"Методика подготовки дошкольников к занятиям спортом"
Автор: Каршегалиева Бибигуль Амангельдыевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 с.Байбек" Населённый пункт: Астраханская область Красноярский район с.Байбек Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методика подготовки дошкольников к занятиям спортом" Раздел: дошкольное образование
«Методика подготовки дошкольников к занятиям спортом»
Каршегалиева Б.А.
________________
Астрахань – 2015
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛ А ВА
1 .
С О В Р Е М Е Н Н Ы Е
П ОД ХОД Ы
К
Ф И З И Ч Е С КО М У
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………….6
1.1. Особенности физического развития и двигательной активности детей
дошкольного возраста......................................................................................6
1.2.
Задачи, средства и методы физического воспитания дошкольников…12
1.3.
Основная гимнастика как основа формирования двигательных умений
и навыков для занятий спортом………………………………………….21
Г Л А В А
2 . ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОДИКИ
ПОДГОТОВКИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ
ЗАНЯТИЙ
СПОРТОМ
СРЕДСТВАМИ
ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ…………………………………………………27
2.1.Цель, задачи и организация исследования…………………………….….27
2.2. Анализ результатов исследования ……………….….............................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….42
ВВЕДЕНИЕ
3
Развитие
человека
представляет
собой
процесс
физического,
психического и социального созревания и охватывает все количественные и
качественные
изменения
врожденных
и
приобретенных
средств,
происходящие под воздействием окружающей действительности. В общей
системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка
занимает
важное
место.
Именно
в
дошкольном
возрасте
закладываются
основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств и способностей.
Дети
дошкольного
возраста
с
большим
удовольствием
занимаются
физической культурой [33].
Лишь совместные действия специалистов разных дисциплин способны
создать
систему,
гармонично
воздействующую
на
становление
личности
ребенка и подводящего его к рубежу школы подготовленным.
Профессиональная
компетентность
будущих
специа листов
предполагает их готовность к многоплановой и творческой работе с детьми,
педагогами,
семьей.
Они
должны
понимать
процесс
роста
и
развития
ребенка,
важность
двигательного
развития,
знать
функции
человеческого
тела, программное содержание двигательной и игровой подготовки, уметь
диагностировать психофизическое развитие и физическую подготовленность
ребенка,
а
также
владеть
новейшими
методами
и
приемами
обучения,
навыками индивидуальной работы [31].
Гимнастика
является
неотъемлемой
частью
этой
воздействующей
системы. При этом ее возможности неизмеримо шире, чем только укрепление
здоровья
человека,
гармоничное
развитие
его
тела
и
двигательных
способностей
[4].
Еще
столетие
назад
И.М.
Сеченов
и
П.Ф.
Лесгафт
указывали на важность проведения научных разработок, направленных на
развитие
психомоторных
способностей
как
единства
его
физической
и
психической сфер. К сожалению, данная проблема, несмотря на вековую
историю
исследований,
до
сих
пор
не
решена
и
приобретает
особую
4
значимость в связи с увеличением количества детей с трудностями обучения
[13].
Цель работы – разработать и апробировать методику формирования
фундаментальных
двигательных
умений
и
навыков
для
занятий
спортом
средствами основной гимнастики.
Задачи:
1.
Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2.
Рассмотреть
влияние
физических
упражнений
на
организм
дошкольника.
3.
Охарактеризовать занятия основной гимнастикой как средство и метод
физического воспитания ребенка.
4.
Разработать программу занятий с использованием средств основной
гимнастики
с
целью
совершенствования
физической
подготовленности
дошкольников.
5.
Проверить эффективность применения средств основной гимнастики в
формировании
базовых
двигательных
умений
и
навыков
для
занятий
спортом.
Объект
исследования
–
методика
подготовки
дошкольников
к
занятиям спортом средствами основной гимнастики.
Предмет
исследования
–
физическая
подготовленность
детей
старшего дошкольного возраста.
В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о
том, что целенаправленное использование средств основной гимнастики в
процессе
физического
воспитания
дошкольников
позволит
сформировать
двигательные умения и навыки, составляющие основу занятий спортом.
Теоретической
основой
исследования
является
теория
и
методика
физического воспитания и развития детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин,
П.Ф. Лесгафт, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова).
Экспериментальная база исследования – МБДОУ д/с № 6 с. Байбек,
подготовительная группа, 25 дошкольников 6-7 лет.
5
Практическая
значимость
работы
заключается
в
определении
и
проверке на практике эффективности методики подготовки дошкольников к
занятиям спортом.
Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы, содержащего 41 источник и приложений.
Оформлена таблицами и рисунками.
ГЛАВА
1.
СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ
К
ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Особенности
физического
развития
и
двигательной
активности
детей дошкольного возраста.
Двигательная
деятельность
в
жизни
человека
является
важнейшим
условием,
определяющим
здоровье,
физическую
и
умственную
работоспособность, творческое долголетие.
В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребёнок
приспосабливается к окружающей жизни, познает мир [1].
Повышенный
режим
двигательной
деятельности
оказывает
многостороннее оздоровительное влияние на организм ребёнка: развивает
мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат,
тренирует
и
совершенствует
физиологические
функции
организма;
обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений [26].
Двигательная деятельность дошкольников - естественная потребность,
удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования
основных структур и функций организма, одним из способов познания мира
и
ориентировки
в
нём,
а
также
условием
всестороннего
развития
и
воспитания детей [11].
Именно дошкольный возраст, по данным современных исследований,
является наиболее важным периодом для формирования движений: строение,
6
функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот
период функциональной готовности, что выражается в интенсивном развитии
опорно-двигательного аппарата, заметном приросте мускулатуры, особенно
крупных мышц туловища [17].
Наиболее
существенные
изменения
в
организме
детей
связаны
с
развитием
и
укреплением
опорно-двигательной
системы,
формирующей
основные
умения
и
навыки,
благодаря
чему
впоследствии
создается
фундамент
для
развития
и
укрепления
всей
двигательной
деятельности
ребёнка, элементы которой будут основой для такого вида деятельности и для
взрослого человека [42].
Интенсивно
идёт
проце сс
адаптационных
во зм ож н о с т е й
сердечнососудистой
и
дыхательной
систем
к
физическим
и
нервным
напряжениям. Это обусловлено и большей пластичностью нервной системы,
интенсивным
созреванием
мозжечка,
подкорковых
образований
коры
головного
мозга,
улучшением
механизма
сопоставления
слова
с
воспринимаемой действительностью, развитием кинестетического контроля -
возникает возможность осваивать всё новые и новые движения [25].
Регулярная
двигательная
деятельность
приводит
к
повышенному
снабжению
кислородом
жизненно
важных
органов,
предупреждает
риск
сердечнососудистых
заболеваний
и
мышечной
слабости,
стимулирует
здоровый образ жизни [25].
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к
анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, стремление не
только
удовлетворять
свою
биологическую
потребность
в
активных
движениях,
но
и
быть
сильным,
ловким,
смелым.
Все
это
является
бесспорным
свидетельством
значительных
возможностей
дошкольника
в
освоении различных видов движений.
Рост и развитие организма дошкольников имеют свою закономерность.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения»,
когда
за
один
год
ребенок
может
вырасти
на
7–10см.
Средний
рост
7
дошкольника 5 лет составляет около 106,– 107,0см, а масса тела – 17 – 18 кг.
На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц
составляет 200,0г., а роста – 0,5см. [16].
Развитие
опорно-двигательной
системы
(скелет,
суставно-связочный
аппарат,
мускулатура)
ребенка
старшего
дошкольного
возраста
еще
не
завершено.
Эти
особенности
необходимо
учитывать
при
проведении
подвижных игр, игровых упражнений и физкультурных занятий, так как даже
самые легкие ушибы могут привести к травмам. [16].
Основой
проявления
двигательной
деятельности
является
развитие
устойчивого равновесия. В целом в старших группах детям по-прежнему
легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. [3].
Координация движений дает большую экономию в затрате энергии.
