Автор: Стрелкова Любовь Ивановна Должность: учитель изо Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15" МБОУ "СШ № 15" Населённый пункт: город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия "Диалог - путь к пониманию" Тема: "Возьмемся за руки, друзья" Раздел: среднее образование
«Диалог – путь к пониманию»
по вопросам интеграции мигрантов средствами образования
ПРОЕКТ
Круглый стол
«ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ!»
г. Новый Уренгой
УрФО, ЯНАО
2014 г.
Круглый стол
«Возьмемся за руки, друзья!»
Оформление:
В фойе: «раскладушка» с визитными карточками «Когда мы вместе, мы – едины».
В зале:
Нарядный задник «Возьмемся за руки, друзья!»,
символы государственности, живые цветы /вазоны/,
справа - магнитная доска с эмблемой праздника /глобус- символ школьной страны,
силуэт дерева – символ толерантной личности/ экран.
На стенах - высказывания «мудрых» о воспитании, рисунки учеников
«Мы за здоровый образ жизни!»
Столы стоят в виде «солнышка». Каждый стол – «лучик» имеет свое название. Лучики: «Дети
21 века (представители от классов)», «Будущее – это мы (представители Школьной думы)»,
«Педагоги
–
двигатели
прогресса»,
«Родительский
дом
–
начало
начал
(родители)»,
«Сообщество
социальных
институтов
(гости
из
администрации
города,
представитель
церкви)».
На
«лучиках»
-
столах
правила
общения
в
форме
«сердечек»,
в
«звездочках»
высказывания "великих людей" о личности.
На
столах
ручки,
задания,
двухсторонние
/зеленый
и
красный/
сигнальные
знаки
для
выражения согласия или несогласия в обсуждении проблем.
Стикеры /Красные, зеленые, оранжевые/ для рефлексии в финале.
Перед
началом
«Круглого
стола»
волонтеры
вручают
гостям
буклеты
с
советами
и
рекомендациями о воспитании.
Ход мероприятия:
Звучит «Первый концерт П.И.Чайковского.
На фоне музыки:
1 вед: Она бесплатна, но стоит многого.
2 вед: Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
1: Она появляется на мгновение, но остается в памяти навсегда.
2: Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней
богаче.
1: Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и
лучшее средство от неприятности, дарованное нам природой.
2: Ее нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не
стоит, пока ее не подарят другому!
1: Так что же это?
2: Улыбка! Улыбнитесь друг другу!
1: И не зря мы начинаем разговор за «Круглым столом» с улыбки, так как она приглашает к
общению.
Представление гостей.
1: Мы приветствуем в стенах родной школы наших учащихся - «Детей 21 века»! Просим
подняться и протянуть друг другу руки.
2: Мы приветствуем «Родительский дом – начало начал» - родителей наших учащихся. Дети,
протяните руки родителям!
1: Мы приветствуем «Педагогов – двигателей прогресса». Протяните друг другу руки!
2: Мы приветствуем Школьную Думу «Будущее – это мы». Возьмитесь за руки, друзья!
1:
Мы
приветствуем
представителей
общественности:
«Сообщество
социальных
институтов»:
….. Возьмемся за руки, друзья!
2:
В нашем приветствии мы образовали единую цепочку, которая объединит нас, наши
стремления стать лучше, терпимее, милосерднее друг к другу.
Просим занять места.
/ На экране тема «Толерантная личность»
Эпиграф:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди»
Б.Шоу/
Музыка П.Чайковского усиливается.
На фоне:
1: Моя душа – большой тайник.
Там столько разных закоулков.
И если б кто-нибудь проник
В нее, то в той Вселенной гулкой
Мог заблудиться бы легко.
1: Каждый человек индивидуален, у каждого свои интересы, увлечения.
Как прожить в этом мире, чтобы не сделать больно другим и быть счастливым самому.
2: Каково общество – такова и школа.
Как в капле воды отражается океан, так и в школе будут отражаться противоречия и проблемы,
свойственные обществу.
/На экране – Визитная карточка школы: количество
классов, количество учащихся по
подразделениям, всего учащихся, количество национальностей/
/Видео/ролик:
из
опыта
работы
–
родительские
собрания,
классные
часы,
занятия
методических объединений по теме "Толерантная личность"/
1:
В нашей многонациональной школе мы обратились к теме «Толерантная личность» не
сегодня.
Мы
проводим
часы
общения,
ролевые
игры,
родительские
собрания,
дни
самоуправления.
Учащиеся,
учителя,
родители
стремятся
к
тому,
чтобы
осознать
неодинаковость
людей.
Мы
формируем
терпимость
к
различиям
и
принимаем
это
как
положительный факт.
/Видео/ролик со звуком ноябрь 2007 г/
2: Фундамент работы по нашей теме уже заложен, и как итог определенного этапа этой работы
– сегодняшний «Круглый стол», за которым ВЫ – дорогие гости!
Нам важна Ваша позиция и Ваше мнение по данной теме.
