Автор: Чепенко Людмила Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ КВ "ДС "Цветок Уренгоя" Населённый пункт: Новый Уренгой Наименование материала: Рабочая программа Тема: "Обучение чтению" Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная
готовность
сенсомоторной
и
интеллектуальной
сфер
дошкольника.
Поэтому
каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения.
В
процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами,
ребенок
уже
мог
правильно
произносить
эти
звуки.
Поэтому
в
настоящую
программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на
совершенствование
артикуляционной
моторики,
а
также
обучение
букв
расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из
них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает
буквы,
обозначающие
звуки,
в
произношении
которых
наиболее
часто
встречаются нарушения.
Нарушения
в
речи и
несформированность
фонематических
процессов
влекут
за
собой
грубые
ошибки
на
письме.
Поэтому
акцент
ставится
на
совершенствовании у
детей
фонематического
восприятия
и
слуха,
звуко
–
буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в
начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей
формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную
характеристику
каждому
звуку,
понятия
«ударение»,
«предложение».
Дети
овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность
и правильность процесса чтения.
Цель
программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих
предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и
письму в школе.
Задачи программы:
-
обеспечение
максимального
уровня
фонематических,
звуко
–
буквенных,
графических умений и навыков у дошкольников;
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и
выполнять самостоятельно;
-
развитие
артикуляционной
и
мелкой
моторики,
дикции,
зрительно
–
двигательной координации.
Методические рекомендации
Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения
детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических
процессов
используются
игры,
которые
формируют
умения
выделять
и
определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно
выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность
(«Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они
активизируют
мышление
и
речь
ребенка,
тренируют
внимание
и
память,
развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают
понимание
того,
как
важно
правильно
произносить
каждый
звук
в
слове.
Скороговорки
проговариваются
сначала
медленно
и
громко,
потом
тише
и
быстрее,
почти
шепотом.
Используя
скороговорки,
чистоговорки,
считалки,
веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков,
отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать,
на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв,
затем
среди
других
букв,
перевернутых
на
доске,
дописать
недостающие
элементы букв, подобрать слова на эту букву.
Необходимо
использовать
сказки
о
приключениях
букв,
сказочных
персонажей, приносящих занимательный материал.
Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту
детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная
доска
с
набором
букв,
маркеры,
демонстрационная
и индивидуальные
для
каждого ребенка разрезные азбуки, таблицы слогов и слов, «Азбука».
Комплектование учебной группы
Для успешной реализации программы формируют группу из 7 человек.
Форма занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью до 30 минут. Основная
форма занятий - групповая.
Предполагаемый результат
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими
способами словообразования;
-
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
М
Е
С
Я
Ц
Тема
Программное содержание
Материалы и оборудование
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Речь. Гласные звуки А,У.»
- дать представления детям о письменной и устной речи, слоги,
слова, предложения;
- познакомить со звуками [а], [у] . Буквами А,а, У,у.
- учить четко произносить звуки [ а], [у]кратко - длительно, тихо -
громко; печатать буквы в тетради.
- учить выделять звуки [а], [у] в ряду других гласных звуков, слога
со звуками [а], [у] в ряду слогов;
- формировать навык подбора слов, начинающихся на звуки [А] [у].
- букварь Н.С. Жукова;
- буквы А,У из разрезной азбуки;
- задания для индивидуальной
работы;
- тетради в клетку;
- простые карандаши;
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Гласные и согласные
звуки.»
- познакомить с гласным звуком [о],буквами О,о. Согласным
звуком [м], буквами М,м, дать понятие о гласных и согласных
звуках и их отличии.
- учить четко произносить звуки, печатать их в тетради
- формировать навыки подбора слов, начинающихся на звуки [о], [м
], и нахождениях их в ряде слов.
- учить делить слова на слоги и определять количество слогов.
- буквы из разрезной азбуки;
- тетради в клетку;
- простые карандаши;
- схемы деления слов на слоги;
- предметные картинки.
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [с][с,],
слог.»
- - познакомить со звуком [с],бывает твердым и мягким, буквами С,с,
четко произносить звук, печатать букву С в тетради.
- формировать навык подбора слов, начинающихся на звук [с] и
нахождения его в ряде слов, умение определять место звука в
словах;
- учить составлять слоги ау, уа из букв и читать их;
- учить подбирать слова с заданным слогом.
