Программа "Здоровье": многообразие ее форм как реализация права детей на сохранение здоровья
Автор: Тулаева Марина Николаевна Должность: руководитель физического воспитания Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Жадовский сельскохозяйственный техникум" Населённый пункт: р.п. Жадовка Наименование материала: Статья Тема: Программа "Здоровье": многообразие ее форм как реализация права детей на сохранение здоровья Раздел: среднее профессиональное
Программа «Здоровье»: многообразие её форм как реализация права детей
на сохранение здоровья»
Тулаева М.Н.
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Жадовский сельскохозяйственный техникум», р.п.Жадовка, Барышский район,
Ульяновская область, Россия
Здоровье
–
это
первая
и
важнейшая
потребность
человека,
определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает
ему долгую и активную жизнь.
Автоматизация, урбанизация и технизация деятельности жизни современного
человека влекут за собой гиподинамию. Поэтому решать задачу повышения
режима
двигательной
активности
студентов,
минуя
средства
физической
культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.
Результаты
диспансеризации
подростков
Ульяновской
области
в
рамках
проведенной
региональной
«Программы
модернизации
здравоохранения»
показало
неудовлетворительное
состояние
здоровья
обследованных.
В
исследованной
популяции
не
оказалось
здоровых
детей,
69,6%
подростков
имеют
разнообразные
функциональные
отклонения
в
соматическом
и
физическом
развитии.
Почти
у
каждого
третьего
подростка
(29%)
сформировалось
хроническое
заболевание,
что
требует
диспансеризации
и
оздоровления
по
месту
жительства
или
учебы.
При
этом
один
процент
подростков требуют госпитализации в условиях круглосуточного стационара. В
структуре
первичной
заболеваемости
преобладают
подростки
с
ожирением
(13,4%), высокорослостью (11,8%), белково-энергетической недостаточностью
(4,7%), а также подростки (4,5%) с патологией сердечно-сосудистой системы.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального
образования
предусматривает
создание
условий
для
повышения качества образования, оптимизацию учебной, психологической и
физической
нагрузки
студентов,
создание
в
образовательных
организациях
условий для сохранения и укрепления их здоровья.
Новые задачи указывают на организацию учебно-воспитательного процесса на
принципах
здоровьесбережения,
через
здоровьесберегающие
педагогические
технологии.
Здоровьесберегающие педагогические технологии представляют собой процесс,
при
котором
происходит
педагогическое
воздействие
на
студента
с
использованием научно-обоснованных здоровьесберегающих форм, средств и
методов обучения.
Работник
сельского
хозяйства
в
современных
условиях
должен
обладать
высоким профессиональным уровнем, а также быть примером как личность,
имеющая стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Формирование здорового образа жизни студентов начинается с первого курса
и продолжается на протяжении всех лет обучения.
В техникуме разработана и внедрена с 2011 года программа «Здоровье».
Целью
программы
является
–
создание
единого
пространства
для
формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и
духовного здоровья.
Задачи:
1.
Сохранение и поддержание здоровья студента
2.
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни
3.
Обучение основам здорового образа жизни
4.
Разработка
и
внедрение
программ
по
ориентации
образовательного
процесса на валеологической основе
5.
Организация
и
проведение
пропагандистской
работы
по
вопросам
здоровья и здорового образа
6.
Мониторинг здоровья
7.
Создание
условий
для
социально-психологической
защищенности
студентов
Программа
«Здоровье»
предполагает
системный
подход
к
формированию
здоровьесберегающего
образовательного
пространства
по
следующим
направлениям деятельности:
- материально-техническое обеспечение учебного процесса и внеаудиторных
мероприятий;
- формирование базы данных о состоянии здоровья студентов;
- здоровьесберегающая направленность учебного процесса;
- научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
- спортивно-оздоровительная работа;
- деятельность психолога;
- организация пространства свободного времени;
- адаптация первокурсников;
- профилактическая работа.
Для
успешной
работы
программы
«Здоровье»
была
проведена
оценка
здоровьесберегающего
потенциала
учебного
заведения.
