Напоминание

Части речи. Морфологические признаки.


Автор: Вершинина Наталья Александровна
Должность: зам.директора по воспитательной работе, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №175,г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: конспект
Тема: Части речи. Морфологические признаки.
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Части речи. Морфологические признаки.

Выполнила: Вершинина Н.А. зам.директора по воспитательной работе, учитель

начальных классов МБОУ Школы № 175.
Цель: 1.Систематизировать знания об основных частях речи. 2. Развивать умения использовать в речи их морфологические признаки. 3. Прививать учащимся любовь и гордость русским традициям.
Ход урока:

1.

Организация учащихся на урок.

2.

Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы построить дом нужно знать, из каких частей он будет состоять и как эти части будут связываться друг с другом. -А из чего состоит наша речь? (Из частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза, наречия.) - Кто эти части содержит в порядке? (МОРФОЛОГИЯ) - А чтобы весь урок наш прошёл под девизом: «Учиться надо весело, Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!» На помощь позовём вот эту куклу!? Кто это? (Масленица) -Богата наша культура и языком, и традициями, и праздниками. Самый яркий праздник между зимой и весной, конечно, она Масленица. И хотя её уже сожгли в этом году, это новая, вновь народившаяся, которая делает первые шаги по русской земле. Сегодня будет нам помощницей.
3. Основная часть.
- Сколько дней длится Масленица?
(Масленица длится семь дней и каждый имеет своё название)
Первый день «Встреча».
-Итак, ВСТРЕЧА ! Какая это часть речи? (имя существительное) -Что мы знаем об этой части речи? (Обозначает предмет, имеет род, склонение, бывает одушевлённым и неодушевлённым, начальная форма- И. п. ед. ч.) Ой, вы, красны девицы! Ой, вы, добры молодцы! Загадаю вам загадки, Отгадайте хором все. Запишите их в тетрадь, распределяя их по склонениям:  Чёрный, проворный, кричит: «крак» , червякам- враг. (ГРАЧ)  Кто-то утром не спеша надувает красный шар, А как выпустит из рук- станет вдруг светло вокруг. ( Солнце)  Летом у меня масленица, а зимой –великий пост. (Телега)  Днём стекло разбито, ночью вставлено (Прорубь)  Ни хилела, ни болела,а саван надела (Земля, снег)  Что растёт вверх корнем? (Сосулька) И долга, и коротка, а один одному не верит, Всяк сам по себе мерит.(жизнь) - Молодцы! Проверяем: ин-ак. доска. 1скл. 2скл. 3скл. телега грач прорубь земля солнце жизнь сосулька снег -Какой второй день?

Второй день «Заигрыши»
На заигрышах с самого утра девицы и молодцы веселятся, играют. Вспоминайте стих-е, которое учили о масленице. . Запишите по четверостишию и в данных существительных определите падежи. Масленица. Как дрова в печи пылают! Хоровод летит кругами Круглобоки, и пышны И меня он вдаль унёс. Гордой горкой восседают Нету тверди под ногами, Бело-жёлтые блины. И лечу я под откос. Потому я в мире снега Зацеплюсь за небеса! Пропадай, моя телега, Все четыре колеса. - О каких признаках имён существительных мы сейчас говорили (падежи и число.) Итог: и-ак. Горкой-Т.п ед.ч; Хоровод-И.п. ед.ч. В мире- П.п, ед.ч. Блины- И.п, мн.ч Под ногами- Т.п. мн.ч. За небеса- В.п. мн.ч.
.
Третий день-« Лакомка»-«
Пируй , гуляй на Масленице» -Масленица имела разные прозвища, чаще забавные. -Что мы видим на доске? (транскрипцию слов) -Какая наука за это отвечает? ( Фонетика) Запишите эти слова в тетрадь, соблюдая орфографические правила.. (на доске транскрипция слов
честная, весёлая, широкая ,

широкорожая
.) - Какие это части речи? (имена прилагательные) - А почему про существительные и прилагательные мы говорили: «Вместе- служба, вместе- дружба»( чтобы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его признаки.) Возьмите лист под № 1. -Вставьте в текст имена прилагательные из слов для справок. -Что вы заметили в этих прилагательных?(в начальной форме) -Как вы думаете, с какой целью мы будем выполнять это задание? (делать текст более ярким и красивым, передадим его настроение) Масленица- самый _________, ___________ и _______ праздник, длящийся целую неделю. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии _________ и ________ Великого поста. Масленица- это, прежде всего, ___________ и __________ пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех ___________, _______ и _____________ начинаниях. Слова для справок: весёлый, народный, сытный, тяжёлый, длительный, обильный, сытный, деловой, домашний, хозяйственный. Помогать вам в работе будет музыка великого Стравинского из балета « Петрушка» В нем была ярко показана Масленица. Работаем. Звучит музыка.
Проверка . Текст без прилагательных на экране. Дети читают получившийся текст. ВЫВОД: С прилагательными наша речь действительно становится гораздо интересней.
Четвёртый день- Разгул
А кто сильнее из ребят, А ну, берёмся за канат! Тот, кто перетянет, Самым сильным станет.
Работа с глаголом
- Итак, мы вспомнили всё, что мы знаем об именах прилагательных и существительных. А какая важная часть речи ещё нами не названа? (глагол) - Правильно. -
В любой праздник на Руси дети и взрослые меряются не только

