Реализация стандарта второго поколения на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова Урок русского языка, 2 класс. Учебник Н.В.Нечаева.
Автор: Скирденко Ирина Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение " Лицей №32" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Реализация стандарта второго поколения на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова Урок русского языка, 2 класс. Учебник Н.В.Нечаева. Раздел: начальное образование
Реализация стандарта второго поколения на уроках русского языка в
системе Л.В.Занкова
Урок русского языка , 2 класс. Учебник Н.В.Нечаева.
Скирденкко И.Л.,
учитель начальных классов
Современный урок, согласно требованиям нового ФГОС, это специально
организованная познавательная деятельность обучающихся по приобретению
новых, преобразованию и применению имеющихся знаний и умений. Урок
сегодня-это творчество и сотворчество, сотрудничество, исследование , открытие
и проектирование . Данный урок русского языка ( 2 класс) разработан и проведён
в рамках требований ФГОС. На уроке формируются личностные,
метапредметные и предметные УУД посредством предъявления учащимся
учебно - познавательных и учебно - практических задач. На уроке
предполагаются задания для выполнения в группе, в паре, индивидуально.
Обучающиеся совместно определяют общую цель, помогают друг другу
сформулировать учебную задачу, контролируют и оценивают правильность
выполнения задания. На всех этапах урока предусмотрена самооценка
деятельности обучающегося и фиксирование её в индивидуальных картах
рез Реализация стандарта второго поколения на уроках русского языка в
системе Л.В.Занкова
Урок русского языка , 2 класс. Учебник Н.В.Нечаева.
ультатов деятельности.
На данном уроке обучающиеся учатся
использовать
элементарные
нормы речевого этикета. Обучающиеся
для получения новых
знаний,
а
также
для
актуализации
и
применения
ранее
полученных
знаний
узучают
материал,
предложенный
авторами
учебника.
В
каче стве
дополнительных источников информации на уроке используются словари. Урок
направлен
на
развитие
способности
к
самоорганизации,
саморегуляции
и
рефлексии.
Выбранные
методы,
формы,
приёмы
организации
учебной
деятельности реализуют поставленные на уроке цели и задачи.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Место
урока
в
учебном
материале
-
9
урок
по
теме
«Как
образуются
предложения», 1-й урок в теме « Служебная часть речи - предлог».
Форма проведения урока : традиционная
Тема урока: Служебная часть речи - предлог. Предлог как часть речи.
Цели
урока: Создать условия для развития умения находить главные члены
предложения, устанавливать связь между главными и второстепенными членами
предложения;
по
ознакомлению
со
служебной
частью
речи
-
предлогом,
наблюдению его синтаксической и лексической функции.
Задачи:
- упражняться в подборе предлогов в соответствии с контекстом ;
-находить слова по их грамматическим и фонетическим признакам;
- раскрывать смысл пословиц, приобрести опыт составления задания к данному
материалу,
-знать основные средства выражения речевой вежливости
Виды деятельности учащихся :
Определение грамматической основы предложения;
Установление
связи
между
главными
и
второстепенными
членами
предложения;
Отгадывание
лингвистической
загадки:
по
морфологическим
и
фонетическим признакам;
Понимание
смысла
пословицы,
составление
задания,
обсуждение
результатов.
Наблюдение
роли
предлога
в
речи,
упражнение
в
использовании
подходящих по смыслу и грамматически предлогов.
Обобщение знаний об этикетных формулах речи
Формирование УУД:
Личностные универсальные учебные действия
–
внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного
отношения
к
занятиям русским языком;
–
интерес
к
предметно-исследовательской
деятельности,
предложенной
в
учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание оценок и предложений учителей и товарищей;
– понимание причин успехов в учебе;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
–
принимать
установленные
правила
в
планировании
и
контроле
способа
решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учеб_
ной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– с помощью учителя, класса оценивать правильность выполнения действий и
вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками;
– принимать роль в учебном процессе
Обучающийся научится:
–
пользоваться
знаками,
символами,
таблицами,
схемами,
приведенными
в
учебной литературе;
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
–
анализировать
изучаемые
языковые
факты
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков в коллективной организации деятельности;
–
проводить
сравнение,
классификацию
изученных
фактов
языка
по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества
групп;
–
обобщать
(выделять
ряд
объектов
как
по
заданному
признаку,
так
и
самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия в соответствии с
заданием;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности
под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в
процессе общения.
