Напоминание

"Обучение чтению"


Автор: Чепенко Людмила Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ КВ "ДС "Цветок Уренгоя"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Обучение чтению"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Рабочая программа «Обучение чтению детей 6-7 лет»

Пояснительная записка
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход. Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения. Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Цель

программы
– формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников; - формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); - формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно; - развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.
Методические рекомендации
Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно
выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.). Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность. Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв, подобрать слова на эту букву. Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.


Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, таблицы слогов и слов, «Азбука».
Комплектование учебной группы
Для успешной реализации программы формируют группу из 7 человек.
Форма занятий


Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью до 30 минут. Основная форма занятий - групповая.
Предполагаемый результат

Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»; - буквы русского алфавита;

- определять наличие и место заданного звука в слове;

- анализировать звуковой состав слова; - определять количество слогов в слове, ударный слог; - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения; - замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


М

Е

С

Я

Ц

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование
С Е Н Т Я Б Р Ь «Речь. Гласные звуки А,У.» - дать представления детям о письменной и устной речи, слоги, слова, предложения; - познакомить со звуками [а], [у] . Буквами А,а, У,у. - учить четко произносить звуки [ а], [у]кратко - длительно, тихо - громко; печатать буквы в тетради. - учить выделять звуки [а], [у] в ряду других гласных звуков, слога со звуками [а], [у] в ряду слогов; - формировать навык подбора слов, начинающихся на звуки [А] [у]. - букварь Н.С. Жукова; - буквы А,У из разрезной азбуки; - задания для индивидуальной работы; - тетради в клетку; - простые карандаши; С Е Н Т Я Б Р Ь «Гласные и согласные звуки.» - познакомить с гласным звуком [о],буквами О,о. Согласным звуком [м], буквами М,м, дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии. - учить четко произносить звуки, печатать их в тетради - формировать навыки подбора слов, начинающихся на звуки [о], [м ], и нахождениях их в ряде слов. - учить делить слова на слоги и определять количество слогов. - буквы из разрезной азбуки; - тетради в клетку; - простые карандаши; - схемы деления слов на слоги; - предметные картинки. С Е Н Т Я Б Р Ь «Согласные звуки [с][с,], слог.» - - познакомить со звуком [с],бывает твердым и мягким, буквами С,с, четко произносить звук, печатать букву С в тетради. - формировать навык подбора слов, начинающихся на звук [с] и нахождения его в ряде слов, умение определять место звука в словах; - учить составлять слоги ау, уа из букв и читать их; - учить подбирать слова с заданным слогом. - букварь Н.С.Жуковой; - буквы из разрезной азбуки; - предметные картинки; - индивидуальные карточки «Определи место звука в слове». С Е Н Т «Буквы А,О,У,М,С. » - закрепить зрительные образы букв [а],[о],[у],[м],[с]. проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». - учить составлять слоги из заданных букв, используя разрезную - буквы из разрезной азбуки; - тетради, цветные карандаши .
Я Б Р Ь азбуку и читать их. - отработка навыка чтения открытого и закрытого слогов; - учить выкладывать слова : сам, сом, сама, перепечатывать их в тетрадь, делать звуковой анализ слова. О К Т Я Б Р Ь «Согласные звуки [х][х,], буквы Х,х» - Дать представление о звуке [х] и буквах Х,х; - учить четко произносить звук, выделять его в ряду звуков и слов, печатать в тетради; - упражнять в подборе картинок к заданному звуку; - учить читать слоги и слова с данным звуком; - учить делать звуковой анализ слова: МУХА. - букварь Н.С.