Напоминание

ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.


Автор: Елисеева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 402 имени Алии Молдагуловой
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Анализ статьи: «Частный детский сад в России: обыденные практики и

перспективы развития»

О.Б.Савинская. журнал: Социология семьи 2014год.
Автор, проанализировав ситуацию с дошкольным образованием в России, на практике функционирования частных детских садов, сделала следующие выводы: - о необходимости корректировки законодательства в сфере дошкольного образования; - государственной поддержке негосударственного сектора дошкольного образования. Да, действительно, за последние несколько лет в России кардинально изменяется система образования в том числе и дошкольного. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 1.По общественной экспертизе за 2007 год, выявлены проблемы в государственных образовательных учреждениях: -низкая оплата труда педагогов; -увеличение доли воспитателей не имеющих педагогического образования; -текучесть кадров; - из спектра услуг исчез присмотр и образование детей в возрасте до 3 лет. - не внедряют новые педагогические практики и приемы. 2. Сеть ДОУ перестала отвечать растущим потребностям семьи: - места в Доу; -утвержденная санпином системы питания (меню); - платные услуги не соответствуют желаниям родителей; - график работы садов унифицирован; - не реагирование на особые потребности детей; - нет открытости отношений в отношениях с родителями.
Далее, автор указывает на необходимость развития структуры негосударственного дошкольного образования как альтернативу государственному дошкольному образованию, ссылаясь на статью 43 Конституции РФ. Приоритеты негосударственного дошкольного образования: - замещают функцию присмотра и образования детей с 2-месячного возраста; - предоставление услуг ведется в малых группах (10-15 детей); - индивидуальный подход к каждому; -реагирование на особые потребности детей; - возможности выбора типа питания; -гибкий график работы НДОУ; -открытость в построении отношений с родителями; -предоставление платных услуг отвечающие запросам родителей; -доступность мест. Дальнейший принцип базового развития дошкольного образования автор видит в гармонизации развития государственного и негосударственного развития дошкольного образования, опираясь на опыт западных стран. Для этого необходимо: во-первых, -упрощение системы лицензирования организаций НКО; во-вторых, государственная поддержка негосударственного сектора; в-третьих, подушевое финансирование; в-четвертых, создание единого органа управления образованием, координирующий проблемы НОД; в-пятых, получение льгот по аренде. Давайте обратимся к современному этапу развития государственного дошкольного образования. С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с его введением кардинально меняется вся
система дошкольного образования и решается большая часть проблем, существующих ранее. ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Решает следующие задачи: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется через реализацию индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. Освоение индивидуальной программы осуществляется при сопровождении педагога-психолога. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьёй. Психолого- педагогическое просвещение, направленное на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Обратимся к Закону « Об образовании В Российской Федерации» 2016, по тем позициям, которые затронуты в статье О.Б.Савинской. Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью. 1.Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации:
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций. Так же, Закон «Об образовании РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Это и является основанием для построения открытых взаимоотношений всех участников образовательного процесса.


В раздел образования