- букварь Н.С.Жуковой;
- буквы из разрезной азбуки;
- предметные картинки;
- индивидуальные карточки
«Определи место звука в слове».
С
Е
Н
Т
«Буквы А,О,У,М,С.
»
- закрепить зрительные образы букв [а],[о],[у],[м],[с].
проводить работу по формированию и дифференциации понятий
«звук» - «буква».
- учить составлять слоги из заданных букв, используя разрезную
- буквы из разрезной азбуки;
- тетради, цветные карандаши
.
Я
Б
Р
Ь
азбуку и читать их.
- отработка навыка чтения открытого и закрытого слогов;
- учить выкладывать слова : сам, сом, сама, перепечатывать их в
тетрадь, делать звуковой анализ слова.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [х][х,],
буквы Х,х»
- Дать представление о звуке [х] и буквах Х,х;
- учить четко произносить звук, выделять его в ряду звуков и слов,
печатать в тетради;
- упражнять в подборе картинок к заданному звуку;
- учить читать слоги и слова с данным звуком;
- учить делать звуковой анализ слова: МУХА.
- букварь Н.С.Жуковой;
- разрезная азбука;
- наборы предметных картинок;
- тетради, цветные карандаши;
- наборы кругов для звукового
анализа слов.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [р,],[ р] и
буквы Р,р»
- Познакомить со звуком р, буквами Р,р;
- учить определять твердость и мягкость звука, наличие звука в
словах, подбирать слова с данным звуком;
- учить находить место звука в словах;
- отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами;
- развивать графические навыки.
- разрезная азбука;
- карточки «Определи место звука
[р]в слове»;
- тетрадь.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Буква Ш и согласный звук
[ш]».
- познакомить с согласным звуком [ш], всегда твердый, буквами
Ш,ш;
- выделять данную букву из ряда других;
- четко произносить звук, находить его в словах, подбирать
картинки;
- продолжать формировать навык чтения слогов и слов;
- учить делать звуковой анализ слов: ШАР, МАША;
- развивать графические навыки детей.
- карточки «Найди букву Ш»;
- набор предметных картинок;
- букварь Н.С.Жуковой;
- наборы кругов для звукового
анализа слов;
- тетрадь, цветные карандаши.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Гласный звук и буква[ ы]»
- познакомить со звуком и буквой [ы], в русском языке нет слов,
которые начинаются на этот звук;
- продолжать формировать понятие «гласный звук»;
- отрабатывать навык чтения слогов и слов с эти звуком;
- учить составлять схему предложения;
- развивать слуховое внимание.
- букварь Н.С.Жуковой;
- гласные буквы из разрезной
азбуки;
- схемы предложений.
Н
«Согласные звуки [л,],[л].
- закрепить на слух согласные звуки, их отличие от гласных звуков;
- буквы разрезной азбуки;
О
Я
Б
Р
Ь
Буквы Л,л.»
- познакомить со звуком [л], дать его характеристику;
- закрепить умение подбирать слова на заданный звук;
- отрабатывать навык чтения открытых и закрытых слогов, слов;
- учить делать звуковой анализ слов: ЛУША,ЛИСА;
- закрепить умение составлять предложения с опорой на схему;
- развивать фонематический слух детей.
- инд.задание «обведи слово с
буквой Л»
- букварь Н.С.Жуковой(стр.25-26);
- набор для звукового анализа слов;
- схемы предложений.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки[ н,][н].
Буквы Н,н»
- познакомить с новым звуком, дать основную характеристику ;
- учить выделять начальный и последний звук в словах, определять
твердость или мягкость согласного звука;
- Развивать графические навыки, печатать букву в тетрадь;
- упражнять в составлении слогов, слов из букв разрезной азбуки,
отрабатывать чтение;
- развивать слуховое внимание.
- буквы разрезной азбуки;
- карточки синего(твердый звук) и
зеленого(мягкий звук) цветов;
- тетрадь, пр. карандаш.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [к],[к].
Буквы К,к.»
- познакомить с новым звуком, дать характеристику звуку, четко
произносить звук;
- выделять звук в ряду других согласных звуков, формировать
навык подбора слов с данным звуком, определять место звука в
слове;
- упражнять в чтении открытых и закрытых слогов;
- развитие графических навыков: печатание слогов;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЛУК, МАК.