силой, но и умом.
Силой мы померились, Теперь блеснём умом. А Масленица нас послушает.
- Пятый и шестой день все ходят в гости.
Подберите глаголы, которые подходят к этим дням.
Ходить, встречать, усаживать, кормить, угощать, потчевать,

умасливать, печь, есть, хвалить, чаёвничать, веселиться,

радоваться.
Да глагол- гордая часть речи. О себе он говорит так: Что есть предмет? Одно названье. Определение ему не помогает. А я глагол- и в том моё призванье- Со мною все предметы оживают. Допустим, « солнце» или «блин»- одни слова, А «Масленица»- что это? Виденье? Светило солнце, шумно Масленица шла, А выкушал блинок -вот это наслажденье! -Какой из этих глаголов покажем Масленице? ( радоваться) Устный морфологический разбор глагола: 1. Это глагол неопределённой формы. 2. Это глагол 1 спряжения, т.к ……………………..
3. Мы можем изменить его по времена м: настоящее время- радуется, будущее – порадуется, прошедшее – радовался. 4. Мы можем изменить его по лицам и числам……………………… - А как называется по- другому изменение глагола по лицам и числам? ( спряжение) 5.- Вы сказали, что в пр.времени это глагол « радовался». А что интересного вы можете сказать об этом глаголе? Да глагол- гордая часть. О себе он говорит так 6. – Масленицу в этом глаголе всё время смущала какая-то частица «ся». В чём она ошибается? ( СЯ – это суффикс!) - Масленица не верит, Давайте разберём глагол в тетради. Разбор по составу в тетради.( 1 чел. у доски с объяснением) Работа с тестом. - Учитель обыгрывает с куклой Масленицей ЕГЭ ( диалог). Самостоятельная .работа - В это время сильные ученики работают у доски с предложением. На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввишна исподтишка потчевала блинами и прочими яствами под аккомпанемент виолончели помещика Фаддея Аполлоновича. Проверка задания повышенной сложности…………………. Вывод на примере этого предложения: - Какими членами предложения могут быть части речи?
4.Итог урока.
Качественная оценка работы учащихся.
Седьмой день Масленицы «Прощёный день»
- В этот день все просят прощение и сжигают Масленицу. Сжигать Масленицу мы не станем, а прощение у частей речи, если мы допускали ошибки, рассказывая о них- просим. Финал. Наш урок подошёл к концу, Но грустить нам не к лицу. У весны забав немало, И она нам завещала Веселиться и играть И её не забывать!
Ну, а все, кто к нам пришёл, До финала не ушёл, Ну, давай, кричи со мной: «Поздравляем всех с Весной!» Масленица- самый _________, ___________ и _______ праздник, длящийся целую неделю. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии _________ и ________ Великого поста. Масленица- это, прежде всего, ___________ и __________ пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех ___________, _______ и _____________ начинаниях. Слова для справок: весёлый, народный, сытный, тяжёлый, длительный, обильный, сытный, деловой, домашний, хозяйственный.
Масленица- самый _________, ___________ и _______ праздник, длящийся целую неделю. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии _________ и ________ Великого поста. Масленица- это, прежде всего, ___________ и __________ пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех ___________, _______ и _____________ начинаниях. Слова для справок: весёлый, народный, сытный, тяжёлый, длительный, обильный, сытный, деловой, домашний, хозяйственный. Урок русского языка. 1. Тема: Части речи. Морфологические признаки. 2. Девиз: « Учиться надо весело,
Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!» 3. 1скл. 2скл. 3скл. телега грач прорубь земля солнце жизнь сосулька снег 4 Горкой-Т.п ед.ч; Хоровод-И.п. ед.ч. В мире- П.п, ед.ч. Блины- И.п, мн.ч Под ногами- Т.п. мн.ч. За небеса- В.п мн.ч 5 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Постоянные признаки Непостоянные признаки Одушевлённое склонение род число падеж неодушевлённое 6 Музыкальная пауза. 7 Текст: Масленица- праздник, длящийся целую неделю. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии Великого поста. Масленица- это прежде всего пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех начинаниях. 8. На дощатой терасе веснушчатая Агриппина Саввишна испоттишка подчевала блинами и прочими явствами под акомпанемент виоланчели помещика Фаддея Аполлоновича.
Терраса, исподтишка, потчевать, яствами, аккомпанемент, виолончель. Терраса, исподтишка, потчевать, яствами, аккомпанемент, виолончель.


В раздел образования