н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных
Автор: Дорожкина Светлана Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ7 Населённый пункт: станица Полтавская Краснодарского края Наименование материала: Урок 7 класс русский язык Тема: н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных Раздел: среднее образование
«Н-НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО
ВРЕМЕНИ. ОДНА БУКВА Н В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Цель урока:
закрепление знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Н в отглагольных прилагательных»;
совершенствование умений и навыков по теме «Написание н-нн в суффиксах слов разных частей
речи»
Задачи:
Образовательные задачи
Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;
знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в
отглагольных прилагательных;
уметь строить рассуждение для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
знать слова-исключения;
правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий
прошедшего времени.
Развивающие задачи
Навыки грамотного письма, выразительной устной речи.
Умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы
Интерес к использованию ИКТ при работе с учебным материалом
Воспитательные задачи
Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища.
Умение работать в коллективе.
Умение оценить свои возможности.
Развивать лидерские качества учащихс
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационный экран
Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза
Этапы
Деятельность учителя
Комментарии
I.
Организационный
момент
II. Стадия вызова
- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня
на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза,
загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок
подарит нам радость общения друг с другом и поможет нам
еще глубже узнать особенности правописания
причастия.Успехов вам и удачи!
- По почте вы получили письмо от друга следующего
содержания (на слайде и на листах на парте)
Привет, ребята!
Зовут меня причастие.Я являюсь самостоятельной частью речи и
обозначаю …… По своему существованию мне всегда приходится
отвечать на вопросы: ……Сначала меня долгое время считали
глаголом, так как я имею …………..,
но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею
…………...Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или
глагольное прилагательное?Не то и не другое. Я среднее звено в
этой цепи.Поэтому меня выгнали из семьи глаголов и из семьи
прилагательных.Я существую уже много лет, но меня не волнует
будущее, я живу только настоящим и прошлым.Люблю много
путешествовать.Порой я живу в доме с родственниками –
зависимыми словами. Вся наша семья называется
……………………...
Наши соседи – определяемые слова, когда чем-то недовольны,
то ставят нас после себя и на письме отделяются ………...Мне это
не нравится, но что поделаешь.Когда у меня все нормально – я
действительное, при этом обозначаю признак, который
…........Но чаще я – страдательное, поскольку у меня много
разочарований, при этом обозначаю признак, который
……………………………..У меня могут быть разные суффиксы – все
зависит от времени и настроения. В настоящем времени ко мне
присоединяются суффиксы ……………..,а в прошедшем -
…………………………….
О чем забыло рассказать нам Причастие?
Совсем забыло причастие рассказать о правописании Н-НН в
одной из своих форм, в страдательных причастиях прошедшего
времени. А мы эту тему как раз изучили на прошлом уроке.
Сейчас попросим кого-то из вас попробовать себя в роли учителя
и напомнить нам об этом правиле. (Выступление ученика)
Вы можете спросить нашего учителя о том, что не поняли, но не
забывайте психологическую истину: «Умение правильно
формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости
интеллекта человека». (Вопросы учащихся)
Чей вопрос вам больше всего понравился? Почему?Запишим с
вами небольшой текст и объясним правописание.
А).
Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Кластер
заполняется в
течение урока,
последовательно
исходя из заданий
и выводов,
сделанных
учащимися
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных
прилагательных.
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных;
повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные
прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А). Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток,
остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.
Карточка № 2 (для сильного)
РАБОТА У ДОСКИ
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода,
серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
Б). Фронтальный опрос.
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
- Что нам известно об отглагольных прилагательных?
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить
зависимое слово)
- На какие вопросы отвечают?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
- Какую цель мы для себя поставим?
В). Проверка выполнения карточки у доски.
Задание. Перепиши слова, вставляя Н или НН в суффиксе. Подчеркни «Третье лишнее»
А) Варё_ый бульон, сваре…ая капуста, варе..ая в котелке капуста. красный
Б) Прожаре_ый бекон, жаре…ный на сале бекон, нежаре…ый бекон зелёный
В) В духовке пропечё_ый кекс, печё…ая картошка, непечё…ный хлеб красный
Г) Купле…ая игрушка, вяза…ая кофта, реза…ый батон красный
(заполняем критериальный лист)
Физминутка про РОСТОК
ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите причастия и обозначьте орфограмму.
Подчеркните причастные обороты, обособленные и необособленные.
Стира(н-нн)ое много раз ситц.вое платье едва прикрывало до к.лен худенькие, заг.релые ноги девочки. Её
тёмные густые волосы, забр.(н-нн)ые в кружевную к.сынку, .бились, к.саясь плеч.Каждая черта Ассоль была
выразительно ле.ка и чиста, как полёт ласточ?ки. Тёмные, с оттенком грус?ного вопроса глаза к.зались несколько
старше лица; его (не)правильный мя.кий овал был овеян того рода прелес?ным з.гаром, какой присущ здоровой
бел.зней
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
Составьте с данными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалось -Н, а во втором-НН. Обозначьте
орфограмму.
Крашеный, копчёный, варёное, тушёное, нежареное, стриженый, кованые, кошеный, чеканный ( значение этого
слова может вызвать вопрос, поэтому на уроке должен быть словарь или ученик использует интернет,даже если
это сотовый телефон)
УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
Составьте с предложенными словосочетаниями СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ. Обозначьте орфограмму.
Резан.ая дольками, сорван.ая с куста, подан.ая на блюдце, заправлен.ая маслом, съеден.ая за столом6.
ПРОВЕРКА РАБОТ.
Ребята зачитывают творческие работы (2-3), другие работы (2-3) проверяет учитель по ходу выполнения.
Какая орфограмма была в центре нашего внимания на урока?
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн.
Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на
слайде)
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Выучить правило п.25, упр.102 по заданию,выучить словарные слова.
Составить лингвистическую сказку о правописании н- нн в суффиксах причастий и отглаголенных прилагательных