Воспитательная программа по профориентации "Я и мир профессий"
Автор: Самсонова Светлана Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ"Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: р.п.Линево Искитимский район Новосибирская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Воспитательная программа по профориентации "Я и мир профессий" Раздел: среднее профессиональное
МКОУ Линевская школа - интернат
Воспитательная программа по
профориентации
"Я в мире профессий"
для учащихся 7-8 класса
(срок реализации -2 года)
Составила: Самсонова Светлана Петровна
воспитатель 1 категории
2014 год
1
«Определиться серьезно, -
писал М. И. Калинин, - это значит
наметить
свой
жизненный
путь,
выработать
свой
характер,
свои
убеждения, найти свое призвание».
Актуальность профориентационной помощи воспитанникам с ОВЗ.
Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего
возраста
нуждаются
в
специальных
условиях
воспитания
и
обучения.
Формирование
необходимого
уровня
адаптации
к
условиям
социума,
готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного
труда требует усилия многих специалистов.
По скольку
труд
является
одним
из
о сновных
ф а кто р о в ,
способствующих
интеллектуальному
развитию
ребенка,
коррекционное
учреждение
8
вида
нацелено
не
только
на
формирование
необходимых
учебных
знаний,
умений
и
навыков
у
детей,
но
и
на
подготовку
своих
воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном
социальном окружении.
Хотя
рынок
создает
условия
для
свободы
выбора
жизненного
и
профессионального
пути,
но
дети
с
интеллектуальной
недостаточностью
испытывают
в
силу
своих
психофизических
особенностей
большие
трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии – наиболее
важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К
сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого
вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы
и склонности, выбирая профессию.
Данная программа реализуется через внеклассную работу во вторую
половину дня, все предлагаемые мероприятия, воспитатель
включает в
перспективный план работы на год.
В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы
или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые
делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют
и
расширяют
знания
учащихся,
повышают
их
интерес
к
профессиям.
2
Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой
работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии.
Кроме
того,
классные
часы
имеют
большое
воспитательное
значение,
способствуя
развитию
личности
учащегося
как
члена
коллектива,
воспитывают
чувства
ответственности
за
порученное
дело,
готовят
их
к
трудовой
деятельности.
Социальный
педагог
и
психолог
проведут
квалифицированную консультацию, тестирование и помогут определить, к
какой профессиональной деятельности более склонны учащиеся. Встреча с
людьми
разных
профессий
и
посещение
учебных
заведений
поможет
учащимся лучше ориентироваться в выборе будующей профессии.
Д а н н а я
п р о г р а м м а
в к л юч а е т
р а з л и ч н ы е
к о м п о н е н т ы
профориентационной работы:
профессиональное
просвещение
(обеспечение
воспитанников
информацией о мире профессий);
профессиональная консультация (консультирование по вопросам
выбора профессии и трудоустройства);
профессиональная
адаптация
(психологическое
привыкание
к
профессии).
В
ходе
реализации
воспитательной
программы
по
профориентации
реализуются 3 элемента:
получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
информация о мире профессионального труда;
осуществление
профессиональных
проб
(соотнесение
знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).
Цель и задачи программы.
Цель: Ознакомление учащихся с многообразием мира профессий и
формирование
основы
психологической
готовности
учащихся
к
профессиональному самоопределению.
Задачи:
3
способствовать
накоплению
у
детей
определенной
суммы
трудовых знаний, умений и навыков;
дать подростку знания о самом себе;
формировать
позитивное
отношение
к
труду,
воспитание
трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения
потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой
работы,
уважения
к
людям
труда,
понимания
значения
труда
в
жизни
человека;
помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и
навыками профессионального труда;
сформировать
познавательную
активность,
любознательность,
интерес, самостоятельность;
н ау ч и т ь
д е т е й
п р а в и л ь н о м у
п р о ф е с с и о н а л ь н о м у
самоопределению;
формировать
нравственное
самовоспитание
лично сти,
формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
сформировать
ответственное
отношение
к
своему
будущему,
умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих
жизненных ценностях.
Программа по профориентации составлена с учётом возрастных
особенностей и рассчитана на 2 год.
