Автор: Валитова Альфия Дамировна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества" Населённый пункт: город Сибай, Республики Башкортостан Наименование материала: программа элективного курса технической направленности Тема: "Нетрадиционные источники энергии" Раздел: дополнительное образование
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации городского округа город Сибай РБ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» городского округа город Сибай РБ
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦДТ:
__________ Э.Г. Киреева
Приказ № 20 от 21.01.2016 года
Программа
краткосрочного
элективного
курса
технической
направленности
«
Нетрадиционные
источники
энергии
»
г. Сибай – 2016 г.
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его
профилизация. Вот уже пятый год, как в нашем Центре детского творчества
введены элективные курсы и групповые занятия по четырем направлениям:
- техническое;
- декоративно-прикладное;
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое.
Элективные
курсы
связаны,
прежде
всего,
с
удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого ребенка. Именно они по существу и являются важнейшим средством
построения
индивидуальных
образовательных
программ,
так
как
в
наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания
образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих
жизненных планов
.
Элективный
курс
как
бы
«компенсируют»
во
многом
достаточно
ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении
разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Элективный
курс
технической
направленности
является
межпредметным и нацелен на интеграцию знаний учащихся о природе и
обществе.
Данный элективный курс основан на знаниях предмета «Физика»,
«Черчение», «Технология». Программа курса составлена в соответствии с
требованиями к проектированию элективных курсов.
Актуальность программы: программа элективного курса направлена на
освещение
глобальной
проблемы
истощения
традиционных
источников
энергии, поиск новых источников и пропаганду альтернативной энергетики.
Энергетический кризис – проблема не одного города, района, края – это
проблема
всего
Человечества,
всего
населения
Земли.
Кто
из
нас
не
задумывался над тем, как люди будут жить дальше, когда выберут из Земли
все запасы? «Запасы», - так и называются, потому что были припасены для
нас на время. На какое?!! Пока люди сами не научатся воспроизводить
энергию, а не сосать ее из матушки – Земли! Энергосбережение Земли
истощается! Поэтому и необходимо искать новые источники энергии. На
сколько лет еще хватит угля, нефти, газа (во всем этом за миллионы лет
запасена
была
энергия
солнца)?
Именно
столько
и
возможно
ли
будет
просуществовать Человеку, если он не научится думать об окружающем его
мире,
о
давшей
ему
жизнь
матери-природе!
Энергетический
кризис
способствовал повышению интереса к новым видам энергоресурсов, которые
получили
название
нетрадиционных
или
альтернативных.
Доля
их
в
структуре мирового потребления первичных энергоресурсов заметно растет.
Без
источников
энергии
жизнь
человека
трудно
себе
представить.
Традиционные источники энергии — нефть, газ, каменный уголь, дрова — со
временем иссякнут. По некоторым оценкам это произойдет уже в ближайшие
десятилетия.
Проблема
перехода
от
традиционных
углеводородных
источников энергии — дерева, угля, нефти, газа — становится все более
актуальной с каждым годом. И дело не только в том, что традиционные
источники истощаются хотя и этот аспект проблемы немаловажен. Кроме
перспективы
истощения
традиционных
источников,
а
соответственно
и
непрерывный
рос
цен
на
энергоносители,
существует
еще
и
проблема
экологическая,
поскольку
сжигание
углеводородного
топлива
приводит
к
вредным выбросам в атмосферу, способствующие росту парникового эффекта
и
глобальному
потеплению, ухудшая
сферу
обитания
человека,
создавая
экологические
проблемы.
Использование
атомной
энергии,
на
которую
возлагались большие надежды, тоже не панацея, потому что тоже порождает
проблемы, связанные с экологией — вспомните сообщения о катастрофах на
атомных станциях. Поэтому так важно найти новые источники энергии, не
связанные с углеводородным или ядерным топливом, более безопасные с
экологической точки зрения.
В
мире
уже
наметился
существенный
прогресс
в
использовании
альтернативных, возобновляемых источников энергии. Однако далеко не все
еще
понимают
важность
и
актуальность
этой
проблемы.
И
требуются
значительные усилия по пропаганде альтернативной энергетики, пояснению
ее преимуществ и развеиванию сложившихся предрассудков.
Основным направлением альтернативной энергетики является поиск и
использование
альтернативных
(нетрадиционных)
источников
энергии.
Причина
поиска
альтернативных
источников
энергии —
потребность
получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых
природных
ресурсов
и
явлений.
Во
внимание
может
браться
также
экологичность и экономичность.
