Автор: Скуматова Ирина Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №15 "Семицветик" Населённый пункт: Челябинская область, г.Озёрск Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе Тема: Русские на Урале. Раздел: дошкольное образование
Цель:
1. Закрепить знания детей об истории башкирского народа.
2.Познакомить с историей русского народа: место проживанием на
Урале,особенностями строения русской избы.
3.Развивать познавательный интерес, любознательность
4.Воспитывать любовь к малой Родине-Уральскому краю.
Предварительная работа:
1.Познакомить детей со словами:кочерга, ухват, изба.
2.Заучивание загадок о предметах быта.
Зрительный ряд:
1.Глобус;
2.Карта России;
3.Картина с изображением русской избы.
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка. Дети подходят к мольберту и
встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение:
«Россия» Т. Коти.
Родина моя -бескрайняя Россия,
И Сибирь,и Волга,и Урал.....
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Задремавшие в лесу поля-
Всё напоминает нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не надо забывать об одном-
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш дом.
-Ребята,вам понравилось это стихотворение?
-О чём говорит это стихотворение?
-Скажите, а в какой стране мы с вами живём?
Показать на глобусе её местонахождение,обратить внимание на её
большую территорию.
-Ребята, а кто знает,как называется край, где мы с вами живём?
Показать на глобусе Урал.
-Уральский край знают не только в России, но и в Америке, Англии,
Германии.
-Так чем же знаменит наш Урал?Чем он богат?(лесами, озёрами,
золотом, минералами, камнями самоцветами.
-А люди, каких национальностей живут на Урале?(русские, башкиры,
татары).
–
А давайте с вами вспомним, кто стали первыми жителями Урала?
(башкиры)
Дети рассказывают историю и легенду Башкирского народа.
-А после башкир на Уральскую землю ступила нога русского
человека. Ему очень понравилась Уральская земля, ведь она была
удивительно красива и богата.
Стали они себе строить избы из дерева. Очень тщательно
выбирали материал для строительства дома, место стройки и
время строительства.
Люди видели, что деревья-это не только строительный материал и
все подряд деревья рубить нельзя. Старые деревья рубить нельзя,
потому что, старый значит,главный значит почитаемый.
Невозможным считалось и рубка «молодняка» -молодого
недозрелого леса. Необычные деревья — с большим дуплом — так
же не рубились. Не годились для строительства мёртвые, сухие
деревья, «буйные» деревья, которые часто вырастали на буе,вдоль
дорог. Выбрав деревья, люди объясняли дереву, зачем они рубят его,
снимали перед ним шапку, кланялись земным поклоном. Рядом с
деревом клали угощение.
Затем выбирали место для строительства дома,места бывают
«добрые» и «недобрые». «Доброе» место — где пасся скот, ложился
на отдых — место считалось спокойным, пригодным для
строительства дома.
А лучшее время для начала строительства считался русский
праздник Троица —«Без Троицы дом не строится».
И вот изба готова и я вас приглашаю в гости, но сначала давайте
поиграем в игру «Золотые ворота».Проходите и усаживайтесь
поудобней.
«Домом жить - не лукошко иметь».
«Домом жить - не развеся уши ходить».
«Домом жить — обо всём тужить».
–
Ребята, о чём вам говорят эти пословицы?
Посмотрите внимательно всё в избе деревянное, сделанное своими
руками. Но самое главное в избе, что..сейчас буду загадывать
загадки вам, а отгадку сразу не говорите, отвечайте мне загадкой
(если ответ правильный раздаётся звонок). И так,
приготовились,слушайте внимательно.
Воспитатель: Стоит девица в избе
А коса на дворе
Лето придет - не глядят на неё,
Зима настанет - обнимают её.(печь)
Ребёнок: Толстая Федора -наедается нескоро.
Но зато когда сыта — от Федоры теплота.
Воспитатель: Кто в избе рогат?
Ребёнок: Бычок рогат в руках зажат.(ухват)
А для чего нужен ухват?
Воспитатель: Чёрный конь скачет в огонь.
Ребёнок: Кривая собачка в печку глядит.(кочерга)
А для чего нужна в избе кочерга?
Воспитатель: Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает.
Ребёнок: Сорок братцев вместе живут,
Мусор метут.(веник, метла)
Воспитатель: Без рук без ног рубашки просит?
Ребёнок: Четыре ушка и два брюшка.(подушка)
Воспитатель: Шипит, кипит, всем чай пить велит.
Ребенок: Ни когда не ест, а только пьёт да кипяток льёт.(самовар)
Итог:
-О каком народе вы узнали сегодня?
–
Как называлось их жилище?
–
Как выбирался материал для строительства?
–
Любое ли место подходил для застройки дома?
–
А кто запомнил, когда всего лучше строить дом?
–
Ребята, а что вам больше всего запомнилось?
–
А мне понравилось, как вы отвечали на вопросы и много
интересного рассказали сами. И я хочу вас угостить чаем с
сушками.