Умение
согласовать
работу
отдельных
мышц
вырабатывается
не
сразу.
Координация движений улучшается с возрастом, особенно если дети имеют
возможность упражняться в различного рода движениях.
Позвоночный столб ребенка 5–7 лет чувствителен к деформирующим
воздействиям.
Скелетная
мускулатура
характеризуется
слабым
развитием
сухожилий, фасций, связок. [8].
Грудная клетка ребенка также отличается большой мягкостью. Она
легко
изменяет
свою
форму,
если
ее
стеснять
тесной
одеждой,
при
неправильной позе – налегание грудью на стол и т.п.
У детей 5–7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В
связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепления у детей
плоскостопия,
причиной
которого
обувь
большего,
чем
нужно,
размера,
излишняя масса тела, перенесенные заболевания [26].
В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них – это
возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы
туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно
кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе,
беге,
прыжках,
но
известные
трудности
возникают
при
выполнении
8
упражнений, связанных с работой мелких мышц. Работоспособность мышц у
дошкольника значительно ниже, чем в более поздних возрастах; утомление
мышцы наступает скорее. Установлено, что утомление мышцы зависит не
только от количества работы, но и от характера этой работы. Работа мышц по
своему характеру может быть динамической и статической. [8].
Упражнения,
требующие
статического
напряжения
мышц,
сильно
утомляют детей.
Основной
проблемой
в
физиологии
обучения
движениям
является
проблема
управления
двигательной
деятельностью.
Неоценимый
вклад
в
разработку
вопросов
физиологии
движений,
внесли
работы
русских
физиологов, И.М. Сеченова, Н.В. Введенского, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева,
А.А.
Ухтомского,
которые
получили
дальнейшее
творческое
развитие
в
работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Крестовникова и других.
Раскрытие физиологических механизмов регуляции моторики имеет
большое
значение
для
разработки
естественнонаучных
и
педагогических
основ воспитания и обучения детей движениям.
Развитие
двигательной
деятельности
у
дошкольников
находится
в
определённой взаимосвязи с формированием двигательных навыков.
На
примере
педагогических
и
психологических
исследований
рассмотрим закономерности и методы формирования двигательного навыка у
детей.
В
процессе
обучения
на
начальном
этапе
формирования
навыка,
подражание
приобретает
новые
качественные
особенности.
Из
импульсивного,
стихийного
копирования
отдельных
сторон
деятельности
окружающих, оно переходит в способ сознательного выполнения задания
[28].
Сегодня
врачами
педиатрами
отмечается,
что
недостаточная
двигательная
деятельность
отрицательно
сказывается
на
физическом
состоянии
детей:
замедляется
рост,
снижается
сопротивляемость
9
инфекционным
заболеваниям,
умственной
работоспособности,
все
это
приводит к задержке формирования двигательных навыков [11].
Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой
(занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике
движений дети старшего дошкольного возраста выполняют более правильно
и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а
это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с
различной
амплитудой,
переходить
от
медленных
к
более
быстрым
движениям по заданию педагога, т.е. менять темп.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
появляется
аналитическое
восприятие
разучиваемых
движений,
что
значительно
по
сравнению
с
предыдущим
возрастным
контингентом
ускоряет
формирование
двигательных навыков и качественно их улучшает [16].
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным
формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга
шестилетнего
ребенка
составляет
90%
размера
коры
головного
мозга
взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего
дошкольного
возраста
осознают
последовательность
событий,
понимают
сложные обобщения. [1].
К особенностям, связанным с уровнем развития центральной нервной
системы, надо отнести также недостаток точности в движениях детей. Для
того чтобы выполнить какое-нибудь движение точно в соответствии с данным
заданием, нужно хорошо осознать движение, суметь напрячь нужные мышцы
с достаточной силой и выключить из работы другие, ненужные, правильно
дозировать напряжение мышц во время их работы и т.д.
Утомление нервной системы в дошкольном возрасте вообще наступает
довольно быстро. Оно выражается часто в возбуждении детей, ссорах друг с
другом, невнимании к словам воспитателя и т.п. В более серьезных случаях
оно отражается на общем поведении ребенка, его аппетите, сне, настроении.
Причины утомления нервной системы могут быть различны. Иногда оно
10
наблюдается при перегрузке движением, вследствие физической усталости,
поэтому
очень
важно
точно
дозировать
занятия,
проводимые
с
детьми,
внимательно следить за нагрузкой детей во время их самодеятельных игр. [8].
Вегетативная нервная система заведует работой гладкой мускулатуры,
не
подчиняющейся
нашей
воле.
Она
руководит
бессознательными
физиологическими
процессами
в
организме.
Дыхание,
сердцебиение,
расширение и сужение сосудов, перистальтика желудочно-кишечного канала
и пр. находятся в ее ведении. [8].
При оценке физического развития детей нужно учитывать возможность
индивидуальных отклонений, часто встречающихся в дошкольном возрасте.
Повторные измерения через определенные промежутки времени дают более
полное представление о ходе физического развития каждого ребенка.
Устройство дыхательного аппарата ставит ребенка, по сравнению со
взрослым, в невыгодное положение. Незначительный наклон ребер, высокое
стояние
диафрагмы
уменьшают
размах
дыхательных
движений.
Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых
частях легких. Само строение легочной ткани до 7 лет еще не достигает
полного развития. [8].
Сердечнососудистая
система
ребенка
хорошо
приспособлена
к
потребностям растущего организма. Пульс у ребенка дошкольника – 90–100,
у взрослого – 70–74 ударов в минуту. [16].
При
выборе
физических
упражнений
учитываются
особенности
сердечнососудистой системы ребенка и его дыхательного аппарата, но выбор
этих упражнений должен соответствовать возрастным особенностям. Изучая
изменения в строении и функциях отдельных систем и органов, мы видим,
как в связи с процессами роста и развития детского организма изменяются и
движения ребенка.
Для правильной постановки работы по физической культуре особенно
важно знакомство с ходом развития таких основных движений тела, как бег,
ходьба, прыжки, метание, лазанье. Дети охотнее всего пользуются ими в
11
играх; трудно представить себе дошкольника, который не любил бы бегать,
прыгать, лазать и т.п.
Эти движения легко даются детям, не требуют от них большой затраты
внимания. Физиологическое значение их очень велико. Они повышают обмен
веществ,
вызывают
усиленную
деятельность
сердечнососудистого
и
дыхательного аппарата, вовлекают в работу большую часть мышц и тем
самым
способствуют
их
развитию,
а
также
росту
и
развитию
костных
рычагов. Нормальное развитие ребенка без них немыслимо.
В процессе индивидуального развития ребенка у него формируется
представление
о
прилагаемых
усилиях,
вслед
за
которым
возникает
и
конкретизируется представление о способностях. «Способность» как понятие
и как причина собственных успехов и неудач осознается ребенком, начиная
примерно с 6 лет [34].
Дети 6–7 лет способны к проявлениям значительных волевых усилий.
Основой этого является достаточно высокий уровень их общего физического
и психического развития, совершенствование возбудительных и тормозных
процессов,
морфологического
и
функционального
оформления
коры
головного мозга, накопленный в предшествующие годы опыт действия с
различными
предметами,
а
также
возросшая
роль
слова
как
регулятора
поведения ребенка [28].
1.2.
Задачи, средства и методы физического воспитания дошкольников.
Дошкольный
период
является
одним
из
наиболее
ответственных
периодов
жизни
человека
в
формировании
физического
здоровья
и
культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и
сохранение
в
будущем.
[19].
Именно
поэтому
дошкольное
физическое
воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент
физической
культуры
будущего
взрослого
человека,
в
которые
входит
следующее:
12
положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и
закаливающим
процедурам,
к
правилам
личной
гигиены,
соблюдению
режима дня;
начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;
начальные
навыки
естественных
движений
общеразвивающего
характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в
пространстве,
участие
в
коллективных
действиях
(играх,
танцах
и
праздниках),
культура
поведения,
самостоятельность,
организованность
и
дисциплинированность;
навыки самообслуживания, ухода за инвентарем для занятий и т.д.
