ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
Автор: Елисеева Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 402 имени Алии Молдагуловой Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Раздел: дошкольное образование
Анализ статьи: «Частный детский сад в России: обыденные практики и
перспективы развития»
О.Б.Савинская. журнал: Социология семьи 2014год.
Автор, проанализировав ситуацию с дошкольным образованием в
России, на практике функционирования частных детских садов, сделала
следующие выводы:
- о необходимости корректировки законодательства в сфере дошкольного
образования;
- государственной поддержке негосударственного сектора дошкольного
образования.
Да, действительно, за последние несколько лет в России кардинально
изменяется система образования в том числе и дошкольного. С 1 января 2014
года введен в действие Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
1.По общественной экспертизе за 2007 год, выявлены проблемы в
государственных образовательных учреждениях:
-низкая оплата труда педагогов;
-увеличение доли воспитателей не имеющих педагогического образования;
-текучесть кадров;
- из спектра услуг исчез присмотр и образование детей в возрасте до 3 лет.
- не внедряют новые педагогические практики и приемы.
2. Сеть ДОУ перестала отвечать растущим потребностям семьи:
- места в Доу;
-утвержденная санпином системы питания (меню);
- платные услуги не соответствуют желаниям родителей;
- график работы садов унифицирован;
- не реагирование на особые потребности детей;
- нет открытости отношений в отношениях с родителями.
Далее, автор указывает на необходимость развития структуры
негосударственного дошкольного образования как альтернативу
государственному дошкольному образованию, ссылаясь на статью 43
Конституции РФ.
Приоритеты негосударственного дошкольного образования:
- замещают функцию присмотра и образования детей с 2-месячного
возраста;
- предоставление услуг ведется в малых группах (10-15 детей);
- индивидуальный подход к каждому;
-реагирование на особые потребности детей;
- возможности выбора типа питания;
-гибкий график работы НДОУ;
-открытость в построении отношений с родителями;
-предоставление платных услуг отвечающие запросам родителей;
-доступность мест.
Дальнейший принцип базового развития дошкольного образования
автор видит в гармонизации развития государственного и
негосударственного развития дошкольного образования, опираясь на опыт
западных стран. Для этого необходимо:
во-первых, -упрощение системы лицензирования организаций НКО;
во-вторых, государственная поддержка негосударственного сектора;
в-третьих, подушевое финансирование;
в-четвертых, создание единого органа управления образованием,
координирующий проблемы НОД;
в-пятых, получение льгот по аренде.
Давайте обратимся к современному этапу развития государственного
дошкольного образования. С 1 января 2014 года был введен в действие
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО). В связи с его введением кардинально меняется вся
система дошкольного образования и решается большая часть проблем,
существующих ранее.
ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре
Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения
Программы.
Решает следующие задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
(основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, осуществляется через реализацию индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий. Освоение индивидуальной
программы осуществляется при сопровождении педагога-психолога.
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с
семьёй. Психолого- педагогическое просвещение, направленное на охрану и
укрепление физического и психического здоровья детей, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
Обратимся к Закону « Об образовании В Российской Федерации» 2016, по
тем позициям, которые затронуты в статье О.Б.Савинской.
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью.
1.Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие
среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций утверждается Правительством Российской
Федерации.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
педагогических работников, гарантии их реализации:
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими
правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм,
средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в
порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе
учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой,
исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и
международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
Так же, Закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать
не только равноправными, но и равноответственными участниками
образовательного процесса. Это и является основанием для построения
открытых взаимоотношений всех участников образовательного процесса.