Напоминание

Особенности старших школьников


Автор: Кравченко Яна Викторовна
Должность: пдо
Учебное заведение: БОУ ДО "ДЮЦ "Смена"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности старших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности старших школьников Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5- 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек (Л.Б Спиридонова, 2003; Л.М Калакаускене, 1996; С.Г Арзуманов, 2010). В 15-17 лет завершается развитие ЦНС, в частности, намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится более осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к четкому воспроизведению движений. Учащиеся старших классов способны выполнять по заданию учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определить, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, достаточно подробно указать ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и товарищей. Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий учитель должен всемерно развить у старшеклассников. Обучение двигательным действиям он может строить, опираясь на знания, приобретенные учащимися на уроках физики,
биологии, химии (Л.Б.Спиридонова,2003; И.Ю. Кулагина, 2001; Н.С. Лейтес, 2000; О.Н. Истратова, 2008; Е.Д. Устюгов, 2000). У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мыши правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц (Г.И. Нарскин, 2003; С.Г Арзуманов, 2010). У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. В 15- 17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые,
временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом (О.Н. Истратова, 2008; Е.Д. Устюгов, 2000). Способность к овладению рациональной техникой движений и двигательных действий у старшеклассников достаточно высока. Уже в подростковом возрасте завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепций (мышечного чувства)в управлении движений. У юношей максимального уровня достигает точность пространственной дифференцировки, у девушек же с 14-15 лет она снижается, по видимому, из-за недостатка двигательной активности, но путем регулярных упражнений этого снижения можно избежать. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы, что имеет большое значение для успешного разучивания движений, позволяя избавиться от излишних движений, сковывающих мышцы (Л.Б. Спиридонова, 2003; И.Ю. Кулагина, 2001). Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижения поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании (Е.С. Сусолина, 2006). Не смотря на это, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно (Е.С. Сусолина, 2006). Именно таким процессом и является физическое воспитание.


В раздел образования