Автор: Резвова Надежда Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: г. Сибай, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Размышления у парадного ЦДТ" Раздел: дополнительное образование
…мы в ответе за тех, кого приручили…
Антуан де Сент-Экзюпери
Размышления у парадного ЦДТ
Трудные дети. А что? Бывают простые и лёгкие? Они – дети – так похожи
местами друг на друга и, совершенно разные.
Но во всех до одного есть
общее – знать, что ты – любимый и нужный. Времена сейчас сложные.
Особенно
для
детей.
Родители
заняты
либо
работой,
либо
её
поисками.
Ребята же – предоставлены самим себе. А родители просто откупаются от
своих чад дорогими подарками – гаджетами, планшетами и т.п., полагая, что
от подобной занятости детям будет не до них, что вряд ли. Ведь подростки
просто тоскуют без родительского внимания
Каждый человечек несёт в себе ростки того дома и семьи, где он
появился и вырос. И не их вина в том, что что среди счастливой детворы
встречаются колючие и угрюмые глаза. Это неподъёмный груз взрослых
непониманий
и
обид
несут
в
себе
ребятишки.
Если
совсем
недавно
подростками считались дети 14 -15 лет, сейчас возрастная планка снизилась
до 10 лет – возраста открывания и познания такого простого и не совсем
понятного окружающего мира. Любознательные и любопытные, шумные и
озорные, взбалмошные и задумчивые, - они радуются, удивляются, грустят;
занимаются кучей дел – сразу и одновременно. Им так уютно жить. Да,
бывают огорчения, ссоры, обиды – и они, с помощью взрослых начинают
понимать, что все невзгоды – временны, вскоре выглянет солнышко и снова
озарит мир чистым сиянием. Человечек растёт и понимает, что он далеко не
со всем согласен. Тут его быстренько и причисляют к «трудным» - он дерзит,
спорит, всем и вся что-то доказывает. Так живут и мои мальчишки. Те, с кем я
работаю. Понятно, что если семья пьющая, то радости мало. Каждый второй
подросток – из неполной семьи. Если у него две бабушки, которые его
балуют и любят, но постоянно комментируют действия папы или мамы, то
удержаться в равновесии сложно. А ведь бывают и такие папы, что - уж
лучше бы его не было… Или ещё неделю назад человек был спокойным и
«горел» в работе. Сегодня его не узнать – стал равнодушным, тоскливым,
ссорится со всеми, с кем уже столько времени дружит. Оказалось, что семья
распалась: его страстно любимый папа и обожаемая мама – развелись. Вот
так бывает. И как ему жить дальше? Мы же взрослые люди, что мы творим!?
Почему
наши
дети
страдают
от
бесконечных
взрослых
глупостей?
Из
другого мальчика ещё во младенчестве сделали «гения» и вседозволенностью
избаловали до невозможности. Теперь он вырос, не умея ни с кем общаться,
никого не слушать. Таким его вырастили. Бабушка его, из серии «прокурор»,
теперь удивляется его бесконечным неумениям. А как ему учиться? Если всё,
что он ни сделает – всё не так. Или парень мечтает о друге и не понимает, что
чтобы был друг, нужно и самому быть другом. Другого мальчика привела
мама, «утопившая» сына в любви – задаёт ему вопросы и сама на них
отвечает, всё-всё делает за него. А жить то мальчишке нужно самому…
Вот я и ответила на свой вопрос, почему свою жизнь отдаю чужим и
таким ставшим мне своими и близкими ребятам. Для них я стараюсь создать
микроклимат тепла и уюта, сплачиваю их в группы, где они учатся понимать
себя,
принимать
других
такими,
какие
они
есть
и
помогать
друг
другу.
Авиамоделисты – народ на диво дружный: попробуйте - ка обшить модельку
одному – нужна ещё пара рук. Одному сложно поднять в небо воздушный
змей, планер, модель. Все наши «игрушки» проводятся в команде. Приходят
они ко мне малышами, уходят взрослыми старшеклассниками. Чего только не
случается
за
те
5-7
лет,
что
они
проводят
у
нас…
Кто
то
приходит
с
привычкой забирать всё, что нравится (самолётики там, инструменты или
ещё что-нибудь). Приходят явные лидеры и совсем домашние мальчики,
которые
год
просто
молчат,
ни
с
кем
не
разговаривая.
Во
все
наши
приключения – соревнования, викторины, беседы, походы, игры втягиваются
все до одного. И все учатся ставить себя на место другого, поддерживать
новичков, не "носить камней за пазухой». Через пару лет всех этих простых и
трудных
–
не
узнать.
Работа
у
нас
такая
–
творческая.
Без
огонька
не
обойтись. Да ещё в десятидневном ежегодном походе меняются в лучшую
сторону необычайно. Жизнь эколога, да ещё без взрослых – непростая. Там
«царит» самоуправление, самостоятельно решаются все проблемы. Я только
присутствую. Причём, командиром, вожатым и комиссаром становятся, как
правило, такие вот «трудные» (в забытом прошлом). Завхозом, медбратом,
инструктором по плаванию может стать и не самый старший кружковец. За те
десять-одиннадцать
дней
время
сжимается
пружиной
и
закручивает
20
мальчишек
и
девчонок
в
живую,
весёлую
карусель
дел
и
событий.
Как
дежурный кухонный наряд старается сварить на костре что-нибудь простое,
но ужасно вкусненькое. Как костровые – ночью и днём берегут свой костёр
(зажжённый от одной
спички) от ветра и проливных дождей. С каким
трепетом
чистят
планету
по
имени
Земля
от
сухостоя
и
мусора.
Как
удивляются взрослым отдыхающим, оставляющим после себя горы мусора.
Как они поддерживают друг друга, становятся единым целым – командой.
Лето ждём вместе – с планами, надеждами и нетерпением.
Понимаю, как трудно быть современным подростком, искренне и
правомерно считающим себя единственным и неповторимым. Как непросто
им ориентироваться
во взаимоотношениях со взрослыми. Не зря многие
закрываются от нашей обыденности в компьютерной виртуальности, часами
зависая в ней. Да, сейчас уже не модно курить, но у старшеклассников мат
считается за доблесть – и у девчонок, и у мальчишек. Нынешние детки
абсолютно не умеют дружить и играть, как мы когда то, дружно проводившие
всё свободное время с детворой всего квартала. Но.. времена меняются.
Меняемся и мы – взрослые. И не всегда к лучшему.
Как здорово, что в городе моего детства есть и спортивная школа, и клуб
юных
техников,
и
детская
эколого-биологическая
станция,
и
наш
Центр
Детского творчества! То есть всегда есть неравнодушные взрослые, ставшие
старшими наставниками и старшими друзьями, вторыми мамами и папами,
всегда
готовые
быть
вместе
и
рядом
со
своими
неспокойными
воспитанниками.
Мы
открываем
в
них
таланты
и
учим
сиять
их
всеми
гранями.
Иногда мне очень хочется написать на небе облаками: «Мы в ответе за
тех, кто у нас родился…» - чтобы всем было видно.
Н.В. Резвова
педагог ДО ЦДТ
г. Сибай
2016 г.