1:
Цель
нашей
встречи
сегодня:
формирование
позитивного
мышления
и
создание
толерантного пространства школьного сообщества.
/На
экране:
Цель:
формирование
позитивного
мышления
и
толерантного
пространства
школьного сообщества/. Интервью с детьми
ИЗ «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО:
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего
мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;
Тезисы:
Толерантность – это качество личности.
Это такое качество, которое проявляется, когда взаимодействуют (непосредственно или
опосредованно) два или больше человек, и эти люди чем- либо отличаются друг от друга –
цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением.
Толерантным будет считаться тот человек, который относится к отличному от него
человеку без внутреннего протеста, т.е. принимая его таким, какой он есть.
Толерантное отношение основывается на способности к сопереживанию и стремлении к
взаимопониманию. Оно может быть основой толерантного поведения.
Не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей.
Важно то, есть ли в нас стремление к толерантным взаимоотношениям.
/Свободный микрофон - блиц - интервью по кругу/
2:
Мы приглашаем вас к общению, но прежде, послушайте, что думают по этому поводу
ребята нашей школы (фрагменты видео – интервью).
Я: Чем мы отличаемся друг от друга?
…. Какие качества мешают нам добиваться взаимопонимания, в чем и где они проявляются?
…. /Ответы от каждой социальной группы/
1: Мы сейчас говорим об ИНТОЛЕРАНТНОСТИ.
«Аккумулятор проблем» поможет нам их решить.
Из
блиц-интервью
видны
макро
и
микро
проблемы
социума.
Мы
предлагаем
вам
их
обозначить, как ВЕКТОРЫ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ.
Мы еще раз озвучим эти проблемы (Читает с «аккумулятора» на доске:
-равнодушие, -цинизм, -выражение пренебрежения, -агрессия, -жестокость
-раздражительность, -нетерпимость, -эгоизм).
Стрелки этих векторов направлены от человека.
2: Сейчас мы включаемся в ПРОДУКТИВНУЮ ИГРУ -
создаем проект позитивного мышления
На каждом столе сигнальные знаки, которые вы можете использовать, чтобы выразить свое
согласие или несогласие с мнением других: зеленая сторона-согласие, красная - возражение.
1: Представитель каждой социальной группы подойдет к «Аккумулятору проблем», выберет
негативный вектор, получит перечень вопросов в помощь и 8 позитивных понятий. Вопросы
вам помогут обсудить данное понятие, а из 8 позитивных понятий Вы можете выбрать только
одно позитивное качество, которое, на ваш взгляд, будет самое убедительное.
Дети имеют право попросить помощи у экспертов – сообщество социальных институтов. Они
же начинают нашу продуктивную игру. (2 минуты)
перечень вопросов в помощь:
В чем данное качество проявляется?
Где проявляется данное качество?
К каким последствиям оно может привести?/
/Звучит
музыка
–
2
минуты.
Идет
обсуждение.
Если
есть
несогласные
с
мнением
или
желающие дополнить – воспользуйтесь сигнальным знаком/
/Идет защита проекта от каждой социальной группы/
2: Итак, мы работаем над проектом позитивного мышления, и у нас появились первые плоды
нашей работы. Вы приклеиваете выбранное вами позитивное качество на негативный вектор,
повернув стрелку вектора на центральную фигуру – позитивную личность…
Вы очень продуктивно поработали, нашли точки соприкосновения в группах.
Предлагаем
протянуть друг другу руки и сказать: какие мы молодцы!
1: А сейчас мы предлагаем обсудить конфликтную ситуацию, но прежде мы поменяемся между
собой ролями (меняются таблички на столах соответственно новым ролям):
Учащиеся Школьной Думы – с родителями
«Дети 21 века» – с классными руководителями
А уважаемые сообщество ЭКСПЕРТОВ идут на помощь всем.
/Цель:
привлечь
внимание
к
ситуации
интолерантности,
помочь
осознать
чувство,
рождающееся в конфликтной ситуации/
Итак, вы получаете ситуацию и задание к ней.
Проанализируйте ситуацию с позиции вашей новой роли
Какие персонажи в этой истории вам не понравились и почему?
Придумайте завершение этой ситуации.
/Зачитывается ситуация/
«7 лет назад в моем классе произошел такой случай. Как обычно, в конце года мы вместе с
детьми фотографировались всем классом. В классе была девочка, страдающая косоглазием. На
фотографии
этот
дефект
очень
заметен.
Я
знала,
как
тяжело
ребенок
переносит
этот
физический недостаток, и в душе очень переживала за нее.
Представьте мое состояние, когда я пришла в класс, и дети мне сказали, что один ученик,
получив фотографию, все время дразнил девочку, кося свои глаза, а она, бедная, смотрела на
все это и плакала. Мне было очень больно и стыдно за моих детей. Почему могло такое
случится?
