Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспектива" 1 класс
Автор: Ожерельева Оксана Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №31 Населённый пункт: г.Тамбов Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по русскому языку по УМК "Перспектива" 1 класс Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Личностно-ориентированный
и
деятельностный
подходы
к
обучению,
составляющие
основу
ФГОС
нового
поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу
данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Язык
-
универсальное
средство
общения
(кодовая
система),
речь
-
функция
языка,
его
индивидуальное
воплощение в конкретной практике. Это представление соответствует и ожиданиям новой информационной эпохи,
которая требует от человека коммуникативной грамотности (владение средствами обмена информацией и ее накопления)
, как необходимой его характеристики в ХХI веке. Такое понимание языка соответствует и требованиям Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка.
Задача, таким образом, состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, надо создать условия для
повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания
своей индивидуальной, отличной от других манеры.
Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогащать
речь учащихся, давать знания о языке), быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей
школе.
Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования
по русскому языку на основе Примерной программы начального образования по русскому языку, с учетом авторской
программы Л. Ф. Климанова.
Общая характеристика учебного предмета
Создаются условия для реализации системно - деятельностного подхода, индивидуализации обучения (каждый
ученик найдет свою нишу), а также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся
речевых ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, развивается «чувство
я з ы к а » ,
ф о р м и р у е т с я
п р о ч н о с т ь
у с в о е н и я
п р о г р а м м н о г о
м а т е р и а л а .
Обучение русскому языку состоит из двух преемственных курсов: «Обучение грамоте» и «Русский язык».
1
Обучение русскому языку влияет на качество обучения по всем другим школьным предметам, становится базой
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
закладывает
основы
ее
социально-личностного
развития
младших школьников.
Курс
русского
языка
способствует
развитию
таких
качеств,
как
коммуникативная
компетентность,
владение
навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
В
целом
курс
русского
языка
1—4
классов
школы
не
являете
пропедевтическим,
т.е.
предусматривающим
предварительный
курс
знаний,
а
рассматривается
как
начальная
ступень
обогащения
школьников
знаниями
посредством продвижения ребенка в общем развитии.
Цели курса
В
системе
предметов
общеобразовательной
школы
курс
«Русский
язык»
реализует познавательную
и
социокультурную цели:
познавательная
цель
предполагает
ознакомление
учащихся
с
основными
положениями
науки
о
языке
и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная
цель
–
изучение
русского
языка
включает
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся:
развитие
устной
и
письменной
речи,
монологической
и
диалогической
речи,
а
также
навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с
целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого
объема;
2
воспитание
у
учеников
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к
русскому
языку,
чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь.
Основные содержательные линии курса
Совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлено следующими разделами:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Предложение и слово.
Звуки и буквы.
Ударение.
Предложение и текст.
Грамматика.
Большая буква в именах собственных.
Алфавит.
Правописание согласных звуков.
Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть
целесообразной
составной
частью
процесса
обучения
на
каждом
уроке
и
всей
системы
заданий
и
упражнений
целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.
3
Структура программы
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на
слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной
задачи.
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Овладение
умениями
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т.п.
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
в
соответствии
с
учебной
задачей
(рассуждение,
описание,
повествование).
Овладение
нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание
учебного
текста.
Выборочное
чтение
с
целью
нахождения
необходимого
материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на
основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,
письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения
звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой
структуры слова и его значения.
4
Различение
гласных
и
согласных
звуков.
Слогообразующая
роль
гласных
звуков.
Деление
слов
на
слоги.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение
парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных
и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический
(звуковой)
разбор
слова: определение качественной характеристики звука: гласный-согласный;
гласный ударный-безударный; согласный твердый
мягкий, парный непарный; согласный звонкий-глухой, парный-
непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение
их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь .
Использование
на
письме
разделительных ъ и ь . Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных
звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами
е, ё, ю,
я ; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при
работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание
слова
как
единства
звучания
и
значения.
Выявление
слов,
значение
которых
требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление
об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Предложение и слово. Слово и предложение. Построение предложения.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Слоги. Перенос слов.
Ударение. Гласные ударные и безударные.
Большая буква в именах собственных. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
названии географических объектов. Имена собственные и нарицательные.
Алфавит. Русская азбука или алфавит. Порядок и название букв.
Правописание согласных звуков.
5
Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные в конце слова. Шипящие согласные звуки.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
Грамматика. Части
речи:
имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол.
Словосочетание.
