Программа по дополнительному образованию "Любопытный карандаш"
Автор: Торлопова Людмила Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО "Центр дополнительного образования детей №15" Населённый пункт: г.Сыктывкар Наименование материала: Программа по дополнительному образованию Тема: Программа по дополнительному образованию "Любопытный карандаш" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей №15»
Рекомендована Утверждаю
Художественно- методическим И.о.директора МУ ДО «ЦДОД № 15»
советом МУ ДО «ЦДОД №15» Торлопова Л.Н. __________________
Протокол № ________ «____» _________________ 20___г.
«____» ______________ 20___г.
Принята
Педагогическим советом
МУ ДО «ЦДОД №15»
Протокол № ________
«____» ______________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«ИЗО» (Любопытный карандаш)
Направленность:
Художественная
Срок реализации:
3 года обучения
Возраст : 8-11 лет
Составитель: педагог
дополнительного образования
Людмила Николаевна
Торлопова
Сыктывкар
2015г.
Пояснительная записка.
Рисовать любят все дети, они берут в руки карандаши, даже тогда,
когда их об этом не просят и начинают активно и непосредственно
выражать своё восприятие мира. Через рисунки систематизируются их
знания
об
окружающем
мире,
активизируются
и
совершенствуются
органы чувств, в особенности зрительные и осязательные, развивается
мышление ,
умения
наблюдать ,
анализировать
и
запоминать .
Знакомство
с
выразительными
средствами
и
образным
языком
способствует
рождению
у
ребят
оригинальных
вариантов
эскизов,
композиций и решений в изображениях. Дети учатся видеть и понимать
прекрасное не только в произведениях искусства, но и в окружающей
жизни.
Согласно
современной
концепции
духовно
—
нравственного
развития и воспитания возникает необходимость воспитать творческую
высоконравственную и компетентную личность. Для реализации этих
потребностей
современного
общества
создана
программа
«Изо»(Любопытный карандаш).
Программа «Изо»(Любопытный карандаш) направлена на развитие
универсальных учебных действий учащихся 8—11 лет и предусматривает
разный стартовый уровень способностей детей и поднимает его на свой,
но более высокий уровень. Эта программа даёт возможность: расширить
свои знания и умения по изобразительному искусству; сформировать
аналитические способности; развить наблюдательность, зрительную и
осязательную
память,
чувство
формы,
линии
и
цвета;
приобрести
практические навыки в области живописи и рисунка, а также увидеть
свои
фантазии
в
реальном
воплощении.
В
процессе
занятий
ребята
учатся: поведению в обществе и в коллективе, ответственности за свои
поступки и действия, давать различные оценки и умению адекватно
относиться к критике со стороны.
Данная программа художественной направленности охватывает
несколько
видов
деятельности:
художественное
творчество,
трудовая,
познавательная и игровая деятельность, а так же проблемно-ценностное
общение.
Ценность программы заключается в получении новых личностных
результатов учащихся, которые он понимает, принимает и осознанно
применяет в повседневной жизни.
Актуальность
программы
в
формировании
понимания
роли
искусства в жизни людей: в организации среды вокруг, окружающего
предметного
мира,
в
познании
ребёнком
своего
отношения
к
окружающей
реальности,
к
чувствам,
общению
между
людьми
и
представлениях о взаимоотношениях.
Новизна программы в получении новых качественных результатов
через
применение новых технологий, приёмов, методов и подходов
воспитания, развития и обучения ребят.
Цель:
Формирование и развитие творческих способностей учащихся через
занятия по изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
приобретение знаний о приёмах и технике безопасной работы с
инструментами
и
материалами,
а
так
же
представление
о
назначении и рациональном использовании их;
приобретение знаний и умений по рисованию пейзажа, портрета,
натюрморта,
сказочно-былинного,
анималистического,
бытового,
исторического и батального жанров живописи;
приобретение знаний о художниках и их произведениях ;
приобретение знаний о жанрах и терминологии в живописи;
приобретение
знаний
о
видах
росписи
и
об
особенностях
оформления одежды и рамок для живописных работ;
приобретение знаний о культуре Коми края.