Попросив девочку выйти, я произнесла «пламенную речь», в которой сравнила действия моего
ученика с действиями фашистов, выбирающих и бьющих по самому больному месту. Видя мое
состояние, дети тоже высказали свое возмущение безобразным поступком. Сам же ученик,
совершивший
его,
не
испытывал
ни
малейшего
сожаления
и
даже
огрызался,
хотя
мне
казалось, что моя речь должна была непременно вызвать действия, что мой ученик поймет,
какую гадость он совершил и извинится перед девочкой.
Каково же было мое удивление, когда на следующий день меня вызвали с урока в кабинет
директора, где сидели родители моего ученика. Грубо возмущаясь, они требовали от меня
извинения
за
сравнение
их
сына
с
фашистом.
Я
попыталась
объяснить
всю
ситуацию,
возникшую в классе, но меня не слышали и не пытались понять. Страдания другого ребенка не
в счет.» ……… 3 минуты на работу
2: Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество, протянем друг другу руки и скажем:
какие мы молодцы!
А сейчас вы займете ваши прежние места (таблички возвращаются на прежние места).
1: Задавали ли вы себе вопросы подобно тем, которые задает себе герой А.Яшина:
- Чье сердце смягчил?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил? Кого осчастливил?
Кого на дорогу торную вывел? На экран:
На фоне музыки:
Добрые сердца – это сады!
Добрые слова – корни!
Добрые мысли – цветы!
Добрые дела – плоды! (Переворачивается доска)
1: Мы взяли символ «Дерево» на фоне «Планеты» не зря.
Символ
планеты
–
это
наше
школьное
содружество.
Генеалогическое
древо,
которое
ассоциируется с семьей, династиями.
Посмотрите вокруг нас. Где начало начал? Фундамент нравственности? Конечно в семье.
Семья сама по себе не может существовать. Она находится во взаимоотношениях со всеми
социальными институтами.
Наша
школа
–
это
наша
планета,
а
на
нашей
планете
должны
вырастать
деревья
нравственности, плоды доброты, тепла, терпения, понимания.
2: Как из года в год укрепляются корни, ствол, крона, так из года в год должны строится
позитивные отношения в семье, в школе, в государстве, и в целом на всей планете.
Давайте вместе с вами вырастим дерево школьного сообщества, дерево толерантности.
Задание.
Какие семена мы заложим на начальной стадии формирования человека?
Обсудите данный вопрос и на импровизированных корнях напишите ответы, на это задание
вам 3 минуты и познакомьте присутствующих с вашими ответами. Итак, … растим дерево.
2 минуты ( музыка)
/каждый представитель команды «сеет семена» в "корневую систему". /
Идет работа. Корни укрепились. Дерево растет дальше, переходя в ствол. Из каких умений
укрепляется ствол дерева? Что должен уметь делать человек?
Задание «Начни с себя». 2 минуты.
Команды на листках бумаги, обсуждая, фиксируют умения, формирующие «нравственный»
ствол» дерева.
1: (музыка)
Наше дерево растет, набирается сил, ФОРМИРУЕТСЯ КРОНА.
Представьте, что В ЭТОЙ КРОНЕ ЕСТЬ И ваша ветка, каждая ветка – это мы с вами: «Дети 21
века»!, «Родительский дом – начало начал», «Педагоги – двигатели прогресса» «Сообщество
социальных институтов», «Школьная Дума».
Задание.
Каждая социальная группа получает листочки – это ваши мысли, напишите на них ответ на
вопрос
Что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала позитивным пространством для
каждого желающего быть счастливым в этом мире и на планете земля.
2 минуты на размышления. (музыка)
Представители каждой группы озвучивают и на свою ветку размещают свои мысли.
На экране:
Правила общения от Кочетова и Карнеги……..……..
Тезисы /после «Дерева»/ на экран
- мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других
людей, и не надо корить себя за это;
- однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении;
- важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении «Круглого стола», а то, что
Вы
вынесете из него в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми
встречаетесь.
2: Давайте пофантазируем:
Если бы у вас была золотая рыбка, чтобы попросили:
Задание. 5 минут
Каждая группа пишет пожелания на импровизированных лучиках, от каждого лучика – другим,
и прикрепляют пожелании на импровизированную школьную планету.
Мы с вами уже сегодня, работая над проектом, проявили замечательные позитивные качества:
доброжелательность, понимание, сотрудничество, партнерство, принятие мнения другого.
Выходя из этого зала, мы хотим, чтобы вы не потеряли эту цепочку ваших добрых идей,
поступков и строили мир на своей планете только разумно!!!
В нашем благородном начинании придаст уверенности в себе свет зажженных нами
свечей. Не спешите. Зажигать свечи мы будем поочередно, как
по крупицам мы делаем
большое дело. Зажечь свечи
Искорку неравнодушных сердец мы дарим школе от каждого лучика.
От каждого лучика – свет радости, жизни, надежды.
Пульс «Сердца»
Музыка Свечи.
1: Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении «Круглого стола», а то,
что Вы вынесете из него в реальную жизнь, как измените отношение с людьми, с которыми
встречаетесь.
Автор сценария:
Учитель ИЗО МБОУ «СШ № 15» Стрелкова Любовь Ивановна