Создание развивающей среды как одно из условий обеспечения личностно ориентированного взаимодействия в ДОУ
Автор: Гейм Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7" Населённый пункт: г. Исилькуль Наименование материала: статья Тема: Создание развивающей среды как одно из условий обеспечения личностно ориентированного взаимодействия в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Создание развивающей среды как одно из условий
обеспечения личностно ориентированного
взаимодействия в ДОУ
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим
мышлением лежит в основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и
ребенка.
Цель такого обучения развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей,
интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как
неповторимой индивидуальности.
Для реализации этой цели следует поддерживать у ребенка, начиная с первых лет жизни,
желание приобщаться к миру человеческой культуры, передавать ему средства и способы,
необходимые для этого приобщения.
«Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной
формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных
образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в
образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь».
Благодаря реформе российского образования активизировался интерес к идеям культурно-
исторического подхода развития человека. Педагогическая деятельность определяется как
«особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений
младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их
личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе» .
Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения
развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном
российском обществе формируются новые ценности - ценности саморазвития и
самообразования, которые стали основой личностно-ориентированного образования.
Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным
переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и
репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков; 2) тотальный контроль за
ребенком; 3) видение в педагоге субъекта педагогической деятельности, а в ребенке -
объекта его воздействия.
Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая, лично-
ориентированная модель образования, определяемая следующими функциями:
1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях;
2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным
ценностям;
3) создание условий сотворческого общения педагога и ребенка для постановки и решения
сущностно важных вопросов бытия;
4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и ученика.
Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических
традиций являются основой для качественного обновления образовательного процесса.
Требуется педагог-профессионал, который, «во-первых, является субъектом педагогической
деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-
вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию
знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными
процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать
дидактические задачи».
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его
вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие
педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику
широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим
выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия
с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка
его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в
дошкольном образовательном учреждении. Чем более полно личность использует
возможности среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.
Структурными единицами психологического анализа развивающей среды являются:
физическое окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости
конструкций дизайна, размер и пространственная структура классных помещений,
возможность и широта перемещения в них субъектов);
человеческие факторы (пространственная и социальная плотность субъектов
учебно-воспитательного процесса, личностные особенности детей, распределение
статуса и ролей, половозрастные и национальные особенности педагогов и
воспитанников и т.п.);
программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер
социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентные формы
обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п.
Современный уровень организации жизни детей в условиях детского образовательного
учреждения предполагает амплификацию развития в целом. Каковы же условия,
обеспечивающие поступательное развитие ребенка-дошкольника? Одним из главных
условий является создание специально организованной развивающей среды в ДОУ.
Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и
активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и
практике Л. Н. Толстой. В освоении ребенком среды значительную роль он отводил
взрослому и как носителю культуры, и как побудителю детского творчества.
Особое значение в развитии ребенка придавала окружающей среде Е. А. Флерина. При
этом она имела в виду материальную среду, включая в нее все вещественное, окружающее
ребенка. Говоря о необходимости организации среды, отвечающей возрастным
возможностям детей и задачам воспитания ребенка, она считала важным организовать
взаимодействие ребенка с окружающей средой, что, по ее мнению, формирует его
творческую активность.
М. Монтессори считала, «что ребенок нуждается в профессионально организованной
развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть. А в среде
продумано все и нет мелочей. Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с
окружающей предметно-развивающей и социальной средой. Окружающая среда есть
средство, которым мы можем оказать большое влияние на ребенка».
Л. С. Выготский отмечал, что «специфическая особенность отношений между средой и
развитием ребенка заключается в том, что, то, что должно возникать по ходу развития и
получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала. Среда выступает не как
обстановка, не как условие развития, а как источник развития». Предметная среда должна
соответствовать возможностям ребенка на грани перехода к следующему этапу его
развития, т. е. создавать через предметную среду зону ближайшего психического развития
ребенка.
