Напоминание

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников


Автор: Чикильдина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Миллерово,Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





« Учебно – дидактические игры

как средство

развития познавательной

активности

младших школьников»
Учитель начальных классов Чикильдина Е.А. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Одним из важнейших направлений решения это проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. ИГРА в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера , свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущения спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Не надо бояться того, что интерес, возникший в процессе игры – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным вовремя игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепления знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач- уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходства и различие между ними и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием. К организации игр для детей предъявляются определенные требования: 1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры - эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, удовлетворение от удачного ответа. 4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.


В раздел образования