Автор: Везоргина Лариса Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ РО Колушкинская школа-интерат VIII вида Населённый пункт: сл.Колушкино Наименование материала: конспект урока Тема: Свистящие и шипящие согласные. Раздел: начальное образование
З а д а ч и : познакомить учащихся со свистящими и шипящими согласными;
учить дифференцировать «С – Ш»; развивать фонематический слух, внимание,
навыки самоконтроля, навыки грамотного письма; познакомить с новым словом
из
словаря,
ввести
в
активный
словарь
детей;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность.
О б о р уд о в а н и е : предметные картинки; кассы букв; звуковые символы;
карточка со словом из словаря; макет двухэтажного дома; картинки-слова со
звуками [с], [ш]; 2 почтовых ящика.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент.
– Садится за рабочий стол тот, кто назовет слова со звуками [с], [ш].
II. Проверка домашнего задания.
1. В ы п о л н е н и е
з а д а н и я.
Н а
д о с к е
записаны с л о в а:
жираф, мыши, шило, жир, жук, шумный,
лапша, гаражи, шуба, животное, камыш, шина.
– Выписать слова со звонким согласным звуком [ж].
– Выписать слова с глухим согласным звуком [ш].
– Какие пары согласных изучили?
2. П о д в е д е н и е
и т о го в проверки домашнего задания.
III. Минутка чистописания.
На предметной картинке изображение – слоник пишет в тетради .
– Рассмотрите героя-гостя.
– Кто нарисован?
– Как вы думаете, чему учится слоник?
– Что у него в руках?
– Для чего слонику нужны карандаш и тетрадь?
– Кто из вас может сказать, кем хочет стать слоник?
– А вот это мы проверим чуть позже.
– Какие буквы мы сегодня будем писать? Догадайтесь и скажите хором.
По ночам глядит с небес
Ясный месяц – буква … (С).
Остры иголки у ерша –
На спинке носит букву … (Ш).
– Запишите строчку букв «С», «с».
– Запишите строчку букв «Ш», «ш».
– Теперь вы поняли, кем захотел стать слоник?
– Слоник захотел стать лучшим учеником.
Наш слоненок изменился:
Писать красиво научился.
А как дела твои, дружок?
(Спрячь буквы худшие в кружок.)
Сколько их? Не удивляйся
И писать всегда старайся.
Учитель предлагает учащимся «превратить» в цветные шарики буквы,
которые не получились.
IV. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е
т е м ы
у р о к а.
– Как вы думаете, о каких звуках и буквах будем сегодня говорить на уроке?
– Сегодня на уроке вы будете учиться различать звуки и буквы «С – Ш» в
словах, познакомитесь с новым понятием.
2. В ы п о л н е н и е
з а д а н и я.
Учитель
демонстрирует
предметные
картинки
с
изображением собаки,
шарика, снежинки, шапки .
– Что нарисовано?
З а д а н и я.
• Выделение первых звуков.
• Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
• Соотнесение с буквами.
– Произнесите еще раз хором звук [с].
– Что вы слышите?
– Звук [с] – издает свист, поэтому этот звук прозвали свистящим.
СВИСТЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ
– Произнесите хором звук [ш].
– Что вы слышите?
– Звук [ш] – издает шипение, и в русском языке его назвали шипящим.
ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ
3. С о с т а в л е н и е
с л о в со звуками [с] или [ш] из букв разрезной азбуки.
Ф и з к у л ьт м и н у т к а
–
Слоненок
приготовил
для
вас
задание.
Он
подобрал
текст,
в
словах
которого встречаются звуки [с] и [ш]. Он просит вас помочь ему разобраться,
что к чему.
– Если вы услышите в слове звук [с] – вы прыгаете, если услышите в слове
звук [ш] – вы топаете. Будьте внимательны! Слоненку нужно еще ответить на
вопросы к тексту.
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а
Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша
сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
– Кто у Саши?
– Кто у Даши?
– Что любит Пушок?
– Что любит Машка?
– Где спит Пушок?
– Где спит Машка?
– Что шьет Даша для Машки?
– На чем будет спать Машка?
V. Знакомство с новым словом из словаря (машина).
1. Р а б от а
с о
с л о вом «машина».
– Слово, с которым вы познакомитесь сегодня на уроке, вы определите сами.
– Перенесите буквы в новые кружочки по стрелкам и прочитайте полученное
слово.
– Какое слово вы составили? (Машина.)
– Что такое машина?
– Какие бывают машины? (Легковые, грузовые.)
– Для чего нужны машины?
Учитель показывает картинку с изображением машины.
– Что изображено на картинке?
Хо р о в о е
и
и н д и в и д у а л ь н о е
п р о го в а р и в а н и е слова «машина».
З ву ко в о й
а н а л и з
с л о в а.
Зарисовка
звуковых
символов
в
тетрадь,
характеристика
звуков,
выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Прочитывание слова, запись
слова в тетрадь, буквенный анализ. Постановка ударения, деление слова на
слоги. Подчеркивание шипящей согласной. Составление и запись предложения с
данным словом.
2. З а к р е п л е н и е.
– Образуйте и запишите новые слова:
МАШИ
Н
А
КА
ИСТ
ИСТКА
НЫЙ
3. И г р а «Волшебный домик».
Дан макет двухэтажного дома и картинки-слова со звуками [с], [ш]. На
каждом этаже – почтовые ящики.
Дети берут картинку, определяют, какой первый звук в слове – [с] или [ш],
опускают в соответствующий ящик ([с] – первый этаж, [ш] – второй этаж).
Шар, сумка, шило, собака, шуба, слон.
VI. Итог урока.