За рубежом проведено множество исследований, результаты которых
свидетельствуют
о
незаменимом
вкладе
целенаправленного
физического
воспитания
в
процесс
психомоторного,
умственного
и
эмоционального
развития детей дошкольного возраста [6; 14].
В других исследованиях показано, что дошкольный период является
решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и
желанию осваивать новые виды физической активности. Получены данные,
говорящие о том, что в 8-летнем возрасте дети принимают 70% решений
относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из
субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности [9; 15; 33].
Одна
из
главных
задач
физического
воспитания
—
оздоровление
ребенка.
Оздоровительные
задачи
конкретизируются
с
учетом
индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:
формирование правильной осанки;
своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
формирование изгибов позвоночника;
развитие сводов стопы;
укрепление связочно-суставного аппарата;
развитие гармоничного телосложения;
регулирование роста и массы костей;
развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей,
пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, кровеносных сосудов,
13
дыхательных
мышц
и
др.;
особое
внимание
уделяется
развитию
мышц-
разгибателей [30].
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя
и образовательные задачи.
Они
предполагают
формирование
двигательных
умений
и
навыков;
развитие
психофизических
качеств
(быстроты,
силы,
гибко сти,
выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей
(функции
равновесия,
координации
движений).
В
процессе
физического
воспитания ребенок:
приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях,
их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
осознает свои двигательные действия;
усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то:
исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед—назад, вверх—вниз и
др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных
упражнениях и играх;
узнает
названия
предметов,
снарядов,
пособий,
способы
и
правила
пользования ими;
ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия
[37].
Физическое
образование
способствует
приобщению
ребенка
и
к
большому
спорту.
Он
приобретает
знания
о
ведущих
мировых
и
отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.
Особо
следует
подчеркнуть
значение
физического
воспитания
как
средства,
способствующего
воспитанию
творческой,
разносторонне
и
гармонично развитой личности ребенка.
В
процессе
физического
воспитания
осуществляются
следующие
воспитательные задачи:
потребность в ежедневных физических упражнениях;
умение
рационально
использовать
физические
упражнения
в
самостоятельной двигательной деятельности;
приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
14
самостоятельность, творчество, инициативность;
самоорганизация, взаимопомощь.
Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка
к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации
разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию:
создаются благоприятные условия для формирования положительных
черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
закладываются нравственные основы личности (чувства собственного
до стоинства,
справедливо сти,
товарище ства,
в з а и м о п ом о щ и ,
ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
о суще ствляется
во спитание
волевых
каче ств
( с м е л о с т ь ,
решительность,
уверенность
в
своих
силах,
выдержка,
настойчивость
в
преодолении трудностей, самообладание);
прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим
упражнениям.
Для
решения
задач
физического
воспитания
дошкольников
используются
различные
средства:
гигиенические
факторы,
естественные
силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование
всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует
физическому воспитанию детей [32].
Занятия
физкультурой
позволяют
научить
д о школ ь н и ко в
самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить
к
самостоятельному
выполнению
сложных
двигательных
действий,
формировать
и
развивать
навыки
самоорганизации
в
использовании
различных
движений
и
воспитать
интерес
и
стремление
к
активным
действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной
деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее
занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок
для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который
15
необходим
для
удовлетворения
потребности
растущего
организма
в
движениях [3; 4].
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников
навыков учебной деятельности. Успешное решение образовательных задач
возможно
лишь
при
соблюдении
требований
к
оздоровительной
направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной
активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы
и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии
и укреплении здоровья.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка
к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в
школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Естественные
силы
природы
(солнце,
воздух,
вода)
повышают
функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют
огромное
значение
в
закаливании
организма,
тренировке
механизмов
терморегуляции.
Использование
природных
факторов
в
сочетании
с
физиче скими
упражнениями
повышает
обменные
п р о ц е с с ы ,
приспособительные и защитные функции организма ребенка [21].
Таким образом, физическая культура подготавливает дошкольников к
жизни. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в
единстве.
Очевидно,
что
физическое
воспитание
является
существенным
аспектом
дошкольного
воспитания
в
целом.
Важно
так
организовать
физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе
развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества,
но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу
жизни.
Физкультурные
занятия
—
основная
форма
организованного
систематического обучения физическим упражнениям в детском саду.
Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е
годы
XX
в.
Первоначально
занятия
с
использованием
физических
16
упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми.
Это
название
определяло
содержание
двигательных
действий,
которые
включались
в
занятия,
оно
ограничивалось
подвижными
играми
и
использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику
(основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения) [21].
В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических
упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность
и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических
упражнений:
плавания,
обучения
ходьбе
на
лыжах,
катания
на
коньках;
предусматривалось
включение
в
обучение
элементов
спортивных
игр:
баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. Это содержание было значительно
ширю названия занятия по обучению движениями, оно стало именоваться
занятием физическими упражнениями [22].
Исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказывают,
что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о
технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и
навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а
влияло
на
быстроту
усвоения
движений
через
реализацию
принципа
осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о
формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к
физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили
название
физкультурных,
предусматривающих
передачу
дошкольникам
общественно-исторического
опыта,
культуры
выполнения
движений,
выработанной человечество [20; 21].
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных
двигательных
умений
и
навыков,
создает
благоприятные
условия
для
усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических
упражнений,
содействует
развитию
разносторонних
способностей
детей.
Обучающие
физкультурные
занятия
одновременно
со
всеми
детьми
позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к
17
обобщениям,
связанным
с
овладением
двигательными
действиями
и
их
использованием.
Без
обобщения
невозможен
перенос
правильного
выполнения в другие ситуации [28].
Специально организованные физкультурные занятия со всей группой
обеспечивают
прохождение
и
освоение
программного
материала
в
определенной
последовательности;
позволяют,
по
мере
необходимости,
повторять
и
закреплять
двигательные
действия.
Обучение
проводится
систематически.
Занятия
строятся
по
определенному
плану
и
поэтому
позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно
увеличивая
ее,
что
способствует
повышению
выносливости
организма.
Подготовка
организма
к
выполнению
сложных
движений
позволяет
предупредить травматизм при их выполнении [35].
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения
одновременно
всей
группой,
организуясь
различными
способами,
что
формирует
у
них
активность,
воспитывает
сознательное
отношение
к
проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в
соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные
задания [37].
С
самого
начала
в
разработке
схемы
построения
физкультурного
занятия были выделены существенные различия в расположении материала
на
занятиях
с
использованием
физических
упражнений
в
сравнении
с
занятиями
по
другим
областям
знания.
Например,
если
на
занятиях
по
математике, развитию речи и других уроках, самый сложный материал для
усвоения
предлагается
в
самом
навале,
пока
внимание
ребенка,
его
сосредоточенность
находятся
на
высоком
уровне,
то
на
физкультурных
занятиях самые сложные движения включаются ближе к середине, когда
разогреты
различные
мышечные
группы,
постепенно
подведены
к
увеличению физиологической нагрузки сердечнососудистая и дыхательная
системы, т.е. основным принципом расположения физических упражнений на
18
физкультурных
занятиях
является
учет
работоспособности
человеческого
организма, предупреждение травматизма [37].
Этот принцип был положен в основу структуры занятий гимнастикой и
подвижными играми, разработанной Е.Г. Леви-Гориневской. Она предлагала
выделить три части: вводную, основную, заключительную. В методических
разработках для воспитателей и в практике работы детского сада утвердилась
эта трехчастная структура. В вводной части необходимо было заинтересовать
детей,
сосредоточить
их
внимание
и
дать
первоначальную
нагрузку.
В
основную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы
разогреть различные мышечные группы), основные движения и подвижная
игра.
