Автор: Дворцова Надежда Анатольевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ Аркинская СОШ Населённый пункт: с.Аркино Комаричский район Брянская область Наименование материала: Статья Тема: Мы идем на экскурию Раздел: среднее образование
Географические экскурсии
Экскурсии- одно из важнейших форм организации обучения географии. Это
форма организации занятий в природе, а так же на предприятиях как
производственной, так и непроизводственной сфере. Значение экскурсии в
географии очень велико.
Знания по физической, экономической и социальной географии своей
местности, получая во время экскурсии и наблюдений в природе,
привлекаются для объяснений многих процессов и явлений в географической
оболочки. Во время экскурсий происходит закрепление и конкретизация
учебного материала уже изученного и накопление данных о явлениях для
опоры при изучении теоретического материала, а так же целенаправленное
изучение действительности своей местности. Работая в природе, учащиеся
овладевают практическими умениями вести наблюдения, анализировать
умения, наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную
деятельность людей. В педагогике выделяют школьные экскурсии
учебные и совершаемые в порядке внеклассной работы .
Географические экскурсии развивают наблюдательность, любознательность,
пробуждает интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а
следовательно к географии.
Во время экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют практические
работы.
Учебные экскурсии различаются по целям : изучение нового материала,
обобщение и систематизация, повторение.
Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, знакомится с экскурсионным
объектом и специальной литературой, составляет план проведения
экскурсии. В нем определяет:
- полученные на уроках ЗУН закрепляются;
-какие вырабатываются вновь;
-какие ставятся воспитательные задачи.
Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.
Организация каждой
экскурсии включает в себя три этапа :
1.
Подготовку к ней учителя.
2.
Проведение экскурсии.
3.
Оформление полученного материала.
Целесообразней проводить экскурсии, осуществляя межпредметные связи.
При подготовке к проведению экскурсии учитель должен:
1.
Выбрать район для будущей экскурсии на природу или на
промышленное предприятие.
2.
Разработать содержание и маршрут экскурсии.
3.
Подготовить к экскурсии учащихся.
Подготовка учащихся к экскурсии проводится на уроке.
Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:
-вводная беседа учителя;
-выполнение учащимися заданий по маршруту;
-заключительная беседа.
Оформление состоит в написании отчета каждого учащегося о проделанной
работе. Каждая группа учащихся выполняет задание, например: оформить
стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и выполнить
рисунки в зависимости от темы экскурсии. Экскурсию нужно строить так,
чтобы каждая группа и каждый из членов группы провели самостоятельную
работы по изучению отдельных составных частей экскурсионного объекта.
Применяют 2 варианта организации работы учащихся в проведении
экскурсии:
1.
Все группы сначала расходятся на выделенные для них участки, где
при соответствующем инструктаже учителя проводят конкретную
работу.
2.
Все группы сначала идут по маршруту. На каждой остановке учитель
проводит беседу; все группы пользуясь консультацией учителя,
выполняют свою работу.
Изучение промышленного предприятия ведется по следующему
плану:
1.
Название предприятия и отрасль промышленности, к которой оно
относится.
2.
История предприятия (время и причины возникновения на данном
месте).
3.
Оценка физико- и экономико-географического положения предприятия
на территории района и города.
4.
Транспортные связи; положение относительно сырьевой и топливо-
энергетической баз.
5.
Специализация предприятия (основные виды выпускаемой продукции и
их значение в хозяйстве края и крупного экономического района).
6.
Сырьевая и топливно-энергетическая база предприятия.
7.
Рабочие кадры предприятия; основные и инженерно-технические
профессии.
8.
Технологический процесс и особенности производства.
9.
Структура предприятия и основные производственные специальности.
10.Производственно-территориальные связи по сырью, топливу и готовой
продукции.
11.Проблемы и перспективы развития предприятия.
12.Решение экологических проблем на предприятии.
Экскурсия на самом предприятии начинается беседой, которую проводит
экскурсовод. Учитель дополняет экскурсовода. В школе после экскурсии
учитель проводит заключительную беседу и дальнейший порядок работы
над собранным материалом.
В экономической географии России в течении года проводится две
экскурсии: производственная и сельскохозяйственная.
Экскурсии по внеклассной работе планируются на кружке или же
факультативе. На такой экскурсии выставление оценки не
предусматривается. Она направлена на повышение интереса к
географическим наукам.