Напоминание

Е-И в корнях с чередованием


Автор: Пашутко Ирина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Воронокская СОШ" Стародубского района Брянской области
Населённый пункт: с.Воронок, Стародубский район, Брянская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Е-И в корнях с чередованием
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ «Воронокская СОШ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 5 классе

(согласно ФГОС)

ТЕМА:

Разработала и провела: Пашутко И.Б.,

учитель русского языка

и литературы

2015-2016 уч. год


Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока:
ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения:
проблемно-поисковый
,
словесный, практический.
Организационные формы работы:
фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
1) Для учителя: - организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания; - формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы; - воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес 2) Для обучающихся: - выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием; - научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:

* предметные:
усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* личностные:
понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:

-

познавательные:
анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей, -
регулятивные:
выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
коммуникативные:
умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, проектор
Методическое обеспечение урока:
презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»; раздаточный материал; тетради для правил
,
таблица «Е-И в корнях с чередованием»
Структура урока:
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. 2. Проверка Д/З 3. Интрига. 4. Актуализация знаний. 5. Выявление места и причины затруднения. (Проблема) 6. Построение проекта выхода из затруднения (Определение темы, целеполагание) 7. Реализация построенного проекта 8. Первичное закрепление 9. Самостоятельная работа и самооценка. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 11. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.
1.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде) - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
I.

Проверка Д/З.
Учитель: У кого возникли дома вопросы по Д/З? А что вы должны были сделать? (выполнить упр. 212 и выписать пословицы о труде и учебе). Давайте прочитаем (каждый по 1, но чтобы не повторялись). Учитель: молодцы. Сегодня мы еще встретимся с подобными пословицами.
II.

Вступление в урок. Интрига.
Учитель: Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. -Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
III.

Актуализация ранее изученного.
- Сегодня мы с вами будем продолжаем изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью и говорить об орфограмме в корне слова, а вот о какой, вы должны будете догадаться сами. Внимание на экран! 1) С…деньем г…рода не берут. Под л…жачий кам…нь в…да не т…чёт. Учитель: Прочитаем пословицы. Ученики читают. Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Учитель: Какой? Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Учитель: А как эти пословицы связаны с выписанными дома? Ученики: одна тема (о труде) 2. Распределительный диктант. Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Безударные гласные в корне слова Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся
Сиденьем города лежачий вода течёт камень Учитель: Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания: Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде). Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые. Ученики читают, называя к каждому слову проверочное. Учитель: Перед вами привычная нам карточка самоконтроля. Выставьте себе в неё количество баллов за правильно выписанные слова
(максим. – 6 баллов)

5. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какое слово осталось без нашего внимания? Ученики: БЕРУТ. Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень. Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д. Учитель: Какая же гласная в корне этого слова? Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся. Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица, но её слова «забыли» своё место. Нужно расставить их правильно, чтобы получилась пословица (игровой момент) НАБЕРЁШЬ, ЯГОДКЕ, ПО, СОБИРАЙ, КУЗОВОК
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
Учитель: У кого «собралась» пословица? (ученики поднимают руки) Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим? Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться. Учитель: выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ. Ученики называют. Учитель на доске , а дети в тетрадях делают запись: БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ. Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? Ученики: Чередование звуков Е-И. Учитель: Что такое чередование звуков? Ученики: Это замена одного звука другим. Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ? Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? Ученики: Нет. Учитель: Почему? Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
6. Построение проекта выхода из затруднения (Определение темы урока, целеполагание)
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Определите тему урока.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Какова наша задача? Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. ТЕМА УРОКА: БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
7. Реализация построенного проекта. (Работа по теме. Теория)



а)
Создание проблемной ситуации. Учитель: Я предлагаю вам, ребята, поработать исследователями и самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом (в парах). Перед вами зеленые и красные карточки. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках? Ученики: Это глаголы. Учитель: Определите их вид. Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару (из глаголов на красной карточке) РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием, графически обозначим корень. (каждая пара учеников по 1 паре глаголов)
(У кого все пары – 7 баллов в карту самооценки)
Учитель: Итак, какие корни с чередованием встретились? Запишем их в тетради для правил. (На доске (учитель) и в тетрадях (дети) запись): -ТЕР - -ТИР- Потом рисуем суффикс - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- Учитель: Вы составили видовые пары глаголов. Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И. Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи? Определите части речи. Внимание на экран. (часть речи появляется по мере ответов) ИЗБИРАТЕЛИ - существительное БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ - прилагательное БЛЕСТЯЩЕ – наречие
Учитель: Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то