Предлог.
Родственные слова. Корень слова.
Предложение
и
текст. Разновидности
предложений
по
цели
высказывания.
Восклицательные
предложения.
Оформление предложений.
Связная речь. Связь слов в предложении. Культура общения.
Требования к результатам
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-
осознание
языка
как
основного
средства
человеческого
общения;
восприятие
русского
языка
как
явления
национальной культуры;
- понимание того, что правильная
устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры
человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё
не известно;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
внесение
необходимых
дополнений,
корректив
в
план
и
способ
действия
в
случае
расхождения
эталона
реального действия его продукта;
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
6
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
определение основной и второстепенной информации;
понимание и адекватная оценка языка средствами массовой информации.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функции участников,
способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
-умение применять орфографические правила и правила постановки препинания (в объеме изученного) при записи
собственных и предложенных текстов;
-умение проверять написанное;
-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
7
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя
работа).
Итоговый контроль
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной
работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы.
Объем и сроки изучения
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, всего – 165 часов.
I четверть – 42 ч
II четверть – 39 ч
IIIчетверть - 44 ч
IVчетверть - 40 ч
Учебно-тематическое планирование
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности
учащихся
Обучение грамоте. Добуквенный период (18 ч)
Выделение в словах отдельных звуков,
з в у к о с л о г о в о й
а н а л и з
с л о в
(установление
количества
звуков
в
с л о в е ,
и х
х а р а к т е р а ,
по следовательно сти),
в ы д е л е н и е
у д а р н ы х
с л ого в ,
с о о т н е с е н и е
слышимого и произносимого слова со
схемой-моделью,
отражающей
его
звукослоговую
структуру.
Правила письма
Мы и наша речь
Письменные знаки.
Росчерк. Штриховка
Узоры и элементы букв
Прямая линия
Рисование ёлочек и домиков
Наклонная линия
Части предметов, элементы букв
Дифференцировать
изве стно е
и
неизвестное,
формулировать
цель
учебной
задачи. Ориентироваться
в
таблице
Овладеть
разборчивым
аккуратным
письмом
с
учётом
гигиенических
требований
к
этому
виду
учебной
работы
Ориентироваться на странице прописи
8
Представление о звуке, различение на
слух
и
при
произношении
гласных
и
согласных (твердых и мягких, глухих и
звонких)
звуков:
отсутствие
или
наличие
преграды
в
полости
рта,
наличие
или
отсутствие
гол о с а ,
слогообразующая роль гласных.
Членение речи на предложения, пред-
ложения
на
слова,
слова
на
слоги
с
использованием
графических схем.
Наклонные и прямые линии
Письмо элементов букв р, п, ф.
Росчерки
Письмо наклонных прямых длинных
линий с закруглением внизу
Слово и предложение
и на строке прописи
Обозначать слово схемой
Сопоставлять
с х е м ы
и
с л о в а ,
сравнивать и различать
Определять количество слогов в слове
Различать ударные и безударные слоги
Определять направление движения при
п и с ь м е
р а з л и ч н ы х
п и с ь м е н н ы х
элементов
Определять ,
на
какой
слог
падает
ударение, обозначать ударный
слог
в
схеме слова
Обучение грамоте. Букварный период (92 ч)
Звуки и обозначение их буквами.
Н а б л ю д е н и е
р а с х о ж д е н и я
произношения
и
обозначения
звуков.
Фонетическая транскрипция.
Слово. Звуки и обозначение их буквами
-
строительный
материал
с л о ва .
Смыслоразличительная
роль
звуков
речи
в
слове.
Наблюдение
связи
звуковой
структуры
слова
и
его
значения
(слова,
полученные
путем
замены звуков).
Слоги. Слоговая структура слова.
Буквы печатные и письменные
Разлиновка тетради
Прямая наклонная линия
Линия с закруглением внизу
Линия с закруглением внизу и вверху
Письмо изученных элементов букв
Овалы большие и маленькие
Письмо изученных элементов букв
наклонная линия с закруглением внизу
влево
Длинная
наклонная
линия
с
петлей
вверху и внизу
Находить
информацию,
заданную
в
тексте в явном виде
Формулировать
простые
выводы
на
основе
информации,
содержащейся
в
тексте
Запоминать
н а з в а н и я
и
последовательность
букв
русского
алфавита
Описывать
события
и
явления
с
использованием изученных букв
Овладевать
начертанием
письменных
букв
9
Г л а с н ы е
и
с о г л а с н ы е
з в у к и .