Анализ
оценки
здоровьесберегающей
деятельности
учреждения
позволил
разработать
ко м п л е к с
м е р о п р и я т и й
п о
ул у ч ш е н и ю
р а б о т ы
ко м п о н е н т о в
здоровьесберегающей
инфраструктуры
и
повышение
эффективности
здоровьесберегающей деятельности в рамках программы.
Для
создания
здоровьесберегающего
пространства
в
техникуме
создается
хорошая материально-техническая база.
Здоровьесберегающее пространство в техникуме представлено оборудованным
спортивным
залом,
в
котором
проходят
учебные
занятия,
спортивные
праздники, встречи, круглые столы.
В
спортивном
зале
проводятся
спортивные
секции:
«ОФП»,
«Волейбол»,
«Рукопашный
бой».
Имеется
спортивная
площадка,
на
которой
проводятся
учебные занятия и все массовые спортивные мероприятия.
Для проживающих в общежитии имеется спортивный зал, который оборудован
тренажерами, где занимаются студенты.
Ежегодно проводится обследование состояния здоровья студентов
врачами
Барышской
клинической
больницы
в
целях
профилактики
и
выявления
хронических заболеваний. По данным медицинской
с е с т р ы
т е х н и к у м а ,
основными
хроническими
заболеваниями
являются:
гастрит,
тонзиллит,
пиелонефрит.
По
специальности 111801 «Ветеринария» и 110809 «Механизация сельского
хозяйства» обязательным условием при поступлении абитуриентов в техникум
является медицинское обследование.
В результате медицинского обследования студентов техникума можно сделать
следующие
выводы:
из
общего
числа
студентов
с
сердечно-сосудистыми
заболеваниями составили 2010-2011 уч.год – 8,3%; 2015-2016 уч.год – 0%.
Количество студентов с заболеваниями эндокринной системы уменьшилось
соответственно – с 2,3% до 0,56%.; с гастроэнтерологическими заболеваниями
– с 1,9% до 1,1%; с дерматологическими – с 1,4% до 0%.
Такие
заболевания,
как
ортопедические
–
увеличились
с
1,3%
до
4,5%.
Неврологические с 1,7% до 4,5%. Заболевания глаз – с 1,9% до 2,8%.
Динамика проявлений заболеваемости студентов по годам
Название заболеваний
2010-2011 уч.год
2011-2012 уч.год
2015-2016 уч.год
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Сердечно-сосудистые
18
8,3
27
13
0
0
Эндокринные
5
2,3
13
6,2
1
0,56
Ортопедические
2
0,9
6
2,9
8
4,5
Глазные
4
1,9
5
2,4
5
2,8
Неврологические
3
1,4
3
1,4
8
4,5
Гастроэнтерологические
4
1,9
3
1,4
2
1,1
Дерматологические
3
1,4
1
0,5
0
0
Итого
39
18
58
28
24
13,5
В результате анализа данных о состоянии здоровья студентов сформированы
медицинские группы для занятий физической культурой.
Особое внимание в техникуме уделяется температурному, световому режиму, а
также
подержанию
санитарно-гигиенических
условий
в
соответствии
с
Постановлением РФ от 22.01.2003 г. № 2«О введение в действие санитарно-
эпидемических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03»
Глубокий
анализ
проявления
заболеваний
студентов
в
динамике
позволяет
отметить
снижение
заболеваемости
в
целом.
Но
для
укрепления
опорно-
двигательного аппарата, сохранения зрения и снижения влияния стрессов на
организм студентов,
разработаны и введены в программу дополнительные
упражнения
для
опорно-двигательного
аппарата,
гимнастика
для
глаз
и
разнообразные формы психологической помощи студентам.
В
техникуме
огромное
внимание
уделяется
адаптации
первокурсников
к
образовательному
процессу.
Студенты,
прибывшие
из
других
населенных
пунктов полностью меняют условия жизни и остро нуждаются в моральной и
психологической
поддержке.
Помощь
оказывают
классные
руководители,
студенты
старших
курсов,
психолог,
преподаватели.
Психолог
организует
индивидуальные
консультации,
тренинги.
