивается в баллах по данным
промежуточной диагностики
-
текущая
диагностика
учителя
(ТК),
в
соответствии
рабочей
программы
по
учебному предмету, курсу;
-промежуточная аттестация;
-комплексная
контрольная
работа
на
межпредметной основе;
-педагогический анализ;
-мониторинг
(динамика
развития
параметра)
2. Обучаемость
Характеризует зону ближайшего
развития ученика. Обучаемость
определяется уровнем интереса к
предмету, объемом усвоенных
знаний, уровнем развития
универсальных учебных
действий,
психофизиологическими
особенностями личности.
Условное деление обучающихся на 3
типологические группы:
I-репродуктивный уровень (не достиг
необходимого уровня - 0);
II-продуктивный (базовый (опорный)
уровень;
III-творческий (повышенный уровень)
-в 1 классах по результатам
данных мониторинга
«Готовность к школе» -
сентябрь;
- во 2- 4 классах по
результатам соотнесения
данных психолого-
педагогического
мониторинга и
обученности.
-комплексная
контрольная
работа
на
межпредметной основе;
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ;
- м о н и то р и н г
( д и н а м и ка
р а з в и т и я
параметра)
3.Внимание
(отражается в матрице)
Объем, концентрация,
устойчивость, распределение. Эти
свойства необходимо и
достаточно характеризуют
внимание ученика для
целенаправленной деятельности
учителя
0– нет продвижения
1– среднее продвижение
2– значительное продвижение
- в 1 классах используются
данные мониторинга
«Готовность к школе»;
- в 2-4 классах с помощью
психолого-педагогического
мониторинга.
-текущая
диагностика
учителя
(ТК),
в
соответствии
рабочей
программы
по
учебному предмету, курсу;
-промежуточная аттестация;
-комплексная контрольная работа на
межпредметной основе (1-4 классы, май)
-педагогический анализ;
-мониторинг (динамика развития
параметра - мониторинг
(динамика развития параметра)
4.Память
( от р а ж а е т с я
в
матрице)
Уровень развития словесно-
логической памяти и образной
5.Модальность
(отражается в матрице)
Предпочит аемый,
н а и б о л е е
комфортный
для
ребенка
канал
приема информации
А-аудиал
В-визуал
К- кинестет
С-смешанный тип
Учащиеся
диагностируются
в
1,
4
классе
с
помощью
м е т о д и к и
« В е д у щ а я
репрезентативная система».
6.Доминирование
полушарий
головного
мозга
(отражается в матрице)
Способность одного полушария
мозга включаться на доли
секунды раньше другого. Такая
информация помогает учителю
понять, в каком виде данному
ученику удобнее всего
воспринимать информацию для ее
быстрого осмысления.
П-правополушарный
Л-левополушарный
Р- равнополушарный
Учащиеся
диагностируются
в
1,4
классе
с
помощью
теста И.И. Павлова.
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- мониторинг
(динамика развития параметра)
Личностные УУД
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Согласно требованиям ФГОС нового поколения, в
1-4 классах выделяем в учебной деятельности три вида личностных действий: самопознание и самоопределение; смыслообразование; нравственно – этическая ориентация.
Самопознание и
самоопределение.
Позволяют выработать свою
жизненную позицию в отношение
мира, окружающих людей, самого
себя и своего будущего.
Самоопределение (внутренняя
позиция школьника)
2- позиция школьника сформирована;
1-позиция
школьника
сформирована
средне;
0-позиция школьника не сформирована.
Самопознание (самооценка)
2 – завышенная самооценка;
1 – адекватная самооценка;
0 – низкая самооценка.
Смыслообразование (мотивация):
0-негативное отношение к школе;
1-низкая;
2-положительное отношение к школе
3-хорошая;
4-высокая.
-в
1
классах
с
помощью
методик: «Беседа о школе»
(вариант
Т.А.
Нежновой,
Д . Б .
Э л ь ко н и н а ,
А . Л .
Венгера);
« Л е с е н к а »
(В.Г.Щур).
-в 4 классах с помощью
методики «Кто Я?» (М. Кун),
Дембо-Рубинштейна.