Слогообразующая роль гласных звуков.
Деление слов на слоги.
Правила переноса слов на письме.
Ударение
в
слове.
Словообразующая
функция
ударения.
Ударн ы е
и
безударные слоги.
Предложение. Выделение предложения
из потока речи. Сравнение набора слов
и предложения. Признак предложения:
законченность мысли.
Р а с п р е д е л е н и е
ч а с о в
я в л я е т с я
примерным.
Членение предложения на слова.
Формирование
предст авления
о
правописании Ъ
и Ь разделительных
знаков,
сравнение
с
Ь
знаком
как
показателем мягкости согласных.
С л о в о
и
п р ед л оже н и е .
П и с ь м о
изученных элементов
Д л и н н а я
н а к л о н н а я
л и н и я
с
закруглением внизу влево
Полуовалы
большие
и
маленькие.
Логическое ударение
Полуовалы большие и маленькие
Росчерки
Буквы гласных звуков
Буквы О о, Э э
Строчная а
Заглавная А
Строчная у
Заглавная У
Строчная и
Строчная ы
Заглавные Л, М
Письмо строчных л, м
Письмо заглавной Н
Письмо строчной р
Письмо заглавной Р
Письмо заглавной Й, строчной й
Строчная б
Заглавная буква Б
Строчная буква д
Заглавная буква Д
Буквы Д, д
Писать буквы, буквосочетания, слоги,
слова,
предложения
с
соблюдением
гигиенических норм
П и с а т ь п од
д и к т о в к у
с л о в а
и
предложения,
написание
которых
не
расходится с произношением
Усваивать приёмы и последовательность
правильного списывания текста
Понимать
функции
н е бу к в е н н ы х
графических
средств:
пробелы
между
словами,
знака
переноса,
красной
строки (абзаца)
Запоминать
правила
правописания
и
применять их при письме: обозначение
букв гласных после шипящих в позиции
под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
заглавная буква в начале предложения, в
именах
собственных;
раздельно е
написание
слов;
перенос
слов
без
стечения
согласных
по
слогам;
знаки
препинания в конце предложения
Использовать
н а
п и с ь м е
разделительный мягкий знак
Выделать в
слове
корень,
приставку,
суффикс
Выделять звук (звуки) в слове
Находить слова с заданным звуком
10
Строчные е, ё
Заглавные Е, Ё
Письмо
слов
с
буквами Е ,
е ,
Ё, ё. Мягкость согласных
Заглавная Ю
Заглавная Ю
Строчная и заглавная я, Я
Ь – показатель мягкости согласных
Две работы буквы Ь
Буквы х, Х
Строчная буква ц
Заглавная буква Ц
Буквы ч, Ч
Буквы Щ, щ
Буквосочетания ча-ща, чу-щу
Буква ъ
Ъ разделительный
Алфавит
Различать
звуки
и
буквы:
буква
как
знак звука
Различать гласные и согласные звуки,
гласные ударные и безударные,
согласные твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие,
парные
и
непарные;
буквы
гласных
как
показатель
твёрдости—
мягкости согласных звуков
Обозначать
букву
соответствующей
схемой
Определять
парные
и
непарные
по
звонкости—глухости согласные звуки
Послебукварный период (5 ч)
О б о б щ е н и е ,
с и с т е м а т и з а ц и я ,
закрепление
знаний,
умений
и
навыков,
приобретенных
в
процессе
обучения
грамоте.
Практиче ско е
применение
правил,
изученных
в
о сновной
период.
Знакомство
с
текстом и его значение. Наблюдение за
о с о б е н н о с т я м и
у с т н о й
р е ч и .
Применение
правил,
изученных
в
основной период
Текст и его значение
С о с т а в л е н и е
п р е д л о ж е н и й
н а
определенную тему по
картинкам, по
личным наблюдениям детей
Гигиенические навыки письма
Фонетическая
транскрипция
(слова
с
Находить
информацию,
заданную
в
тексте в явном виде
Формулировать
простые
выводы
на
основе
информации,
содержащейся
в
тексте
Запоминать
н а з в а н и я
и
последовательность
букв
русского
алфавита
11
Сопоставление
текста
и
отдельных
п р е д л о ж е н и й .
О з а г л а в л и в а н и е
небольшого
текста.
Со ст авление
предложений
на
определенную
тему
п о
к а р т и н к а м ,
п о
л и ч н ы м
наблюдениям
детей,
по
вопросам
учителя.
