"Дифференцированный подход к учащимся. Проблемы обучения в сельской школе."
Автор: Новосёлова Лилия Васильевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО "Восходненская ДМШ" Красногвардейского района Республики Крым Населённый пункт: с. Восход Красногвардейского района Республика Крым Наименование материала: статья Тема: "Дифференцированный подход к учащимся. Проблемы обучения в сельской школе." Раздел: дополнительное образование
обучения в сельской школе.»
Автор педагог МБУДО «Восходненская ДМШ» Новосёлова Л.В.
Нет на свете более тяжелого и напряжённого труда, чем обучение в
годы детства.
В.А. Сухомлинский
«Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что
мир музыкальных звуков- это та особая стихия, в которую погружать ребенка
надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить
музыке» …постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной
сказкой, не имеющей конца» эти слова принадлежат педагогу-музыканту А.Д.
Артоболевской.
Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать
занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот
возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети
в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают
осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные
обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не
переступать порог свойственного детям игрового метода обучения,
стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии,
будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами.
Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в
подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий. В силу того, что
звук - одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети
очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать
одним из средств общения с детьми. Способность чувствовать и переживать,
необходима каждому человеку. Задача взрослых - сохранять и развивать в
детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и
направлять.
Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно
осуществляться не только в стенах ДМШ. Необходимо с раннего возраста
всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним концертные
залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей
дома.
Единственным носителем прекрасного в селе остался Дом культуры
и музыкальная школа, в которой обучают игре на фортепиано, скрипке,
баяне, аккордеоне, гитаре. Большинство детей осталось за пределами
«прикосновения к искусству». Творчеству нельзя научить, но можно
научить творчески работать. Игра на музыкальном инструменте требует
определенного комплекса музыкальных способностей. Учитель должен
знать, что способности поддаются развитию в процессе соответствующей
деятельности. Разговоры о необходимости индивидуального подхода к
каждому ученику стали уже общими для всех педагогов.
Особое значение индивидуально-дифференцированный подход может
приобрести и в классе фортепиано. Необходимость его осуществления в
данной сфере обусловливается рядом особенностей, присущих процессу
инструментального обучения. Данная тема актуальна, так как задача
современных музыкальных школ – не только дать начальное музыкальное
образование, но и научить ребенка слушать и слышать, наблюдать и делать
отбор, прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и
познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием
пианистического мастерства. Ведущей педагогической идеей опыта является
то, что деятельность педагога направлена на создание благоприятных
условий для самоутверждения каждого ученика как личности на основе
индивидуального подхода к каждому ребенку, раскрытию его способностей,
развитию мотивации к познанию и творчеству. Индивидуальная работы с
малоспособными детьми дает пользу не только учащемуся, но и обогащает
методы работы самого преподавателя. Если способный ученик и ученик со
средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с
малоспособным учеником приходится заниматься этим на уроке. Научить его
ориентироваться в тональности, учить наизусть каждой рукой отдельно,
внимательно вслушаться в мелодию, пропеть ее, изучить и проанализировать
гармонические тяготения.
Как правило, у одного преподавателя учатся дети с разной степенью
подготовки и дарования. Поэтому, необходимо создать в классе обстановку
здорового соперничества и бережного отношения к личности учащегося.
Особенно ранимы менее способные учащиеся, поэтому в работе с ними надо
соблюдать особый такт и ни в коем случае не допускать насмешек и упреков,
относящихся или к их скромным данным, или к недостаточной в прошлом
подготовке. Это может выработать у ученика комплекс неполноценности и
тогда не может быть и речи ни о какой работе с ним. Он замкнется, будет все
время внутренне «зажат», что не даст возможности его роста и может
привести к тому, что такой учащийся бросит работать. Хотя при другом
подходе из него получился бы грамотный, добросовестный, интересующийся
своей работой.
Выступления малоспособных учащихся надо обязательно включать в
общие классные концерты, отчеты класса преподавателя. Это придает им
уверенность в свои силы и побуждает к дальнейшей работе. Таким учащимся
надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства
всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А
недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них
избавиться. Преподаватель фортепиано призван формировать и развивать у
таких детей прежде всего эстетическое воззрение и художественные вкусы,
приобщать их к миру музыки и обучать элементарному исполнительскому
мастерству. В этих условиях вступительный экзамен в школу не может быть
решающим и определяющим. Оценка дальнейших перспектив реальна только
после начального периода музыкального обучения. Прослушивание лучше
проводить в игровой форме с наглядными пособиями. Как правило оно
происходит по следующим критериям:
1.
Пение песни, любой, какую знает ребенок.
2.
Проверять интонацию ребенка лучше не на словах песни, а на
какой-либо удобной гласной. Например, имитация кукушки-м. 3 в
удобном регистре-или б. 3 – начало всем известной песенки
«Чижик» м. 2 можно «промяукать».
3.
Угадывание регистров- медведь-низкий регистр, птицы- высокий.
4.