Каждый
год
с
первокурсниками
проводится «Веревочный курс» для знакомства и сплочения группы.
В столовой техникума организовано горячее питание. В меню комплексные
обеды. В состав меню входят: салат, первое блюдо, второе блюдо, чай или
компот и выпечка.
В техникуме активно ведется научно-исследовательская работа студентов по
различным темам здоровьесберегающего
направления. Каждый год на базе
техникума проводится научно-практическая конференция «День науки», где
студенты
представляют
свои
работы.
Данные
работы
направлены
на
исследование вредных привычек и их влияние на организм молодого поколения.
Здоровьесберегающая
направленность
учебного
процесса
в
техникуме
отражена в рабочей программе и календарно-тематическом плане дисциплины
«Физическая культура».
На
уроках
физической
культуры
применяются
современные
методики
преподавания
для
повышения
работоспособности
студентов,
в
результате
формируется мотивация здорового образа жизни через сдачу нормативов по
физической подготовленности, подбор комплексов упражнений для различных
групп
мышц,
комплексов
упражнений
утренней
гимнастики,
подготовке
рефератов и докладов по физической культуре.
Огромная
роль
отведена
внеклассной
работе.
Перед
началом
занятий
проводится утренняя гимнастика; систематически организуются дни здоровья;
кроссы; соревнования между группами по видам спорта (волейбол, баскетбол,
мини-футбол);
перетягивание
каната;
стрельба;
спортивно-развлекательная
игра «Веселые старты» в зале; а также «Зимние забавы» во время проведения
«Масленицы»
на
открытом
воздухе;
спортивные
субботы;
круглые
столы,
посвященные здоровому образу жизни; участие студентов в соревнованиях и
спартакиадах
районного
и
областного
уровня:
«Лыжня
России»,
районная
легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Барышские вести», областная
спартакиада среди студентов.
Неоднократно
студенты
техникума
участвовали
в
областном
фестивале
физической подготовленности, где занимали призовые места.
Проводятся месячники по профилактике вредных привычек. Формирование
мотивации
к
здоровому
образу
жизни
через
проведение
месячников
по
профилактике вредных привычек. В рамках данных месячников проводятся
мероприятия
по
профилактике
негативных
проявлений
среди
молодежи
(алгоколизма,
наркомании,
табакокурения,
борьба
с
заболеванием
СПИД).
Формы проведения различная: акции, круглые столы, уроки здоровья, лекции,
диспуты, конкурсы творческих работ обучающихся, дни здоровья. Во время
месячника
проводится
анкетирование
студентов
по
выявлению
вредных
привычек. Анкета называется «Зависимость от курения».
В народе говорят: «Здоровому все здорово!». Сегодня каждый человек должен
понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого.
Прежде всего, речь идет о формировании у студента здорового образа жизни,
опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью,
не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни – это знание
правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены
тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного
труда,
гигиена
личной
жизни.
Это
четкие
знания
о
вредных
факторах
и
привычках
(курение,
алкоголь,
наркотики)
и
сознательное
негативное
отношение к ним. Словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии
здоровья.
Сегодня физическое воспитание молодежи – дело государственной важности и
государство уделяет ему большое влияние.
В
результате
формирования
здоровьесберегающего
пространства
в
сельскохозяйственном
техникуме
наблюдается
положительная
динамика
состояния
здоровья,
формируется
мотивация
к
здоровому
образу
жизни.
Проведение
гимнастики
до
начала
занятий,
дней
«Здоровья»,
спортивных
суббот,
спортивных
мероприятий,
соревнований,
работы
секций
ведет
к
устойчивому росту спортивных достижений. За 2013-2014 и 2014-2015 учебные
года количество призовых мест составило 14.
Основными
условиями
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
студентов
являются:
- использование эффективных методов обучения;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организация мониторинга состояния здоровья студентов;
- улучшение организации питания студентов в образовательных учреждениях;
- рационализация досуговой и спортивной деятельности.
Реализация
программы
«Здоровье»
направлена
на
формирование
здоровьесберегающего пространства и реализацию права детей на сохранение
здоровья.