Напоминание

Программа "Здоровье": многообразие ее форм как реализация права детей на сохранение здоровья


Автор: Тулаева Марина Николаевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Жадовский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: р.п. Жадовка
Наименование материала: Статья
Тема: Программа "Здоровье": многообразие ее форм как реализация права детей на сохранение здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Программа «Здоровье»: многообразие её форм как реализация права детей

на сохранение здоровья»
Тулаева М.Н. Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Жадовский сельскохозяйственный техникум», р.п.Жадовка, Барышский район, Ульяновская область, Россия Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Автоматизация, урбанизация и технизация деятельности жизни современного человека влекут за собой гиподинамию. Поэтому решать задачу повышения режима двигательной активности студентов, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. Результаты диспансеризации подростков Ульяновской области в рамках проведенной региональной «Программы модернизации здравоохранения» показало неудовлетворительное состояние здоровья обследованных. В исследованной популяции не оказалось здоровых детей, 69,6% подростков имеют разнообразные функциональные отклонения в соматическом и физическом развитии. Почти у каждого третьего подростка (29%) сформировалось хроническое заболевание, что требует диспансеризации и оздоровления по месту жительства или учебы. При этом один процент подростков требуют госпитализации в условиях круглосуточного стационара. В структуре первичной заболеваемости преобладают подростки с ожирением (13,4%), высокорослостью (11,8%), белково-энергетической недостаточностью (4,7%), а также подростки (4,5%) с патологией сердечно-сосудистой системы. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предусматривает создание условий для повышения качества образования, оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки студентов, создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления их здоровья. Новые задачи указывают на организацию учебно-воспитательного процесса на принципах здоровьесбережения, через здоровьесберегающие педагогические технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии представляют собой процесс, при котором происходит педагогическое воздействие на студента с использованием научно-обоснованных здоровьесберегающих форм, средств и методов обучения. Работник сельского хозяйства в современных условиях должен обладать высоким профессиональным уровнем, а также быть примером как личность, имеющая стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Формирование здорового образа жизни студентов начинается с первого курса и продолжается на протяжении всех лет обучения. В техникуме разработана и внедрена с 2011 года программа «Здоровье». Целью программы является – создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и духовного здоровья. Задачи: 1. Сохранение и поддержание здоровья студента 2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни 3. Обучение основам здорового образа жизни 4. Разработка и внедрение программ по ориентации образовательного процесса на валеологической основе 5. Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа 6. Мониторинг здоровья 7. Создание условий для социально-психологической защищенности студентов Программа «Здоровье» предполагает системный подход к формированию здоровьесберегающего образовательного пространства по следующим направлениям деятельности: - материально-техническое обеспечение учебного процесса и внеаудиторных мероприятий; - формирование базы данных о состоянии здоровья студентов; - здоровьесберегающая направленность учебного процесса; - научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов; - спортивно-оздоровительная работа; - деятельность психолога; - организация пространства свободного времени; - адаптация первокурсников; - профилактическая работа. Для успешной работы программы «Здоровье» была проведена оценка здоровьесберегающего потенциала учебного заведения. Анализ оценки здоровьесберегающей деятельности учреждения позволил разработать ко м п л е к с м е р о п р и я т и й п о ул у ч ш е н и ю р а б о т ы ко м п о н е н т о в здоровьесберегающей инфраструктуры и повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности в рамках программы. Для создания здоровьесберегающего пространства в техникуме создается хорошая материально-техническая база. Здоровьесберегающее пространство в техникуме представлено оборудованным спортивным залом, в котором проходят учебные занятия, спортивные праздники, встречи, круглые столы. В спортивном зале проводятся спортивные секции: «ОФП», «Волейбол», «Рукопашный бой». Имеется спортивная площадка, на которой проводятся учебные занятия и все массовые спортивные мероприятия.
Для проживающих в общежитии имеется спортивный зал, который оборудован тренажерами, где занимаются студенты. Ежегодно проводится обследование состояния здоровья студентов врачами Барышской клинической больницы в целях профилактики и выявления хронических заболеваний. По данным медицинской с е с т р ы т е х н и к у м а , основными хроническими заболеваниями являются: гастрит, тонзиллит, пиелонефрит. По специальности 111801 «Ветеринария» и 110809 «Механизация сельского хозяйства» обязательным условием при поступлении абитуриентов в техникум является медицинское обследование. В результате медицинского обследования студентов техникума можно сделать следующие выводы: из общего числа студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями составили 2010-2011 уч.год – 8,3%; 2015-2016 уч.год – 0%. Количество студентов с заболеваниями эндокринной системы уменьшилось соответственно – с 2,3% до 0,56%.; с гастроэнтерологическими заболеваниями – с 1,9% до 1,1%; с дерматологическими – с 1,4% до 0%. Такие заболевания, как ортопедические – увеличились с 1,3% до 4,5%. Неврологические с 1,7% до 4,5%. Заболевания глаз – с 1,9% до 2,8%.