Заключительная
часть
преследовала
снижение
физиологической
нагрузки для перехода к спокойной деятельности [22].
Сегодня
рассматривается
и
структура
физкультурных
занятий,
где
выделяют 4 части: вводную, подготовительную, основную, заключительную
[28].
Таким образом, целенаправленный подбор упражнений для усвоения
сложных
движений
может
осуществляться
в
любой
части
занятия
до
выполнения ведущего движения.
Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5—20
мин, в средней — 20—25 мин, в старшей — 25—30 мин, в подготовительной
до 35 мин.
Типы
физкультурных
занятий
характеризуются
большим
разнообразием.
Можно
выделить
занятия
по
содержанию:
гимнастика
и
подвижные
игры,
обучение
спортивным
упражнениям
и
элементам
спортивных игр, развитие ориентирования; занятия-походы (элементарный
туризм).
Различаются
физкультурные
занятия
по
использованию
методов
работы; большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа
(когда
на
одном
занятии
происходит
разучивание
одних
упражнений,
19
закрепление
и
совершенствование
других),
применяются
игровой
и
сюжетный типы занятий [17].
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с
помощью
различных
способов
организации
детей.
Эти
способы
при
выполнении
движений
оказывают
влияние
на
количество
повторений
за
отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения
материала,
создают
условия
для
осознанного
овладения
структурными
компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но
и у своих сверстников.
На
физкультурных
занятиях
используется
фронтальный
способ
организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое
движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить
достаточно
высокую
повторяемость,
что
способствует
быстрому
образованию временных связей, достижению высокой активности каждого
ребенка
и
достаточной
физической
нагрузки
при
выполнении
любого
движения. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального
представления
о
новом
движении,
для
овладения
первоначальными
действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и
т.д.), когда создается ориентировка в выполнении [28].
Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе
первоначального
разучивания,
но
и
на
этапе
закрепления
и
совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим
только
к
движениям,
не
требующим
подстраховки
от
травматизма,
и
используется во всех частях физкультурного занятия.
Для
выполнения
физических
движений
обучающиеся
могут
быть
разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей.
При таком способе создается возможность для углубленного разучивания
движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют
освоенные
движения
для
их
закрепления
или
в
усложненных
условиях.
Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для
20
детального
усвоения:
небольшое
число
детей
позволяет
обеспечить
достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением,
ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к
нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной
стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно
образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением
упражнения другими детьми [34].
Знакомые
физические
упражнения
дети
выполняют
без
прямого
надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании
разученных
движений,
самоконтроль
и
самооценку.
Данное
движение
включается
в
двигательный
опыт
ребенка.
Групповой
способ
создает
благоприятные
условия
для
разучивания
составных
элементов
движения.
Однако
если
на
занятии
разучивается
новое
движение
или
способ
его
выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее
подстраховки. Целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных
движений
может
осуществляться
в
любой
части
занятия
до
выполнения
ведущего движения [36].
Таким
образом,
физкультурные
занятия
способствуют
передаче
дошкольникам общественно-исторического опыта и культуры выполнения
движений,
выработанной
человечеством.
Групповой
способ
выполнения
физических
упражнений
успешно
решает
задачи
закрепления
и
совершенствования движений.
1.3
Основная
гимнастика
как
основа
формирования
двигательных
умений и навыков для занятий спортом.
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально
подобранных физических упражнений и научно разработанных методических
положений,
направленных
на
решение
задач
всестороннего
физического
развития и оздоровления ребенка [5].
21
Она
предполагает
оздоровление
и
всестороннюю
физическую
подготовленность
ребенка
к
разнообразной
деятельности,
формирование
физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных
навыков,
а
также
придает
движениям
красоту,
грациозность,
точность.
Специфической
задачей
гимнастики
является
формирование
правильной
осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть
телом.
Начиная с младенчества, гимнастика применяется во всех возрастных
группах
дошкольного
возраста.
Сама
по
себе
она
является
важнейшим
методом
физического
воспитания.
Регламентированный
порядок
занятий,
организация
обучения
обеспечивают
осознанное
и
самостоятельное
выполнение движений, развитие творчества, воспитание организованности.
Гимнастика повышает эмоциональность занятий, воспитывает эстетический
вкус, ритмичность и выразительность движений. Ее влияние на организм и
личность ребенка усиливается под воздействием музыки [40].
Важную роль в организации занятий гимнастикой играет обучение, в
процессе
которого
воспитывается
умение
оценить
свои
двигательные
возможности, усвоить общие закономерности двигательной деятельности.
Осуществлению этой задачи способствует распределение учебных заданий,
применение
анализа
и
синтеза
движений,
изучение
разнообразных
физических упражнений и творческое их использование.
Основная
гимнастика
направлена
на
укрепление
здоровья,
общей
физической
подготовленности,
закаливание
организма,
воспитание
правильной
осанки,
укрепление
внутренних
органов
и
функциональных
систем. В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в
построении
и
перестроении),
общеразвивающие,
акробатические,
танцевальные, прикладные, упражнения с предметами и на снарядах.
Под
влиянием
основной
гимнастики
улучшается
деятельность
внутренних
органов,
усиливается
обмен
веществ,
укрепляется
нервно-
22
мышечный
аппарат.
Отечественные
ученые
считают
гимнастику
важным
фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха [42].
Основная
гимнастика
располагает
большими
возможностями
для
решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они
могут
быть
реализованы
за
счет
многоструктурности
упражнений
и
многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом
неисчерпаемые
возможности
творческого
подхода
к
обогащению
занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков [5].
Широкие возможности использования основной гимнастики в целях
гармонического
физического
и
духовного
развития
личности
сделали
ее
самостоятельным
средством
и
методом
физического
воспитания
всех
возрастных
категорий
занимающихся.
Поэтому
она
положена
в
основу
государственных программ физического воспитания детей дошкольного и
школьного возраста [40].
Для
гимнастики
характерна
точная,
дозированная
нагрузка,
определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и
числом
движений,
особенностями
исходных
положений.
Содержание
основной
гимнастики
составляют
основные
движения,
способствующие
формированию более сложных двигательных умений и навыков [11].
Основные
движения
—
это
жизненно
необходимые
для
ребенка
движения,
которыми
он
пользуется
в
процессе
своего
бытия:
ползание,
лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки [3; 4].
Формирование основных движений — одна из важнейших проблем
теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей
проблематики
развития
произвольных
движений
в
онтогенезе
человека.
Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и
содействуют
оздоровлению
организма,
а
также
вс е стороннему
совершенствованию
его
личности.
Методологическая
основа
научного
изучения
о сновных
движений
за ложена
в
фу н д а м е н т а л ь н ы х
физиологических
исследованиях,
проведенных
И.М.
Сеченовым,
И.П.
23
Павловым, А.А. Ухтомским, В.М. Бехтеревым, Л.А. Орбели, а также их
учениками и последователями [34].
Рассматривая
целостный
двигательный
акт
как
сенсомоторное
единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно
производиться
не
ради
приобретения
двигательных
навыков,
а
для
формирования
умения
использовать
их
в
повседневной
практической
деятельности,
производя
при
этом
наименьшие
физические
и
нервно-
психические затраты [37].
Гимнастические упражнения могут быть:
а) динамичными (направленными на более полное использование всех
движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное
уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо
положения тела и его позы).
Гимнастические
упражнения
могут
носить
анаэробный
и
аэробный
характер
(т.е.
упражнения,
выполняемые
при
минимальном
или
максимальном потреблении кислорода) [42].
Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в
том,
чтобы
научить
каждого
ребенка:
1)
сознательно
управлять
своими
движениями;
2)
самостоятельно
наблюдать
и
анализировать
различные
ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного
поведения
применительно
к
конкретным
условиям
взаимодействия
с
окружающими; 3) понимать особенности каждого вида основных движений,
преимущество их использования; 4) навыкам точных мышечных ощущений,
правильного
выполнения
движений;
5)
творческому
использованию
этих
движений в повседневной жизни [34].
Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям
в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе
организованного физического воспитания.
24
Указывая на важность эстетического развития ребенка при выполнении
основных
движений,
следует
отметить,
что
в
психолого-педагогической
литературе
подчеркивается,
что
стремление
к
«красоте
тела,
к
красоте
движений,
к
красоте
и
выразительности
в
проявлении
чувств»
в
ходе
выполнения
движений
должно
быть
естественными
и
постоянными,
составлять сущность любой двигательной активности [35].
В
процессе
занятий
гимнастикой
активизируется
мыслительная
деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.
Анализируя
и
сопоставляя
результаты
движений,
ребенок,
сначала
под
руководством
педагога,
а
затем
и
самостоятельно,
способен
делать
простейшие
обобщения,
выделять
наиболее
эффективные
способы
выполнения, осознанно их применять с учетом конкретных условий. При
правильной
организации
обучения
движению
старшие
дошкольники
способны оценивать как свои собственные достижения, так и достижения
своих
товарищей.
В
основных
движениях,
свойственных
гимнастике
развиваются и волевые усилия [19].
Основная
гимнастика
требует
понимания
ребенком
сущности
выполняемых двигательных действий, умения выполнять их правильно и
осознанно,
обеспечивая
ориентацию
в
пространстве
и
во
времени,
осуществляя
целенаправленную
деятельность
в
соответствии
с
окружающими условиями [11].
Выполнение
различных
гимнастических
упражнений
гармонизирует
отношения
с
окружающим
миром,
является
ступенью
в
познании
и
формировании двигательной культуры [6].
Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической
подготовленности
ребенка
и
помогают
успешнее
решать
задачи
детского
физического воспитания. Упражнения основной гимнастики в сочетании со
словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным
комплексным средством и методом подготовки дошкольников к занятиям
спортом.
25
Г Л А В А
2 . ИССЛЕДОВАНИЕ
МЕТОДИКИ
ПОДГОТОВКИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ
ЗАНЯТИЙ
СПОРТОМ
СРЕДСТВАМИ
ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ
26
2.1. Цель, задачи и организация исследования.
В экспериментальной части работы решались следующие задачи:
разработка программы занятий основной гимнастикой;
проверка эффективности применения средств основной гимнастики в
рамках вариативной программы по физическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста;
анализ
физической
подготовленности
дошкольников
до
и
после
эксперимента.
Экспериментальная база нашего исследования – МБДОУ д/с № 6 с.
Байбек, подготовительная группа, 25 дошкольников 6-7 лет.
Год назад родителям этих дошкольников была предложена возможность
дополнительных
занятий
основной
гимнастикой,
для
их
детей.
Занятия
планировалось проводить 2 раза в неделю, после дневного сна.
Так как дополнительные занятия основной гимнастикой не входили в
обязательную программу детского сада, а носили добровольный характер, то
мы занимались только с теми детьми, которые проявили интерес к данным
занятиям.
Таким
образом,
в
нашем
исследование
участвовали
две
группы
дошкольников:
экспериментальная
группа
–
16
детей,
регулярно
посещающих дополнительные занятия основной гимнастикой, и контрольная
группа – 9 детей, которые не занимались дополнительно. Всего – 25 детей.
Перед
началом
дополнительных
занятий
основной
гимнастикой
мы
провели
контрольное
исследование
физической
подготовленности
дошкольников, которое оценивалось по трем основным показателям: бег,
прыжки и дальность броска набивного меч. Исследование проводилось в
течении года с сентября 2014 по сентябрь 2015 года.
Тесты взяты нами из базисной программы воспитания и обучения в
детском
саду,
под
редакцией
М.А.
Васильевой,
рекомендованной
27
Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных
учреждений.
В
ходе
исследования
двигательных
умений
были
использованы
методики Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной "Физическое развитие и здоровье
детей 3-7 лет" [26].
Были проведены следующие тесты:
Тест 1: «бег на 30 м.» - вид бега по прямой на скорость.
Тест 2: «Прыжок в длину с места».
Прыжок
в
длину
с
места
включает
последовательно
несколько
двигательных умений: приседание перед прыжком; энергичное и быстрое
отталкивание одновременно обеими ногами, выпрямляя их; полет сначала в
группировке, а затем выпрямляя ноги вперед; приземление, сгибая ноги в
коленях, и выпрямление, стоя на всей стопе.
Правильное
исходное
положение
перед
началом
толчка:
ноги
расставлены на ширину стопы (примерно 10 см), ступни параллельны, колени
согнуты
на
уровне
с
носками
ног,
составляя
с
ними
одну
вертикаль.
Небольшой
наклон
корпуса
вперед,
тяжесть
тела
слегка
перенесена
на
переднюю часть стоп, руки отведены назад. При отталкивании тяжесть тела
переносится
вперед,
быстро
разгибаются
ноги,
энергично
выпрямляется
туловище, руки поднимаются вперед-вверх. Стараться полностью выпрямить
ноги в коленных и тазобедренных суставах.
В полете надо согнуть ноги, опустить руки, подать вперед туловище. В
момент приземления мягко согнуть ноги, неглубоко присесть, руки вытянуть
вперед-вверх. Закончив прыжок, выпрямиться, руки опустить.
Малыши
в
первую
очередь
должны
овладеть
правильным
отталкиванием
и
мягким
приземлением.
Воспитатель
показывает,
как
выполнить
прыжок.
На
этапе
обучения
не
обращается
внимание
на
положение
рук,
так
как
дети
не
могут
освоить
полную
координацию
движений в прыжке. Приземляются малыши на переднюю часть стопы или
на носки. С увеличением дальности прыжка, появлением энергичного выноса
28
обеих
ног
вперед
и
хорошей
группировки
в
полете
меняется
способ
приземления. Оно выполняется на пятки с переходом на всю стопу.
Тест 3: «Метание мешочка весом 1кг. на дальность (стоя, способом «из-
за спины через плечо»)».
Метание
относится
к
скоростно-силовым
упражнениям.
Оно
способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает
силу,
быстроту,
ловкость,
глазомер,
гибкость,
равновесие.
Действия
с
предметами
(мешочками
с
песком),
мячами
развивают
кожно-мышечные
ощущения.
Метание
требует
развитых
мышц
плечевого
пояса
и
определенной
крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях
большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание,
прокатывание, скатывание, бросание, "школа мяча".
Подготовительные
упражнения
развивают
глазомер,
силу,
умение
бросать мяч в определенном направлении и другие качества, необходимые
для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и
левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.
Тест 4: «Лазанье по гимнастической стенке».
Лазанье относится к типу циклических жизненно важных движении.
Процесс преодоления реек имеет некоторую кратковременную повторность
элементов, сходных с ходьбой: поочередное движение рук и ног с моментом
опоры
каждой
ноги
на
рейки
лестницы
и
задержка
обеих
ног
на
них.
Непрерывность
повторения
циклов
при
лазанье
определяется
высотой
гимнастической стенки - I - 1,5-2 м высоты. Лазанье по гимнастической
стенке
способствует
увеличению
подвижности
суставов,
развитию
силы
мышц.
Проведенная
диагностика
позволила
выявить
уровень
физической
подготовленности дошкольников.
Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала
физической
подготовки (См.
Приложение
№
2).
Уровень
развития
29
двигательных умений определялся исходя из суммы баллов, набранных по
результатам всех тестов.
Низкий уровень - количество баллов менее 16
Средний уровень - 16-22
Высокий уровень - более 22 баллов
Лазание
по
гимнастической
стенке
исследуется
по
следующим
параметрам (каждый параметр соответствует 1 баллу.):
Перекрестная координация движений рук и ног.
Одновременность постановки ноги и выполнения захвата рукой реек.
Прямое положение корпуса и головы.
Ритмичность движения.
Сохранение перечисленных элементов техники при слезании.
В
таблице
2.1.1
мы
представили
средние
значения
показателей
физической подготовленности дошкольников в начале эксперимента.