Развивающие:
развитие мелкой моторики рук;
развитие
художественных
способностей:
зрительно-образной
памяти, пространственного мышления, анализа и восприятия;
развитие сосредоточенности и аккуратности;
развитие познавательного интереса;
развитие творческого самопроявления и самовыражения ;
развитие наблюдательности;
развитие умений в достижении цели.
Воспитательные:
формирование творческого отношения к окружающей жизни;
формирование
черт
характера,
относящихся
к
творческим:
самостоятельность
суждений,
уверенность
в
себе,
способность
находить
привлекательность
в
трудностях
,
эстетическую
ориентацию, способность к самоанализу;
формирование
позитивного
отношения
к
нормам
поведения
и
нормам морали в обществе;
формирование деловых качеств: ответственности, пунктуальности
и обязательности;
формирование коммуникативных навыков;
формирование толерантного отношения между детьми;
формирование потребности в саморазвитии.
Характеристика программы.
Тип: дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеразвивающая программа
Направленность: художественная.
Вид: модифицированная.
По видам деятельности:
художественное творчество;
проблемно-ценностное общение;
познавательная, трудовая и игровая деятельность.
Форма занятий: групповая.
По масштабу действия: учрежденческая.
Возрастной принцип: разновозрастная.
Режим занятий: 4 часа в неделю.
Срок реализации: 3 года.
Ориентирована на учащихся 8-11 лет.
Программа составлена с использованием типовых программ:
Соломахин Р.А. Графика // Художественные кружки: Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:
«Просвещение», 1981.
Левин С.Д., Михайлов А.М., Щербаков А.В. Рисунок и живопись
//
Художественные кружки: Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ. – М.: «Просвещение»,
1981.
Декоративная композиция // Культура быта: программы для
внешкольных
учреждений
и
общеобразовательных
школ.
–
М.:
Просвещение, 1986.
Организационно
-
педагогические
основы
обучения.
Программа «Изо»(Любопытный карандаш) ориентируется на
одновременное
решение
задач
художественного
образования
и
эстетического воспитания, т. е. рассматривает
обучение и воспитание
как единый процесс.
Данная программа опирается на «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного
образования
СанПиН
2.4.4.1251-03»
в определении количества часов по годам обучения и
рекомендуемому расписанию занятий.
Занятия проводятся по 40 минут с перерывом 10 минут. В группе 1
года обучения не менее 15 человек, в группе 2 год - не менее 13 человек, в
группе 3 год - не менее 10 человек.
Курс обучения рассчитан на 3 года.
Режим занятий 4 часа в неделю.
Общее количество занятий — 144 часа в год.
Формы занятий — групповые.
Возраст учащихся: 8-11 лет.
Набор производится по желанию и интересам детей. Группы
формируются по годам обучения и степени усвоения материала. Исходя
из заинтересованности детей и технических возможностей, время и темы
занятий могут варьироваться.
Процесс
обучения
включает
в
себя
вводные,
практические,
теоретические и итоговые занятия в течении учебного года.
В образовательном процессе применяются следующие формы
обучения:
индивидуальная работа с учащимися, беседы, экскурсии,
пленэры, игры, выставки, мастер-классы, открытые уроки, коллективно-
творческие дела, походы и культурные мероприятия.
В работе используется дидактический материал:
наглядные пособия(фотографии, схемы, рисунки, эскизы),
демонстрационный
материал ( видеодиски ,
слайды ,
презентации ,
репродукции),
техническое
оснащение(компьютер,
магнитофон,
мультимедийное
оборудование).
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-
педагогических и физических особенностей детей. Работа с учащимися
строится
на
взаимном
сотрудничестве,
на
основе
уважительного
и
тактичного отношения к личности ребёнка, а так же индивидуального
подхода к деятельности учащегося.
