Напоминание

н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных


Автор: Дорожкина Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ7
Населённый пункт: станица Полтавская Краснодарского края
Наименование материала: Урок 7 класс русский язык
Тема: н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных
Раздел: среднее образование





Назад





РУССКИЙ ЯЗЫК в 7 классе

ТЕМА УРОКА:

«Н-НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО

ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Цель урока:
 закрепление знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»;  совершенствование умений и навыков по теме «Написание н-нн в суффиксах слов разных частей речи»
Задачи:

Образовательные задачи
Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах; знать слова-исключения; правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени. 
Развивающие задачи
Навыки грамотного письма, выразительной устной речи. Умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы Интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом 
Воспитательные задачи
Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища. Умение работать в коллективе. Умение оценить свои возможности. Развивать лидерские качества учащихс
Оборудование:
 Компьютер  Мультимедийный проектор  Демонстрационный экран  Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза
Этапы Деятельность учителя Комментарии I. Организационный момент II. Стадия вызова - Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и поможет нам еще глубже узнать особенности правописания причастия.Успехов вам и удачи! - По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте) Привет, ребята! Зовут меня причастие.Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю …… По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: ……Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею ………….., но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею …………...Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное?Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи.Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи прилагательных.Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым.Люблю много путешествовать.Порой я живу в доме с родственниками – зависимыми словами. Вся наша семья называется ……………………... Наши соседи – определяемые слова, когда чем-то недовольны, то ставят нас после себя и на письме отделяются ………...Мне это не нравится, но что поделаешь.Когда у меня все нормально – я действительное, при этом обозначаю признак, который …........Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много разочарований, при этом обозначаю признак, который ……………………………..У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения. В настоящем времени ко мне присоединяются суффиксы ……………..,а в прошедшем - ……………………………. О чем забыло рассказать нам Причастие? Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего времени. А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке. Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя и напомнить нам об этом правиле. (Выступление ученика) Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли, но не забывайте психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». (Вопросы учащихся) Чей вопрос вам больше всего понравился? Почему?Запишим с вами небольшой текст и объясним правописание. А). Дифференцированные карточки. Карточка №1 (для слабого ученика) Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных

прилагательных.
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Задачи: - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных. - развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные. - воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока: 1.Организационный момент. 2Актуализация знаний учащихся. А). Дифференцированные карточки. Карточка №1 (для слабого ученика) Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН. Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса. Карточка № 2 (для сильного) РАБОТА У ДОСКИ Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок. Б). Фронтальный опрос. - Как звучит тема сегодняшнего урока? - Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая? - Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени? - Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени? - Что нам известно об отглагольных прилагательных? - Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? - Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово) - На какие вопросы отвечают? - Какова синтаксическая роль в предложении? - Какую цель мы для себя поставим? В). Проверка выполнения карточки у доски. Задание. Перепиши слова, вставляя Н или НН в суффиксе. Подчеркни «Третье лишнее» А) Варё_ый бульон, сваре…ая капуста, варе..ая в котелке капуста. красный Б) Прожаре_ый бекон, жаре…ный на сале бекон, нежаре…ый бекон зелёный В) В духовке пропечё_ый кекс, печё…ая картошка, непечё…ный хлеб красный Г) Купле…ая игрушка, вяза…ая кофта, реза…ый батон красный (заполняем критериальный лист) Физминутка про РОСТОК ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму. Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные. Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой бел.зней ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте орфограмму.
Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный ( значение этого слова может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик использует интернет,даже если это сотовый телефон) УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму. Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая за столом6. ПРОВЕРКА РАБОТ. Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения. Какая орфограмма была в центре нашего внимания на урока? - Понравился ли вам сегодняшний урок? - Какие задания показались наиболее интересными? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн. Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Выучить правило п.25, упр.102 по заданию,выучить словарные слова. Составить лингвистическую сказку о правописании н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных


В раздел образования