Таблица 2.1.1
Средние показатели физической подготовленности детей на начальном
этапе эксперимента
Показатели физической подготовленности
Экспер. группа
Контр. группа
Среднее значение для группы
детей
результат
баллы
результат
баллы
Скорость бега на 30м со старта (сек)
мальчики
8,05
2,9 б.
8,05
2,8 б
девочки
8,1
3,0 б
8,0
2,9 б
Длина прыжка с места (см)
мальчики
96,8
3,5 б
98,1
3,3 б
девочки
88,13
3,4 б
87,9
3,3 б
Дальность броска мешочка весом 1кг
(см)
мальчики
263
3,5 б
259
3,7 б
девочки
187,5
3,2 б
192,8
3,1 б
Лазанье по шведской стенке (баллы)
мальчики
3,8 балла
3,8 балла
девочки
3,7 балла
3,6 балла
Перед
проведением
контрольных
тестов
дети
контрольной
и
экспериментальной
групп,
были
информированы
о
целях
проведения
контрольных испытаний, им тщательно разъяснялось и демонстрировалось
правильное выполнение каждого теста. Для повышения надежности оценки
была дана пробная попытка выполнения контрольного теста.
30
Из
представленных
таблиц
видно,
что
в
среднем
в
исследуемых
группах дошкольников высокий показатель уровня развития двигательных
умений
и
навыков
-
19%,
23%
имеют
низкие
показатели
развития
двигательных умений, и больше половины детей 58% - средние показатели.
уровни подготовленности
0%
20%
40%
60%
высокий
средний
низкий
0,19
0,58
0,2
высокий
средний
низкий
Рис. 1. Уровни физической подготовленности на начало эксперимента.
Показатели
физической
подготовленности
дошкольников
из
экспериментальной
и
контрольной
групп
имеют
минимальные
различия.
Таким
образом,
перед
началом
формирующего
эксперимента,
наши
испытуемые находились в равных условиях.
2.2. Анализ результатов исследования.
Для
полноценного
физического
развития
детей,
дополнительно
к
утренней
гимнастике,
мы
проводили
занятия
основной
гимнастикой.
Дополнительные
занятия
гимнастикой
проводились
в
экспериментальной
группе в течение года, дважды в неделю, после дневного сна.
Время
занятий
на
начало
эксперимента
соответствовало
30
мин.
Постепенно
продолжительность
занятий
была
увеличена
до
40
мин.
На
занятиях
использовались
различные
способы
и
методы
формирования
двигательных умений и навыков у детей. Структура и содержание утренней
гимнастики
не
отличалась
от
рекомендуемых
комплексов
методической
литературы
для
дошкольников.
Содержание
занятий
гимнастики
после
дневного сна соответствовало разработанной нами программе. (Приложение)
Занятия в кружке по гимнастике проводились по мере постепенного
пробуждения детей, со всеми желающими, записавшимися в кружок. В те
31
дни, когда физкультурное или музыкальное занятие проводилось во вторую
половину дня, гимнастика после сна отменялась. Физкультурные занятия по
плану ДОУ в группе проводились дважды в неделю продолжительностью 35
—40 минут.
Рис.2. Структура занятия основной гимнастикой.
Структура
занятия
гимнастикой
общепринятая,
но,
мы
старались
разнообразить
методы
его
проведения.
Была
увеличена
интенсивность
упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и
прилагаемых
усилий
(применялись,
например,
упражнения
с
набивными
мячами,
гимнастическими
палками,
обручами
и
т.д.).
В
вводную
часть
включались упражнения из разных исходных положений — стоя, сидя, лежа.
Особенно
старательно
выполняли
дети
гимнастику
с
предметами
—
обручами, мячами, флажками, гимнастическими палками.
В
каждый
комплекс
входили
ходьба,
бег,
поскоки,
танцевальные
движения, а также от 8 до 10 общеразвивающих упражнений. Дозировка
отдельных
упражнений
увеличена
до
14—16
повторений
с
коротким
отдыхом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызывает у детей
особого
затруднения
(например,
сидя
на
полу,
достать
флажками
носки
вытянутых ног).
Содержание занятия
Вводная часть 12 мин.
С т р о е в ы е
у п р а ж н е н и я ,
О Р У,
танцевальные
движения
,
упр.
у
опоры.
Основная часть 23 мин
Акробатические упр., упр. худ.
гимнастики с предметами, вольные
упр. композиции для выступлений на
праздниках
Заключительная часть 5
мин
Суставная гимнастика (гибкость),
упр. на внимание и координацию,
подв. игры, дыхательная гимнастика,
прыжки
32
Дополнительные
занятия
основной
гимнастикой
проводились
в
быстром
темпе.
Заканчивались
они
обычно
суставной
гимнастикой,
способствующей
развитию
подвижности
в
различных
суставах,
упражнениями
на
внимание
и
координацию,
подвижными
играми
с
элементами
гимнастики,
дыхательной
гимнастикой,
восстанавливающей
детей, иногда прыжками, как через скакалку, так и просто с изменением
направления и разнообразием прыжковых движений.
Нами систематически проводились наблюдения за физиологическим
состоянием детей после выполнения комплексов основной гимнастики.
После
окончания
формирующего
эксперимента
мы
провели
контрольную диагностику физической подготовленности всех дошкольников,
в
контрольной
и
экспериментальной
группах.
Результаты
исследования
представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Средние показатели физической подготовленности детей на
заключительном этапе эксперимента
Показатели физической подготовленности
Экспер. группа
Контр. группа
Среднее значение
результат
баллы
результат
баллы
Скорость
бега
на
30м
со
старта
(сек)
мальчики
7,6
3,9 б.
7,8
3,9 б
девочки
7,5
3,8 б
7,5
3,8 б
Длина прыжка с места (см)
мальчики
119,4
4,0 б
101,3
3,4 б
девочки
121,5
4,0 б
95,6
3,3 б
Дальность броска мешочка весом
1кг (см)
мальчики
355
4,5 б
276
4,0 б
девочки
308
4,1 б
198,7
3,3 б
Лазанье
по
шведской
стенке
(баллы)
мальчики
4,3 балла
3,9 балла
девочки
4,5 балла
3,7 балла
Из
таблицы
2.2.2
мы
видим,
что
показатели
физиче ской
подготовленности дошкольников экспериментальной группы, по сравнению с
предыдущими
результатами,
значительно
улучшились.
Так,
средние
результаты бега на 30 метров у мальчиков отличаются на 0,65 секунды. У
девочек – на 0,6 секунды. Разница в прыжках в длину у мальчиков места в
33
среднем на 68 см, а девочки- 33,37см. Дальность броска набивного мяча у
мальчиков увеличилась в среднем на 92 см, у девочек – на 120,5 см.
Затем мы проанализировали результаты детей из контрольной группы,
которые
занимались
только
утренней
гимнастикой,
в
соответствии
с
общепринятой образовательно-воспитательной программой в ДОУ.
Показатели
физической
подготовленности
дошкольников
из
контрольной группы тоже имели тенденцию к увеличению, но результаты
менее высоки, чем в экспериментальной группе.
Мы
сравнили
разницу
между
показателями
динамики
физической
подготовленности дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Результаты представили в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3
Сравнение средних показателей улучшения физической
подготовленности дошкольников за год
Показатели
физической
подготовленности
дошкольников
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Скорость
бега
на
30м
со
старта
(сек)
мальчики
0,65
0,25
девочки
0,6
0,3
Длина прыжка с места (см)
мальчики
68
22
девочки
33,37
7,7
Дальность броска набивного мяча
весом 1кг из-за головы (см)
мальчики
92
17
девочки
120,5
15,9
Лазание
по
шведской
стенке
(баллы)
мальчики
0,5 балла
0,1 балла
девочки
0,8 балла
0,1 балла
Как видно из таблицы 2.2.3, улучшение физической подготовленности,
наиболее
выражено
в
группе
детей,
которые
дополнительно
занимались
основной гимнастикой.