Ход урока
1.
Оргмомен т. Создание условий учебной деятельности и мотивации.
---Вы хорошо провели перемену? Чем вы были заняты?
Посмотрите на иллюстрации. Они из нашего учебника и располагаются на
страницах, где нам предстоит сегодня работать. Расскажите о занятиях
детей.( Дети рисуют. Мальчик катается на коне и т. д.)
А какое настроение у детей? ( хорошее)
Можно ли все их занятия назвать одним словом – деятельность ( Да)
Вот и нам на уроке предстоит учебная деятельность и я хочу вам пожелать
осуществлять её в очень хорошем настроении.
-А что же ещё нам может создать хорошее настроение и способствовать
успешности
нашей
работы
мы
попробуем
выяснить
в
ходе
словарной
работы.
2.
Словарная работа.
----Дополните слова к предложенным ситуациям
Карлсон за пять минут съел варенье, но забыл сказать( спасибо)
Незнайка уходя забыл сказать( До свидания)
Мальвина была очень воспитанной девочкой. Если она причиняла
какие-то неудобства кому-либо она вежливо произносила ( извините)
В диктанте была допущена ( ошибка)
Для поездки на экскурсию был заказан (автобус)
Мы учимся в просторном светлом классе ( класс)
Необходимо быть предельно внимательным во время прогулки на
( улице- улица)
- Проверьте написание данных словарных слов по словарю в конце
учебника.
-какие слова из записанных вами мы часто употребляем при общении
друг с другом? Как можно назвать эти слова?(волшебные)
----- Дополните эту группу слов.
-----Так что же ещё может нам помочь создать хорошее настроение и условия для
успешной работы ( употребление вежливых слов.)
---А
как
бы
вы
связали
данные
слова
с
другими
записанными
словами.(Было
бы
ошибкой
не
употреблять
эти
слов
в
речи
В
транспорте и общаясь в классе и на улице мы приобщении друг с
другом нам необходимо в речи использовать эти слова употреблять
эти слова.
Самопроверка
по
словарю.
Самооценка
(
О ц е н ка
в
индивидуальной карте « Моя работа на уроке»)
3. Проигрывание речевых ситуаций
Игра с мячом « Используй волшебное слово»
4.Введение в тему урока.
Сегодня 1 марта- первый день весны и хочется сказать: «Спасибо» С.Я.
Маршаку, который написал замечательное стихотворение о весне
Рыхлый снег темнеет марте,
Тают льдинки окне.
Зайчик бегает парте
И карте стене.
---- Что вас насторожило в данном стихотворении?
(У:- Есть рифма- один из главных признаков стихотворного текста )
---Определите окончание в последних словах каждой строчки.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Д: Нет связи слов в предложениях.
У: Попробуйте найти недостающие слова и сформулируйте тему урока.
Определите цельурока.
Ставим задачи:
1.
Узнать что такое предлог.
2.
Роль предлога в предложении
3.
Правописание предлога
4.
С какой частью речи чаще всего употребляется предлог
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
5.Работа над темой.
----Я вам предлагаю открыть учебники и познакомиться с заданием упр.269.
Работа по учебнику №269.
Работа в парах. Скажите друг другу, какие предложения вы будете
писать. Совпадают ли ваши мнения?
(Записывают и проверяют по контрольному листу.
2 человека работают у доски.)
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
--- Какие части речи встретились в словах данных предложений
( существительное, глагол, предлог)
( используя материал текста, составим кластер)
Работа в парах. Выкладываем кластер.
Части речи
Существительное
Глагол предлог
Самостоятельные служебная
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
-Какую роль играют в предложении сущ.?(- оно подлежащее- предмет
речи;)
--Какую роль выполняет гл.- (сказуемое действие подлежащего)
---Чем отличаются 1 и 2 предложения в каждой группе(наличием
предлога)
--Прочитайте предложения, в которых есть предлоги без предлога
--Что заметили?( нарушена связь слов в предложении)
--Роль предлога?( связь слов в предложении.)
---Как пишется предлог со словами? (раздельно)
Вывод. Предлог - служебная часть речи. Служит для связи слов в предложении.
Со словами пишется раздельно.
У: Убедиться в правильности нашего вывода нам поможет упр.272.