Динамика проявлений заболеваемости студентов по годам
Название заболеваний 2010-2011 уч.год 2011-2012 уч.год 2015-2016 уч.год Чел. % Чел. % Чел. % Сердечно-сосудистые 18 8,3 27 13 0 0 Эндокринные 5 2,3 13 6,2 1 0,56 Ортопедические 2 0,9 6 2,9 8 4,5 Глазные 4 1,9 5 2,4 5 2,8 Неврологические 3 1,4 3 1,4 8 4,5 Гастроэнтерологические 4 1,9 3 1,4 2 1,1 Дерматологические 3 1,4 1 0,5 0 0 Итого 39 18 58 28 24 13,5 В результате анализа данных о состоянии здоровья студентов сформированы медицинские группы для занятий физической культурой. Особое внимание в техникуме уделяется температурному, световому режиму, а также подержанию санитарно-гигиенических условий в соответствии с Постановлением РФ от 22.01.2003 г. № 2«О введение в действие санитарно- эпидемических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03» Глубокий анализ проявления заболеваний студентов в динамике позволяет отметить снижение заболеваемости в целом. Но для укрепления опорно- двигательного аппарата, сохранения зрения и снижения влияния стрессов на организм студентов, разработаны и введены в программу дополнительные упражнения для опорно-двигательного аппарата, гимнастика для глаз и разнообразные формы психологической помощи студентам. В техникуме огромное внимание уделяется адаптации первокурсников к образовательному процессу. Студенты, прибывшие из других населенных пунктов полностью меняют условия жизни и остро нуждаются в моральной и
психологической поддержке. Помощь оказывают классные руководители, студенты старших курсов, психолог, преподаватели. Психолог организует индивидуальные консультации, тренинги. Каждый год с первокурсниками проводится «Веревочный курс» для знакомства и сплочения группы. В столовой техникума организовано горячее питание. В меню комплексные обеды. В состав меню входят: салат, первое блюдо, второе блюдо, чай или компот и выпечка. В техникуме активно ведется научно-исследовательская работа студентов по различным темам здоровьесберегающего направления. Каждый год на базе техникума проводится научно-практическая конференция «День науки», где студенты представляют свои работы. Данные работы направлены на исследование вредных привычек и их влияние на организм молодого поколения. Здоровьесберегающая направленность учебного процесса в техникуме отражена в рабочей программе и календарно-тематическом плане дисциплины «Физическая культура». На уроках физической культуры применяются современные методики преподавания для повышения работоспособности студентов, в результате формируется мотивация здорового образа жизни через сдачу нормативов по физической подготовленности, подбор комплексов упражнений для различных групп мышц, комплексов упражнений утренней гимнастики, подготовке рефератов и докладов по физической культуре. Огромная роль отведена внеклассной работе. Перед началом занятий проводится утренняя гимнастика; систематически организуются дни здоровья; кроссы; соревнования между группами по видам спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол); перетягивание каната; стрельба; спортивно-развлекательная игра «Веселые старты» в зале; а также «Зимние забавы» во время проведения «Масленицы» на открытом воздухе; спортивные субботы; круглые столы, посвященные здоровому образу жизни; участие студентов в соревнованиях и спартакиадах районного и областного уровня: «Лыжня России», районная легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Барышские вести», областная спартакиада среди студентов. Неоднократно студенты техникума участвовали в областном фестивале физической подготовленности, где занимали призовые места. Проводятся месячники по профилактике вредных привычек. Формирование мотивации к здоровому образу жизни через проведение месячников по профилактике вредных привычек. В рамках данных месячников проводятся мероприятия по профилактике негативных проявлений среди молодежи (алгоколизма, наркомании, табакокурения, борьба с заболеванием СПИД). Формы проведения различная: акции, круглые столы, уроки здоровья, лекции, диспуты, конкурсы творческих работ обучающихся, дни здоровья. Во время месячника проводится анкетирование студентов по выявлению вредных привычек. Анкета называется «Зависимость от курения». В народе говорят: «Здоровому все здорово!». Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у студента здорового образа жизни,
опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни – это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Сегодня физическое воспитание молодежи – дело государственной важности и государство уделяет ему большое влияние. В результате формирования здоровьесберегающего пространства в сельскохозяйственном техникуме наблюдается положительная динамика состояния здоровья, формируется мотивация к здоровому образу жизни. Проведение гимнастики до начала занятий, дней «Здоровья», спортивных суббот, спортивных мероприятий, соревнований, работы секций ведет к устойчивому росту спортивных достижений. За 2013-2014 и 2014-2015 учебные года количество призовых мест составило 14. Основными условиями для сохранения и укрепления здоровья студентов являются: - использование эффективных методов обучения; - повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; - организация мониторинга состояния здоровья студентов; - улучшение организации питания студентов в образовательных учреждениях; - рационализация досуговой и спортивной деятельности. Реализация программы «Здоровье» направлена на формирование здоровьесберегающего пространства и реализацию права детей на сохранение здоровья.


В раздел образования