34
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
высокий
средний
низкий
39%
16%
49%
61%
12%
23%
высокий
средний
низкий
Рис. 1. Уровни физической подготовленности детей экспериментальной
и контрольных групп в конце эксперимента.
Кроме
представленных
результатов
тестов,
взятых
из
базовой
программы для ДОУ, нами велось наблюдение за дошкольниками во время
занятий по физической культуре, а также и на различных праздниках и
мероприятиях, где дети участвовали в выступлениях и конкурсах (танцы,
сценки, хороводы, игры и т.д). Нами отмечено, что дети, занимавшиеся в
кружке
гимнастики,
более
организованы,
слаженнее
выполняют
танцевальные движения, быстрее осваивают разучиваемый материал, готовы
всегда
участвовать
в
мероприятиях,
любят
выступать
со
спортивными
композициями, как группой, так и индивидуально.
На вопрос «Хотели бы они заниматься спортом» нами были получены
следующие
результаты
–
в
экспериментальной
группе
все
дети
желают
заниматься спортом, а вот в контрольной группе только 50% детей ответили
утвердительно. На вопрос, «Каким спортом они хотели бы заниматься» - в
контрольной группе большинство детей теряются и не могут назвать вид
спорта, хотя перечисляют названия видов спорта, дети экспериментальной
группы мальчики 5 человек называют футбол, 2 человека – баскетбол, 1 хотел
бы заниматься акробатикой и прыгать на батуте, 1 хотел бы стать пловцом.
Девочки
экспериментальной
группы
хотят
заниматься
художественной
35
гимнастикой,
спортивными
танцами,
фигурным
катанием,
плаванием,
синхронным плаванием.
Проведенная экспериментальная работа доказала, что дополнительные
занятия
основной
гимнастикой
влияют
на
мотивацию
дошкольников
к
занятиям спортом, а также у них возрастает потребность в двигательной
активности,
которая
повышает
эффективность
развития
основных
двигательных умений и навыков, что в дальнейшем служит фундаментом для
занятий спортом.
Результаты
проведенного
эксперимента
показали
следующее:
в
экспериментальной
группе
увеличилось
количество
детей
с
высоким
показателем
развития
двигательных
умений
и
навыков
и
снизилось
количество детей с низким показателем физической подготовленности.
С р а в н и в
р а з н и ц у
в
д и н а м и ке
п о ка з ат е л е й
ф и з и ч е с ко й
подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп,
мы пришли к выводу, что в результате систематических занятий основной
гимнастикой
показатели
физической
подготовленности
старших
дошкольников
повышаются.
Приобретенные
самые
разнообразные
двигательные
умения
и
навыки
в
дальнейшем
будут
служить
для
дошкольников фундаментом для занятий спортом.
Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение. Цель
работы достигнута, задачи выполнены.
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
исследования
являлось
разработка
и
апробация
методики
формирования
фундаментальных
двигательных
умений
и
навыков
у
дошкольников для занятий спортом средствами основной гимнастики.
Проблема
формирования
двигательных
умений
и
навыков
дошкольников
как
основа
физической
подготовленности
решалась
посредством следующих задач исследования:
рассмотрены особенности развития двигательных умений и навыков
детей дошкольного возраста;
проведена диагностика физической подготовленности детей до и после
эксперимента;
проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.
Итак,
рассмотрев
различные
литературные
источники
мы
констатировали, что физическая культура подготавливает дошкольников к
жизни. Задачи физического воспитания решаются в единстве и способствуют
всестороннему
воспитанию
ребенка,
направленному
на
физическое,
интеллектуальное,
духовное,
эмоциональное
развитие;
психофизическую
готовность к занятиям спортом, труду и учебе в школе.
Очевидно,
что
физическое
воспитание
является
существенным
аспектом
дошкольного
воспитания
в
целом.
Важно
так
организовать
физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе
развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества,
но
и
положительное
отношение
к
спорту,
физической
активности
и
здоровому образу жизни.
Физкультурные
занятия
передают
дошкольникам
общественно-
исторический
опыт
и
культуру
выполнения
движений,
выработанную
человечеством.
Основная
гимнастика
дает
возможность
дошкольникам
знакомиться
со
всеми
основными
видами
физических
упражнений.
37
Групповой способ, применяемый на занятиях гимнастикой, успешно решает
задачи закрепления и совершенствования разучиваемых движений.
Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической
подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического
воспитания.
Упражнения
основной
гимнастики
в
сочетании
со
словом
педагога
и
музыкальным
сопровождением
являются
эффективным
комплексным
средством
воспитания
дисциплинированности
и
методом
подготовки дошкольников к занятиям спортом.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 6
с. Байбек Астраханской области. Перед началом эксперимента показатели
физической
подготовленности
дошкольников
из
экспериментальной
и
контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что
наши испытуемые находились в равных условиях.
Проведенная экспериментальная работа доказала, что занятия основной
гимнастикой влияют на мотивацию двигательной активности детей, которая
повышает
интерес
к
занятиям
спортом
и
способствует
эффективному
формированию сложных двигательных умений и навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
Результаты заключительного этапа эксперимента показали следующее:
в
экспериментальной
группе
увеличилось
количество
детей
с
высоким
показателем физической подготовленности. Благодаря проведенным занятиям
в кружке по гимнастике, снизилось количество детей с низким показателем
физической подготовленности.
Посредством
проведённой
работы
было
выявлено
влияние
представленной
нами
методики
на
физическую
подготовленность
детей
старшего дошкольного возраста, на их желание в дальнейшем заниматься
спортом, что доказывает выдвинутую в работе гипотезу.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
38
Программа проведения занятий основной гимнастикой
для детей дошкольного возраста
Данная
программа
написана
в
соответствии
с
основными
положениями
Концепции
дошкольного
образования
с
направленностью
воспитательно-
образовательного процесса на укрепление здоровья, физического и психического
развития, используя средства основной гимнастики.
Вид спорта – «гимнастика», выбран нами за его доступность, массовость,
разнообразие форм и зрелищность. Это достаточно эффективный инструмент в
пропаганде здорового образа жизни.
Цель программы. Углубленное обучение детей гимнастическим упражнениям
в доступной для них форме и овладение основами двигательных умений и навыков.
Актуальность программы в том, что занятия в кружке позволяют развивать
творческие
задатки
дошкольников,
быстроту,
силу,
ловкость,
гибкость,
вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений,
самоутверждаться
проявляя
индивидуальность
и
получая
результат
своего
творчества.
Гимнастические упражнения - открывают для этого огромные возможности.
Они положительно влияют не только на двигательные способности физических
качеств, но и на улучшение телосложения, на выработку правильной осанки – что
особенно
важно,
так
как
в
более
позднем
возрасте
исправить
ее
дефекты
значительно труднее.
Задачи программы.
• оздоровительные:
- сохранение и укрепление здоровья;
- укрепление мышечного корсета;
- формирование правильной осанки;
- профилактика плоскостопия;
- укрепить мышцы дыхательной системы,
• образовательные:
- обучение акробатическим упражнениям;
-
формирование
двигательных
навыков
и
совершенствование
двигательных
способностей;
–- научить детей владеть своим телом;
• развивающие:
- развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое
совершенствование;
• воспитательные:
-
формирование
познавательного
интереса
и
желание
заниматься
спортом
и
радоваться своим достижениям,
• психологические:
- снятие психологической напряженности;
- воспитание сознательной дисциплины, воли.
Продолжительность
реализации
программы
–
1
год
с
детьми
6-7
лет
(подготовительная группа). В зависимости от способностей детей материал может
быть сокращен или дополнен.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические –
рассказ,
рассказ
и
одновременный
показ
упражнений
инструктором,
беседы
с
39
детьми так и практические – выполнения упражнений, разучивание спортивных
танцев, акробатических композиций, выступления на праздниках.