Данный
интегрированный
курс
рассчитан
на
10
часов,
который
предусматривает теоретические занятия в количестве 5 часов и практические
занятия
–
5
часов.
Большое
внимание
уделяется
практической
работе
учащихся.
Программа элективного курса разработана для учащихся 7-10 классов,
посещающие объединения ЦДТ технической направленности.
Технический отдел ЦДТ насчитывает 6 объединений:
1.
«Умелые руки»
2.
«Юный чертежник»
3.
«Занимательная физика»
4.
Авиамодельное «Седьмое небо»
5.
«Азбука моды»
6.
«Студия моды»
Каждое объединение представляет по 3 участника (по заявкам).
Наполняемость группы составляет – 18 человек, которые во время
практической
деятельности
делятся
по
подгруппам.
Так
как именно
в
процессе совместной деятельности при обсуждении проблем и выполнении
совместных
трудовых
задач,
практически
реализуется
технология
формирования коллективистской направленности личности.
Задачами программы элективного курса являются:
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой
знаний и умений;
интеграция
базового
и
дополнительного
образования
в
сфере
технического творчества;
формирование
умений
и
навыков
организации
и
проведения
самостоятельных форм занятий проблемно - поискового характера;
воспитание коллективизма в процессе познавательной и практической
деятельностях.
Методическое обеспечение программы:
Программа построена на принципах:
целостности
процесса
обучения
предполагающего
интеграцию
основного и дополнительного образования;
сотрудничества и ответственности;
сознательного освоения учащимися предполагаемого материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются методы:
словесный;
наглядный
практический.
Программа элективного курса
«Нетрадиционные источники энергии»
№
п/п
Дата
проведения
Время
проведения
Ф.И.О.
педагогов
Тема занятия
1.
25.01.16
15.00-17.00
Валитова А.Д.
(методист по УВР,
куратор технического
отдела);
Чурашова Л.Ф.
(педагог доп. обр.
объединения
«Студия моды»);
Янбаева Н.В.
(педагог доп. обр.
объединения
«Азбука моды»)
Организационная часть.
«Введение
в
программу
элективных курсов».
Вводное занятие
«Нетрадиционные источники
энергии»
2.
26.01.16
15.00-17.00
Кумушкулова Л.А.
(педагог доп. обр.
объединения
«Юный чертежник»)
« Р а з р а б о т к а
м о д е л и
в е т р я н о г о
г е н е р а т о р а .
П о с т р о е н и е
ч е р т е ж а
п р о п е л л е р а
в е т р я н о г о
генератора»
3.
27.01.16
15.00-17.00
Резвова Н.В.
(педагог доп.
обр.
объединения
«Седьмое
небо»)
«Технология
изготовления
пропеллера
ветряного
генератора»
4.
28.01.16
15.00-17.00
Исхаков А.У.
(педагог доп. обр.
объединения
«Умелые руки»)
« В е т р я н а я
м е л ь н и ц а .
Технология
изготовления
о с н о в ы
в е т р я н о г о
генератора»
5.
29.01.16
15.00-17.00
Молоземов С.И.
(педагог доп. обр.
объединения
«Занимательная
«Превращение энергии»
физика»)
6.
29.01.16
17.00
Валитова А.Д.
(методист по УВР,
куратор технического
отдела)
Подведение итогов.
Вручение
свидетельств
об
о с в о е н и и
п р о г р а м м ы
элективного курса.
Содержание программы
Теоретические занятия направлены на ознакомление учащихся с такими
понятиями как «нетрадиционные (альтернативные) источники энергии», их
классификацией, основными принципами их действия. Занятия построены
посредством смены деятельности: просмотр видеоматериалов, презентаций,
подготовленные
педагогами,
синквейн
(творческая
работа,
которая
имеет
короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк),
тестирование, викторины.
На
первом
занятии
элективного
курса
учащиеся
знакомятся
с
требованиями, предъявляемые участникам курса, с программой и педагогами
дополнительного образования.
На водном занятии даются понятия: альтернативные, нетрадиционные
источники энергии, их виды и классификация.
На
втором
занятии
учащиеся
знакомятся
с
различными
моделями
ветряного генератора. Учатся делению окружности на 3, 4, 6 и 8 частей;
выполнению технического рисунка модели, построению чертежа пропеллера
ветряного генератора и изготовлению шаблона.
Много интересного учащиеся узнают о флюгерах на занятии по теме
«Технология
изготовления
пропеллера
ветряного
генератора».
С
разновидностями
флюгера
в
зависимости
от
их
назначения.