Участники
программы :
учащиеся,
воспитатели,
психолог,
социальный педагог, классный руководитель, библиотекарь.
Условия, необходимые для реализации программы:
транспорт;
помещения: класс, актовый зал;
библиотека;
компьютер, ТСО, мультимедиа, видеоаппаратура.
Содержание программы.
Программа «Я в мире профессий» составлена на основе пособия для
воспитателей специальной (коррекционной) школы-интерната VIII
вида(автор Е.Д.Худенко и др. «Организация и планирование воспитательной
работы в специальной(коррекционной) школе-интернате, детском доме»).
4
Программа предполагает изучение внутреннего мира подростка,
изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых
игр. Происходит знакомство с миром профессий. Воспитанники учатся
строить личностный профиль, временную и будущую перспективу.
Формы занятий различны и многообразны, что повышает
мотивацию воспитанников:
Беседы на темы по профориентации, личностное и трудовое
воспитание.
Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на
предприятия.
Организация
общественно-полезного
труда
школьников,
как
проба сил для выбора будущей профессии.
Психодиагностические процедуры, ролевые игры.
План работы с учащимися 7 класса.
Месяц
Тема
Формы организации
Сентябрь
«Учеба твой главный труд»
Классный час
«Операция – учебник»
Практикум
«Мое любимое занятие в
свободное время».
Классный час (беседа-
диспут)
«Знакомство с работой дворника.»
Экскурсия
«Сделаем двор чище.»
Трудовой десант
5
октябрь
“Познай своё «Я» (кто я? какой я?
самооценка).
Час с психологом
“Трудолюбие: что это значит?”.
Беседа
“Три – ССС – что это?”
(самообслуживание самого себя).
Беседа - обсуждение,
практикум
«Твои вещи в порядке?»
Трудовой десант
Операция “Мой класс в заботливых
руках”
Трудовой десант
ноябрь
“Право выбора профессии”.
Беседа с соцпедагогом
“ Все работы хороши, выбирай на
вкус”.
Беседа, деловая игра
“Клуб весёлых мастеров”
Конкурсная программа
(практикум)
декабрь
“Темперамент и профессия”.
Час с психологом,
диагностика
Знакомство с профессиями: пекарь,
кондитер
Заочное путешествие
на хлебокомбинат
(просмотр д/ф или
презентации)
Изготовление изделий из соленого
текста
Практикум:
январь
“Профессия и здоровье”.
Беседа медработника
школы с учащимися
“Хранитель культуры и добра”.
Знакомство с профессией, работой
библиотекаря.
Беседа, просмотр
презентации
“Правило поведения в библиотеке”
Беседа, ролевая игра
Экскурсия в школьную
библиотеку.
Экскурсия
Операция “Книжкина больница”
Трудовой десант
февраль
“Чувства и эмоции”.
Час с психологом
«Какие профессии живут у тебя
дома»
Беседа, просмотр
презентации
«Твои трудовые обязанности дома
и в школе»
Беседа, ролевая игра
«Поможем малышам»
Трудовой десант
март
“Дом быта”: знакомство с
Заочная экскурсия в
6
профессией швея.
ателье - презентация
Знакомство с работой повара и
кухонного работника.
Экскурсия в школьную
столовую
“Правила поведения в столовой”.
Беседа, просмотр
презентации, ролевая
игра
Сервировка обеденного стола.
Практикум
апрель
“Интересы, склонности в выборе
профессии”
Час с психологом,
диагностика
“ Кто построил дом?”. Знакомство
с профессиями каменщик, маляр и
др.
Беседа-диалог,
просмотр презентации
“Поговорим о профессиях»
Устный журнал
(общешкольное
мероприятие) готовит 7
класс
май
“Трудиться всегда, пригодиться”.
Знакомство с профессиями: шофер,
тракторист, овощевод и др.
Беседа, просмотр
презентации
“Что я узнал о профессиях”
Игра-викторина
7
План работы с учащимися 8 класса.
месяц
тема
Формы организации
сентябрь
“Мир наших увлечений”.
Классный час
“Мой сад и огород”
Знакомство с профессиями
села (растениеводство).