- предметные картинки;
- схема определения звука в слове, -
круги, обозначающие звук;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.31);
- тетрадь.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [т] [т,],
буквы Т,т. Ударение»
- Познакомить со звуком, дать полную характеристику, четко его
произносить;
- закрепить умение подбирать слова с данным звуком вначале и в
конце слова;
- составлять из разрезной азбуки слова и предложения;
- отрабатывать навык чтения открытых и закрытых слогов.
- учить делить слова на слоги и определять в словах ударный слог.
- разрезная азбука;
- задания для инд.работы «Обведи
слова со звуком [т]», « Раскрась
букву»;
- схемы деления слов на слоги с
ударным слогом.
Д
Е
К
А
«Гласные звуки [и][ы], буквы
И,и, ы»
- продолжать формировать понятие «гласный звук»;
- развивать слуховое внимание;
- продолжать отрабатывать навык чтения;
- закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный
- буквы разрезной азбуки;
- букварь Н.С.Жуковой (стр.34-35);
- схемы деления слов на слоги с
определением ударного слога;
Б
Р
Ь
слог;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов: МИШКА,
МЫШКА.
- тетрадь, цветные карандаши.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Согласные звуки [п],[п].
Буквы П,п»
- познакомить с новым звуком, дать полную характеристику;
- закрепить умение самостоятельно отбирать картинки с данным
звуком, четко его произносить, определять место звука в слове(по
карточкам);
- учить дифференцировать твердые и мягкие звуки;
-продолжать упражнять в составлении слов и предложений из букв
разрезной азбуки;
-развивать фонематический слух.
- предметные картинки;
- карточки, определяющие
твердость и мягкость звука;
- буквы разрезной азбуки;
-букварь Н.С.Жуковой (стр.37-38).
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Согласные звуки звонкие и
глухие. Звуки [з][з,], буквы
З,з»
- познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику звука,
четко его произносить;
- закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой,
определять его место в слове;
- учить определять звонкие и глухие звуки;
- продолжать обучать чтению прямых и обратных слогов, слов;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЗИМА,
ЗАМОК,УЗОРЫ.
-. карточки определения звонкий и
глухой звук;
- букварь Н.С.Жуковой (стр.39-40);
- схемы для нахождения место
звука в слове;
- тетрадь, цветные карандаши.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Омонимы. Согласный звук
[й], буквы Й,й»
- дать представления об омонимах – слова звучат одинаково, но
смысл разный;
- познакомить со звуком, дать характеристику, обратить внимание,
что он всегда мягкий;
- совершенствовать навыки чтения.
- учить отбирать картинки с данным звуком; сделать звуковой
анализ слов: МОЙ,СУХОЙ.
- развивать слуховое внимание.
- картинки – омонимы;
- предметные картинки;
- букварь Н.С.Жуковой( стр.42-43);
- набор для звукового анализа слов;
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Звуки [г],[г,]. Буквы Г,г»
- познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику;
- дифференциация звуков [г-к] (глухой, звонкий);
- закрепить умение самостоятельно подбирать слова на заданный
звук, находить его место в слове;
- отрабатывать навык чтения слов, предложений;
- закрепить умение выкладывать схему предложений;
- буквы разрезной азбуки;
- инд. Задания «Найди букву»;
- схема нахождения звука в слове;
- букварь Н.С.Жуковой (стр.45-46);
- схемы предложений.
- учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Звуки [в],[ в,]. Буквы В,в»
- познакомить с новым звуком, дать характеристику;
- закрепить умение подбирать картинки с данным звуком, находить
букву среди других, определять место звука в словах;
- закрепить умение выкладывать слоги и слова из букв разрезной
азбуки;
- отрабатывать чтение прямых и обратных слогов;
- учить придумывать слова по заданной звуковой модели.
- развивать графические навыки.
- предметные картинки;
- инд.задания «Найди место звука»,
«найди букву»;
- разрезная азбука;
- звуковые модели слов;
-тетрадь, карандаш.