Ожидаемые результаты.
Ребёнок успешно освоивший программу «Изо»(Любопытный
карандаш):
знает приёмы и технику безопасности при работе с материалами и
инструментами, а так же умело и рационально использует их;
знает терминологию и отличает жанры и виды живописи, рисунка;
знает наиболее известных художников и их произведения;
знает отдельные виды росписи и их особенности;
знает особенности оформления одежды и культуру Коми края;
умеет
самостоятельно
выполнять
пейзажи,
портреты
или
натюрморты в одном из жанров живописи (сказочно-былинное,
анималистическое ,
бытовое ,
историческое
или
батальное
изображение);
умеет оформлять свои работы в рамки и паспорту;
развита мелкая моторика;
развиты художественные и творческие способности;
развиты познавательные интересы;
развита наблюдательность и умения в достижении цели;
сформировано
позитивное
отношение
к
окружающему
миру
и
нормам поведения и морали в обществе;
сформированы черты характера, относящиеся к творческим;
сформированы деловые качества и коммуникативные навыки;
сформировано толерантное отношение к окружающим;
сформирована потребность в саморазвитии.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Беседа и знакомство с детьми, программой и правилами
поведения на занятиях.
Практика . Знакомство
с
техникой
безопасности,
правилами
пользования
инструментов.
Анкетирование,
игры
на
знакомство
и
развитие общения.
Основы цветоведения.
Теория . Повторение основных цветов(красный, синий, жёлтый),
работа
с
цветовым
кругом
,
работа
с
дополнительными
цветами(оранжевый, зелёный, фиолетовый).
Практика. Смешивание на палитре — получение дополнительных
цветов,
самостоятельная
работа
на
контрастные
и
родственные
сочетания. Упражнение «значение в рисунках чёрного, белого и серого
цветов»,
самостоятельная
работа
на
контрастные
и
родственные
сочетания и практическая работа «сказочная птица».
Тематическое рисование.
Теория. Беседы с демонстрацией репродукций работ известных
художников
на
темы:
«пейзаж»,
«натюрморт»,
«портрет»,
сказочно-
былинный, анималистический и бытовой жанры живописи. Рассказ и
работа по жанрам живописи, включая дидактические игры.
Практика. Организация картинной плоскости. Игра на сплочение
коллектива «узнай соседа». Работа с простым карандашом и резинкой,
упражнения
на
изображения
животных,
птиц
и
фигуры
человека(с
помощью модулей- круг, овал, прямоугольник и квадрат). Выполнение
иллюстраций к сказкам, творческих работ на разные темы (профессии,
город
будущего,
зарань,
яг-морт,
времена
года,
мамин
портрет,
домашние животные и космос.)
Рисование с натуры.
Теория. Беседа по проведению и выходу на пленер возле школы,
беседа
по
истории
натюрморта
и
пейзажа,
работа
по
этапам
изображения простейших предметов(предметы быта, фрукты, листья и
деревья).
Практика. Игра по построению композиции, проект «Дед Мороз»
-выполнение эскизов ёлочных игрушек. Рисование акварелью, гуашью и
карандашом
предметов
с
натуры
с
передачей
форм,
света,
тени
и
рисование пейзажей на пленере.
Декоративно-прикладное искусство:
Роспись. Теория. Знакомство с росписью и её историей. Дымковская
или городецкая роспись.
Практика. Упражнение с элементами росписи и выполнение
росписи предмета быта.
Художественное оформление. Теория.Беседа о тканях, их свойствах и
об
оформлении
одежды.
Особенности
выполнения
узора,
ритма
и
количества цветов в национальном костюме.
Практика.
Выполнение
узора
в
полосе,
круге
или
квадрате.
Практическая работа и выставка.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов, достижений и рассмотрение перспектив
движения каждого учащегося.
Практика. Викторина, анкетирование, награждение и поощрение
активных участников объединения. Анализ своей работы с ребятами,
определение понравившихся тем.