Жуковой; - разрезная азбука; - наборы предметных картинок; - тетради, цветные карандаши; - наборы кругов для звукового анализа слов. О К Т Я Б Р Ь «Согласные звуки [р,],[ р] и буквы Р,р» - Познакомить со звуком р, буквами Р,р; - учить определять твердость и мягкость звука, наличие звука в словах, подбирать слова с данным звуком; - учить находить место звука в словах; - отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами; - развивать графические навыки. - разрезная азбука; - карточки «Определи место звука [р]в слове»; - тетрадь. О К Т Я Б Р Ь «Буква Ш и согласный звук [ш]». - познакомить с согласным звуком [ш], всегда твердый, буквами Ш,ш; - выделять данную букву из ряда других; - четко произносить звук, находить его в словах, подбирать картинки; - продолжать формировать навык чтения слогов и слов; - учить делать звуковой анализ слов: ШАР, МАША; - развивать графические навыки детей. - карточки «Найди букву Ш»; - набор предметных картинок; - букварь Н.С.Жуковой; - наборы кругов для звукового анализа слов; - тетрадь, цветные карандаши. О К Т Я Б Р Ь «Гласный звук и буква[ ы]» - познакомить со звуком и буквой [ы], в русском языке нет слов, которые начинаются на этот звук; - продолжать формировать понятие «гласный звук»; - отрабатывать навык чтения слогов и слов с эти звуком; - учить составлять схему предложения; - развивать слуховое внимание. - букварь Н.С.Жуковой; - гласные буквы из разрезной азбуки; - схемы предложений. Н «Согласные звуки [л,],[л]. - закрепить на слух согласные звуки, их отличие от гласных звуков; - буквы разрезной азбуки;
О Я Б Р Ь Буквы Л,л.» - познакомить со звуком [л], дать его характеристику; - закрепить умение подбирать слова на заданный звук; - отрабатывать навык чтения открытых и закрытых слогов, слов; - учить делать звуковой анализ слов: ЛУША,ЛИСА; - закрепить умение составлять предложения с опорой на схему; - развивать фонематический слух детей. - инд.задание «обведи слово с буквой Л» - букварь Н.С.Жуковой(стр.25-26); - набор для звукового анализа слов; - схемы предложений. Н О Я Б Р Ь «Согласные звуки[ н,][н]. Буквы Н,н» - познакомить с новым звуком, дать основную характеристику ; - учить выделять начальный и последний звук в словах, определять твердость или мягкость согласного звука; - Развивать графические навыки, печатать букву в тетрадь; - упражнять в составлении слогов, слов из букв разрезной азбуки, отрабатывать чтение; - развивать слуховое внимание. - буквы разрезной азбуки; - карточки синего(твердый звук) и зеленого(мягкий звук) цветов; - тетрадь, пр. карандаш. Н О Я Б Р Ь «Согласные звуки [к],[к]. Буквы К,к.» - познакомить с новым звуком, дать характеристику звуку, четко произносить звук; - выделять звук в ряду других согласных звуков, формировать навык подбора слов с данным звуком, определять место звука в слове; - упражнять в чтении открытых и закрытых слогов; - развитие графических навыков: печатание слогов; - закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЛУК, МАК. - предметные картинки; - схема определения звука в слове, - круги, обозначающие звук; - букварь Жуковой Н.С. (стр.31); - тетрадь. Н О Я Б Р Ь «Согласные звуки [т] [т,], буквы Т,т. Ударение» - Познакомить со звуком, дать полную характеристику, четко его произносить; - закрепить умение подбирать слова с данным звуком вначале и в конце слова; - составлять из разрезной азбуки слова и предложения; - отрабатывать навык чтения открытых и закрытых слогов. - учить делить слова на слоги и определять в словах ударный слог. - разрезная азбука; - задания для инд.работы «Обведи слова со звуком [т]», « Раскрась букву»; - схемы деления слов на слоги с ударным слогом. Д Е К А «Гласные звуки [и][ы], буквы И,и, ы» - продолжать формировать понятие «гласный звук»; - развивать слуховое внимание; - продолжать отрабатывать навык чтения; - закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный - буквы разрезной азбуки; - букварь Н.С.Жуковой (стр.34-35); - схемы деления слов на слоги с определением ударного слога;
Б Р Ь слог; - закрепить умение делать звуковой анализ слов: МИШКА, МЫШКА. - тетрадь, цветные карандаши. Д Е К А Б Р Ь «Согласные звуки [п],[п]. Буквы П,п» - познакомить с новым звуком, дать полную характеристику; - закрепить умение самостоятельно отбирать картинки с данным звуком, четко его произносить, определять место звука в слове(по карточкам); - учить дифференцировать твердые и мягкие звуки; -продолжать упражнять в составлении слов и предложений из букв разрезной азбуки; -развивать фонематический слух. - предметные картинки; - карточки, определяющие твердость и мягкость звука; - буквы разрезной азбуки; -букварь Н.С.Жуковой (стр.37-38). Д Е К А Б Р Ь «Согласные звуки звонкие и глухие. Звуки [з][з,], буквы З,з» - познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику звука, четко его произносить; - закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, определять его место в слове; - учить определять звонкие и глухие звуки; - продолжать обучать чтению прямых и обратных слогов, слов; - закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЗИМА, ЗАМОК,УЗОРЫ. -. карточки определения звонкий и глухой звук; - букварь Н.С.