Наставничество как форма работы с молодыми специалистами
Автор: Смирнова Олеся Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Ломоносовская школа №3" Населённый пункт: Д. Горбунки, Ленинградская область Наименование материала: фрагмент программы Тема: Наставничество как форма работы с молодыми специалистами Раздел: начальное образование
Тема: Наставничество как форма работы с молодыми специалистами.
Ц е л ь : Организация
профессиональной
адаптации
молодого
педагога
к
учебно-
воспитательной среде.
Задачи:
Познавательно-мировоззренческие
- понимание необходимости оказания профессиональной помощи молодому специалисту в
новой профессиональной среде опытным наставником;
- осмысление важности получения опыта, конкретных методик и технологий от опытного
наставника к молодому педагогу.
Эмоционально-волевые
-
снять
психо-эмоциональное
напряжение
специалиста,
попавшего
в
новую
профессиональную среду;
- мобилизовать внутренние ресурсы организма на решение новых профессиональных
задач;
- создать благоприятную обстановку для обеспечения рабочего процесса;
- создать благоприятные условия для адаптации в педагогическом коллективе.
Действенно-практическая
- овладение методикой эффективной организации учебного процесса;
- практическое применение методик преподавания программных предметов;
-
ознакомление
с
режимными
правилами
организации
учебного
проце сса
(каллиграфический режим, критерии оценивания, работа с документацией и др.);
- совместный анализ и обсуждение конкретных вопросов и тем.
Основное содержание
Понятие
наставничества.
История
института
наставничества
в
Россиии
и
история
института тьюторства в Европе и Америке. Наставничество как двустороннний процесс.
Задачи
и
функции
наставника.
Эффективность
обучения
молодого
специалиста
наставником.
Анализ
проблемных
моментов,
вызывающих
затруднения
у
молодого
специалиста
в
работе.
Методы
выявления
трудностей
(анкетирование,
тестирование,
собеседование). Выбор формы работы с молодым специалистом. Анализ и рефлексия
процесса обмена опытом.
Проблемные вопросы: Может ли молодой специалист без помощи опытного наставника
адаптироваться
в
новой
профессиональной
среде?
Достаточно
ли
наличие
хорошей
теоретической базы, полученной в ВУЗе для эффективного осуществления практической
профессиональной деятельности? Легко ли молодому специалисту завоевать уважение
коллег? Может ли молодой педагог обогатить своего наставника современным опытом и
технологиями?
Игры-упражнения: деловые и ролевые игры, работа в "малых группах", анализ ситуаций,
взаимное посещение уроков, педагогический семинар, круглый стол, вечер вопросов и
ответов,
педагогические
конференции,
день
молодого
учителя,
групповое
консультирование, групповые дискуссии.
Творческие
задания: организация деловых игр на решение конкретных конфликтных
ситуаций, которые могут возникнуть в процессе педагогической деятельности (например,
конфликт
с
родителями
по
поводу
выставленной
ученику
отметки). В
них
могут
участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи и др.
Используемый материал:
Памятки
(анализ
и
самоанализ
урока;
обязанности
классного
руководителя;
организация
работы
с
родителями;
рекомендации
по
проведению
внеклассных
мероприятий; организация работы с неуспевающими и др.)
Портфолио
Методические разработки
Анкеты.