Напоминание

Театрализованные игры в развитии культуры общения дошкольников


Автор: Плохих Ирина Олеговна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 101 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованные игры в развитии культуры общения дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования. Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластические действия с музыкой, ритмом, словом. Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможно сть з а к р е п и т ь коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения. Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности. Цель занятий театрализованной деятельностью – всестороннее развитие личности ребенка. Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка. Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, импровизацию на детский музыкальных инструментах, драматизацию. 1
Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст. Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями. Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов, инсценировать хорошо знакомые сказки. Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления о способах звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы. Драматизация учит разыгрывать спектакли, используя выразительные средства; развивает память и фантазию детей, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике, выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми; привлекает к активному участию в подготовке и проведении праздника; расширяет музыкальные в п еч атл е н и я , совершенствует импровизационные способности детей, развивает культуру общения. Уже в первой младшей группе дети знакомятся с театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли. Вторая младшая группа – это знакомство с различными видами кукольных театров, обучение детей основам актерского мастерства: развитие внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия. Средняя группа – подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях; формирование интонационной выразительности речи; использование этюдов, обучающих способам управления куклами. Старшая группа – совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа. Для этой цели используются игровые, песенные и танцевальные импровизации. Дети принимают активное участие в театрализованных играх. Подготовительная группа – совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства; развитие творческой самостоятельности. Дети передают настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами. Создают яркий театральный образ героя; умеют сочинять песни на заданный текст в определенном жанре и характере своего героя, используют театральные куклы различных систем. 2
Использование наглядного материала, прослушивание аудиокассет, беседы с детьми о многообразии музыкальных форм и жанров, закладывает в детях основы гармонического развития: слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей. Обучение детей методике ведения кукол, посещение детьми кукольных спектаклей и детских представлений, инсценировки сказок с их участием, разучивание игр, хороводов, песен и танцев – совершенствует артистические навыки в плане переживания и воплощения образов. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях развивает коммуникативные способности: общение друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений, навыков и умений в повседневной жизни, а также эмоциональную отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение материала и высокую активность, желание дальнейшего участия в творчестве. Цель моих занятий с детьми театрализацией – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Именно образно-игровая форма наиболее эффективна в дошкольном возрасте. В ней ярче раскрываются творческие способности детей. Под театрализованными играми необходимо понимать «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художе ственно-образной выразительности. В этом же возрасте можно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога и др. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря 3
этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению. Необходимо предоставлять детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом. Театрализованным играм также принадлежит важная роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. Ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремиться достигнуть определенных целей. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат. 4


В раздел образования