Автор: Стрелкова Любовь Ивановна Должность: учитель изо Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15" Населённый пункт: город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: классный час Тема: "Как жить дальше?" Раздел: среднее образование
Классный час для работы со старшеклассниками
«Как жить дальше?»
Цель: формирование у учащихся позиции здорового образа жизни и
побуждение задуматься о себе и об окружающем мире.
Оборудование: - плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- лозунг «Яд на конце сигареты»;
- высказывание Р.Гамзатова:
«Произойти от обезьяны
был человеку путь немал.
В обратный путь пустился
пьяный –
за час опять животным стал…»
- условия высказывания:
ИСКРЕННОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
Ход классного часа:
Учитель: В методической литературе был напечатан необычный текст.
Его автор – ученик 10 класса школы гимназии г. Санкт-Петербурга. Меня
восхитило
то,
ученика
так
затронули
проблемы
человечества,
что
он
необычной формой решил привлечь внимание читателей. Это «Дневник еще
не родившегося ребенка».
Неравнодушный
человек
так
и
поступает.
Не
просто
знать
о
вредных
привычках,
но
и
постараться
заставить
себя
поразмышлять,
поддержать
разговор, выработать свою точку зрения на определенные вопросы.
Итак,
дневник
еще
не
родившегося
ребенка
«Как
я
жил
до
моего
рождения?»
Я приглашаю вас к разговору. Перелистывая страницы дневника, необходимо
во время высказывания быть честным и искренним, точным, выражать свое
отношение правдиво, не высмеивать друг друга, быть терпимым к мнению
других.
/Чтение дневника учащимися/
2-ой месяц после зачатия: «Сегодня у меня праздник: мне два месяца. Я
уже существую. Я могу ощущать, чувствовать. Я – человек. Но, к сожалению,
праздную не я один, мамам – тоже. Она уже выкурила пять сигарет и слабый
я какой-то, голова болит и тошнит. А у моего друга – ровесника мама сегодня
ела витамин и пила молоко. Он такой веселый и большой уже. Завидно»
3-ий месяц после зачатия: «Мой друг такой большой, а я совсем не
подрос. Мама курит и курит. А мне все хуже. А мама моего друга сегодня
гуляла целый день на свежем воздухе. Я даже не знаю, что такое свежий
воздух. Вот рожусь и сразу убегу от нее гулять. И вообще, я устал…»
4-ый месяц после зачатия: «…А сегодня опять был праздник, и мама ела
чего-то соленое. Я уже не говорю, что оно было жареным и ужасно острым.
И запивала мама все это не молоком, а пивом. У меня теперь в горлышке
першит и живот болит. Я обиделся и маму ножкой стукнул. А мама моего
друга режим соблюдает, зарядку делает и кушает фрукты, овощи и молочные
продукты. И он все растет и растет, а я еще такой, каким был мой друг, когда
ему еще и трех месяцев не было».
6-ой месяц после зачатия:
«Мама сегодня с папой поссорились. Они кричали, что я им совсем не
нужен. Не буду у них рождаться! Не люблю я их! А родители моего друга
никогда не ссорятся и все время с ним разговаривают…После ссоры мама
собрала тяжелый-тяжелый чемодан и ушла. У нее сердце чуть не отказало от
тяжести…Понимаете, я чуть не умер!»
7-ой месяц после зачатия: Хотя мне уже семь месяцев, я еще выгляжу как
шестимесячный. А я хочу быть большим и сильным. А моя мама поссорилась
сегодня с мамой моего друга, потому, что та говорила, что в баню маме
теперь ходить нельзя, а она все равно пошла. Мне сначала было хорошо,
тепло. А потом стало плохо и тесно, и маму куда-то повезли. …Вдруг я
увидел свет и закричал. А потом меня окутали какими-то проволоками и
трубочками
и
куда-то
отнесли…
Друг
мой
родился
через
два
месяца,
здоровый и веселый.
п.с. А дяденька в белом халате сказал: «Какой он маленький, хиленький,
да и пальчиков у него шесть…» А я подумал: «Разве так не должно быть?»