пишем Е.
б) Учитель: Откроем учебник, стр. 96, параграф 28, и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Ученики (читают правило): Правильный. в) ***
Работа с видеоуроком
(просмотр материала) Делаем выводы: Что может помочь в запоминании орфограммы (правила –ИРА- и шуточное стихотворение) г) Учитель: вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях). (На доску вывешивается таблица «Е-И в корнях с чередованием) д) Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте
выработаем алгоритм наших действий
. Работаем в парах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение». Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде. 1. Выделяю в слове (корень). 2. Ставлю (знак ударения). 3. Нахожу (безударную гласную в корне) 4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е) Учитель: Как графически будем выделять орфограмму? Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение
8. Первичное закрепление.
1) Работа с учебником: упр. 214 (выборочное комментированное письмо. Выписываем только глаголы) (коллективно) *
ФИЗМИНУТКА:
Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок. Мы попрыгаем немного, И пройдёмся по дороге. За столы садимся дружно, Нам теперь учиться нужно. 2) Выборочно-распределительная работа в парах. Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и распределить его в табличку с Е или с И (один человек на закрытой доске) 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ. 7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ. 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
Должно получиться:

Е

И
Блестит Беру Берет Стелет соберешь Обжигают Собирает Продирает
Проверяем, выставляем количество баллов в карту самопроверки. (максимально 8

баллов)
3)
Творческий диктант
.
Задание
: заменить словосочетания глаголами с изучаемой орфограммой, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать). (1 человек работает у доски)
(В карту самооценки выставляем баллы – максимально 7)
4) Учитель: А теперь немного поиграем. Игра «Четвертое лишнее» А) бл..стит, выж..гает, уб..рёт, зам..рли (ВЫЖ
И
ГАЕТ) Б) уб..гает, м..длительный, расст..лил, пос..лился (РАС
СТЕЛ
ИЛ)
(В карту самооценки – макс. 2 балла)
5) Работа с текстом. Учитель: Мы поработали со словами и пословицами, в которых есть орфограмма «Буквы Е- И в корнях с чередованием». Теперь перейдем к тексту Текст на экране) . Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа!
Анализ текста:
1. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. (О красоте русской природы) - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм) -А что такое патриотизм? Словарная статья из словаря С. И. Ожегова
Патриотизм –
любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. Обратите внимание на ударение. - Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Запишите в тетрадь эти два слова:
патриотизм, патриот

2. Озаглавить текст и ( Картины природы, красота природы). 3. К какому стилю относится текст? (художественному) 4. К какому типу речи относится текст? (описание) 5. *Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. (у доски 1 ученик выписывает слова с пропусками, подчеркивает слова с чередованием Е-И в корне) (если мало времени, то выписываем только слова с пропусками и подчеркиваем слова с чередованием)
В каком предложении недостаёт запятой?
Почему она должна быть? 6.Синтаксический разбор предложения: От шороха листьев замирает сердце. (2 ученик). 7.Начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику (3 ученик) 8. К слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы (синонимический ряд). (засияет, засверкает) (4 ученик)
*** работа с тренажером
(по 1 ученик у доски, по очереди) КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОВЕРКА (Корни с чередованием: замирает, расстилается, стелется, заблестит, замирает)
9. Самостоятельная работа.
Учитель: Ну а теперь время для самостоятельной работы. Возьмите задания. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.
Задание на «3»:

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с

чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание на «4»:

Уровень



2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы Соб…рать – соб…ру, зап…рать – зап…реть отд…рать – отд…ру, зам…рать – зам…реть бл…стать – бл…стеть, уст…лать – уст…лить
Задание на «5»: Уровень 3



Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в

корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной

гласной.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент, изм..рять рост, вым..рли от холода, пом..рился с товарищем.

Самооценка:

Учитель:
Ну а теперь давайте подсчитаем количество баллов, полученных вами согласно листкам самооценки (все задание, кроме самостоятельной работы)
0-15 баллов – «2»

16-22 баллов – «3»

23-27 балл – «4»

28-30 балла – «5»

А окончательную оценку я поставлю после проверки самостоятельной работы.

10. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос. Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Мы её достигли? Ученики: Да. 2. Учитель: Продолжите данные предложения Сегодня на уроке я узнал_________________ Особенно мне понравилось_______________ Показалось трудным ___________________ Я доволен_____________________________
11. Домашнее задание:
параграф 28, упр. 215, * творч. задание: составить текст на тему «Как я помогаю маме», используя в каждом предложении слово на изучаемую орфограмму.
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ
Творческое задание
Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами. Например:1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно. Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка: 1) Используй короткие простые предложения; 2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу. Набор глаголов с чередующимися корнями: собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть). . 2. Постели салфетку на колени. 3. Не задирай ноги и не болтай ими. 4. Убирай локти со стола. 5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой. 6. Не втирай в скатерть пролитый суп. 7. После еды убери за собой посуду. 8. Не поленись, собери крошки и другой мусор Поставим оценку за задание:  5–6 предложений – 3 балла  3–4 предложения – 2 балла  1–2 предложения – 1 балл