Письмо
под
диктовку
слов,
написание
которых
не
расходится
с
п р о и з н о ш е н и е м ,
и
п и с ь м о
п р е д л о ж е н и й
и з
т а к и х
с л о в .
Наблюдение
за
словами,
которых
не
расходится
с
произношением.
Упражнение
детей
в
с в я з н о с т и ,
ритмичности
написания
букв,
слогов,
слов
и
небольших
предложений.
Закрепление
гигиенических
навыков
п и с ь м а :
п р а в и л ь н а я
п о с а д к а ,
положение тетради, ручки. Работа над
формами
букв
и
их
соединений
в
словах.
буквами я, ю, е, ё )
Правописание
буквосочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
Распознавать
письменную
и
устную
речь
Исследовать
ситуации,
требующие
доказать роль ударения
Списывать
небольшие
тексты
(2-3
предложения)
Сравнивать буквы алфавита
Группировать буквы алфавита
Исследовать
ситуации,
требующие
сравнения букв
Анализ частей речи
Составлять схемы слов и предложений.
Сравнивать слова по признакам
Группировать слова по определенным
признакам
Отработка правильного написания всех
групп букв и их соединений
Развитие, орфографической зоркости,
внимания
Ориентировка
в
т е м п е
п и с ь м а ,
тренировка в письме со слуха
Русский язык (50 ч)
Речь устная и письменная (7 ч)
Речь
устная
и
письменная.
Речевая
ситуация.
Звуки
и
буквы.
Опасные
ме ста
при
записи
п р ед л оже н и я .
Понимание
устной
речи.
Особенности
общения
в
школе,
на
улице
и
дома.
Речевые
ситуации:
сообщение,
беседа,
Моделировать
предложения
из
слов,
данных в начальной форме
С о с т а в л я т ь м о д е л и
с л о в а
и
12
Обозначение звуков речи на письме.
Непроверяемые буквы гласных.
Напис ание
соч ет аний
ш и п я щ и х
согласных с гласными И.А.У. Прямое и
переносное значение слов.
Словарные
слова.
Обозначение
звуков
речи на письме. Культура устной речи.
обращение, убеждение, призыв, вопрос,
просьба, спор и проч. Речевые средства:
мелодика
речи,
логическое
ударение,
паузы, сила, тембр голоса, темп речи,
м и м и к а ,
ж е с т ы ,
д в и ж е н и я
(терминологией
пользуется
учитель).
Речевой
этикет:
слова
приветствия,
прощания,
благодарности,
обращения;
особенности общения со знакомыми и
незнакомыми,
с
родными
и
друзьями,
р о в е с н и к а м и
и
в з р о с л ы м и ,
с
маленькими
детьми.
Соответствие
словаря
речевого
этикета
ситуации
и
собеседнику.
Орфоэпические
нормы
р е ч и .
Ч и с т о т а
п р о и з н о ш е н и я .
П р а к т и ч е с ко е
о з н а ко м л е н и е
с
с и н о н и м а м и ,
а н т о н и м а м и ,
многозначно стью
(бе з
в в е д е н и я
понятий). В работу вводятся словари.
предложения
Группировать слова по заданному или
с амо стоятельно
у с т а н о вл е н н ом у
правилу
Наблюдать за
изменением
смысла
предложения
в
различных
ситуациях
изменения составляющих предложения
Наблюдать
в з а и м о с в я з и
м е ж д у
содержанием и формой речи.
Исследовать
ситуации,
требующие
сравнения набора слов и предложения
Характеризовать явления и события с
использованием слов и предложений
Звуки и буквы (17 ч)
Звуки гласные и согласные; буквы, их
обозначающие. Слоги. Перенос слов.
Смыслоразличительная
роль
звуков
речи
в
слове.
Наблюдение
связи
звуковой
структуры
слова
и
его
значения.
Звуки
гласные,
согласные,
слог, согласные звуки мягкие, твердые,
звонкие, глухие. Вывод об отсутствии
специальных
букв
для
обозначения
Сравнивать роль звуков речи в слове
Моделировать
звуковую
структуру
слова
Использовать
о р ф о г р а ф и ч е с к и е
правила
при
оформлении
слов
на
письме
Моделировать
слоговую
структуру
13
мягких
и
твердых
согласных.
Парные
звуки: мягкие/твердые, глухие/звонкие.
Обобщение
случаев
указания
на
мягко сть
согласных.
О т су т с т в и е
звукового обозначения у букв ь и ъ. Их
роль
в
слове.
Ударение
в
слове.