В
целях
расширения
кругозора
предусмотрено
посещение,
подготовка
и
участие
в
выставках,
конкурсах
и
в
воспитательных
мероприятиях.
Учебно-тематический
план
2-го
года
обучения.
№
разд
ела
Тема, содержание
Кол-
во
часов
В том числе
Теор
ия
Прак
тика
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
2
1
1
2
Тематическое рисование.
Проект - мастерская
« исторический
костюм».
54
8
46
3
Рисование с натуры.
Проект «уголёк-мелок».
44
8
36
4
Декоративно-прикладное искусство:
- роспись,
- художественное оформление.
32
6
26
5
- Воспитательные мероприятия и экскурсии.
10
2
8
6
Заключительное занятие.
2
1
1
Всего:
144
26
118
Содержание программы.
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория . Знакомство с программой и планом работы, повторение
техники безопасности.
Практика. Тестирование уровня умений и знаний. Анкетирование с
целью
выявления
интересов
детей
и
планирования
дальнейшего
сотрудничества. Игра на развитие воображения.
Тематическое рисование.
Теория. Повторение жанров живописи, анализ работ известных
художников,
изучение
пропорций
головы
и
фигуры
человека,
особенности
исторического
и
батального
жанра.
Анализ
и
беседы
о
картинах
и
репродукциях
художников.
Обсуждение
и
подготовка
проекта-мастерской «исторический костюм».
Практика . Выполнение изображений на темы:
«богатыри и
красавицы», «птица певчая», «летний берег», «воспоминания о войне»,
«жители
леса»,
«полёт
к
другим
планетам».
Рисование-упражнения
разными
способами(растушёвка,
штриховка).
Выполнение
проекта-
мастерской
«исторический
костюм»,
выполнение
общей
работы,
обсуждение, оценивание работ и оформление выставки.
Рисование с натуры.
Теория . Знакомство с репродукциями известных художников-
натуралистов, введение терминов
- блик, свет, тень, падающая тень,
передний
и
задний
планы,
дидактические
игры
на
развитие
воображения.
Презентация
на
тему
«линейная
и
воздушная
перспективы». Подготовка и обсуждение проекта «уголёк-мелок».
Практика. Изображение предметов в перспективе с передачей
объёма. Натюрморт с ветками деревьев, растений и цветов. Рисование с
натуры
предметов
труда,
быта,
искусства
и
игрушек
простых
форм.
Выполнение проекта «уголёк-мелок». Пробные работы и упражнения с
применением угля и мелков. Выставка работ.
Декоративно-прикладное искусство:
Роспись. Теория. Беседы об истории росписи, её географии, стилях и
элементах(Хохломская или Гжельская росписи).
Практика . Особенности цветового решения и выполнение из
изученных
элементов
узора.
Выполнение
работы
по
оформлению
предмета быта.
Художественное
оформление. Теория . Происхождение в Коми
символов
«пасы»
и
коми-узоров,
их
назначение.
Беседа
об
истории
орнамента
и
его
роли,
этапы
выполнения
орнамента,
демонстрация
работ с орнаментом.
Практика.
Выполнение
эскиза
семейного
паса,
открытки
с
использованием геометрических элементов и элементов изображения
животного и растительного мира, с применением орнамента и узоров
на темы «мамин день», «С новым годом», «8 марта». Выставка работ
обсуждение и оценка.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов, достижений и рассмотрение перспектив
движения и роста каждого учащегося.
Практика. Викторина, анкетирование, награждение и поощрение
активных участников объединения. Анализ своей работы с ребятами,
определение понравившихся тем.
В
целях
расширения
кругозора
предусмотрено
посещение,
подготовка
и
участие
в
выставках,
конкурсах
и
в
воспитательных
мероприятиях.
Учебно-тематический
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория . Знакомство с программой и планом работы, повторение
техники безопасности.
Практика. Тестирование уровня умений и знаний. Анкетирование с
целью
выявления
интересов
детей
и
планирования
дальнейшего
сотрудничества. Игра на развитие командного духа.
