Автор: Кузикова Людмила Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с. Катравож Населённый пункт: с. Катравож Наименование материала: статья Тема: Я- исследователь Раздел: среднее образование
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 45 минут:
и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная
скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко
предаться опасному безделью. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом,
трудная работа для ученика, означающая 45 минут концентрации внимания и напряжения
работы.
Актуальность: (слайд 2) Обновление содержания системы Историко-обществоведческого
образования
в
условиях
введения ФГОС
основного
общего
образования,
принятия
Концепции нового УМК по отечественной истории и Культурно-исторического стандарта
связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому
анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. При этом
особое значение развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами,
объяснения
и
оценивания
исторических
фактов
и
явлений,
определению
учащимися
собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России
и всеобщей истории. Помимо знаний, в содержание обществоведческого курса входят:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы,
регулирующие
отношения
людей
во
всех
областях
жизни
общества;
система
гуманистических и демократических ценностей.
Моя основная задача как педагога не только снабдить учеников определённым набором
знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить
ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и
наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. В
этом мне помогает технология урока - исследования.
П од исследовательской
технологией понимается творческий процесс совместной
деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого
является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом
В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента
повышения качества образования. Следовательно , цель организации исследовательской
деятельности в условиях школьного обучения - создание условий для личностного
развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Черты
исследовательского обучения на уроках обществознания, истории: ( слайд3)
1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их
в готовом виде от учителя.
2. Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют
учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и
в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать
эти понятия на предлагаемых примерах.
3. Знакомство с историческими, обществоведческими фактами должно включать
альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в
достоверности выводов.
4.Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те
сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного
исследования.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных
правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника
так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает
основные элементы, содержащиеся в этих схемах: (слайд 4)
o
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
o
выработку гипотез;
o
поиск и предложение возможных вариантов решения;
o
сбор материала;
o
анализ и обобщение полученных данных;
На
уроках
истории
и
обществознания
я
вовлекаю
учащихся
в
исследовательскую
деятельность поэтапно.
Исследовательскую деятельность я начинаю организовывать с 5 класса. Можно выделить
три уровня: учебный, учебно - исследовательский и научно – исследовательский
( слайд 5)
Н а начальном этапе
( учебный уровень)
-- учащиеся 5 - 6 классов работают с
документами,
таблицами
и
схемами,
картами,
дополнительной
литературой.
Мы
используем небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в
учебнике, так и дополнительный материал, обращаемся к характеристикам исторических
деятелей. Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация
работы. Для выполнения задания учащимся предлагаются алгоритмы, которые поэтапно
определяют их деятельность, позволяют самостоятельно организовать работу и добиться
необходимого
результата
–
формирование
исследовательских
навыков.
При
систематическом использовании данного приема при работе с текстом исторического
источника
предполагаемый
результат
выражается
в сформированности
следующих
метапредметных универсальных учебных действий:
делать анализ текста;
сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;
устанавливать логическую связь между фактами;
обобщать материал и самостоятельно делать выводы.
Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, на мой взгляд, хорошо способствует
работа по поиску ошибок в тексте - задания в рабочей тетради. Надо сказать, что эта форма
работы - одна из самых любимых у школьников 5 класса. Темы уроков по обществознанию,
формирующие исследовательские навыки учащихся: Загадка человека, Семья, Человек и
общество. На этом этапе исследовательская
деятельность
реализует
свое
главное
назначение
-
способность
формирования
личного
опыта
ребенка,
опыта
быть
личностью.
(Пример:
Исправьте ошибки в тексте :
Слайд
7 )
Уже в древности в Индии были сделаны важные для истории человечества открытия и
изобретения:
шелковые
ткани,
фарфор,
компас.
Из
хлопка
индийцы
научились
делать
бумагу. Индийцы верили в переселение душ и наличие у каждого человека кармы — своего
рода судьбы, рока. Самый знаменитый мудрец — Конфуций — основал новую религию,
которую называют «буддизм». Свои мысли о достижении нирваны он записал на глиняных
табличках
Уже
в
древности
в
Китае
были
сделаны
важные
для
истории
человечества
изобретения:
хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои
изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец — Хаммурапи — оставил
целую
библиотеку
глиняных
книг.
Тексты
были
записаны,
как
и
во
всем
Китае,
особыми
клинописными знаками.
Второй уровень( Слайд 8) ( учебно – исследовательский) обязательно требует помимо
умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц,
графиков, диаграмм, специальное обучение приемам рациональной умственной работы -
систематизации,
обобщению
материала.
Учащиеся
составляют
развернутый
план
-
конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока. Наиболее удачной
считаем работу по модулям. Особенно на уроках обществознания при изучении «Прав
человека и гражданина» в 9 классе (УМК Боголюбова), когда учащиеся работают с
текстами, Конституции, законов.
