Напоминание

Я- исследователь


Автор: Кузикова Людмила Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с. Катравож
Населённый пункт: с. Катравож
Наименование материала: статья
Тема: Я- исследователь
Раздел: среднее образование





Назад




Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 45 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения работы.
Актуальность: (слайд 2)
Обновление содержания системы Историко-обществоведческого образования в условиях введения ФГОС основного общего образования, принятия Концепции нового УМК по отечественной истории и Культурно-исторического стандарта связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. При этом особое значение развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Помимо знаний, в содержание обществоведческого курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Моя основная задача как педагога не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. В этом мне помогает технология урока - исследования. П од
исследовательской

технологией
понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно
, цель
организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения - создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Черты

исследовательского обучения
на уроках обществознания, истории:
( слайд3)

1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах. 3. Знакомство с историческими, обществоведческими фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов. 4.Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования. Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы, содержащиеся в этих схемах:
(слайд 4)
o выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); o выработку гипотез; o поиск и предложение возможных вариантов решения; o сбор материала; o анализ и обобщение полученных данных; На уроках истории и обществознания я вовлекаю учащихся в исследовательскую деятельность поэтапно.
Исследовательскую деятельность я начинаю организовывать с 5 класса. Можно выделить три уровня: учебный, учебно - исследовательский и научно – исследовательский
( слайд 5)

Н а начальном этапе
( учебный уровень) -- учащиеся 5 - 6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой. Мы используем небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в учебнике, так и дополнительный материал, обращаемся к характеристикам исторических деятелей. Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация работы. Для выполнения задания учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата – формирование исследовательских навыков. При систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в
сформированности

следующих

метапредметных универсальных учебных действий:
 делать анализ текста;  сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;  устанавливать логическую связь между фактами;  обобщать материал и самостоятельно делать выводы. Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, на мой взгляд, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте - задания в рабочей тетради. Надо сказать, что эта форма работы - одна из самых любимых у школьников 5 класса. Темы уроков по обществознанию, формирующие исследовательские навыки учащихся: Загадка человека, Семья, Человек и общество. На этом этапе исследовательская деятельность реализует свое главное назначение - способность формирования личного опыта ребенка, опыта быть личностью.
(Пример:

Исправьте ошибки в тексте
:
Слайд

7
)
Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и

изобретения:

шелковые

ткани,

фарфор,

компас.

Из

хлопка

индийцы

научились

делать

бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы — своего

рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец — Конфуций — основал новую религию,


которую называют «буддизм». Свои мысли о достижении нирваны он записал на глиняных

табличках

Уже

в

древности

в

Китае

были

сделаны

важные

для

истории

человечества

изобретения:

хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои

изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец — Хаммурапи — оставил

целую

библиотеку

глиняных

книг.

Тексты

были

записаны,

как

и

во

всем

Китае,

особыми

клинописными знаками.

Второй уровень( Слайд 8)
( учебно – исследовательский) обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока. Наиболее удачной считаем работу по модулям. Особенно на уроках обществознания при изучении «Прав человека и гражданина» в 9 классе (УМК Боголюбова), когда учащиеся работают с текстами, Конституции, законов.
Пример: кластер по обществознанию.(слайд 9)
Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в
сформированности следующих умений:

 устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями, явлениями;  синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или элементов материала;  обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме; 
Следующий этап( слайд 10)
( научно – исследовательский ) в 10-11 классах. Если на ранних этапах учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы (проекты).
В урочной деятельности
: на данном этапе предполагается организация исследовательской деятельности на уроках: недельные или рассчитанные на 2- 3 урока исследовательские проекты, выполнение творческих заданий 
Во

внеурочной

деятельности
: исследовательская деятельность на дополнительных занятиях, участие в научно – практических конференциях, публикация в сети – интернет . Рассмотрим
пример
варианта такого урока – урок в 11 классе
«Политическая система

сталинизма».

1.
Тема и проблема исследования формулируется учителем. Проблема исследования: в 30-е годы XX века в СССР сформировался режим, которые некоторые исследователи считают уникальным. Согласны ли вы с таким мнением
?

2.
Цель исследования –
доказать, что СССР – это тоталитарное государство.
Задачи исследования: 1) Дать определение понятию «тоталитаризм». 2) Определить основные признаки тоталитаризма. 3) Выявить существенные признаки политического режима СССР в 30-е годы XX века. 4) Сравнить политические режимы Германии, Италии и СССР.
3.
Определение методов исследования Основные методы исследования – анализ фактического материала, сопоставление существенных признаков тоталитарных режимов.
4.
Теоретический анализ проблемы. Работа учащихся строится последовательно индивидуально, в парах и группах.
Первоначально каждый учащийся работает с текстом учебника и дает определение понятию «тоталитаризм», в парах определяются существенные признаки, они выслушиваются и записываются на доске. Класс делится на группы, которые выбирают один из признаков, изучают фактический материал, заслушиваются отчеты групп о проделанной работе, задаются вопросы. На завершающем этапе на основе изученного материала учащиеся формируют свою гипотезу относительно уникальности политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.
5.
Практическая проверка теоретической модели. На этом этапе учащиеся изучают политические режимы Италии и Германии (при этом учащимся рекомендуется использовать самые различные источники), выписывают их существенные признаки. Эта работа выполняется главным образом в домашних условиях. После чего осуществляется сравнение политических режимов СССР, Германии, Италии.
6.
Анализ и обобщение полученных материалов. На основе сравнения существенных признаков политических режимов учащиеся делают вывод о типичности режимов СССР, Германии и Италии и определяют его как тоталитарный.
7.
Отчет о проделанной работе. Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих
умений и

навыков:

-
постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения; -разработка и формулирование гипотезы исследования; -планирование хода исследования; -оценка практической эффективности исследования
Какие проблемы возникают при использовании технологии

исследовательского

обучения( слайд 11)

Выбор темы
. Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны, при этом следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Пример: «Личность Петра I» не представляют интереса для исследования и носят реферативный характер. Если сформулировать ее как «Петр I в оценках современников и потомков», то тема - не автоматическое списывание с учебника или справочника, не констатация фактов, а вдумчивый анализ различных
источников, в результате которого учащийся получит истинное удовольствие от исследования неизвестного. 
Актуальности темы
. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности – обязательной требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов, знаний . 
Наличие

проблемы
. Проблема - как некую противоречивую ситуация, требующая своего разрешения, например: интерес к личности Петра I возрастает в те периоды, когда страна находится перед выбором путей развития. Почему? Реформы Петра I: зло или благо для России. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. 
Цель

исследования
. Это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Например, доказать объективную необходимость реформ первой четверти XVIII в., их закономерность и планомерность Использование данной технологии позволяет мне существенно углубить содержание исторического материала, оказать влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала. Таким образом, процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех
компонентов
исследовательской культуры школьника
( слайд 12)
 Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия;  Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;  Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;  Специальных, исследовательских умений и навыков (в старших классах).


В раздел образования