Межпредметная интеграция ОБЖ и предметов естественнонаучного цикла в 8 классе.
Автор: Ладэ Иван Михайлович Должность: преподаватель обж Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: город Печора Республика Коми Наименование материала: статья Тема: Межпредметная интеграция ОБЖ и предметов естественнонаучного цикла в 8 классе. Раздел: среднее образование
Межпредметная интеграция ОБЖ и предметов естественнонаучного цикла.
Общие темы изучения в 8 классе.
(ОБЖ, география, биология, химия)
Преподаватель ОБЖ МОУ «Гимназия №1»
г. Печоры Республики Коми
Я.А.Коменский считал, что познавательный интерес является одним из главных путей
создания светлой и радостной обстановки обучения. На уроках ОБЖ организую
деятельность детей, сочетая все факторы, влияющие на формирование познавательного
интереса. Особую роль отвожу содержанию материала, в котором использую
межпредметные связи, положительно влияющие на развитие познавательного интереса.
Мир становится понятнее ученику, знания, полученные на других уроках, становятся
востребованными, а значит, появляется желание их пополнять. Учителями естественного
цикла МОУ «Гимназия №1» и ОБЖ скорректированы темы уроков, где возможен синтез
учебного материала, способствующий целостному представлению об изучаемом
материале.
Предметная
область
Область интеграции
Темы интеграции
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельност
и
География
1.Государственная граница России. Длина,
виды, территориальные воды,
экономическая зона, крайние точки РФ.
Служба в пограничных войсках РФ.
2.Стихийные бедствия, связанные с
литосферой - оползни, сели, землетрясения,
вулканизм. Опасные сейсмические
территории страны. Техногенные
катастрофы, связанные с добычей полезных
ископаемых. Правила поведения человека
при опасности
3. Стихийные бедствия, связанные с
атмосферой - смерчи, циклоны, засухи,
низкие температуры воздуха, обморожения,
тепловые удары, удары молний, ливни,
Территории страны, где возможны данные
атмосферные явления. Техногенные
катастрофы, связанные с атмосферой.
Правила поведения человека при
опасности.
4.Стихийные явления – наводнения,
ледоставы, ледоходы на водоёмах и их
опасность. Штормовые явления на
водоёмах. Территории страны, где
возможны данные гидрологические
явления. Техногенные катастрофы,
связанные с гидросферой. Правила
поведения человека при опасности.
5. Правила поведения человека в лесу. на
болоте. Ориентирование, первая помощь
пострадавшим.
Биология
1.Факторы, укрепляющие здоровье человека
Движение
–
естественная
потребность
организма человека. Избыток и недостаток
движения как причина многих заболеваний.
Физическая культура. Влияние физических
упражнений
на
развитие
растущего
организма.
Воспитание
необходимых
физических
качеств.
Со ставляющие
хорошей
физической
формы.
Развитие
сердечно-сосудистой
вын о с л и во с ти ,
мышечной
силы,
гибкости
и
скоростных
качеств. Принципы поддержания хорошей
физической нормы и правила безопасности
при
выполнении
физических
упражнений
на
уроках
физкультуры,
спортивных
секциях.
Закаливание
организма.
Понятие
о
закаливании. Принципы закаливания. Роль
закаливания
в
профилактике
простудных
заболеваний. Факторы окружающей среды,
применяемые
для
закаливания
организма.
Закаливание
воздухом.
Солнечные
ванны.
Закаливание водой. Правила использования
ф а кто р о в
о к руж а ю щ е й
с р ед ы
д л я
закаливания организма.
2.Факторы, разрушающие здоровье челове-
ка.
Понятие
о
наркомании
и
токсикомании.
Действие
наркотических
и
токсических
веществ
на
организм
человека.
Развитие
психологической зависимости от наркотика.
Развитие
физической
зависимости
от
наркотика.
Признаки
наркотиче ского
отравления
и
отравления
лекарственными
препаратами.
Химия
Промышленные аварии с выбросом опас-
ных химических веществ. Понятие об опас-
ном химическом веществе, химически опас-
ном объекте, химической аварии. АХОВ, их
характеристика и поражающие факторы.
Причины химических аварий и их возмож-
ные последствия. Правила безопасного по-
ведения при аварии с выбросом опасного
химического вещества. Основные способы
защиты населения и правила безопасного
поведения при авариях на ж/д и автомо-
бильных магистралях при перевозке опас-
ных грузов. Первая медицинская помощь
при поражении сильнодействующими ядо-
витыми веществами
Воздействие
химических
веществ
на
человека. Первая медицинская помощь при
о с т р ы х
о т р а в л е н и я х
о п а с н ы м и
химическими веществами. Пути попадания
ядовитых
веществ
в
организм
человека:
через органы дыхания, через ЖКТ, через
кожу.
Признаки
химического
отравления.
О б щ и е
п р а в и л а
о к а з а н и я
п е р в о й
медицинской
помощи
пострадавшим
при
отравлении
опасными
химиче скими
веществами.
Первая
медицинская
помощь
при
ожогах
химическими веществами. Оказание первой
медицинской помощи при ожогах кислотой.
Оказание первой медицинской помощи при
ожоге щелочью.
П е р в а я
м ед и ц и н с ка я
п ом о щ ь
п р и
отравлении минеральными удобрениями и
другими химикатами. Признаки отравления
минеральными
удобрениями
и
другими
химикатами. Оказание первой медицинской
помощи при первых признаках отравления
м и н е р а л ь н ы м и
уд о б р е н и я м и ,
п р и
отравлении
минеральными
удобрениями
через
дыхательные
пути,
при
попадании
химикатов в глаза.
Предметная
область
Область интеграции
Темы интеграции
Химия
География
1.Экологические проблемы сжигания
топлива (составление задач).
2. Полезные ископаемые, содержащие хлор,
йод.
3. Кислотность почв
Биология
1.Круговорот кислорода в природе
2.Биологическая роль йода: заболевания
щитовидной железы.
3.Среда (кислотность) биологических
жидкостей.
География
Химия
1.Минера льные
ре сурсы
Ро ссии
и
проблемы их рационального использования.
2.
Мелиорация
почв:
изве сткование,
осушение,
меры
борьбы
с
кислотностью
почв своей местности.
Биология
1.Местное, поясное, декретное время: роль
в хозяйстве и жизни людей.
2.
Влияние
климата
на
здоровье
людей.
Адаптация человека к разному климату.
3. Особенности воспроизводства человека в
Р о с с и и .
Ф а к т о р ы ,
о п р е д е л я ю щ и е
продолжительность
жизни
населения
в
России.
Биология
Химия
1.Таблица Менделеева в организме
человека. Роль макро-и микроэлементов.
2. Биохимические способы определения
органических веществ в клетке – белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот,
витаминов (описание качественных
реакций, задач по теме).
3.Органические (ферменты) и
неорганические катализаторы и их
сравнительная характеристика. Роль
ферментов в жизни организма.
Использование знаний о ферментах в
практической жизни человека.
4. Влияние химического состава костей на
их свойства.
5. Пищеварительные соки человека.
Химический состав, свойства, особенности.