Напоминание

Программа элективного курса "Эксперименты в физике" 9 класс


Автор: Колтовской Иннокентий Семенович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОБУ "Якутский городской лицей" городского округа "г.Якутск"
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: Программа элективного курса "Эксперименты в физике" 9 класс
Раздел: полное образование





Назад





МОБУ «Якутский городской лицей» ГО «г.Якутск»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЯГЛ: _____________________ «_____» _____________________ 2014 г
Рабочая программа элективного курса

«Эксперименты в физике»

для 9 Б класса на 2014-2015 учебный год

Количество часов на год по программе: 34 .

Количество часов в неделю: 1

Автор: Колтовской И.С.

учитель физики
.

2014г Якутск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 Б классов, рассчитана на 34 часа.
Цели:
создание условий для формирования и развития: - интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы; - интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; - умения самостоятельно приобретать и применять знания; - творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
развитие интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные
умения
: • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; • описывать результаты наблюдений; • выдвигать гипотезы; • отбирать необходимые приборы; • выполнять измерения; • вычислять погрешности прямых и косвенных измерений; • представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков; • интерпретировать результаты эксперимента; • делать выводы; • обсуждать результаты эксперимента и участвовать в дискуссии. Перечисленные умения формируются на основе следующих з н а н и й ; • цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия; • роль эксперимента в познании; • происхождение погрешностей измерений, их виды; • абсолютная и относительная погрешности; • запись результата прямых измерений с учетом погрешности; • сущность метода границ при вычислении погрешности косвенных измерений; • индуктивный вывод, его структура. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких ученых, как Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Ом, М. Ломоносов и других, с их ролью в становлении физического знания и экспериментального метода исследования в физике.
Критерии успешности.
Ученик получает зачет при условии: - Выполнения не менее 10 обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий: - инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных; использование Интернет-технологии; - инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.). Формы контроля: защита и обсуждение результатов исследования; устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; отчет, конкурс, презентация. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся. Содержание курса соответствует познавательным возможностям девятиклассников, но предоставляют ученику возможность работы на уровне повышенных требований, развивая его учебную мотивацию. Программа курса содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов, которые не 2
входят в школьный курс.
Тематический план
№ Тема Всего часов В том числе Форма контроля лекция практик семинар 1. Введение 1 1 2. Графическое представление результатов измерений. Понятие теоретической и экспериментальной кривых 4 1 3. Исследование зависимости сопротивления реостата от длины его рабочей части 1 Защита и обсуждение результатов исследо- ваний 4. Изучение зависимости пройденного пути от времени при равноус- коренном движении 1 Защита и обсуждение результатов исследо- ваний 5. Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона 1 Тоже 6. Наблюдение физических явлений. Проведения наблюдений. Описание результатов наблюдений. Наблюдение явления отражения света. Наблюдения явления электромагнитной индук- ции. Выполнение самостоятельных наблюдений в группах 4 1 7. Изучение закона отражения света самост. исследов ание 1 8. Измерение массы малых тел самост. исследов ание 1 Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией 9. Изучение капиллярных явлений самост. исследов ание 1 10. Гипотеза. Роль и место 4 1 3
гипотезы в процессе познания. Примеры гипотез в истории физики. Обучение выдвижению ги- потез на примере явления электромагнитной индукции, взаимодействия электрических зарядов, взаимодействия молекул. Исследования свойств постоянных магнитов. 11. Изучение электризации тел и взаимодействия электрических зарядов самост. исследов ание 1 Отчет 12. Исследование свойств постоянных магнитов самост. исследов ание 1 Отчет 13. Открытие электрического тока самост. исследов ание 1 Отчет 14. Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания. Планирование проверочного эксперимента. Фундаментальные опыты в физике 4 1 15. Измерение плотности неизвестной жидкости 1 Конкурс 16. Измерение давления твердого тела 1 17. Измерение электрического сопротивления проводника. 1 Отчет 18. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы 1 0,5 0,5 19. Определение удельного сопротивления материала школьного реостата 1 0,25 0,75 Отчет 20. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике 10 21. Определение скорости вытекания воды из водопроводного крана 0,25 0,75 Отчет 22. Определение массы водяной капли 0,25 0,75 Отчет 23. Определение силы опрокидывания бруска 0,25 0,75 Отчет 4
24. Исследование баллистического полета 0,25 1,75 Отчет 25. 26. Определение плотности камня 0,25 0,75 Защита решения задачи 27. Определение количества теплоты при скольжении тела по наклонной плоскости 0,25 0,75 Отчет 28. Измерение сопротивления трех проводников, соединенных «звездой». 0,25 0,75 Отчет 29. Определение периода колебаний столба воды U- образной манометре. 0,25 0,75 Отчет 30. Определение разрешающей способности глаза 0,25 0,75 Защита решения задачи 31. Олимпиада по решению экспериментальных задач 2 32. 33. Заключительное занятие. Итоговая конференция. 2 2 Презентация. Выставка лучших работ учащихся. 34. ЛИТЕРАТУРА 1. Буров, В. А., Иванов, А. И., Свиридов, В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 2. Марголис, А. А., Парфентьева, Н. Е., Соколов, И. И. Практикум по школьному физическому эксперименту. 3. Покровский, А. А. Практикум по физике в средней школе. 4. Покровский, А. А. Фронтальные лабораторные занятия по физике. 5. Шахмаев, И. М., Каменецкий, С. Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. 6.Довнар Э.А., Курочкин Ю.А., Сидорович П.Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. 5


В раздел образования