Автор: Арабачян Ромела Арамаисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 225" Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: конспект занятия Тема: "Русская Масленица и армянский Трндез" Раздел: дошкольное образование
Цель: Формировать у детей представления о праздниках и обычаях других народов.
Задачи:
1.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми словами;
2.
Воспитывать чувство уважения к культуре других наров;
3.
Закреплять и развивать умение работать с бумагой и ножницами, вырезать точно по
контуру.
4.
Развивать мелкую моторику рук и творческое воображение.
5.
Развивать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать
психические процессы.
Представление детей: Национальный армянский праздник «Терендез» (Трндез),
отмечается ежегодно 13 февраля, своими народными гуляниями очень напоминает нашу
русскую Масленицу.
Символом праздника является костер, через который прыгают влюбленные пары.
Считается, что если им удастся совершить прыжок, не разнимая рук, то их семья будет
крепкой, а любовь — вечной.
Словарь:
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят полукругом.
В: Ребята, я знаю одну страну, где люди умеют дарить друг другу добро. Как? Очень
просто: когда они протягивают друг другу руки и их ладони встречаются, между ними,
появляется теплая искорка, маленькое-маленькое солнышко, которое согревает ладони и
вспыхивает яркими искорками в глазах людей. И добра этого так много, что все, кто хоть
раз окажется в этой чудесной стране унесёт его с собой столько, что хватит на всю жизнь!
А добро не кончается. Эта страна моя родина - Армения. Там живут добрые люди:
взрослые и дети.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро! »
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
В: Ребята, посмотрите на меня. По вашим глазам я вижу, что вы стали намного добрее.
Скажите, пожалуйста. Какое у вас сейчас настроение?
/хорошее, доброе, веселое/
В: Ребята, давайте мы, тоже начнём наш день с добрых пожеланий. Пусть каждый из вас
посмотрит в глаза рядом стоящему мальчику или девочке и?
1 этап: Мотивация
Столик удивления: Справа: Барыня Масленица.
В: Ребята, посмотрите, кто у нас в гостьях?
Ответы детей.
В : Давайте, её рассмотрим: какая она?
Дети подбирают подходящие прилагательные.
В: А что интересного мы можем рассказать о Масленице?
Дети составляют рассказы из личного опыта.
В: Ребята, посмотрите, наша Масленица загрустила, как нам её развеселить?
Рассуждения детей.
В: Речевая игра «Назови ласково».
В: Посмотрите, ей понравилась наша игра.
2 этап: Создание проблемной ситуации. На столике удивления слева – картина с
изображением костра.
Ребята, а что же у нас под салфеткой, интересно, давайте заглянем. Интересно, мы с вами
говорили о Масленице, но у нас на столике, почему то оказалась картина с костром.
Как вы думаете почему? Парное обсуждение детей. Перебор мнений.
В: У нас разные и очень интересные ответы. Но как же нам узнать точный ответ на
волнующий нас вопрос?
Рассуждения детей.
3 этап. Поиск смысла происходящего рядом.
В : Ой, ребята, посмотрите, что я нашла, какой необычный конверт! Интересно, что
внутри.
Здравствуйте дорогие ребята, чтобы узнать, почему у вас оказалась картина с костром, вы
должны путешествовать в страну, название которой узнаете, если правильно выполните
следующее задание.
Ирга – «Составь слово по первым звукам картин». (Арбуз, рыбка, мяч, ели, ножницы,
иголка, яблоко).
В: Какую страну нам с вами придётся посетить?
Дети: Армению.
В: Армения- - небольшая, горная страна. Вот как сказал о ней древний поэт:
Страна веков
И гор страна
Страна камней - моя Армения.
Звучит армянская народная музыка, на проекторе появляется горный пейзаж.
В: В какой красивой стране мы оказались ребята. Посмотрите, какие горы!?
Дети подбирают подходящие прилагательные (Высокие, красивые, зелёные).
В: Ребята, а как же нам узнать про картину, которая оказалась в нашей группе?
Аудио обращение - Дорогие ребята, вы уже близки к ответу, отгадайте эту загадку и
приблизитесь ещё больше.
Рыхлый снег,
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит,
К нам пришла ...
На проекторе появляется картина с горящим костром, вокруг которого люди водят хоровод.
В: Ребята, посмотрите на картину, она нам что- то напоминает или нет?
Высказывания детей.
Голос : Дорогие ребята, посмотрите внимательно на картину и слушайте:
в Армении, как и в России, весело провожают зиму и встречают весну. В России этот
праздник называется Масленица, а у нас в Армении ), отмечается ежегодно 13 февраля,
своими народными гуляниями очень напоминает русскую Масленицу.
Символом праздника является костер, через который прыгают влюбленные пары.
Считается, что если им удастся прыгать, не разнимая рук, то их семья будет крепкой, а
любовь — вечной. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям,
чтобы был хороший урожай будущей осенью.
В: Ребята мы узналиответ на интересующий нас вопрос?
Ответы детей.
Вывод: В Армении тоже празднуют проводы зимы, и чтобы год был урожайный,
разжигают костёр, водят хороводы, прыгают через костёр, а пепел от костра
рассыпают по полям, чтобы год был урожайным
В: А сейчас, давайте поиграем в армянскую народную игру «Цветки и ветерки».
В: Понравилось вам в Армении?
Что бы вы хотели пожелать армянским детям?
4 этап. Продуктивная деятельность. Ручной труд: «Подснежники».
В: Что же нам сделать, чтобы наше путешествие запомнилось нам долго?
Рассуждение детей.
В: Какой праздник мы сегодня отмечали? Почему мы зиму провожаем песнями, играми?
Ответы детей.
В: Что вам нравится весной?
Ответы детей.
В : Какой цветок весной цветёт первым?
В: Давайте, сделаем подснежники и подарим друг другу.
Дети, по желанию, делятся на три группы: первая группа вырезает лепестки, вторая –
листочки. Третья, вместе с воспитателем – стебельки.
В: У нас получились очень красивые подснежники, давайте, соединим их в букет. Это не
просто букет цветов, это букет доброты, любви, дружбы. Подарите друг другу, пусть он
приносит всем нам мира, радости, счастья.
Приложение
Армянские народные игры
«Перетягивание палки»
Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.
Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку
(можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в
середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь
поднять соперника па ноги.
Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги.
Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.
«Цветы и ветерки»
Цель игры: развитие двигательных качеств, внимания, выдержки.
В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на
расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и
«ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.
Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят:
«Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки,
угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы»
«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают
за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.
Правила игры:
очки определяются по числу пойманных цветов;
победителя определяют по условленной сумме очков;
после одной игры команды меняются ролями.