Я
Н
В
А
Р
Ь
«Звуки [д],[д,]. Буквы Д,д»
- познакомить с новым звуком и буквой, дать характеристику, четко
его произносить;
- учить сопоставлять звуки и буквы [д-т] (согласный звонкий-
согласный глухой), подбирать слова на заданные звуки;
- закрепить понятия: слог, слово, предложение;
- продолжать отрабатывать чтение;
- закреплять умение делать звуковой анализ слов:
ТИМКА,ДЫМКА.
- развивать слуховое внимание.
- буквы разрезной азбуки;
- схемы предложений;
- тетрадь, цветные карандаши;
- букварь Н.С.Жуковой (стр.52-51)
ф
е
в
р
а
л
ь
«Звуки[ б],[б,], [п][п,].буквы
Б,б, П,п»
- познакомить с новым звуком, дать характеристику;
- упражнять в подборе слов на заданный звук вначале и конце слова;
- сопоставить звуки [б-п] (согласный звонкий -согласный глухой);
- продолжать отрабатывать чтение слов, предложений;
- развивать графические навыки, печатать слова и предложения в
тетрадь.
- буквы из разрезной азбуки;
- карточки «Найди слова на букву
Б,П»;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.53-54);
- тетрадь, карандаш.
ф
е
в
р
а
л
ь
«Звук [ж], буквы Ж,ж»
- познакомить со звуком и буквой Ж, всегда твердый, дать
характеристику, четко его произносить;
- дифференциация звуков [ж-з];
- закрепить умение находить место звука в слове;
- формировать знания о правиле правописания – ЖИ;
- закрепить понятия «согласный и гласный звуки»;
- продолжать отрабатывать чтение;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов: ЖУК, ЛУЖОК,
- карточки «Найди место звука в
слове»;
- инд.задания «Обведи все гласные
звуки», «Обведи все согласные
звуки»;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.58-59);
- тетрадь, карандаш.
ДРУЖОК.
ф
е
в
р
а
л
ь
«Гласный звук [е], буквы
Е,е»
-познакомить с гласным звуком и буквой Е, дать характеристику;
- дифференциация гласных и согласных звуков в слогах и словах;
- закрепить умение делить слова на слоги и определять ударный
слог;
- формировать знания о правиле написания имен, кличек животных
с большой буквы;
- продолжать учить делать звуковой анализ слов: ВЕРА, ДЕТИ.
- буквы разрезной азбуки;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.61-62);
- тетрадь, карандаш.
ф
е
в
р
а
л
ь
«Буква ь»
- познакомить с буквой ь – показателем мягкости предыдущего
согласного звука;
- закрепить умение выкладывать из разрезной азбуки слоги, слова;
- отрабатывать технику чтения;
- закрепить деление слов на слоги с определением ударного слога
(схемы).
- развитие графических навыков, печатание слов.
- буквы разрезной азбуки;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.64-66);
- схемы деления слов на слоги с
ударным слогом.
- тетрадь, карандаш.
м
а
р
т
«Гласный звук [я], буквы
Я,я»
-познакомить с новым звуком, дать характеристику;
- закрепить умение подбирать картинки на заданный звук, находить
место звука в слове;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
- закрепить правило: большая буква в начале предложения и в
именах собственных;
- развивать слуховое внимание и графических навыков: печатать
слова и предложения.
- предметные картинки;
- буквы разрезной азбуки;
- тетрадь, карандаш;
- букварь Жуковой Н.С (стр.68-69).
м
а
р
т
«Звук [ю], буквы Ю,ю»
-познакомить с новым звуком, дать характеристику, четко
произносить;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и
словах, по картинкам;
- отрабатывать технику чтения;
- закрепить умение делать звуковой анализ слов.
- буквы разрезной азбуки;
- предметные картинки;
- букварь Жуковой Н.С ( стр.72-73);
- тетрадь, карандаш;
- набор кругов для звукового
анализа.
м
а
р
т
«Звукие [е], буквы Е,е»
-познакомить с новым звуком, сопоставление звуков [е-е];
- закрепить умение составлять предложения с заданным
количеством слов (опора на схему);
- отрабатывать технику чтения.
- схемы предложений:
- инд. задания по карточкам
«Читаем слоги, слова»;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.74-75)
- развивать слуховое внимание.
м
а
р
т
«Согласный звук [ч], буквы
Ч,ч»
-познакомить с новым звуком[ ч] , всегда мягкий и буквой, дать
характеристику;
- закреплять умение определять место звука в словах, подбирать
слова с данным звуком;
- дать понятие о правописании слогов –ча-, -чу-;
-отработка чтения слогов по карточкам.