Учитель: В медицинской карте ребенка следующая запись: «Мальчик,
вес при рождении 3300г, рост при рождении 45см. Роды преждевременные,
на 34 неделе беременности, протекавшей с токсикозом в 1-ой и 2-ой половине
беременности.
Имеются
признаки
незрелости.
Ребенок
не
активен,
крик
слабый, грудь берет плохо. Кожные покровы бледные, со стороны внутренних
органов выслушивается систолический шум, границы сердца смещены влево,
необходимо исследоваться с целью исключения порока сердца.
Диагноз: недоношенность первой степени, врожденный порок сердца.
Отягчающий анализ: мать на протяжении всей беременности курила.
Употребляла алкоголь».
Когда родился друг этого малыша, о котором он упоминал в своем
дневнике, то в медицинской карте была следующая запись:
«Мальчик, вес при рождении 3500г. Рост50см. Роды в срок на 40-неделе
беременности. Ребенок активный. Крик громкий, со стороны внутренних
органов патологии нет.
Диагноз: здоровый новорожденный.
/Обсуждение в классе записей в дневнике/
Учитель:
- Есть ли у матери не родившегося еще ребенка ответственность перед
кем-то, перед собой?
Ведь мы акцентируем внимание на поведении именно будущей матери,
конечно, не снимая ответственности с мужчин. Плод длительное время связан
с матерью кровеносными сосудами. Из материнской крови ребенок должен
получать питательные вещества и кислород. Но, увы…
- Почему она не бросила пить, курить?
Потребности человека всегда были, есть и будут. Подумайте над таким
простеньким примером, описанном в романе Кима Смирнова «Фауст против
Мифестофеля»:
«…Старого английского мряка спросили, что он купит, если будет много
денег? Он ответил: «Ром и табак». А еще? «Ром и табак». Ну, а если он весь
ром и табак на всем земном шаре купит, и у него еще останутся деньги? Он
долго думал. Потом сказал: «Еще рому и табаку».
- Что вы можете сказать о потребностях этого моряка?
/Рассуждения/
- Как отличить примитивные и не примитивные потребности человека?
/Рассуждения/
Давайте еще раз вернемся к высказыванию Р.Гамзатова.
- Какой ответ мы здесь найдем?
/Рассуждения/
-Что получает человек, удовлетворяя свою потребность выкурить пачку
сигарет, выпить спиртного?
/Рассуждения/
Учитель: Алкоголь - типичный нервный яд. Попадая в организм,
алкоголь через 10-15 минут проникает через барьер в кровь. Лишь 10%
спирта выводится из организма в неизменном виде. Остальные 90% свободно
циркулируют по всему организму, пока не наступит процесс расщепления.
Поражается головной мозг. Яд повреждает стенки кровеносных сосудов и,
тем самым, препятствует доставке необходимых питательных веществ. Дети,
привыкшие с раннего возраста к употреблению спиртных напитков,
становятся раздражительными, жалуются на головные боли, быстро
утомляются. Следы алкоголя обнаруживаются спустя 15 дней, даже если
было выпито 100г водки. В организме нет ни одного органа, на который
алкоголь, относящийся к числу универсальных ядов, не влиял бы пагубно:
- нарушение психического развития;
- расстройство зрения, слуха, речи, неврозы виде ночного недержания
мочи;
- у каждого третьего ребенка, родившегося от матери-алкоголички,
наблюдается тяжелая форма умственной отсталости.
/информация на доску: «ДУМАЕМ О БУДУЩЕМ!»/
Каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-
алкоголиков.
Ежегодно полмиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного
из родителей (зависящих алкоголиков).
Среди 15-летних мальчиков, число отстающих по
психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста не
1-2 года, составляет 30-36%.
Ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч в
возрасте 16 лет, 36,7 тысяч в возрасте 17 лет.
Наводящие на размышлении факты:
- Наш неординарный город с населением чуть более 100 тысяч человек
выпивает в среднем в год полтора миллиона, триста литров пива.
- На учете в наркологии в нашем городе более 2 525 человек.
Поразмышляем:
- Почему после таких доказательных фактов люди пьют?
/Рассуждения/
Учитель: Спасибо всем за участие в обсуждении темы.