Декоративное оформление:
Витраж . Теория . Беседа об истории витража, особенностях этого
искусства .
Демонстрация
фотографий
витражей ,
особенности
выполнения витражей.
Практика. Выполнение эскиза простого витража. Выставка работ.
Роспись по стеклу. Теория . Беседа о творчестве в жизни человека.
Подготовка
и
разработка
проекта
« творчество
художника » .
Возможности
применения
и
происхождение
росписи
по
стеклу
в
интерьере дома, офиса и квартиры.
Практика. Выполнение проекта «творчество и художник». Этапы и
способы выполнения эскизов и работ по стеклу, выполнение пробных
работ и их выставка с обсуждением.
Интерьеры.
Теория . Беседа о различных интерьерах, роли их в жизни людей,
демонстрация работ современных и старых мастеров. Элементы дизайна
интерьеров ,
повторение
линейной
и
воздушной
перспектив .
Рассмотрение особенностей изображения кухни и комнат. Знакомство с
домами интересной и необычной формы, демонстрация фотографий и
слайдов
этих
строений.
Подготовка
и
разработка
проекта
«бином
домика».
Практика. Зарисовка бытового интерьера(угол, буфет), выполнение
работы на тему «моя будущая квартира, комната или дом». Выполнение
эскизов комнат и кухни. Работа и выполнение проекта «бином домика».
Выставка, анализ и обсуждение работ.
Декоративно-прикладное искусство:
Роспись . Теория. Демонстрация сюжета о росписи в современном
применении,
обсуждение
применения
в
наше
время(в
одежде,
оформление интерьера стен и аэродизайн машин).
Практика. Выполнение эскиза росписи в современном костюме или
автомобиля, презентация работ.
Художественное оформление. Теория. Беседа или «мозговой штурм»
на
варианты
оформления
работ
(подбор
рамки,
цветовое
решение,
уместность сочетания деталей и их подбор). Подготовка к выполнению
итоговой работы за всё время обучения.
Практика . Оформление работ в паспорту, рамку или другие
варианты
дизайна.
Выполнение
итоговой
работы.
Выставка
готовых
работ.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов и обсуждение достижений за всё время
обучения по программе с каждым ребёнком.
Практика. Проверка уровня обученности и воспитанности в форме
наблюдения
и
тест-опроса.
Анкетирование
с
целью
анализа
своей
работы
с
детьми.
Анализ
итоговых
работ,
поощрение
успешных
выпускников объединения и обсуждение интересных тем.
В
целях
расширения
кругозора
предусмотрено
посещение,
подготовка
и
участие
в
выставках,
конкурсах
и
в
воспитательных
мероприятиях.
Этапы
педагогического
контроля
1-го
года
обучения.
Осуществление педагогического контроля происходит в несколько
этапов:
№ Вид
Цель
Содержание
Форма
проведен
ия
Критерии
1
Входящий Выявление
первичных
знаний,
понятий,
уровня
развитости
способностей
Вопросы
анкетирования,
беседы
или
теста
(опросника)
Беседа
или
тест
или
опросник
и
анкетиров
ание
% учащихся,
готовых
к
освоению
программы
2
Тематичес
кий
Выявление
усвоения
знаний
по
темам
1 - го
года обучения
Демонстрируют
свои
знания
и
умения
по
окончанию каждой
пройденной
темы
1-го года обучения.
Наблюден
ие ,
тест ,
опрос,
зарисовки
или
готовые
рисунки
и
изображен
ия
Высокий
средний
допустимый
3
Промежут
очный
Выявление
и
закрепление
усвоения
знаний
по
пройденным
разделам
1-го
года обучения
Выполнение
самосто-
ятельной
творческой
работы
с
определён-
ными
предложенны-
ми
задачами
исходя-
щими из заданий раз-
дела
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект
Высокий
средний
допустимый
4
Итоговый Закрепление и
выявление
сформирован
ности
уровня
освоенности
знаний,
коммуникатив
ных
навыков,
художественн
Выполнение
творческого проекта
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект и
выставка
работ
учащихся
Высокий
средний
допустимый
ых
способностей
и умений по
пройденному
курсу 1-го года
обучения
Первый год обучения.