Жуковой (стр.39-40); - схемы для нахождения место звука в слове; - тетрадь, цветные карандаши. Д Е К А Б Р Ь «Омонимы. Согласный звук [й], буквы Й,й» - дать представления об омонимах – слова звучат одинаково, но смысл разный; - познакомить со звуком, дать характеристику, обратить внимание, что он всегда мягкий; - совершенствовать навыки чтения. - учить отбирать картинки с данным звуком; сделать звуковой анализ слов: МОЙ,СУХОЙ. - развивать слуховое внимание. - картинки – омонимы; - предметные картинки; - букварь Н.С.Жуковой( стр.42-43); - набор для звукового анализа слов; Я Н В А Р Ь «Звуки [г],[г,]. Буквы Г,г» - познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику; - дифференциация звуков [г-к] (глухой, звонкий); - закрепить умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук, находить его место в слове; - отрабатывать навык чтения слов, предложений; - закрепить умение выкладывать схему предложений; - буквы разрезной азбуки; - инд. Задания «Найди букву»; - схема нахождения звука в слове; - букварь Н.С.Жуковой (стр.45-46); - схемы предложений.
- учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Я Н В А Р Ь «Звуки [в],[ в,]. Буквы В,в» - познакомить с новым звуком, дать характеристику; - закрепить умение подбирать картинки с данным звуком, находить букву среди других, определять место звука в словах; - закрепить умение выкладывать слоги и слова из букв разрезной азбуки; - отрабатывать чтение прямых и обратных слогов; - учить придумывать слова по заданной звуковой модели. - развивать графические навыки. - предметные картинки; - инд.задания «Найди место звука», «найди букву»; - разрезная азбука; - звуковые модели слов; -тетрадь, карандаш. Я Н В А Р Ь «Звуки [д],[д,]. Буквы Д,д» - познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику, четко его произносить; - учить сопоставлять звуки и буквы [д-т] (согласный звонкий- согласный глухой), подбирать слова на заданные звуки; - закрепить понятия: слог, слово, предложение; - продолжать отрабатывать чтение; - закреплять умение делать звуковой анализ слов: ТИМКА,ДЫМКА. - развивать слуховое внимание. - буквы разрезной азбуки; - схемы предложений; - тетрадь, цветные карандаши; - букварь Н.С.Жуковой (стр.52-51) ф е в р а л ь «Звуки[ б],[б,], [п][п,].буквы Б,б, П,п» - познакомить с новым звуком, дать характеристику; - упражнять в подборе слов на заданный звук вначале и конце слова; - сопоставить звуки [б-п] (согласный звонкий -согласный глухой); - продолжать отрабатывать чтение слов, предложений; - развивать графические навыки, печатать слова и предложения в тетрадь. - буквы из разрезной азбуки; - карточки «Найди слова на букву Б,П»; - букварь Жуковой Н.С. (стр.53-54); - тетрадь, карандаш. ф е в р а л ь «Звук [ж], буквы Ж,ж» - познакомить со звуком и буквой Ж, всегда твердый, дать характеристику, четко его произносить; - дифференциация звуков [ж-з]; - закрепить умение находить место звука в слове; - формировать знания о правиле правописания – ЖИ; - закрепить понятия «согласный и гласный звуки»; - продолжать отрабатывать чтение; - закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЖУК, ЛУЖОК, - карточки «Найди место звука в слове»; - инд.задания «Обведи все гласные звуки», «Обведи все согласные звуки»; - букварь Жуковой Н.С. (стр.58-59); - тетрадь, карандаш.
ДРУЖОК. ф е в р а л ь «Гласный звук [е], буквы Е,е» -познакомить с гласным звуком и буквой Е, дать характеристику; - дифференциация гласных и согласных звуков в слогах и словах; - закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный слог; - формировать знания о правиле написания имен, кличек животных с большой буквы; - продолжать учить делать звуковой анализ слов: ВЕРА, ДЕТИ. - буквы разрезной азбуки; - букварь Жуковой Н.С. (стр.61-62); - тетрадь, карандаш. ф е в р а л ь «Буква ь» - познакомить с буквой ь – показателем мягкости предыдущего согласного звука; - закрепить умение выкладывать из разрезной азбуки слоги, слова; - отрабатывать технику чтения; - закрепить деление слов на слоги с определением ударного слога (схемы). - развитие графических навыков, печатание слов. - буквы разрезной азбуки; - букварь Жуковой Н.С. (стр.64-66); - схемы деления слов на слоги с ударным слогом. - тетрадь, карандаш. м а р т «Гласный звук [я], буквы Я,я» -познакомить с новым звуком, дать характеристику; - закрепить умение подбирать картинки на заданный звук, находить место звука в слове; - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова; - закрепить правило: большая буква в начале предложения и в именах собственных; - развивать слуховое внимание и графических навыков: печатать слова и предложения. - предметные картинки; - буквы разрезной азбуки; - тетрадь, карандаш; - букварь Жуковой Н.С (стр.68-69). м а р т «Звук [ю], буквы Ю,ю» -познакомить с новым звуком, дать характеристику, четко произносить; - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам; - отрабатывать технику чтения; - закрепить умение делать звуковой анализ слов. - буквы разрезной азбуки; - предметные картинки; - букварь Жуковой Н.С ( стр.72-73); - тетрадь, карандаш; - набор кругов для звукового анализа. м а р т «Звукие [е], буквы Е,е» -познакомить с новым звуком, сопоставление звуков [е-е]; - закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов (опора на схему); - отрабатывать технику чтения. - схемы предложений: - инд. задания по карточкам «Читаем слоги, слова»; - букварь Жуковой Н.С. (стр.74-75)