Учебник №272 ( одна пара работает у доски)
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
Разбор предложений по заданию
(Работу
выполняем
самостоятельно,обмениваемся
тетрадями
для
взаимной проверки)
С.р. Взаимопроверка
Работа в группе+ индивидуализированное задание со словом метро,
шоссе, пальто
ЗАДАНИЕ группе.
Прочитай предложения.
Девочка вошла в дом. Девочка вышла из дома. Мальчик зашёл за дом.
Мальчик думал о доме. Жук ползёт по дому.
Какое слово изменяется в предложениях? __________
Как изменяется?____________________
Какая часть речи изменяет форму слова дом?_________
Какой части речи служит предлог?___________________
ВЫВОД: Предлог изменяет ____________________.
Индивидуализированное задание
Вставь перед словами предлоги: по, за, у, к, от, до, в, на
__ метро __шоссе __пальто
__ метро __шоссе __ пальто
__ метро __ шоссе __ пальто
Что ты заметил?
Проверка индивидуального задания.
6.Экспресс- диагностика
Вставить нужные предлоги в словосочетания
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Мои новые знания»)
7. Закрепление ранее изученного материала.
Упр.270.
Петя- звукобуквенный анализ
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
Упр.271 « Учим друг- друга»
Составляем задания:
1)
Вставить пропущенные гласные и подобрать проверочное слово
2)
Выписать глаголы, определить время, число.
3)
В глаголах выделить приставки
4)
Разобрать слова по составу. Определить части речи.
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
8. Итог урока
Посмотрите внимательно на нашу памятку. Какого сведения нет
о предлоге, но об этом хочется сказать: « Заруби себе на носу»
(Предлог со словом пишется раздельно)
Используя
информационный
лист
о
предлоге.
Выдели
информацию: « Я знал», « Я узнал», «Я узнаю»
Информационный лист
1.
Предлог- часть речи
2.
Предлог- служебная часть речи
3 Предлог служит для связи слов в предложении
4.Предлог изменяет форму слова
5.Предлог пишется со словами раздельно
6.Необходимо различать одинаковые предлоги и приставки
Самооценка (Оценка в индивидуальной карте
« Моя работа на уроке»)
9.Рефлексия.
Напиши на полях предлог:
«НА», если настроение на уроке было на высоте, с заданиями справлялся,
мои успехи меня радовали;
«К», если ты приблизился к высокому уровню выполнения заданий, у тебя
почти всё получалось;
«В», если ты ещё в сомнении, тебе многое ещё не удаётся на уроке.
Спасибо за урок!
Список используемой литературы.
1.
Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе :
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.-М. :
Просвещение, 2008.
2.
Н.В.Нечаева . Русский язык: Учебник для 2 класса, в 2 частях - Самара:
Издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2012.
3.
С.Г.Яковлева. Рабочая тетрадь №3 по русскому языку для 2 класса. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012
4.
С.И.Ожигов. Толковый словарь -М.: Просвещение, 2011.
1.Карта самооценки работы на уроке « Моя работа на уроке»
Дата__________
Виды
Рабо
Опред
Цель,
Соста
Хара
Сост.
Исп
Зв.
Учи
Под
деятель
ности
та
над
слов.
слов
а
ми
е
ление
темы
урока
зада
чи
урок
а
в
ление
предл
о
жений
к
терис
тика
предл
класте
ра
работ
а
в
парах
.
орф.
пра
в
пис
ь
ма
букв.
ана-
лиз
слов
м
друг
друг
а
вожу
итог
урок
а
Моя
оценка
Оценка
партнер
а
Оценка
учителя
2.Карта самооценки результатов работы по теме урока
« Мои новые знания»
Дата
Тема
Моя оценка
Оценка учителя
Союз как часть речи.
Соединительные и
противительные союзы
2.Карта самооценки результатов работы по теме урока
« Мои новые знания»
Дата
Тема
Моя оценка
Оценка учителя
Союз как часть речи.
Соединительные и
противительные союзы
2.Карта самооценки результатов работы по теме урока
« Мои новые знания»
Дата
Тема
Моя оценка
Оценка учителя
Союз как часть речи.
Соединительные и
противительные союзы
2.Карта самооценки результатов работы по теме урока
( по результатам педагогической диагностики) « Мои новые знания»
Дата
Тема
Моя оценка
Оценка учителя
Союз как часть речи.
Соединительные и
противительные союзы
2.Карта самооценки результатов работы по теме урока
( по результатам педагогической диагностики) « Мои новые знания»