Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников
Автор: Чикильдина Елена Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: г.Миллерово,Ростовская область Наименование материала: статья Тема: Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников Раздел: начальное образование
младших школьников»
Учитель начальных классов
Чикильдина Е.А.
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед
школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими
знаниями, чтобы он мог занять достойное в обществе и приносить ему максимальную
пользу.
Одним из важнейших направлений решения это проблемы является интенсификация
учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые
предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся,
развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
ИГРА в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот
процесс, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера , свобода от
шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов
человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущения спокойствия,
облегчают межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность
интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить
объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной
ситуации. Не надо бояться того, что интерес, возникший в процессе игры – это интерес к
игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность:
Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней
сути.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и
сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным
вовремя игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические
эффекты игры.
Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников
(восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепления
знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение
различных дидактических задач- уточнение представлений о предмете или явлении в
целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходства и
различие между ними и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой
стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие.
Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для
себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не
просто забавой, а интересным, необычным занятием.
К организации игр для детей предъявляются определенные требования:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным,
разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры - эмоциональность. Игра должна вызывать
удовольствие, удовлетворение от удачного ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными
участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, четкому
соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш – очень сильный мотив, побуждающий
ученика к деятельности.