Использование наглядных моделей в формировании эмоциональной лексики у детей с ОНР
Автор: Фомина Марина Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №26 компенсирующего вида" г . Орла Населённый пункт: Орел, Орловская область Наименование материала: статья Тема: Использование наглядных моделей в формировании эмоциональной лексики у детей с ОНР Раздел: дошкольное образование
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Фомина М.А.
учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» г. Орла
Эмоциональная
лексика
-
это
слова,
имеющие
эмоциональную
окрашенность, которые способствуют более точному осознанию и описанию
настроений, чувств, переживаний человека
1
.
Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова,
выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
слова
-
оценки,
квалифицирующие
вещь,
предмет,
явление
или
с
положительной,
или
с
отрицательной
стороны;
слова,
в
которых
эмоциональное
отношение
к
называемому
выражается
не
лексически,
а
грамматически, то есть особыми суффиксами.
Эмоциональная
лексика,
являясь
неотъемлемой
частью
лексикона,
необходима
для
приобщения
детей
к
разнообразному
миру
эмоций,
она
способствует
более
точному
осознанию
и
описанию
эмоциональных
переживаний
как
собственных,
так
и
других
людей,
лучшей
оценке
происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. У детей с
общим недоразвитием речи (III уровень) развитие эмоциональной лексики не
происходит спонтанно, в связи, с чем большое значение имеет коррекционно-
развивающая
логопедическая
работа,
направленная
на
формирование
эмоциональной лексики.
В
монографии
И.Ю.
Кондратенко
2
представлены
основные
направления
и
методика
логопедической
работы
по
формированию
эмоциональной
лексики
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи
старшего
дошкольного возраста.
В
последние
годы
внимание
ученых
привлекает
проблема
использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении
детей с речевыми нарушениями (Л.А. Венгер, И.Ю. Кондратенко)
2,3,5
.
Ученые
утверждают,
что
использование
моделей
позволяет
повысить
качество
обучения
и
воспитания
детей
с
речевой
патологией.
Научные
исследования
3,4,5,7
подтверждают,
что
именно
наглядные
модели
являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна
детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и другие).
Актуальность
нашей
работы
обусловлена
необходимостью
поиска
эффективных путей формирования эмоциональной лексики у детей с общим
недоразвитием речи.
На основе анализа изученной литературы
6,2
была определена цель
нашей работы.
Цель: разработка системы игр с использованием наглядных моделей,
способствующих формированию эмоциональной лексики у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Логопедическая
работа
с
применением
ряда
авторских
моделей
по
формированию
эмоциональной
лексики
состояла
из
2
этапов:
подготовительного и основного.
Задачами подготовительного этапа были:
научить
детей
распознавать
эмоциональные
состояния
радости,
грусти, злости, испуга и удивления;
сформировать
умение
передавать
заданное
эмоциональное
состояние,
используя
пантомимические
средства
и
графические
приемы;
Наглядные модели применяемые в решении задач подготовительного
этапа были следующие:
- фотоальбом эмоций;
- графические изображения эмоций;
- кубики настроения;
- игрушка «Капитошка»
(при помощи бровей и рта можно менять
эмоциональное состояние игрушки).
В
результате
подготовительного
этапа
дети
научились
распознавать
эмоциональные
состояния
радости,
грусти,
злости,
испуга
и
удивления,
научились
передавать
заданное
эмоциональное
состояние
в
мимике
и
пантомимике.
Задачами основного этапа являлись:
-
формирование
эмоциональной
лексики,
называющей
чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом;
- формирование синонимических и антонимических связей в области
эмоциональной лексики;
- обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из
слов-оценок;
-
формирование
эмоциональной
лексики,
состоящей
из
слов,
передающих
эмоциональное
отношение
путем
морфологических
преобразований.
Наглядные модели используемые в решении
задач основного этапа
были следующие:
- игры с карточками;
- зеркало эмоций;
- книга Настроений;
- картинки с нарастанием эмоционального состояния для образования
прилагательных сравнительной и превосходной степени;
- геометрические фигуры разного размера, домики различной величины
для образования слов с уменьшительными и увеличительными оттенками;
- предметные картинки для образования эмоциональной лексики при
помощи
суффиксов
(например:
Этот
котенок
хитренький.
Как
мы
его
назовем? (Хитрец). Этот котенок глупенький. Как мы его назовем?(Глупыш).
Этот котенок любит поесть. Как мы его назовем? (Обжорка));
- дорожка хорошего настроения.
Применение
зрительных
опор
в
виде
пиктограмм,
предметных
картинок, игрушки «Капитошка», зеркала настроений и других помогало
детям точно передать эмоциональное состояние героев, правильно называть
чувства
и
эмоции,
обогащало
словарный
запас
эмоциональной
лексикой
состоящей из слов-оценок, а также эмоциональной лексикой, состоящей из
слов,
передающих
эмоциональное
отношение
путем
морфологических
преобразований.
Таким образом , использование наглядных моделей в формировании
эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием
речи
способствует
обогащению
знаний
об
эмоциях,
расширению детского лексикона, развитию грамматических форм речи, а
также
положительно
влияет
на
использование
лексики
в
связных
высказываниях.
Список использованной литературы
1.
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Текст
/ В. М Минаева – М.: АРКТИ,1999.
2.
Кондратенко,
И.
Ю.
Формирование
эмоциональной
лексики
у
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи:
Монография
Текст
/ И.Ю.
Кондратенко – СПб.: КАРО, 2006.
3.
В е н ге р ,
Л .
А .
Р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
к
н а гл я д н о м у
пространственному
моделированию
Текст
/ Л.А. Венгер // Дошкольное
воспитание.– 1982. - №3. – С.46-52.
4.
Измайлов,
Ч.
А.
Цветовая
характеристика
эмоций
Текст
/ Ч.А.
Измайлов // Вестник МГУ – 1995. - №4. – С.27-35.
5.
Лопатина, Л. В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений
у дошкольников: Учебное пособие
Текст
/ Л.В. Лопатина - СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
6.
Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению
общего
недоразвития
речи
у
детей.
//
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями речи
Текст
/ Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. В. Туманова –
М.: Просвещение, 2009. – С.72-107.
7.
Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении
Текст
/
Л. М. Фридман – М.: Просвещение, 1984.