Образовательная среда должна быть гибкой и управляемой, гетерогенной и сложной (нести
в себе возможности для выбора), связной, индивидуализированной и аутентичной
(обеспечивать субъектам образовательного процесса функционирование в наиболее
благоприятном для них ритме).
Отношения в образовательной среде должны строиться на основе взаимопонимания,
преобладающего позитивного настроения, авторитетности ее руководителей, участия всех
субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности,
продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса.
При использовании специально организованной развивающей среды при массовом обучении
(от которого мы пока никуда не денемся в условиях обычного детского сада) как средства
обучения, позволяющего учитывать индивидуальные интересы и склонности ребенка,
педагог должен так организовать изложение учебного материала, что опора на предметно-
пространственную среду помогала бы детям выявить и осознать проблему, найти способы
ее решения и, наконец, решить ее используя «подручные» материалы, позаимствованные
из этой среды.
Стратегия и тактика построения развивающей среды определяются особенностями
личностно-ориентированной модели взаимодействия. Нужно создавать сложное и
безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя
открывать, применять свою фантазию.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения
развивающей среды в дошкольных учреждениях.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели
взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.
Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции
ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель.
Более подробно этот принцип мы рассмотрим далее в лекции.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее
психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. В
связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог
найти место, удобное для занятий комфортное с точки зрения его эмоционального
состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее
ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт и
свободу одновременно.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Помогает педагогам создавать развивающую среду, учитывая интересы и наклонности
детей, развивая их активность, самостоятельность и творчество.
Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего окружения, в процессе личностно-
ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка – творцами своей личности.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
Развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников,
периода обучения и реализуемой программы. Легкая мебель, ширмы позволяют
ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребенок не
«пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится
другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения
непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими
интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу,
разными видами деятельности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной коформности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого.
Необходимо создавать для детей оптимальные условия для игр, обучения и развития в
разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет
специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть
обеспечено личное пространство: кровать, шкаф для одежды, место для хранения
принесенных из дома игрушек.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации
среды.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер
группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться.
7. Принцип открытости- закрытости.
Включает в себя:
открытость Природе, проектирование, способствующее единству человека и
Природы. Эта тенденция может проявляться во взаимопроникновении с природным
окружением; организации «зеленых комнат» в помещениях. В целях гуманизации
жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних
животных, за которыми дети ухаживают.
открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры –
настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки – должны входить в дизайн
интерьера.
открытость обществу.
открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким
образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».
В помещении детского сада развешиваются разные фотопортреты детей и взрослых в
различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы, папки с
фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию
рассмотреть их.
8. Принцип учета половых и возрастных различий.
При создании среды необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников,
интересы, наклонности мальчиков и девочек.
Является ли развивающая среда одним из условий психологического обеспечения развития
ребенка при личностно-ориентированном взаимодействии? Конечно же - является!
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – один из принципов построения
развивающей среды в ДОУ. Реализация этого принципа достигается выполнением ряда
приемов организации развивающей среды.
Педагогу важно помнить, что у каждого человека — и у ребенка в том числе — свои особые
представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на
более близкой, «короткой» дистанции, другие — на более «длинной». В связи с этим,
размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти
место, удобное для занятий, и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния:
достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный
контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции
ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, — это разновозрастная мебель.
В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает
возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой «П», буквой «Т». Психологи
утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более
комфортно и защищено.
Хорошо, если в группе есть уголок «взрослой» мебели: диван и стол (например, кухонный
уголок). Наличие такой мебели позволит педагогу, удобно и уютно расположившись в
вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался в группе один, или просто
поговорить с ним о том, прошел день, как он проводит вечернее время дома с родителями.
Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог помогает малышу преодолеть чувство
тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время
пролетает незаметно, и малыш не почувствует себя одиноким.
Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет
способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка:
закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Правильно организованная
развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои
силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый —
и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать
такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к
творческому самовыражению.
Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие
его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к
себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями
личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.