Беседа-диалог (из личного
опыта учащихся) , просмотр
презентации
Трудовые десанты по уборке
урожая на пришкольном
участке.
Практикум
октябрь
“ Как готовить себя к
выбранной профессии”
Час с психологом
Знакомства с профессиями в
животноводстве: “Кто работает
на фермах»
Заочная экскурсия на
животноводческий комплекс
(просмотр д/ф или
презентации), беседа
Знакомство с профессией
продавец
Экскурсия в магазин
ноябрь
«Чудеса своими руками» -
знакомство с профессией
плотник- столяр
Просмотр презентации,
беседа
8
“Моё будущее зависит от
меня”.
Беседа - рассуждения
“Чей это инструмент?”
Викторина
декабрь
“Выбор профессии – дело
серьёзное”
Классный час
“Занятие по оказанию услуг
по профориентации” (с
приглашением работника
центра занятости).
Час с соцпедагогом
«Что? Где? Когда?»
Игра
январь
“О профессиях “маленьких”
и “больших”.
Классный час
“На золотом крыльце сидели
сапожник, портной».
Беседа, просмотр
презентации
«Мастер своего дела»
Экскурсия в пункт по
ремонту обуви
“Профессии сферы
обслуживания”
Просмотр презентации
февраль
“Я б в рабочие пошел, пусть
меня научат” (знакомство с
профессиями в строительстве).
Беседа-рассказ, просмотр
презентации
“Уют своими руками”.
Просмотр презентации о
профессии маляр
«Умелые руки не знают
скуки»
Беседа-просмотр
презентации о профессии по
производству и сборке
мебели
март
“Как избежать ошибок в
выборе профессий?”.
Час с психологом
“Хвала рукам, что пахнут
хлебом”
Беседа, просмотр
презентации
«Милосердие - что это
такое?»
Беседа о работе санитарки,
просмотр презентации
апрель
“Кем я хочу быть и почему?”
Беседа - диалог,
тестирование
“ Современный рынок труда
Час с соцпедагогом
9
и пути получения профессий”.
“Выбор профессии -это
серьезно”
Устный журнал
(общешкольное
мероприятие) готовит 8 класс
май
“ Дело твоего завтра”.
Беседа-диалог
“Моя профессия”.
Выставка (рисунки,
поделки)
Ожидаемые результаты.
В результате усвоения курса “Я в мире профессий” учащиеся должны:
Получить
информацию
о
профессиях
,
показанных
для
выпускников коррекционной школы 8 вида;
Осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
Понимать значение труда в жизни человека, уметь уважать и
ценить труд взрослых;
Применять
на
практике
трудовые
умения
и
навыки
в
самостоятельной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
Уметь
реалистично
оценивать
свои
возможности,
и
осознано
подходить к выбору будущей профессии;
10
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной
школе. - М., 1969.
2.
Мирский
С.
Л.
Коррекционная
направленность
трудового
обучения во вспомогательной школе. \\ Дефектология. – 1975. - № 1.
3.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. – Просвещение , 1980
4.
Певзнер
М.
С,
Лубовский
В.
И.
Динамика
развития
детей-
олигофренов. - М., 1963.
5.
Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. -
Киев, 1976.
6.
Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной
школе – залог
успешной подготовки детей к жизни. – Дефектология,
-1976.-№5.
7.
Картушина
Г.Б.
Работа
по
профессиональной
ориентации
учащихся вспомогательной школы. Трудовое обучение во вспомогательной
школе. – Москва, 1988.
8.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе.- Москва,
2011.
9.
Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением
интеллекта. – Москва, 2006.
10.
Копылова
Т.Г,
Лашина
О.Л.
Система
профориентационной
работы в коррекционной школе 8 вида// Дефектология, №5, 2006
11.
Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для
психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., Педагогика,
1985.
12.
Дик Н.Ф. Тематические классные часы “ Подросток и закон” в 5-8
классах / Н.Ф. Дик. – Ростов на Дону: Феникс.
13.
Е.А.Климов
Психология
профессионального
самоопределения.
Москва, Издательский центр «Академия,2010 год.
11