Режим занятий. При наполняемости группы 12 человек, занятия кружка
проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Планирование занятий на год
(сетка часов)
№ Типы занятий
Возрастная группа
5 – 6 лет
6- 7 лет
1
Учебно-тренировочные занятия
64 часа
67 часов
2
Комплексные занятия
23
23
3
Хореографическое
24
24
4
Игровое
23
23
5
Контрольное
6
7
В конце каждого квартала
Всего часов
140
144
Примерная схема планирования обучения на месяц.
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1
Хореографическое
Учебно-
тренировочное
Хореографическое
Учебно-
тренировочное
2
Учебно-
тренировочное
Игровое
Учебно-
тренировочное
Игровое
3
Комплексное
Учебно-
тренировочное
Комплексное
Учебно-
тренировочное
(в конце
квартала
контрольное)
Техническое оснащение занятий.
Стандартное оснащение для организации занятий в дошкольных учреждениях; для
решения специальных задач обучения элементам основной гимнастики.
Для выполнения программы используются:
Перспективно-календарные планы.
конспекты занятий;
Музыкальные диски детских песен и современных композиторов;
русские народные мелодии;
магнитофон.
Требования к одежде.
Костюм для занятий должен быть удобным, достаточно эластичным, чтобы
не сковывать движения и конечно всегда чистым. Желательно чтобы костюм был
красивым – это подтягивает, побуждает красиво двигаться, сохранять правильную
осанку. Гимнастический купальник подойдет для занятий девочкам, а шорты в
сочетании с майкой могут служить костюмом для мальчиков. Заниматься лучше в
чешках, носочках или босиком. Длинные волосы, чтобы не мешали выполнять
упражнения необходимо собрать в пучок на затылке. Единая форма подтягивает
детей,
помогает
педагогу
быстрее
организовать
группу,
имеет
большое
гигиеническое и воспитательное значение. Чтобы добиться явки детей на занятие в
Теоретические
знания
Практические
умения и навыки
Организаторские
навыки
История развития
физ-кой культуры и
спорта
Гигиенические
знания и
умения
Краткие сведения о
строении и функциях
организма
Техника
основных
движений
Основы
хореографии
Базовые
танцевальные шаги
элементы вида
()
Контрольные
нормативы
Применение
строевых
упражнений
Проведение
подвижных
игр
Командное
взаимодействие
Первоначальные
судейские
навыки
Терминология
Комплексы
игр
Медико-
биологический
контроль
40
единой спортивной форме, следует провести предварительную беседу с детьми и
родителями.
Типы занятий
41
(классификация Кожуховой Н.Н.)
Учебно-тренировочные
занятия.
Подразумевают
формирование
двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование
умений и навыков, в нашем случае характерных для гимнастики. Такой тип занятий
должен составлять не менее 50 % всех занятий.
Комплексное
занятие.
Оно
направлено
на
синтез
различных
видов
деятельности.
Решаются
задачи
физического,
психического,
умственного,
нравственного развития.
Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр –
эстафет и т.д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются
физические
качества,
воспитывается
интерес
к
занятиям,
физическим
упражнениям,
двигательная
самостоятельность
и
способности
участвовать
в
коллективных мероприятияхи т.д.
Контрольное занятие. Проводится в конце каждого квартала (полугодия) и
направлено
на
количественную
и
качественную
оценку
двигательной
подготовленности детей в освоении основных движений и физических качеств.
Следующий вид занятия добавлен нами не случайно, т.к. хореографическая
подготовка является основой правильной осанки.
Хореографическое занятие. Основная задача – формирование правильной
осанки, развитие мышечного корсета, устойчивости и гибкости.
Структура занятия
За
основу
структуры
наших
занятий
были
приняты
рекомендации
М.В.
Левина, которые мы адаптировали согласно особенностям гимнастики.
Существует типовая структура занятия. Но не следует относиться к ней как к
незыблемому постулату. Типовая структура – это лишь ориентир, которым следует
руководствоваться при решении поставленных задач.
Подготовительная
часть
занятия
10—15
мин.
Вводит
детей
в
работу,
которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и
инструктором
(преподавателем).
Детский
организм
подготавливается
к
выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных
упражнений основной части. Для содержания первой части занятия характерны
строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте
и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и
другие. Главная задача этой части – четкая организация детей, приобретение ими
навыков
коллективного
действия;
эти
упражнения
воспитывают
дисциплину,
повышают внимание.
Основная часть 20-25мин. Задача основной части – овладение главными,
жизненно-необходимыми
и
специальными
навыками,
которые
содействуют
освоению
спортивного
вида
«гимнастика».
Также
предусматривает
развитие
и
совершенствование
ориентировки
во
времени
и
пространстве,
координацию
движений,
силы,
быстроты,
устойчивости,
самостоятельности
и
других
психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только
традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии,
упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и
специальные
упражнения,
характеризующие
такие
виды
как
акробатика,
художественная гимнастика, классическая аэробика, степ-аэробика, фанк/ хип-хоп
аэробика,
фитбол
аэробика
и
др.
Обязательно
используются
упражнения
у
42
хореографического станка у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с
фитболом, степ-платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивать эту часть
урока
целесообразно
эмоциональными
играми,
главным
образом
спортивно-
соревновательного характера.
Заключительная
часть3-5минут.
Задачи
этой
части
урока
–
завершить
работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более
спокойное
состояние.
Основные
средства
–
медленная
ходьба,
дыхательные
упражнения, телесно-тактильные упражнения.
Методические особенности.
В
зависимости
от
задач
занятия
и
физической
подготовленности,
занимающихся
педагог
может
воспользоваться
различными
методическими
способами проведения упражнений, которые сложились и широко применяются в
спортивной практике.
Планируемый
результат
и
формы
подведения
итогов
реализации
программы:
Выступления детей (гимнастические композиции) в праздниках : «8 Марта»,
«День защитников Отечества» «Выпуск в школу», «Папа, мама я - спортивная
семья»,
«Победы
Олимпийские»
«День
Победы»;
гимнастико-акробатический
вечер «Цирк зажигает огни», «Летние и зимние спортивные праздники», день
здоровья «Будь здоровым, будь веселым», на родительских собраниях.
Отчеты
о
работе
кружка
на
методических
объединениях,
педсоветах,
семинарах – практикумах.
Представление обобщенного опыта работы – руководителя кружка.
Представление
визитной
карточки
дополнительного
образования
гимнастического кружка на районном, городском, областном форуме.
Приложение 2
43
Оценочная шкала двигательных умений
Возраст, лет,
месяц
Уровень физической подготовки
высший
выше
сред.
средний
ниже
сред.
низкий
100% и
выше
85-99%
70-84%
51-69%
50% и
ниже
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
бег мальчики
5,0-6,0
Ниже 7,3
сек.
8,0-7,3
8,5-8,0
сек.
9,2 -
8,5сек
9,2 сек и
выше
бег девочки
5,0-6,0
Ниже 8,3
сек.
8,6-8,3
9,0-8,5
сек.
9,8 -
9,0сек
9,8 сек и
выше
Прыжок в длину с места (см) Девочки
5,0-6,5
110 и
выше
99-109
88-98
74-87
73 и ниже
6,6-6,11
120 и
выше
109-119
98-108
84-97
83 и ниже
Прыжок в длину с места (см) Мальчики
5,0-5,5
122 и
выше
109-121
96-108
80-95
79 и ниже
5,6-6,0
128 и
выше
115-127
102-114
86-101
85 и ниже
Метание мешочка на дальность (м) мальчики (правая и левая рука).
5,0-6,0
5,7 и
выше
4,2 и
выше
5,0-5,6
3,5-4,1
4,5-5,0
3,0-3,5
4,0-4,5
2,5-3,0
3,9 и ниже
2,4 и ниже
Метание мешочка на дальность (м) девочки (правая и левая рука)
5,0-6,0
4,4 и
выше
3,6 и
выше
3,8-4,3
3,3-3,5
3,5-3,8
3,0-3,3
3,1-3,5
2,6-3,0
3,0 и ниже
2,5 и ниже
44