Напоминание

Сенсорное развитие и условия сенсорного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста


Автор: Дронь Алла Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие и условия сенсорного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сенсорное развитие и условия сенсорного воспитания умственно

отсталых детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития. (Актуальность темы). Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные З.М.Богуславской, Л.С.Венгером, А.В.Запорожцем, В.П.Зинченко, А.А.Катаевой, Н.Н.Поддъяковым, А.П.Усовой выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их
воспитания и обучения в условиях семьи и специальных дошкольных образовательных учреждений. Исследования, посвященные проблеме воспитания и обучения детей с выраженной умственной отсталостью, немногочисленны. К тому же исследования сенсорно- перцептивной сферы касаются преимущественно возраста детей, начинающих систематическое школьное обучение (дети 10 и более лет). В исследовании, проведенном А.А.Ереминой, косвенным образом затронуты вопросы сенсорного воспитания детей при обучении их рисованию. Отдельные данные об особенностях сенсорного развития детей с выраженной умственной отсталостью имеются и у Г.В. Цикото, ею же предложен ряд дидактических игр и упражнений для занятий с детьми младшего возраста. Таким образом, проблема возможностей развития сенсорно-перцептивной сферы детей с умственной отсталостью является малоразработанной. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по воспитанию их социально-бытовой приспособленности, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как самостоятельность, независимость и пр. Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. С точки зрения дошкольного воспитания сенсорная комната предназначены для решения следующих задач:  обучение на основе сенсорной стимуляции,  развитие сенсорных эталонов,  социальная адаптация,  психотерапия; Играя с детьми в сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между воспитателем и ребенком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует: улучшению эмоционального состояния,
снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического, физического и умственного развития детей. Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Актуальность проблемы
. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. В развитии ребенка с умственной отсталостью направленное обучение и воспитание играют еще большую роль, нежели в развитии нормального ребенка. Успех в преодолении дефектов развития зависит в значительной степени от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, максимального использования сензитивных периодов развития. При любом характере дефекта мы сталкиваемся с нарушениями познавательной деятельности. У маленького ребенка это в первую очередь трудности ознакомления с окружающим предметным миром, т. е. трудности, связанные с чувственным познанием. В то же время этот возраст является наиболее сензитивным для развития чувственного познания. Следовательно, построение системы коррекционно-воспитательной работы с
умственно отсталыми детьми раннего и дошкольного возраста не может быть обеспечено без правильной организации чувственного познания. Программа динамической реабилитации детей с умственной отсталостью в развитии предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Реабилитация – комплекс психологических, педагогических, профессиональных мер по восстановлению утраченного здоровья с ограниченными физическими умственными возможностями детей. Реабилитация – система педагогических мероприятий направленных на предупреждение и восстановление патологического состояния детей с умственной отсталостью и имеет цель по возможности восстановить способность жить и развиваться в обычной среде. Эффект от применения реабилитации достижим тогда, когда все мероприятия базируются на трех основных подходах: интеграция всех методов обучения, индивидуальный подход к детям с умственной отсталостью, гармонизация и сочетаемость средств. Особенно важно, чтобы дети активно участвовали в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, формированию сенсорных эталонов, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимо подобрать правильный дидактический материал, который создавал бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально- моторные реакции у детей. Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 4-5 раз и более) режим пребывания детей в этой комнате позволяют решать задачи его реабилитации. Периодическое и многократное посещение детьми сенсорной комнаты, позволяет решить многие задачи его реабилитации. Проект динамической реабилитации детей с отклонениями в развитии в сенсорной комнате предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно чтобы дети активно участвовали в этом процессе, постепенно увлекаясь игровой деятельностью. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реабилитации в условиях сенсорной комнаты и сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным и дефицитарным развитием показывает, что в настоящее время восприятие рассматривается как особая деятельность, имеющая в структуре мотивационно- личностный и операционально-технический компонент. У детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным интеллектом имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо- физиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта.
Развитие восприятия осуществляется в процессе сенсорного воспитания понимаемого в широком педагогическом смысле - как целенаправленного процесса, который осуществляется под руководством педагога и включает в себя все виды учебных занятий и специально проводимой воспитательной работы В педагогике имеется система сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, однако применительно к дошкольникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью это направление воспитания является малоразработанным, существует
проблема:
 трудность формирования сенсорных эталонов у детей с умственной отсталостью,  недостаточное количество методического материала для исследования потенциальных возможностей и оптимальных условий сенсорного развития умственно отсталых детей. В связи с тем, что у умственно – отсталых детей развитие имеет свои особенности, система сенсорного воспитания, не может быть заимствована из общей дошкольной психологии и педагогики, а должна быть создана на основе тщательного изучения особенностей сенсорного развития при наличии сенсорного или интеллектуального дефекта. Такое изучение не было до настоящего времени предпринято в специальной психологии. Этим и определяется
актуальность
проведения и исследования, охватывающего сенсорное развитие и условия сенсорного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста.


В раздел образования