Напоминание

Мы идем на экскурию


Автор: Дворцова Надежда Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Аркинская СОШ
Населённый пункт: с.Аркино Комаричский район Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: Мы идем на экскурию
Раздел: среднее образование





Назад




Географические экскурсии Экскурсии- одно из важнейших форм организации обучения географии. Это форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в географии очень велико. Знания по физической, экономической и социальной географии своей местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. В педагогике
выделяют школьные экскурсии

учебные
и
совершаемые в порядке внеклассной работы
. Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность, пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а следовательно к географии. Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Учебные экскурсии различаются
по целям
: изучение нового материала, обобщение и систематизация, повторение. Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным объектом и специальной литературой, составляет
план проведения

экскурсии.
В нем определяет: - полученные на уроках ЗУН закрепляются; -какие вырабатываются вновь; -какие ставятся воспитательные задачи. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.
Организация каждой

экскурсии включает в себя три этапа
: 1. Подготовку к ней учителя. 2. Проведение экскурсии. 3. Оформление полученного материала. Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.
При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:

1. Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на промышленное предприятие. 2. Разработать содержание и маршрут экскурсии. 3. Подготовить к экскурсии учащихся. Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.
Порядок работы
на каждой экскурсии обычно такой: -вводная беседа учителя; -выполнение учащимися заданий по маршруту; -заключительная беседа. Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так, чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта.
Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении

экскурсии:
1. Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную работу. 2. Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя, выполняют свою работу.
Изучение промышленного предприятия ведется по следующему

плану:
1. Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно относится. 2. История предприятия (время и причины возникновения на данном месте). 3. Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия на территории района и города. 4. Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо- энергетической баз. 5. Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и их значение в хозяйстве края и крупного экономического района). 6. Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия. 7. Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические профессии. 8. Технологический процесс и особенности производства. 9. Структура предприятия и основные производственные специальности.
10.Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой продукции. 11.Проблемы и перспективы развития предприятия. 12.Решение экологических проблем на предприятии. Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы над собранным материалом. В экономической географии России в течении года проводится две экскурсии: производственная и сельскохозяйственная. Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не предусматривается. Она направлена на повышение интереса к географическим наукам.


В раздел образования