Напоминание

Использование наглядных моделей в формировании эмоциональной лексики у детей с ОНР


Автор: Фомина Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №26 компенсирующего вида" г . Орла
Населённый пункт: Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование наглядных моделей в формировании эмоциональной лексики у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Фомина М.А. учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида» г. Орла Эмоциональная лексика - это слова, имеющие эмоциональную окрашенность, которые способствуют более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека  1  . Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова - оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, то есть особыми суффиксами. Эмоциональная лексика, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. У детей с общим недоразвитием речи (III уровень) развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, в связи, с чем большое значение имеет коррекционно- развивающая логопедическая работа, направленная на формирование эмоциональной лексики. В монографии И.Ю. Кондратенко  2  представлены основные направления и методика логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении
детей с речевыми нарушениями (Л.А. Венгер, И.Ю. Кондратенко)  2,3,5  . Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования  3,4,5,7  подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и другие). Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. На основе анализа изученной литературы  6,2  была определена цель нашей работы. Цель: разработка системы игр с использованием наглядных моделей, способствующих формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Логопедическая работа с применением ряда авторских моделей по формированию эмоциональной лексики состояла из 2 этапов: подготовительного и основного. Задачами подготовительного этапа были:  научить детей распознавать эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга и удивления;  сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя пантомимические средства и графические приемы; Наглядные модели применяемые в решении задач подготовительного этапа были следующие: - фотоальбом эмоций; - графические изображения эмоций;
- кубики настроения; - игрушка «Капитошка» (при помощи бровей и рта можно менять эмоциональное состояние игрушки). В результате подготовительного этапа дети научились распознавать эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга и удивления, научились передавать заданное эмоциональное состояние в мимике и пантомимике. Задачами основного этапа являлись: - формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; - формирование синонимических и антонимических связей в области эмоциональной лексики; - обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок;
- формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. Наглядные модели используемые в решении задач основного этапа были следующие: - игры с карточками; - зеркало эмоций; - книга Настроений; - картинки с нарастанием эмоционального состояния для образования прилагательных сравнительной и превосходной степени;
-
геометрические фигуры разного размера, домики различной величины для образования слов с уменьшительными и увеличительными оттенками;
- предметные картинки для образования эмоциональной лексики при помощи суффиксов (например: Этот котенок хитренький. Как мы его назовем? (Хитрец). Этот котенок глупенький. Как мы его назовем?(Глупыш). Этот котенок любит поесть. Как мы его назовем? (Обжорка)); - дорожка хорошего настроения. Применение зрительных опор в виде пиктограмм, предметных картинок, игрушки «Капитошка», зеркала настроений и других помогало детям точно передать эмоциональное состояние героев, правильно называть чувства и эмоции, обогащало словарный запас эмоциональной лексикой состоящей из слов-оценок, а также эмоциональной лексикой, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
Таким образом
,
использование наглядных моделей в формировании эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи способствует обогащению знаний об эмоциях, расширению детского лексикона, развитию грамматических форм речи, а также положительно влияет на использование лексики в связных высказываниях.
Список использованной литературы
1. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Текст  / В. М Минаева – М.: АРКТИ,1999. 2. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография  Текст  / И.Ю. Кондратенко – СПб.: КАРО, 2006. 3. В е н ге р , Л . А . Р а з в и т и е с п о с о б н о с т и к н а гл я д н о м у пространственному моделированию  Текст  / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание.– 1982. - №3. – С.46-52. 4. Измайлов, Ч. А. Цветовая характеристика эмоций  Текст  / Ч.А. Измайлов // Вестник МГУ – 1995. - №4. – С.27-35. 5. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие  Текст  / Л.В. Лопатина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. 6. Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи  Текст  / Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. В. Туманова – М.: Просвещение, 2009. – С.72-107. 7. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении  Текст  / Л. М. Фридман – М.: Просвещение, 1984.


В раздел образования