По
ранее
подготовленным шаблонам, учащиеся изготавливают пропеллер ветряного
генератора.
Много интересного учащиеся узнают об истории
возникновения
ветряных мельниц, об их видах (ветряная, водяная), о принципах работы
мельницы.
Практическая
работа
по
изготовлению
основы
ветряного
генератора проводится по технологической карте, предварительно проведя
инструктаж по технике безопасности.
Не менее интересно занятие на тему «Превращение энергии». Обобщение
знаний
учащихся
об
энергии.
Демонстрация
видеоролика
«способы
получения электроэнергии». Практическая работа включает в себя сборку по
монтажной схеме и получение энергии; сборку установки по демонстрации
превращения энергии. Испытание ветряного генератора.
По окончании всем участникам элективного курса выдаются сертификаты.
Используемая литература
1.
Актуальные проблемы освоения возобновляемых энергоресурсов.
Алхасов А.Б., 2006 г.;
2.
Альтернативные источники энергии (укр.). Курис Ю.В., 2008 г.;
3.
Ветрогенераторы, солнечные батареи и другие полезные конструкции.
Кашакров А.П., 2011 г.;
4.
Использование энергии ветра. Шефтер Я.И., 1983 г.;
5.
Конструкции
водяных
и
ветряных
мельниц
России XIX—XX
веков/
Вольшаник
В.
В., Юрченко
А.
Н./ Московский
государственный
строительный университет. Научно-технический Совет МГСУ. — М.:
АСВ (Ассоциация строительных вузов), 2010. — 344 с. — (Библиотека
научных разработок и проектов МГСУ). — ISBN 978-5-93093-794-7. (в
пер.)
6.
Нетрадиционные возобновляемые источники энергии. Магомедов А.М.,
1996 г.;
7.
Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. Учебное
пособие. Ляшков В.И., Кузьмин С.Н., 2003 г.;
Ты не передумал?
У тебя появились вопросы?
Сложно решиться?
Тебе всегда помогут
в Центре детского творчества
по адресу: Республика Башкортостан,
г. Сибай, ул. Чайковского, 1
тел. 5-26-90
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«
Центр
детского
творчества
»
городского
округа
город
Сибай
РБ
Предлагает
элективный
курс
«
Нетрадиционные
источники
энергии
»
г
.
Сибай
– 2016
г
.
Мудрость
преобразует
Мир
!!!
Энергетические запасы на Земле не бесконечны…
Новый Век несет новые Источники Энергии!..
Но, есть у Прогресса тормоз – Алчность Старого Мира
…
Энергетический кризис – проблема не одного города,
района,
края
–
это
проблема
всего
Человечества,
всего
населения Земли. Кто из нас не задумывался над тем, как люди
будут
жить
дальше,
когда
выберут
из
Земли
все
запасы?
«Запасы», - так и называются, потому что были припасены для
нас
на
время.
На
какое?!!
Да
пока
мы
сами
не
научимся
воспроизводить энергию, а не сосать ее из матушки – Земли!
Энергосбережение
Зем ли
И С Т О Щ А Е Т С Я !
П о э т о м у
и
н е о б х о д и м о
и с к а т ь
н о в ы е
ИСТОЧНИКИ энергии. На сколько лет
еще хватит угля, нефти, газа (во всем
этом за миллионы лет запасена была энергия солнца)? Именно
столько и возможно будет просуществовать Человеку, если он
не научится думать об окружающем его мире, о давшей ему
жизнь матери-природе!
Программа элективного курса
«Нетрадиционные источники энергии»
№
п/
п
Дата
проведения
Время
проведения
Ф.И.О. педагогов
Тема занятия
1
25.01.16 г.
15.00-17.00
Валитова А.Д.
Чурашова Л.Ф.
Янбаева Н.В.
Организационная
часть.
« В в е д е н и е
в
программу
элективных курсов»
2
26.01.16 г.
15.00-17.00
Кумушкулова Л.А.
«Разработка модели
ветряного
генератора.
Построение
чертежа пропеллера
ветряного
генератора»
3
27.01.16 г.
15.00-17.00
Резвова Н.В.
«Технология
изготовления
пропеллера
ветряного
генератора»
4
28.01.16 г.
15.00-17.00
Исхаков А.У.
«Ветряная
мельница.
Технология
изготовления
основы
ветряного
генератора»
5
29.01.16 г.
15.00-17.00
Молоземов С.И.
«Превращение
энергии»
6
29.01.16 г.
17.00
Валитова А.Д.
Подведение
итогов.
Вручение
свидетельств
об
освоении программы
элективного курса