- развивать слуховое внимание. м а р т «Согласный звук [ч], буквы Ч,ч» -познакомить с новым звуком[ ч] , всегда мягкий и буквой, дать характеристику; - закреплять умение определять место звука в словах, подбирать слова с данным звуком; - дать понятие о правописании слогов –ча-, -чу-; -отработка чтения слогов по карточкам. - карточки со слогами; - инд. задания «определи место звука в слове»; - картинки для раскрашивания предметов со звуком. - букварь Жуковой Н.С. (стр.80-81) а п р е л ь «Звук [э], буквы Э,э» - познакомить со звуком, дать характеристику; - закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками, четко произносить звук [э]; - продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; - отрабатывать технику чтения. - инд.задания «определи место звука», «Раскрась картинку, в которм есть звук [э]”; - букварь Жуковой Н.С.( стр.84) а п р е л ь «Звук [ц], буквы Ц,ц» -познакомить с новым звуком, дать характеристику; учить выделять букву Ц, среди других букв; - упражнять в подборе слов и картинок с данным звуком, определять его место в слове; - дифференциация звуков [ц-ч]; - закрепить умение составлять слова и предложения из букв разрезной азбуки; - закрепить делать звуковой анализ слов: ЗАЯЦ,БРАТЕЦ; - предметные картинки; - буквы разрезной азбуки; - инд.карточки «допиши слово»; - букварь Жуковой Н.С. (стр.85-86) а п р е л ь «Звуки[ ф],[ф,], буквы Ф,ф» - познакомить с новым звуком, дать характеристику ; - упражнять в подборе слов на заданный звук, определение места звука в слове; - упражнять в делении слов на слоги с определением ударного слога (схемы); - отработка чтения; - развитие графических навыков, печатание слов, предложений. - инд. карточки «Определи место звука»; - «Раскрась картинки со звуком ф»; - схемы деления слов на слоги: - букварь Жуковой Н.С. (стр.88-89). а п р е л «Звук[ щ], буквы Щ,щ» - познакомить с буквой и звуком [щ], всегда мягкий, дать полную характеристику; - учить выделять звук [щ] среди других звуков, в слогах, в словах; - дать понятие правописания слогов –ща-,-щу-; - закрепить умение составлять слоги, слова, предложения из букв - инд. задания «Найди звук»; - буквы разрезной азбуки; - карточки со слогами для инд.работы; - букварь Жуковой Н.С. (стр.90-91);
ь разрезной азбуки; - закрепить чтение открытых и закрытых слогов(карточки); - развитие графических навыков, печатать в тетрадь слова, предложения. - тетрадь, карандаши. м а й “Буква ъ» - познакомить с буквой ъ- показатель твердости звука; - закрепить умение определять твердость и мягкость звука, анализировать их; - отрабатывать технику чтения текстов; - учить пересказывать прочитанное. - набор для звукового анализа слов; - букварь Жуковой Н.С. (стр.93-94). м а й «Звонкие и глухие согласные звуки» - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах; - учить составлять схемы слов; -отрабатывать чтение предложений и текстов. - знаки обозначающие звонкий и глухой звук; -букварь Жуковой Н.С. (стр.91-92) м а й «Твердые и мягкие согласные звуки, схемы» - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в словах; - закрепить определение места звука в слове; - закрепить навых обозначения мягкости согласных буквами Е,Е,Ю,Я,И,Ь; - закрепить навык составления схем слов. - наборы кругов для звукового анализа слов; - карточки» определи место звука в слове»; - схемы слов. м а й «Алфавит» - закрепить звуки и буквы в алфавитном порядке; - отрабатывать навык чтения; - развивать слуховое внимание. - алфавит в картинках; - букварь Жуковой Н.С. (повторение).





Используемая литература.
Жукова Н.С. «Букварь» Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985 Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003 Косинова Е. М. Логопедический букварь. М., 2010 Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях. Дошкольная педагогика, №4, 2006 Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2000 Федина О., Федин С. Самая веселая азбука. М., 2004 Харченко Е. П. Диссинтаксия, как незавершеннность развития языковой системы. Дошкольное педагогика, №2, 2009 Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007 Материалы и задания для индивидуальной работы подобранны из интернета.


В раздел образования