Автор: Панарина Ирина Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 16" Населённый пункт: п. Увельский, Увельский район, Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: План-программа "За здоровье детей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»
п. Увельский
Цель плана-программы:
создание необходимого инновационного потенциала для комплексного решения проблемы
повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Реализация плана-программы предусматривает решение следующих задач:
1.
Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-
технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального
благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных
возможностей в инновационном здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
2.
Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего
процесса в инновационном режиме.
3.
Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семей
воспитанников и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления
детей.
4.
Определить модель сотрудничества образовательного учреждения и социальных
партнеров (ЦРБ п. Увельский, районный отдел культуры, МБОУ Увельская СОШ № 2) как внешнего
здоровьесберегающего пространства.
Ожидаемый результат:
Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения:
-
улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
-
успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ, качественная
подготовка детей к школе;
-
рост компетентности педагогов к качественному моделированию
здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме;
-
активизация родителей к совместной с образовательным учреждением
здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм
здоровьесбережения в семье.
Основные направления
Плана-программы «За здоровье детей»
Направления
программы
Содержание деятельности
1. Организационное
-
Изучение передового педагогического, медицинского и
психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор
эффективных методик и технологий.
-
Разработка и внедрение Плана-программы «За здоровье детей» в
учебно-воспитательный процесс.
-
Создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-
социальных условий по внедрению Плана-программы «За
здоровье детей».
-
Разработка системы и тактики по укреплению психофизического
здоровья дошкольников.
-
Обеспечение комплексного подхода в реализации Плана-
программы «За здоровье детей».
-
Разработка критериев оценки эффективности по реализации
Плана-программы «За здоровье детей».
-
Наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения
и реализации Плана-программы «За здоровье детей».
2. Просветительское
(образовательное)
-
Создание мотивации в ДОУ на выбор здоровых альтернатив
жизни.
-
Организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ.
-
Составление плана мероприятий по формированию у
дошкольников здорового образа жизни.
-
Создание средств визуальной информации по вопросам
формирования здорового образа жизни.
-
Включение родителей в деятельность ДОУ как значимых
участников оздоровительного процесса.
-
Разработка и реализация адресных профилактических и
просветительских рекомендаций.
3. Правовое
-
Нормативно-правовое обеспечение разработки Плана-
программы «За здоровье детей».
-
ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей
деятельность образовательных учреждений по защите здоровья.
4. Аналитико-
экспертное
-
Анализ-экспертиза предлагаемых программ и проектов по ЗОЖ.
-
Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья
детей, получение оперативной информации.
-
Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей.
-
Анализ-экспертиза результатов реализации Плана-программы «За
здоровье детей».
-
Своевременное выявление изменений, происходящих в
коррекционно-оздоровительном процессе и факторов,
вызывающих их; предупреждение негативных тенденций.
-
Осуществление краткосрочного прогнозирования
здоровьесберегающего процесса.
-
Изменение индивидуального образовательного маршрута
ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии
психофизического здоровья.
5. Информационно-
методическое
-
Научно-методическое обеспечение разработки и реализации
Плана-программы «За здоровье детей».
-
Повышение информационной культуры педагогических и
медицинских работников, обусловленной общими задачами
Плана-программы «За здоровье детей».
-
Мониторинг результативности оздоровительной деятельности
ДОУ.
-
Информационное обеспечение родителей по различным
аспектам формирования здорового образа жизни.
-
Информирование родителей о результатах проделанной работы;
обмен мнениями об эффективности Плана-программы «За
здоровье детей».
-
Распространение опыта оздоровительной работы.
6. Диагностическое
-
Измерение промежуточных результатов реализации Плана-
программы «За здоровье детей».
-
Диагностическое обследование и анализ исходного состояния
психофизического здоровья детей, их валеологических знаний,
умений и навыков.
-
Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на
формирование здорового образа жизни.
-
Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ.
-
Выявление групп детей, требующих внимания специалистов.
Выделение из потенциальной «группы риска» реальной
«проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная
диагностика проблем детей.
7. Коррекционное
-
Проведение коррекционно-оздоровительной работы с детьми.
-
Решение оздоровительных задач всеми средствами физического
воспитания.
-
Проведение коррекционных тренингов для детей «группы риска».
-
Проведение коррекционно-развивающих тренингов для
педагогов и родителей.
-
Обучение родителей основным методам профилактики детской
заболеваемости и формирование основ валеологической
грамотности.
8. Социально-
педагогической
адаптации
-
Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного
течения адаптации детей к условиям ДОУ.