Пример: кластер по обществознанию.(слайд 9)
Предполагаемый
результат
систематического
использования
приёма
выражается
в
сформированности следующих умений:
устанавливать внутренние и внешние связи между фактами, событиями,
явлениями;
синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных блоков или
элементов материала;
обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;
Следующий этап( слайд 10) ( научно – исследовательский ) в 10-11 классах. Если
на ранних этапах учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской
деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы
(проекты). В урочной деятельности : на данном этапе предполагается организация
исследовательской деятельности на уроках: недельные или рассчитанные на 2- 3
урока исследовательские проекты, выполнение творческих заданий
Во
внеурочной
деятельности : исследовательская
деятельность
на
дополнительных
занятиях,
участие
в
научно
–
практических
конференциях,
публикация в сети – интернет .
Рассмотрим пример варианта такого урока – урок в 11 классе «Политическая система
сталинизма».
1.
Тема и проблема исследования формулируется учителем.
Проблема исследования: в 30-е годы XX века в СССР сформировался режим, которые
некоторые исследователи считают уникальным. Согласны ли вы с таким мнением ?
2.
Цель исследования – доказать, что СССР – это тоталитарное государство.
Задачи исследования:
1)
Дать определение понятию «тоталитаризм».
2)
Определить основные признаки тоталитаризма.
3)
Выявить существенные признаки политического режима СССР в 30-е годы XX
века.
4)
Сравнить политические режимы Германии, Италии и СССР.
3.
Определение методов исследования
Основные
методы
исследования
– анализ
фактического
материала,
сопоставление
существенных признаков тоталитарных режимов.
4.
Теоретический анализ проблемы.
Работа учащихся строится последовательно индивидуально, в парах и группах.
Первоначально каждый учащийся работает с текстом учебника и дает определение понятию
«тоталитаризм»,
в
парах
определяются
существенные
признаки,
они
выслушиваются
и
записываются на доске. Класс делится на группы, которые выбирают один из признаков, изучают
фактический материал, заслушиваются отчеты групп о проделанной работе, задаются вопросы. На
завершающем
этапе
на
основе
изученного
материала
учащиеся
формируют
свою
гипотезу
относительно уникальности политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.
5.
Практическая проверка теоретической модели.
На этом этапе учащиеся изучают политические режимы Италии и Германии (при этом
учащимся
рекомендуется
использовать
самые
различные
источники),
выписывают
их
существенные признаки. Эта работа выполняется главным образом в домашних условиях. После
чего осуществляется сравнение политических режимов СССР, Германии, Италии.
6.
Анализ и обобщение полученных материалов.
На основе сравнения существенных признаков политических режимов учащиеся делают
вывод о типичности режимов СССР, Германии и Италии и определяют его как тоталитарный.
7.
Отчет о проделанной работе.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и
навыков:
- постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;
-разработка и формулирование гипотезы исследования;
-планирование хода исследования;
-оценка практической эффективности исследования
Какие проблемы возникают при использовании технологии
исследовательского
обучения( слайд 11)
Выбор темы . Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при
ее
формулировке
понятия
должны
быть
логически
взаимосвязаны,
при
этом
следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в
заголовке.
Пример:
«Личность
Петра
I»
не
представляют
интереса
для
исследования и носят реферативный характер. Если сформулировать ее как «Петр
I в оценках современников и потомков», то тема - не автоматическое списывание с
учебника или справочника, не констатация фактов, а вдумчивый анализ различных
источников, в результате которого учащийся получит истинное удовольствие от
исследования неизвестного.
Актуальности темы . Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость
изучения
данной
темы
в
контексте
общего
процесса
научного
познания.
Определение
актуальности
–
обязательной
требование
к
любой
работе.
Актуальность
может
состоять
в
необходимости
получения
новых
данных
и
необходимости проверки новых методов, знаний .
Наличие
проблемы .
Проблема
-
как
некую
противоречивую
ситуация,
требующая своего разрешения, например: интерес к личности Петра I возрастает
в те периоды, когда страна находится перед выбором путей развития. Почему?
Реформы Петра I: зло или благо для России. Правильная постановка и ясная
формулировка
новых
проблем
в
исследовании
очень
важны.
Она
определяет
стратегию исследования, направление научного поиска.
Цель
исследования .
Это
конечный
результат,
которого
хотел
бы
достичь
исследователь при завершении своей работы. Например, доказать объективную
необходимость
реформ
первой
четверти
XVIII
в.,
их
закономерность
и
планомерность
Использование данной технологии позволяет мне существенно углубить содержание
исторического материала, оказать влияние на формирование практических умений и
навыков, учащихся в освоении исторического материала.
Таким образом, процесс обучения началам научного исследования представляет собой
поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех
компонентов исследовательской культуры школьника ( слайд 12)
Мыслительных
умений
и
навыков:
анализ
и
выделение
главного;
сравнение;
обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий, конкретизация,
доказательство и опровержение, умение видеть противоречия;
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
Специальных, исследовательских умений и навыков (в старших классах).