Театрализованные игры в развитии культуры общения дошкольников
Автор: Плохих Ирина Олеговна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 101 ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Театрализованные игры в развитии культуры общения дошкольников Раздел: дошкольное образование
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество
не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного
и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением
ребенка
в
дошкольное
учреждение
создаются
объективные
условия
для
приобщения
детей
к
театру,
начинается
накопление
того
минимума
театральных
впечатлений,
который
является
основой
для
эстетического
развития, последующего систематического художественного образования.
Дети,
получившие
эстетическое
воспитание,
оказываются
наиболее
развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они
более эмоционально приподняты.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в
жизни
каждого
человека.
Именно
в
эти
годы
закладываются
основы
здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития
ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет
ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого
раннего
детства
приобщать
маленького
человека
к
театру,
литературе,
живописи.
Чем
раньше
это
начать,
тем
больших
результатов
можно
достигнуть.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и
развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду
является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.
Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластические действия с
музыкой, ритмом, словом.
Театральное
творчество
–
творчество
коллективное
и
оно
сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее
внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я
убеждена, что основной целью детского театрального творчества является
содействие
становлению
ребенка
как
личности.
Занятия
театральным
искусством
дают
детям
прекрасную
возможно сть
з а к р е п и т ь
коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи,
восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.
Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и
экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот
что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.
Цель занятий театрализованной деятельностью – всестороннее развитие
личности
ребенка.
Основные
направления
–
развитие
певческих,
двигательных
навыков,
эмоциональности,
интеллекта,
артистических
способностей
и
навыков
сценических
воплощений,
коммуникативных
особенностей ребенка.
Театрализация включает в себя практически все виды детской
деятельности: песенную, танцевальную, игровую, импровизацию на детский
музыкальных инструментах, драматизацию.
1
Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению,
побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.
Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание
двигаться
под
музыку,
импровизировать;
побуждает
детей
к
поискам
выразительных
движений
для
передачи
характерных
особенностей
персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.
Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок,
историй,
диалогов;
побуждает
детей
самостоятельно
создавать
игровые
образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов, инсценировать
хорошо знакомые сказки.
Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям
представления о способах звукоизвлечения; предлагает им импровизировать
простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые
инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.
Драматизация учит разыгрывать спектакли, используя выразительные
средства;
развивает
память
и
фантазию
детей,
выразительность
жестов,
эмоций для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.
Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в
празднике,
выступать
перед
родителями
и
сотрудниками
детского
сада,
младшими
детьми;
привлекает
к
активному
участию
в
подготовке
и
проведении
праздника;
расширяет
музыкальные
в п еч атл е н и я ,
совершенствует импровизационные способности детей, развивает культуру
общения.
Уже в первой младшей группе дети знакомятся с театрализованными
играми, просматривают небольшие кукольные спектакли.
Вторая младшая группа – это знакомство с различными видами
кукольных театров, обучение детей основам актерского мастерства: развитие
внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия.
Средняя группа – подведение детей к созданию выразительного образа в
этюдах,
драматизациях,
песенных
и
танцевальных
импровизациях;
формирование
интонационной
выразительности
речи;
использование
этюдов, обучающих способам управления куклами.
Старшая группа – совершенствование исполнительского умения детей в
создании художественного образа. Для этой цели используются игровые,
песенные и танцевальные импровизации. Дети принимают активное участие
в театрализованных играх.
Подготовительная группа – совершенствование всестороннего развития
творческих
способностей
детей
средствами
театрального
искусства;
развитие
творческой
самостоятельности.
Дети
передают
настроение,
характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами. Создают
яркий театральный образ героя; умеют сочинять песни на заданный текст в
определенном
жанре
и
характере
своего
героя,
используют
театральные
куклы различных систем.
2
Использование наглядного материала, прослушивание аудиокассет,
беседы с детьми о многообразии музыкальных форм и жанров, закладывает
в
детях
основы
гармонического
развития:
слуха,
внимания,
движения,
чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных
способностей. Обучение детей методике ведения кукол, посещение детьми
кукольных спектаклей и детских представлений, инсценировки сказок с их
участием, разучивание игр, хороводов, песен и танцев – совершенствует
артистические навыки в плане переживания и воплощения образов.
Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
развивает
коммуникативные
способности:
общение
друг
с
другом,
творческое использование музыкальных впечатлений, навыков и умений в
повседневной
жизни,
а
также
эмоциональную
отзывчивость
детей,
прекрасное настроение, хорошее усвоение материала и высокую активность,
желание дальнейшего участия в творчестве.
Цель моих занятий с детьми театрализацией – сделать жизнь
воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполнить
ее
яркими
впечатлениями,
интересными
делами,
радостью
творчества.
Именно
образно-игровая форма наиболее эффективна в дошкольном возрасте. В ней
ярче раскрываются творческие способности детей.
Под театрализованными играми необходимо понимать «игры в театр»,
сюжетами
которых
служат
хорошо
известные
сказки
или
театральные
представления по готовым сценариям. Театрализованные игры отличаются
от
сюжетно-ролевых
игр
не
только
сюжетом,
но
и
характером
игровой
деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями,
которые
имеют
фиксированное
содержание
в
виде
литературного
произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем
театральном
искусстве,
с
помощью
таких
выразительных
средств,
как
интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности
активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное,
своеобразное.
В
старшем
дошкольном
возрасте
становится
возможным
специальное
обучение
детей
способам
художе ственно-образной
выразительности.
В этом же возрасте можно включать фрагменты театрализованной
деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по
обучению
детей
рассказыванию.
Театрализованные
игры
детей
способствуют
активизации
разных
сторон
их
речи
–
словаря,
грамматического строя, диалога, монолога и др.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств,
ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность,
сознательность,
самостоятельность,
целостное
восприятие
содержания
и
формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность
впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря
3
этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего
выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, дети из
конусов
делают
основание
куклы-марионетки,
а
затем
с
помощью
прорисовки
лица,
одежды,
добавления
различного
рода
дополнительных
деталей создают желаемый образ. При подготовке к спектаклю с помощью
одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по
своему
усмотрению.
Необходимо
предоставлять
детям
возможность
при
создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы
каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не
педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о
развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом.
Театрализованным
играм
также
принадлежит
важная
роль
в
формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых
ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом
ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего
наблюдателя.
Он
вмешивается
в
ход
событий,
пытается
помочь
героям.
Ребенок
мысленно
становится
на
позицию
героя,
прослеживает
ход
его
действий,
сочувствует
его
успехам
и
неудачам,
вместе
с
героем
он
стремиться достигнуть определенных целей. Играя роль, ребенок может не
только
представлять,
но
и
эмоционально
переживать
поступки
своего
персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника.
Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми
проявлениями
жизни,
которые
он
раньше
не
замечал,
и
передать
их
с
помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,
развивает
его
творческие
способности,
приобщает
его
к
глубоким
ценностям. Это конкретный, зримый результат.
4