-2-3
классы
с
помощью
м е т о д и к и
Д е м б о -
Рубинштейна
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ;
- м о н и то р и н г
( д и н а м и ка
р а з в и т и я
параметра)
Смыслообразование
Действия
позволяют
сделать
у ч е н и я
о с м ы с л е н н ы м ,
о б е с п е ч и в а ю т
з н а ч и м о с т ь
решения учебных задач, увязывая
их
с
реальными
жизненными
целями
и
ситуациями.
(Какое
значение и какой смысл имеет для
меня учение?)
- в 1 классах с помощью
мониторинга «Готовность к
школе» и методики
«Изучение учебной
мотивации» (М.Р. Гинзбург).
-в 4 классах с помощью
шкалы выраженности
учебно-познавательного
интереса (Г.Ю. Ксензова).
-2-3 классы с помощью
методики Н.Г. Лускановой
Н р а в с т в е н н о
–
этическая ориентация
Личностные действия направлены
на
осознание,
исследование
и
принятие жизненных ценностей и
с м ы с л о в ,
п о з в о л я ю т
сориентироваться в нравственных
нормах, правилах, оценках.
Анализ
портфолио;
характеристика
достижений
и
положительных
качеств
обучающегося;
-определение
приоритетных
задач
и
направлений
личностного
развития
с
учетом
достижений
и
психологических
проблем
развития
ребенка
отражаются
в
характеристике обучающихся.
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные УУД
Уп р а в л е н и е
с о б с т в е н н о й
деятельностью,
компетенции
о б щ е н и я
и
у ч е б н о г о
сотрудничества,
оперирования
информацией
и
выполнения
логических операций.
0
–
не
достигнут
даже
необходимый
уровень;
1–базовый (опорный) уровень - (слабо
развиты)
2–повышенный
(функциональный)
уровень - (достаточно развиты)
-в 1 классах по результатам
мониторинга
адаптации
к
школьному обучению;
-в 4 классах по результатам
мониторинга
готовности
к
обучению в 5-х классах
-текущая
диагностика
учителя
(ТК),
в
соответствии
рабочей
программы
по
учебному предмету, курсу;
-промежуточная аттестация;
-комплексная контрольная работа на
межпредметной основе (1-4 классы, май)
-педагогический анализ;
-мониторинг (динамика развития
параметра - мониторинг
(динамика развития параметра)
Познавательные УУД
Анализ-синтез-сравнение-логика,
словесно-логическое
мышление,
вывод.
- в 1 классах по результатам
готовности к школьному
обучению;
- во 2-4 с помощью
психолого-педагогического
мониторинга.
Коммуникативные
УУД
Уп р а в л е н и е
с о б с т в е н н о й
деятельностью,
компетенции
о б щ е н и я
и
у ч е б н о г о
сотрудничества,
оперирования
информацией
и
выполнения
логических операций.
-в 1 классах по результатам
мониторинга
адаптации
к
школьному обучению;
-в 4 классах по результатам
мониторинга
готовности
к
обучению в 5-х классах
-комплексная межпредметная работа (май);
-педагогическое наблюдение в течение
года
Матрица параметров учебного успеха ученика для 1 классов
(характеристика индивидуального стиля учебной деятельности – ИСУД)*
Фамилия,
имя
Обучаемость
Внимание
Память
Модальность
Полушарие
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Организаци
-онные
Информа
цион-
ные
Объём
Распределение
Концентрация
Устойчивость
Слов/логическая
Нагляд/образная
Анализ
Синтез
Логика
Словесно/логическое
мышление
Вывод
Планирование
Саморегуляция
Организация деятельности
Смысловое чтение
Работа с информацией
Активное слушание
Монологическая речь
Диалог
Работа в группах
Самоопределение
Самопознание
Смыслообразование (ведущие
мотивы обучения)
Обучаемость: определяетсяпо результатам соотнесения данных психологического мониторинга (готовность к школе) - сентябрь и по результатам комплексной проверочной
работы (КПР) и педагогического наблюдения – май:
Модальность: Полушарие:
I – Репродуктивная группа (группа риска) В – визуал; Л – левое;
II – Продуктивная группа (группа детей , достигших базового уровня подготовки) А – аудиал; П – правое;
III – Творческая группа (группа детей, достигших как базового, так и более высокого уровня) К-кинестетик Р – равнополушарный
См. - смешанная
Личностные УУД
Самоопределение (внутренняя позиция школьника)
2 – позиция школьника сформирована;
1 – позиция школьника сформирована средне;
0– позиция школьника не сформирована.