Ритм проверяю в движении ребенка под музыку. При этом, играя,
внезапно изменяю сначала скорость, потом ритм музыки, под
которую ребенок должен прыгать, бегать, ходить.
5.
Простейшее определение характера музыки, динамики: громко-
тихо; весело- грустно.
6.
Более сложное – устойчивость звуков, их тяготение к тонике-
«кончилась музыка или ее хочется продолжить?».
Определяя способности ребенка важнее увидеть, загорится ли в его
глазах огонек интереса к музыке. Часто бывает, что с проснувшимся
интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию
необходимых данных: слуха, памяти, ритма.
В этот период среди учеников выделяется, как правило, по
способностям три группы:
низкий уровень,
средний уровень и
высокий уровень способностей.
Вот здесь и нужно подходить к ребенку с учетом его индивидуальных
способностей. Нельзя давать ребенку с низким уровнем способностей –
слишком сложную для него программу и наоборот с высоким уровнем
способностей слишком легкую. Хотя конечно то мнение, которое
высказывается в пользу того, что над шлифовкой произведения (звуком,
фразировкой) можно работать неограниченное количество времени, тоже по-
своему верно. Но, в своей работе, я иду прежде всего за возникающим у
ребенка интересом, не боюсь давать ученику произведение более сложное по
уровню. Я убедилась, что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на
трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на
легком, доступном им, но не увлекшем, ничем не заинтересовавшем.
«Исполнение, - говорил Г Пахульский (профессор Киевской
консерватории),- должно зреть вместе с исполнителем: многое, чего сегодня
ученик еще не чувствует, не слышит и поэтому не выполняет в произведении,
он должен – если развитие его идет нормально- сам услышать и
почувствовать завтра, или через месяц, или через год».
Давая большое количество вещей, я считаю обязательным
требованием к ученику- помнить и держать «на вооружении» большую часть
пройденного репертуара. Если не регулярное повторение, то хотя бы изредка
возвращение к старому закрепляет полученные навыки, происходит
осмысление на новом этапе недоосознанного ранее. При повторении
пройденного у ученика появляется потребность разнообразить
звукоизвлечение, и новые звуковые представления неизбежно рождают новую
технику в пройденных ранее вещах.
С самых первых шагов ученик должен делиться с окружающими тем,
что приобрел- в любой форме, какая ему доступна: играть родным, знакомым,
участвовать в концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась
максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик
сам чувствовал эту ответственность.
Публичное выступление выявляет и недостатки ученика, учит тому
особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны в становлении
исполнителя. Педагогу при этом лучше распознать своих учеников.
К сожалению некоторые педагоги бояться упреков в какой бы то ни
было недоработке, поэтому на открытых концертах как правило выступают
только самые способные ученики. Но мне кажется гораздо более важным
показать ученика на всех этапах его роста, со всеми индивидуально
присущими ему чертами и в той трактовке, которая свойственна его личности
в данный период.
Музыка открыта для всех, но по-разному. И степень восприятия
музыки у всех разная. Большое значение для развития музыкального
восприятия, музыкального вкуса играет его окружение. И наши сельские дети
страдают от этого больше всего. У них нет той возможности, которая
позволяет ходить на концерты или в театр. А если такая возможность
появляется, то она немедленно упирается в транспортные услуги и
соответственно в финансы. Родители же сельских детей заняты проблемами
слишком далекими от культурной жизни ребенка. Многие из них думают, что,
определив малыша в музыкальную школу они и так много сделали. Обидно
видеть и то, что некоторые родители не приходят на концерты своих детей
ставя при этом материальную сторону жизни выше собственного ребенка.
Для некоторых родителей музыкальная школа не есть школа т.е. они
хотят видеть выступающих детей, поющих, играющих современные песни,
но классику такие родители почти не воспринимают, они не понимают, что
это есть главенствующая задача школы – научить детей исполнять
профессиональную музыку. К решению этой проблемы, я стараюсь
подходить с воспитания самих родителей.
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность
и характер ее социального воздействия представляются важнейшими
критериями, определяющими общественную значимость музыкального
искусства, его место в системе духовно-культурных ценностей. Культура, в
переводе с латинского, - возделывания, образование, воспитание. Если
философски подойти к понимаю слова «культура», то просвещение и
воспитание – ключевые составляющие культуры.
Изучение воспитательных аспектов музыки имеет долгую историю, и в
этой области накоплен довольно солидный опыт, однако меняющиеся
условия функционирования музыкального искусства, развитие средств
музыкального воздействия и, как следствие, происходящие изменения в
музыкальном сознании современного подрастающего поколения требуют
дальнейшей разработки этой темы.
Несмотря на все выше перечисленные проблемы, в заключение могу
сказать, что я безгранично верю в скрытые в ребенке творческие силы,
которые, если суметь пробудить, могут яркой вспышкой озарить сложный
педагогический процесс и позволить шагнуть через скромно намеченные
нормы и планы. Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить
чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые не смеешь
и надеяться.