- карточки со слогами;
- инд. задания «определи место
звука в слове»;
- картинки для раскрашивания
предметов со звуком.
- букварь Жуковой Н.С. (стр.80-81)
а
п
р
е
л
ь
«Звук [э], буквы Э,э»
- познакомить со звуком, дать характеристику;
- закрепить знания о различиях между гласными и согласными
звуками, четко произносить звук [э];
- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных
слогов, слов различной звуковой структуры;
- отрабатывать технику чтения.
- инд.задания «определи место
звука», «Раскрась картинку, в
которм есть звук [э]”;
- букварь Жуковой Н.С.( стр.84)
а
п
р
е
л
ь
«Звук [ц], буквы Ц,ц»
-познакомить с новым звуком, дать характеристику; учить выделять
букву Ц, среди других букв;
- упражнять в подборе слов и картинок с данным звуком,
определять его место в слове;
- дифференциация звуков [ц-ч];
- закрепить умение составлять слова и предложения из букв
разрезной азбуки;
- закрепить делать звуковой анализ слов: ЗАЯЦ,БРАТЕЦ;
- предметные картинки;
- буквы разрезной азбуки;
- инд.карточки «допиши слово»;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.85-86)
а
п
р
е
л
ь
«Звуки[ ф],[ф,], буквы Ф,ф»
- познакомить с новым звуком, дать характеристику ;
- упражнять в подборе слов на заданный звук, определение места
звука в слове;
- упражнять в делении слов на слоги с определением ударного слога
(схемы);
- отработка чтения;
- развитие графических навыков, печатание слов, предложений.
- инд. карточки «Определи место
звука»;
- «Раскрась картинки со звуком ф»;
- схемы деления слов на слоги:
- букварь Жуковой Н.С. (стр.88-89).
а
п
р
е
л
«Звук[ щ], буквы Щ,щ»
- познакомить с буквой и звуком [щ], всегда мягкий, дать полную
характеристику;
- учить выделять звук [щ] среди других звуков, в слогах, в словах;
- дать понятие правописания слогов –ща-,-щу-;
- закрепить умение составлять слоги, слова, предложения из букв
- инд. задания «Найди звук»;
- буквы разрезной азбуки;
- карточки со слогами для
инд.работы;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.90-91);
ь
разрезной азбуки;
- закрепить чтение открытых и закрытых слогов(карточки);
- развитие графических навыков, печатать в тетрадь слова,
предложения.
- тетрадь, карандаши.
м
а
й
“Буква ъ»
- познакомить с буквой ъ- показатель твердости звука;
- закрепить умение определять твердость и мягкость звука,
анализировать их;
- отрабатывать технику чтения текстов;
- учить пересказывать прочитанное.
- набор для звукового анализа слов;
- букварь Жуковой Н.С. (стр.93-94).
м
а
й
«Звонкие и глухие согласные
звуки»
- дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;
- учить составлять схемы слов;
-отрабатывать чтение предложений и текстов.
- знаки обозначающие звонкий и
глухой звук;
-букварь Жуковой Н.С. (стр.91-92)
м
а
й
«Твердые и мягкие
согласные звуки, схемы»
- дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в словах;
- закрепить определение места звука в слове;
- закрепить навых обозначения мягкости согласных буквами
Е,Е,Ю,Я,И,Ь;
- закрепить навык составления схем слов.
- наборы кругов для звукового
анализа слов;
- карточки» определи место звука в
слове»;
- схемы слов.
м
а
й
«Алфавит»
- закрепить звуки и буквы в алфавитном порядке;
- отрабатывать навык чтения;
- развивать слуховое внимание.
- алфавит в картинках;
- букварь Жуковой Н.С.
(повторение).
Используемая литература.
Жукова Н.С. «Букварь»
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003
Косинова Е. М. Логопедический букварь. М., 2010
Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях. Дошкольная педагогика, №4, 2006
Пожеленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.,2000
Федина О., Федин С. Самая веселая азбука. М., 2004
Харченко Е. П. Диссинтаксия, как незавершеннность развития языковой системы. Дошкольное педагогика, №2, 2009
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007
Материалы и задания для индивидуальной работы подобранны из интернета.