Самопознание (самооценка)
2 – завышенная самооценка; 1 – адекватная самооценка; 0 – низкая самооценка.
Смыслообразование (мотивация):
Учебный
(I) – ребёнку нравится учиться, нравится посещать школу;
Игровой (II) – в школе ребёнку нравится только играть, гулять, общаться с детьми;
Позиционный (III) – ребёнок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах
детей и взрослых.
Социальный (IV) – ребёнок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить
профессию, - так говорят родители.
Отметка (V) - ребёнок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
Нравственно-этическая ориентация: 2 – высокий уровень;1– средний уровень;0 – низкий уровень.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД: 2-повышенный уровень; 1-базовый уровень; 0-недостаточный уровень.
Матрица параметров учебного успеха ученика для 2-4 классов
(характеристика индивидуального стиля учебной деятельности – ИСУД)*
Фамилия,
имя
Обученность
Обучаемость
Внимание
Память
Модальность
Полушарие
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Организаци
-онные
Информаци
онные
Объём
Распределение
Концентрация
Устойчивость
Слов/логическая
Нагляд/образная
Анализ
Синтез
Логика
Словесно/логическое
мышление
Вывод
Планирование
Саморегуляция
Организация деятельности
Смысловое чтение
Работа с информацией
Активное слушание
Монологическая речь
Диалог
Работа в группах
Самоопределение
Самопознание
Смыслообразование
(ведущие мотивы обучения)
Обучаемость: Модальность: Полушарие:
I – Репродуктивная группа (группа риска) В – визуал; Л – левое;
II – Продуктивная группа (группа детей, достигших базового уровня подготовки) А – аудиал; П – правое;
III – Творческая группа (группа детей, достигших как базового, так и более высокого уровня) К-кинестетик Р – равнополушарный
См. - смешанная
Обученность: оценивается в баллах (отметка по предмету в сентябре за предыдущий год; в мае-за текущий год).
Личностные УУД
Самоопределение (внутренняя позиция школьника)
2 – позиция школьника сформирована;
1 – позиция школьника сформирована средне;
0– позиция школьника не сформирована.
Самопознание (самооценка)
2 – завышенная самооценка;
1 – адекватная самооценка;
0 – низкая самооценка.
Смыслообразование (мотивация):
0-негативное отношение к школе;
1-низкая;
2-положительное отношение к школе
3-хорошая;
4-высокая.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД:
2
-повышенный уровень; 1-базовый уровень; 0-недостаточный уровень.
Мониторинг результативности образовательного процесса (1-4 классы)
№
Ф. И.
обучающегося
Обученность
Обучаемость
Универсальные учебные действия (сентябрь, май)
Познавательные УУД
Регулятивные
Коммуникативные
I
II
III
IV
Год
Сентябрь
Май
Анализ
Синтез
Логика
Слов.-лог. мышление
Вывод
Организационные
Информационные
Планирование
Саморегуляция
Организация
деятельности
Смысловое чтение
Работа с информацией
Активное слушание
Монологическая речь
Диалог
Работа в группах
1
2
3
Обучаемость:
I – Репродуктивная группа (группа риска)
II – Продуктивная группа (группа детей , достигших базового уровня подготовки)
III – Творческая группа (группа детей, достигших как базового, так и более высокого уровня)
Обученность: оценивается в баллах (отметка по предмету в сентябре за предыдущий год; в мае- за текущий год).
Личностные УУД
Самоопределение (внутренняя позиция школьника)
2 – позиция школьника сформирована;
1 – позиция школьника сформирована средне;
0– позиция школьника не сформирована.
Самопознание (самооценка)
2 – завышенная самооценка;
1 – адекватная самооценка;
0 – низкая самооценка.
Смыслообразование (мотивация):
Смыслообразование (мотивация):
0-негативное отношение к школе;
1-низкая;
2-положительное отношение к школе
3-хорошая;
4-высокая.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД:
2
-повышенный уровень; 1-базовый уровень; 0-недостаточный уровень.