Глагол сов. вида - глагол несов. вида
РАСТЕРЕТЬ - _______________________ РАЗБЕРУ - ________________________ ОТПЕРЕТЬ - _______________________ ЗАДЕРЁТ - _________________________ ЗАМЕРЕТЬ - ________________________ РАССТЕЛИТЬ - _____________________ ВЫЖЕГ - ___________________________
Глагол сов. вида - глагол несов. вида
РАСТЕРЕТЬ - _______________________ РАЗБЕРУ - ________________________ ОТПЕРЕТЬ - _______________________ ЗАДЕРЁТ - _________________________ ЗАМЕРЕТЬ - ________________________ РАССТЕЛИТЬ - _____________________ ВЫЖЕГ - ___________________________
Глагол сов. вида - глагол несов. вида
РАСТЕРЕТЬ - _______________________ РАЗБЕРУ - ________________________ ОТПЕРЕТЬ - _______________________ ЗАДЕРЁТ - _________________________ ЗАМЕРЕТЬ - ________________________ РАССТЕЛИТЬ - _____________________ ВЫЖЕГ - ___________________________
Глагол сов. вида - глагол несов. вида
РАСТЕРЕТЬ - _______________________ РАЗБЕРУ - ________________________ ОТПЕРЕТЬ - _______________________ ЗАДЕРЁТ - _________________________ ЗАМЕРЕТЬ - ________________________ РАССТЕЛИТЬ - _____________________ ВЫЖЕГ - ___________________________
Глагол сов. вида - глагол несов. вида
РАСТЕРЕТЬ - _______________________ РАЗБЕРУ - ________________________ ОТПЕРЕТЬ - _______________________ ЗАДЕРЁТ - _________________________ ЗАМЕРЕТЬ - ________________________ РАССТЕЛИТЬ - _____________________ ВЫЖЕГ - ___________________________
ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ ОТПИРАТЬ ОТПИРАТЬ ЗАДИРАТЬ ЗАДИРАТЬ РАСТИРАТЬ РАСТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ЗАМИРАТЬ ВЫЖИГАТЬ ВЫЖИГАТЬ РАССТИЛАТЬ РАССТИЛАТЬ РАЗБИРАТЬ РАЗБИРАТЬ
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Выделяю в слове _______________________ 2. Ставлю _______________________________ 3. Нахожу _______________________________ 4. Вспоминаю ____________________________ 5. Проверяю, (есть ли _______________________ 6. Если _________________________________________________ Подсказка: (знак ударения; корень; безударную гласную в корне; корни с чередованием; есть А – ниши И, если нет – Е; суффикс А) АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Выделяю в слове _______________________ 2. Ставлю _______________________________ 3. Нахожу _______________________________ 4. Вспоминаю ____________________________ 5. Проверяю, (есть ли _______________________ 6. Если _________________________________________________ Подсказка: (знак ударения; корень; безударную гласную в корне; корни с чередованием; есть А – ниши И, если нет – Е; суффикс А) АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Выделяю в слове _______________________ 2. Ставлю _______________________________ 3. Нахожу _______________________________ 4. Вспоминаю ____________________________ 5. Проверяю, (есть ли _______________________ 6. Если _________________________________________________ Подсказка: (знак ударения; корень; безударную гласную в корне; корни с чередованием; есть А – ниши И, если нет – Е; суффикс А) АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ 1. Выделяю в слове _______________________ 2. Ставлю _______________________________ 3. Нахожу _______________________________ 4. Вспоминаю ____________________________ 5. Проверяю, (есть ли _______________________ 6. Если _________________________________________________ Подсказка: (знак ударения; корень; безударную гласную в корне; корни с чередованием; есть А – ниши И, если нет – Е; суффикс А)
Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа!
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Задание: выписать слова с пропусками и подчеркнуть слова с чередованием Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Задание: выполнить синтаксический разбор предложения: От шороха листьев замирает сердце. Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Задание: начертить схему сложного предложения и дать устно характеристику. Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Задание: к слову ЗАБЛЕСТИТ подобрать синонимы. Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа! Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко о стелется туман. Но вот скоро забл..стит со..нце туман исчезнет. Яркая радуга цветов радует глаз. От ш..роха лист..ев зам..рает сер..це. Красива рус..кая природа!

Самостоятельная работа

Задание на «3»:

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с

чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание на «4»:

Уровень



2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы, Соб…рать – соб…ру, зап…рать – зап…реть отд…рать – отд…ру, зам…рать – зам…реть бл…стать – бл…стеть, уст…лать – уст…лить
Задание на «5»: Уровень 3



Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в

корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной

гласной.
Вставьте пропущенные буквы, выделить орфограммы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент, изм..рять рост, вым..рли от холода, пом..рился с товарищем.
Самостоятельная работа

Задание на «3»:

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с

чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание на «4»:

Уровень



2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограммы, Соб…рать – соб…ру, зап…рать – зап…реть отд…рать – отд…ру, зам…рать – зам…реть бл…стать – бл…стеть, уст…лать – уст…лить
Задание на «5»: Уровень 3



Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в

корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной

гласной.
Вставьте пропущенные буквы, выделить орфограммы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент, изм..рять рост, вым..рли от холода, пом..рился с товарищем.


В раздел образования