Входящий контроль проводится с целью выявления уровня развитости
способностей, знаний и умений ребёнка. В форме беседы, теста или
опросника,
также
проводится
анкетирование
с
целью
сбора
данных
потенциальных
учащихся
в
объединении
и
для
личного
знакомства
педагога с родителями.
Тематический
контроль проводится
по
окончанию
темы
в
программе:
по
усвоению
знаний
техники
безопасности,
по
основам
цветоведения и знанию терминов жанров живописи — в виде теста или
фронтального опроса. А по наблюдениям за упражнениями и работами
по окончанию тем — делаются примечания об уровне воспитанности,
развитости воображения и фантазии.
Промежуточный контроль проводится по итогам разделов — в форме
упражнений и выставок на темы: смешивание цветов, изображение с
помощью
модулей-фигур,
выполнение
узоров
одежды.
Подводятся
итоги проведения проекта Деда Мороза, в виде выставки и анализа с
участниками
проекта
.
Также
обсуждаются
,
фиксируются
и
анализируется результаты обучающегося.
Итоговый контроль проводится при подведении итогов по задачам
годового курса обучения, в конце 1-го года по сравнительному анализу
всех законченных работ за весь год обучения каждого обучающегося по
сравнению с предыдущими его работами. Анализируется уровень роста
или спада знаний, умений и навыков в рисовании через наблюдение,
собеседование. Также проводится тестирование уровня воспитанности
путём:
анкетирования
и
наблюдения
за
поведением
и
общением
учащихся. Ещё даются рекомендательные замечания и предложения для
развития и роста способностей ребёнка на лето.
Этапы
педагогического
контроля
2 - го
года
обучения.
Осуществление педагогического контроля происходит в несколько
этапов:
№ Вид
Цель
Содержание
Форма
проведен
ия
Критерии
1
Входящий Выявление
первичных
знаний,
Вопросы
анкетирования,
беседы
или
теста
Беседа
или
тест
или
% учащихся,
готовых
к
освоению
понятий,
уровня
развитости
способностей
(опросника)
опросник
и
анкетиров
ание
программы
2
Тематичес
кий
Выявление
усвоения
знаний
по
темам
2 - го
года обучения
Демонстрируют
свои
знания
и
умения
по
окончанию каждой
пройденной
темы
2-го года обучения.
Наблюден
ие ,
тест ,
опрос,
зарисовки
или
готовые
рисунки
и
изображен
ия
Высокий
средний
допустимый
3
Промежут
очный
Выявление
и
закрепление
усвоения
знаний
по
пройденным
разделам
2-го
года обучения
Выполнение
самосто-
ятельной
творческой
работы
с
определён-
ными
предложенны-
ми
задачами
исходя-
щими из заданий раз-
дела
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект
Высокий
средний
допустимый
4
Итоговый Закрепление и
выявление
сформирован
ности
уровня
освоенности
знаний,
коммуникатив
ных
навыков,
художественн
ых
способностей
и умений по
пройденному
курсу 2-го года
обучения
Выполнение
творческого проекта
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект и
выставка
работ
учащихся
Высокий
средний
допустимый
Второй год обучения.
Входящий
контроль проводится с целью для выяснения над чем
необходимо
усиленней
поработать
на
втором
году
обучения.
Также
проводится опрос на предмет усвоенности программного материала 2-
го года обучения детей, анкетирование по уровню воспитанности на
данный момент и по определению их интересов.
Текущий контроль проводится после прохождения тем занятий — в
форме упражнений и выставок на темы: пропорции головы и фигуры
человека, по знаниям росписей и исторических костюмов. Выполнение
практических заданий различной сложности.
