Напоминание

Кейс – методы – технологии для урока на тему "Диалогизм в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"


Автор: Иванова Зоя Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Малобикшихская СОШ"
Населённый пункт: д. Малые Бикшихи, Канашский район, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Кейс – методы – технологии для урока на тему "Диалогизм в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Раздел: полное образование





Назад





Кейс – методы – технологии

для урока на тему «Диалогизм в романе

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района

Чувашской Республики

Иванова Зоя Алексеевна

2016


Кейс – методы – технологии

для урока на тему «Диалогизм в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

( Учителем и учащимися изучена работа М.М.Бахтина «Проблемы

поэтики Достоевского», чтобы понять диалогизм романа, что роман

полифонический).

I. Ситуативные задачи – кейсы.

Ситуативные кейсы могут быть связаны:

- с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными

героями произведения;

- с составлением маршрута передвижения героем произведения;

- с составлением хронологических таблиц произошедших событий.

1. Есть практическая ситуация и есть решение.
«Человек, который весь борьба» (Л. Толстой).
Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?

2. Есть практическая ситуация и есть решение.
«Я царь, я раб, я червь, я бог» ( цитата из оды Г.Р. Державина «Бог»).
Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?



3. Есть практическая ситуация и есть решение.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям

Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?



II. Кейсы первой степени сложности.
1.
Есть практическая ситуация и есть решение.
Достоевский не является прообразом своего героя Раскольникова, так как в полифоническом романе «Преступление и наказание» автор не присутствует и, более того, не должен иметь и лирических отступлений в своем романе.
Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?
2.
Есть практическая ситуация и есть решение.
В учебнике 9 класса написано: «Достоевский... Его влияние на судьбы духовного развития человека до сих пор не оценено. Секрет его произве –
дений во многом не разгадан до настоящего времени. Студент Ф.М.Достоев- ский писал: «Человек есть тайна! Ее надо разгадать».


Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?

3. Есть практическая ситуация и есть решение.
Конечно, «ко всему – то подлец человек привыкает» ( цитата из диалогизма Раскольникова). А если решить так: человек – подлец.
Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?

4. Есть практическая ситуация.
В школе изучать Бахтина вовсе необязательно, его теорию диалогизма ученики не поймут. Да и роман Достоевского слишком сложный.
Подходит ли решение для данной ситуации?

Возможно ли иное решение?

III. Кейсы второй степени сложности.



1. Есть практическая ситуация.
Обоснована ли тема «Способ изображения духовного мира в литературе через диалогизм»?
Найдите решение! Возможно ли иное решение?



2. Есть практическая ситуация:

«
Мы старушек убивать не собираемся. Зачем нам Достоевский?»
Найдите решение! Возможно ли иное решение?

3. Есть практическая ситуация.
М.М.Бахтин писал: «Литература – часть культуры любого народа, и ее изучение должно быть сопряжено с изучением культуры. Нельзя изучать литературу в ее соотнесенности с фактами социально – политической, а тем более экономической жизни народа, нации».
Можно ли согласиться с Бахтиным?

Найдите решение! Возможно ли иное решение?
4.
Есть практическая ситуация.
Обоснована ли тема «Даже для себя человек раскрывается в общении»?
Найдите решение! Возможно ли иное решение?

5.

Есть практическая ситуация.
Обосновано ли такое мнение, что «именно роман «Преступление и наказание» помогает нам понять диалогизм как новое эстетическое мышление, которое так сегодня необходимо нам всем, как никогда»? А другое мнение такое: «Ведь Достоевского интересует само общество, а не герой романа Раскольников:
- Как
общество
влияет на человека? - Чем является для героя
мир?
- Чем является человек
для самого себя?
Значит, герой интересует Достоевского
как особая точка зрения
на мир и на себя самого. А это полезно и нам: нас тоже интересует наше общество.
Найдите решение! Возможно ли иное решение?

IV. Кейсы третьей степени сложности.

1. Есть практическая ситуация.
Ребята, вы с большим интересом прочитали роман Ф.М. Достоевского.
После первого самостоятельного прочтения произведения решите

кейс – определите тему, мысль, идею и проблему романа Достоевского

«Преступление и наказание».
А в следующем учебном году, когда вы будете учиться в 10 классе, после детального анализа всего произведения выясним точнее, поймем истинное значение темы, мысли, идеи, проблемы в этом сложном романе. 2.
Есть практическая ситуация.

Определите тему и мысль ситуации.
Перед вами артисты, сыгравшие главные роли в кинофильме «Преступление и наказание». Фильм приятнее смотреть, себе легче. А роман будешь читать долго, очень толстая книга. Да и по телевизору много подобных фильмов об убийстве. Смотри и понимай, как хочешь. Ведь любой вид искусства человек понимает по – своему, даже имеет свое мнение. Поэтому читать необязательно.
Найдите решение! Возможно ли иное

решение?
2.
Есть практическая ситуация.

Определите тему и мысль ситуации.
Конечно, литература – искусство слова, мы это знаем. Кинофильм не дает понимания литературы как искусства слова. Ну и пусть. В наше время некогда читать! Поэтому в книжных магазинах всегда можно купить книжки, в которых кратко передано содержание классических произведений нашей великой русской классической литературы. Если продают, надо покупать. Но польза ли от этого?
Найдите решение! Возможно ли иное решение?
2.
Есть практическая ситуация.

Определите тему и мысль ситуации.
Только литература, только человеческая речь способны раскрыть нам другие виды искусства: музыку, живопись, архитектуру, киноискусство... Значит, надо читать классику, любить ее должен каждый, а чтобы любить, надо ее глубоко знать и видеть в ней «подводные течения».

Найдите решение! Возможно ли иное решение?
3.
Есть практическая ситуация.

Определите тему, мысль, проблему ситуации.
Практическое значение для нас, людей XXI века, диалогизм не имеет. Чтобы рассматривать, например, картины художников, надо знать то, что мы обычно применяем, когда пишем сочинения по картине. А думать, что искусство бывает и злым, необязательно. А если ты согласен с этим, то сегодня срочно надо научиться видеть мир и искусство по – другому. Но как научиться?
Найдите решение! Возможно ли иное

решение?
4.
Есть практическая ситуация. Определите идею ситуации.
Пришвин и Бахтин с разных сторон подошли к решению одной и той же проблемы взамоотношений писателя и читателя. М. М. Бахтин писал, что читатель и писатель вступают в заочный диалог друг с другом, это «сотворчество» понимающих. А М. М.Пришвин указывал, что это сложное взаимодействие возможно родственным отношением к миру, что это чувство есть у всех людей, но оно во многом зависит от воспитания и обучения.
Найдите решение! Возможно ли иное решение?

Придумать кейс или кейсы к цветомедитации

(классическая музыка какого – либо композитора, сопровождаемая

изображением природы).


В раздел образования