-
Повышение функциональных возможностей детей, социальной
адаптации и улучшение состояния их здоровья.
-
Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов,
нейтрализация негативных факторов окружающей среды на
личность ребёнка и процесс его развития.
9. Координационное
-
Взаимодействие органов образования и здравоохранения –
координация деятельности ДОУ по реализации Плана-программы
«За здоровье детей».
-
Обмен опытом работы между дошкольными образовательными
учреждениями района.
-
Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнерами по
вопросам укрепления здоровья детей.
Мероприятия по укреплению здоровья воспитанников ДОУ
I.
Оптимизация режима
Содержание
Группа
Периодичность
выполнения
Ответственный
Сроки
Организация жизни детей в
адаптационный период,
создание комфортного
режима
Определение оптимальной
нагрузки на ребёнка с
учетом возрастных и
I – V
Постоянно
Ст. м/с,
воспитатели
В течение
года
В течение
индивидуальных
особенностей
Коррекция сетки занятий и
режима
I – V
I – V
Постоянно
В зависимости от
анализа
Ст. м/с, ст. вос.
Зав. ДОУ, Ст.
м/с, ст. воспит.
года
Начало года
II.
Профилактика заболеваемости
Дыхательная гимнастика в
игровой форме
Профилактика гриппа и ОРЗ
– оксалиновая мазь,
кварцевание групп,
чесночно – луковые закуски
Систематическое
проветривание групп в
отсутствие детей
Фитотерапия
II – V
I – V
I – V
II - V
Во время утренней
гимнастики
После сна в зимний
период
Ежедневно
За 20 минут до
обеда
Ст. м/с, воспит.
Ст. м/с,
воспитатели
воспитатели
Ст. м/с,
В течение
года
Ноябрь –
декабрь
В течение
года
3 раза в год
III.
Организация двигательного режима
Физкультурное занятие
Динамический час
Час двигательного
творчества
Утренняя гимнастика
Гимнастика после дневного
сна
Подвижные игры на
прогулке
Музыкально – ритмические
занятия
Спортивный досуг
Физминутки на занятиях
I – V
III – V
IV – V
I –V
I – V
I – V
I – V
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
в утренние часы
ежедневно
ежедневно
2 раза в неделю
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Муз.руков.,вос
пит
Воспитатели
В течение
года
Оздоровительный бег
Ритмическая гимнастика
Индивидуальная работа
Спортивные игры (элементы
игр на прогулке)
II – V
II – V
IV – V
IV – V
I –V
III - V
ежедневно
ежедневно в
утренние часы
2 раза в неделю
ежедневно утром и
вечером
3 раза в неделю на
прогулке
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
IV.
Охрана психического здоровья
Использование приемов
релаксации – минуты
тишины, музыкальные
паузы
I - V
Ежедневно
несколько раз в
день
Воспитатели,
муз.руководите
ль
В течение
года
V.
Закаливания с учетом состояния здоровья ребенка
Воздушные ванны (одежда
по сезону, облегченная
одежда, ванны перед сном
и после сна)
Прогулки на воздухе
Ходьба босиком по траве и
песку
Ходьба по дорожке
здоровья
Умывание, мытье рук выше
локтя
Игры с водой
Полоскание полости рта
кипяченой водой комнатной
температуры
I – V
I – V
I – V
I – V
I – V
I – V
III - V
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно после
дневного сна
Ежедневно
В утренние часы в
группе
После приема пищи
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели,
мл.воспитатели
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
VI.
Лечебно – оздоровительная работа
Лечебное полоскание горла
противовоспалительными
травами (шалфей, эвкалипт,
ромашка)
I – V
После сна
Ст. м/с,
мл.воспитатель
Октябрь –
апрель
VII.
Витаминотерапия
Ревит, поливит
I – V
По 1 разу в течение
Ст. м/с
Декабрь –
Настойка шиповника
Витаминизация III блюда
I – V
I - V
10 дней
3 раза в неделю
ежедневно
Ст. м/с
Ст. м/с
февраль
X, XI, I, III
В течение
года
VIII.
Физиопроцедуры
Ингаляции
Элеутрококк
Часто
болеющие
дети
I– V
По назначению
врача 1 раз
Ежедневно после
завтрака
Ст. м/с
Ст. м/с
В течение
года
Октябрь –
апрель
IX.
Профилактика плоскостопия, нарушения осанки
Корректирующие
упражнения
IV – V
2 раза в неделю на
физ. занятиях
Ст. м/с, воспит.
В течение
года