Промежуточный контроль проводится по итогам разделов — в форме
тестов на знание терминов (блик, свет, тень, названия жанров живописи
и линейная, воздушная перспективы). Подведение итогов работы по
проекту-мастерской «исторический костюм» и проекту «уголёк-мелок»,
проводится выставка и обсуждения работ.
Итоговый контроль проводится при подведении итогов в конце года
по сравнительному анализу всех законченных работ за весь год обучения
каждого ребёнка и призовых мест обучающихся. Анализируется уровень
роста
или
спада
знаний,
умений
и
навыков
в
рисовании
через
наблюдение за учащимися. Проводится анкетирование для выявления и
проведения
сравнительного
анализа
уровня
воспитанности
относительно
первого
года
обучения.
Проводится
викторина
для
выявления усвоенности полученных знаний и умений, с последующей
коррекцией
работы
педагога
по
улучшению
качества
преподавания
знаний.
Этапы
педагогического
контроля
3 - го
года
обучения.
Осуществление педагогического контроля происходит в несколько
этапов:
№ Вид
Цель
Содержание
Форма
проведен
ия
Критерии
1
Входящий Выявление
первичных
знаний,
понятий,
уровня
развитости
способностей
Вопросы
анкетирования,
беседы
или
теста
(опросника)
Беседа
или
тест
или
опросник
и
анкетиров
ание
% учащихся,
готовых
к
освоению
программы
2
Тематичес
кий
Выявление
усвоения
знаний
по
темам
3 - го
года обучения
Демонстрируют
свои
знания
и
умения
по
окончанию каждой
пройденной
темы
3-го года обучения.
Наблюден
ие ,
тест ,
опрос,
зарисовки
или
готовые
рисунки
и
изображен
ия
Высокий
средний
допустимый
3
Промежут
очный
Выявление
и
закрепление
усвоения
знаний
по
пройденным
разделам
3-го
Выполнение
самосто-
ятельной
творческой
работы
с
определён-
ными
предложенны-
ми
задачами
исходя-
щими из заданий раз-
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект
Высокий
средний
допустимый
года обучения дела
4
Итоговый Закрепление и
выявление
сформирован
ности
уровня
освоенности
знаний,
коммуникатив
ных
навыков,
художественн
ых
способностей
и умений по
пройденному
курсу 3-го года
обучения
Выполнение
творческого проекта
Наблюден
ие,
беседа,
творчески
й проект и
выставка
работ
учащихся
Высокий
средний
допустимый
Третий год обучения.
Входящий
контроль проводится
на
предмет
усвоенности
программного материала 2-го года обучения детей в объединении в
форме
теста
и
анкетирование
по
уровню
воспитанности
на
данный
момент.
Текущий контроль проводится после прохождения тем занятий — в
форме фронтальных опросов и выставок на темы: витраж и интерьеры.
Проводится фронтальный опрос учащихся после докладов по проекту
«творчество художника».
Промежуточный контроль проводится по итогам разделов — в форме
тестов или опросов на знание терминов (витраж, бином, пленер, эскиз,
набросок).
Подведение
итогов
по
проекту
«бином
домика»
с
проведением выставки и обсуждением работ. Выполнение практических
заданий различной сложности.
Итоговый контроль проводится при подведении итогов в конце года
для сравнительного анализа всех законченных работ за весь год обучения
каждого ребёнка и призовых мест учащихся. Анализируется уровень
роста или спада умений и навыков в рисовании через наблюдение за
учащимися и по итоговой работе за всё время обучения. Проводится
анкетирование
для выявления и проведения сравнительного анализа
уровня воспитанности относительно второго года обучения и за время
всего обучения. Проводится викторина для выявления усвоенности и
сформированности полученных
знаний,
умений
и
навыков,
с
последующей
коррекцией
работы
педагога
по
улучшению
качества
преподавания знаний на будущее.