Словообразующая
функция
ударения.
Ударные
и
безударные
гл а с н ы е .
Функции
йотированных
гласных.
Наблюдение
вариантов
обозначения
звука [й'] буквами. Непарные твердые
согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие
согласные (ч, щ). Написание и после ж и
щ; а, у после ч и щ. Отсутствие ь в
с о ч е т а н и я х
ч
и
щ
с
д р у г и м и
согласными,
кроме
л.
Перенос
слов.
Определение сильных и слабых позиций
гласных
и
согласных
звуков,
опасных
мест
при
написании
слов.
Понятие
орфограммы.
слова
Прогнозировать
результат
переноса
слов
Использовать
р а зл и ч н ы е
п р и ё м ы
переноса слов, опираясь на изученные
орфографические правила
Слово (21 ч)
Части речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол.
Словосочетание.
Предлог.
Родственные слова. Корень слова.
И м е н а
с о б с т в е н н ы е .
П р а в и л а
Слово. Номинативная (назывная)
функция слов. Представление о
лексическом и грамматическом
значении слов. Грамматические группы
слов: знаменательные
(самостоятельные) слова - слова,
Моделировать
п р е д л о ж е н и я
с
использованием имён собственных
Исследовать
имена
собственные
и
нарицательные, сравнивать их значения
при одинаковом написании
Наблюдать за
соответствием
букв
14
употребления заглавной буквы. Русская
азбука или алфавит. Порядок и название
букв.
обозначающие предметы, признаки
предмета, действие предмета;
служебные слова (без
дифференциации). Имена
одушевленные и неодушевленные.
Корень слова, родственные
(однокоренные слова).
Большая
буква
в
именах,
отчествах,
фамилиях
людей,
кличках
животных,
названии географических объектов.
Имена собственные и нарицательные.
Алфавит. Название и порядок букв
ру с с ко го
а л ф а в и т а .
Н а б л юдение
с о о т в е т с т в и я
б у к в
а л ф а в и т а
определенным
звукам
(в
русском
а л ф а в и т е
в с е
бу к в ы
в н е
с л о в а
обозначают звуки, кроме ь и ъ ).
Слово.
Различение
реальных
предметов и их названий. Номинативная
или
назывная
функция
слова:
слова,
обозначающие
предметы,
явления,
события, состояния, действия, признаки,
качества. Части речи в грамматике: имя
существительное,
имя
прилагательное,
глагол.
Предлог.
Предлоги
служат
для
связи
слов
в
предложении.
Отличие
алфавита определенным звукам
Классифицировать
с л о в а
в
алфавитном порядке
Описывать явления
и
события
с
использованием частей речи
Сравнивать различные части речи по
их
грамматической
роли
в
русском
языке
М о д е л и р о в а т ь п р е д л о ж е н и я
и
словосочетания
15
предлога
от
приставки
(наблюдение).
Раздельное
написание
предлогов
со
словами.
Предложение и текст (5 ч)
Разновидности
предложений
по
цели
высказывания.
В о с к л и ц ат е л ь н ы е
п р е д л о ж е н и я .
О ф о р м л е н и е
предложений.
Смысловая связь предложений в тексте.
Признаки
текста:
целостность
и
законченность сообщения (наблюдение:
текст
со стоит
из
п р ед л оже н и й ,
предложения
в
тексте
связаны
по
смыслу). Членение непунктированного
текста на предложения. Красная строка.
Абзац.
План речи (наблюдение).
Работать
с
информацией :
находить ,
обобщать,
использовать
данные
о
предложении
Составлять план речи
Н а б л ю д а т ь з а
п о с т р о е н и е м
предложений,
смысловым
делением
текста на абзацы
16
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Пропись
№1
«Рисуй,
думай,
рассказывай»,
Климанова
Л.
Ф.,
Романина
В.
И.,
Борейко
Л.
Н.
/М.:
«Просвещение» , 2015 год.
2.
Пропись №2 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф. /М.: «Просвещение» , 2015 год.
3.
Пропись №3 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф . /М.: «Просвещение» , 2015 год.
4.
Пропись №4 «Пишу красиво», Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. /М.:«Просвещение», 2015 год.
5.
Методическое пособие «Обучение грамоте», Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. / М.: «Просвещение» , 2015 год.
6.
СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»
Специфическое оборудование:
_ комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.); алфавит;
_ таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
_ наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
_ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
_ интерактивная доска;
_ наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
_ настольные развивающие игры;
_ аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
_ слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
17