По окончанию курса обучения по художественной программе
и
после подведения итогов, лучшим выпускникам вручается сертификат
об
окончании
обучения
по
образовательной
программе
«Изо»
(Любопытный карандаш) в кол-ве 432 часа.
Литература для педагога.
1. С.А.Казначеева,С.А.Бондарева. Изобразительное искусство, развитие
цветового восприятия у школьников. Волгоград., 2010г.
2. Е.Г.Вершинникова, Р.В.Игнатьев. Занятия в школе дизайна, 5-9 класс.
Волгоград. 2010г.
3. Т.Геронимус. Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению.
М. 2008г.
4. Т.В.Калинина. Птицы, звери, комары и мухи, первые успехи в
рисовании. С-Пб. 2011г.
5. Пер. с итал. отв. ред. Е. Зуевская. Школа рукоделия. 100% креатива.
М. 2010г.
6. Интернет странички «город мастеров.ру» и «мастерская креативных
идей для дома».
7. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Рабочая тетрадь по изобразительному
искусству. 1, 2, 3 класс. М. 2009г.
8. Журнал «Юный художник» за 1994г. № 2-8, за 1989г. №4- 11.
9. К.А.Аргат. Русская народная роспись по дереву. М. 1970г.
10. Н.А.Горяева. О.В.Остроская. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. 5 класс. Учебник. 2010г.
11. Т.В.Клейман. Детям о культуре народа коми. Части 3 и 4.
Методические рекомендации. Сыктывкар. 1995г.
12. Этнографические очерки. Традиционная культура народа коми.
Ред. В.В.Харитонова. Сыктывкар. 1994г.
13. К.Е.Титов. Народные промыслы. Хохломская, Мезенская и Урало-
Сибирская росписи. М. 2000г.
14. А.Р. Савина.К.Е.Рейсман. Расписные изделия народных мастеров.
Гжель. Дымково. Филимоново. М. 1999г.
15. В.А.Воронов. Крестьянское искусство. М.1989г.
Литература для учащихся.
1. Интернет странички «город мастеров.ру» и «мастерская креативных
идей для дома».
2. С.А.Казначеева,С.А.Бондарева. Изобразительное искусство, развитие
цветового восприятия у школьников. Волгоград., 2010г.
3. Т.Геронимус. Маленький мастер. Учебник по трудовому обучению.
М. 2008г.
4.
Т.В.Клейман.
Детям
о
культуре
народа
коми.
Части
3
и
4.
Методические рекомендации. Сыктывкар. 1995г.
5. А.Р. Савина.К.Е.Рейсман. Расписные изделия народных мастеров.
Гжель. Дымково. Филимоново. М. 1999г.
6. К.Е.Титов. Народные промыслы. Хохломская, Мезенская и Урало-
Сибирская росписи. М. 2000г.
Приложение
План воспитательной работы :
Организационная работа.
Объявление о наборе детей, экскурсии и участие в «Дне открытых
дверей, круглых столов», проведение мастер-классов.
Общеразвивающие и досуговые мероприятия.
Работа по данному разделу строится по таким направлениям:
здоровое отношение к себе, Коми-край родной, одарённый ребёнок-
индивидуальная работа, нравственно-патриотическое и экологическое
воспитание
.
Это
участие
в
учрежденческих
,
городских
и
республиканских мероприятиях (конкурсные программы, дни города и
посёлка,
мероприятия
по
безопасности,
походы
и
совместные
партнёрские
праздники
со
школой,
досуговым
центром
«Лира»,
ветеранским комитетом.)
Работа с родителями.
Родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации с
родителями,
присутствие
родителей
на
занятиях
и
мероприятиях
объединения, анкетирование, благодарственные письма и совместные с
родителями мастер-классы.
Методическая работа и самообразование педагога.
Участие в работе методического совета, пед.совета, производственных
совещаний, конференций, конкурсов, повышение квалификации через
курсы, учёбы, посещение занятий других объединений, знакомство и
изучение
передового
опыта
и
использование
информации
из
сети
интернет.