Напоминание

Статья. Из опыта работы. "Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства"


Автор: Назаренко Алла Марьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: Публикация доклада в сборнике Всероссийской конференции по теме "Начальное образование: современное состояние, проблемы, перспективы"
Тема: Статья. Из опыта работы. "Инновационная деятельность педагога, как ресурс повышения педагогического мастерства"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта на основе надпредметного курса «Мир деятельности» учитель:Назаренко А.М. Изменившиеся условия жизни российского общества, новый Федеральный государственный стандарт остро ставят перед школой, перед каждым педагогом задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий, способности к самостоятельной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Особенно остро встает проблема формирования УУД посредством внеурочной деятельности. На ступени начального общего образования закладывается фундамент для последующего формирования личности инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч учёных-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел ещё
большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения задач, стоящих перед образованием. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы позволяет реализовать принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Основной целью

курса является создание теоретического фундамента для формирования

у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных

способностей и личностных качеств
как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Концептуальная идея курса состоит в следующем: универсальные учебные действия формируются тем же способом, что и любые умения. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля. Таким образом, формирование у учащихся любых умений, в том числе и общеучебных, проходит через следующие этапы: - Представление о действии, первичный опыт и мотивация; - Приобретение знаний о способе выполнения действия; - Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция; - Контроль умения выполнять действие. Организация внеурочной деятельности обеспечивается системой дидактических принципов, а именно: 1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). 4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта). 5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо: 1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом); 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию; 4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД. На занятиях «Мир деятельности» учащиеся приобретают знания о УУД, а на предметном уроке осознанно тренируются в его применении. В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Учитель выполняет роль организатора или помощника. Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», осуществляется на основе системы деятельностного метода обучения. В этой системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:  уроки «открытия» нового знания;  уроки рефлексии;  уроки построения системы знаний;  уроки развивающего контроля. Технология деятельностного метода для каждого типа уроков включает в себя соответствующие этапы и шаги учебной деятельности, которые каждый обучающийся должен пройти сам.
Урок «открытия новых знаний».
I этап: Понять «Что я не знаю?» 1. Повторить необходимые знания. 2. Обобщить то, что повторили. 3. Выполнить пробное действие. 4. Столкнуться с затруднением. 5. Назвать своё затруднение. 6. Назвать причину затруднения.
II этап: «Найду сам способ решения». 1. Поставить цель. 2. Составить план работы. 3. Действовать по плану. 4. Проговорить алгоритм по плану. 5. Первичное закрепление, тренировка. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Урок рефлексия.
I этап:Узнать «Что я не умею?» 1. Повторить необходимое. 2. Обобщить то, что повторили. 3. Получить самостоятельную работу. 4. Выполнить самостоятельную работу. 5. Проверить себя по образцу и посмотреть, есть ли ошибки. Если нет ошибок, выполнить другие задания, более сложные. 6. Отметить свои ошибки. 7. Подумать, что я не умею. II этап: «Учусь применять способ» 1. Поставить цель. 2. Продумать план. 3. Действовать по плану (выполнить работу над ошибками). 4. Выполнить самостоятельную работу № 2. Технология проведения каждого занятия в надпредметном курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) включает в себя следующие шаги. 1. Мотивация к учебной деятельности. Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается
затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3. Выявление места и причины затруднения. Организует выявление учащимися места и причины затруднения: организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; выявляется причина затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5. Реализация построенного проекта. Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково (эталон). Уточняет характер нового знания. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8. Включение в систему знаний и повторение. Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9. Рефлексия деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений как направления будущей деятельности. Естественно, что описанные этапы в ТДМ в их полноте реализую не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, например, в 1-м классе учащиеся приобретают лишь первичный опыт постановки цели и построения плана своих действий при открытии нового знания. Во 2-м классе занятиях ученики узнают, как правильно ставить цель, знакомятся с понятиями, которые готовят их к дальнейшему изучению понятия «план». Например, они знакомятся с понятием «средство» (на языке детей — «ключ»), учатся самостоятельно подбирать необходимые «ключи» для открытия нового знания на занятиях в ТДМ. В 3-м классе дети изучают понятие «план», выводят алгоритм планирования, а затем учатся самостоятельно и осознанно планировать свои действия. В 4-м классе учащиеся уточняют понятие «средство» для открытия нового знания и системно тренируются ставить цель и планировать свои действия как на занятиях внеурочной деятельности, так и на предметных уроках в технологии деятельностного метода обучения. К концу 4-го класса учащиеся знают все основные шаги учебной деятельности. В завершение данные умения контролируются. Таким образом, с одной стороны, при формировании каждого универсального умения учащиеся проходят все 4 выделенных этапа формирования УУД в их целостности. С другой стороны, данная работа проводится постепенно, поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся. Для формирования и развития системы универсальных учебных действий необходима интеграция надпредметного курса с содержанием уроков. В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса. Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе создаёт условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего
комплекса УУД, определённых ФГОС. Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания рабочей программы – Смайлик. Он помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности. На первом занятии МИД дается представление об учебной деятельности. Учащиеся 1 класса находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ». На занятиях у учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, её цели и результате. Ребята учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Это знание с первых дней обучения в школе первоклассники успешно применяют и на предметных уроках. В следующих классах структура учебной деятельности расширяется, к концу 4-го класса учащиеся знают все основные шаги учебной деятельности. На занятиях формирую и развиваю у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомлю с алгоритмом исправления ошибок. Дети учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Они учатся оценивать себя, используя для этого «Лесенку успеха», разделённую на 2 половинки «Что я знаю» и «Что я умею». В конце каждого занятия ребята оценивают свои знания, а в начале следующего– свои умения по пройденной теме. Таким образом, формируются у обучающихся регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими
регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности. Программой «Мир деятельности» в течении 4 лет обучения на
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНУЮ ЛИНИЮ
выделено 32 часа В
1
классе ведущей и основной линей данного курса является организационно-рефлексивная линия, рассчитанная на 9 часов и формирующая первичное представление об учебной деятельности, её цели и результате, двух основных этапах. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон). В о
2-ом
классе
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
составляет 10 часов. Расширяются представления детей об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняются различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться, и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания. Организационно-рефлексивная линия в 3-ем классе -7 часов. В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется
формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время. В 4-ом на
организационно-рефлексивную линию отводится 6 часов.
В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и само- определения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в
умение

учиться
в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий. Большое внимание уделяется формированию
коммуникативных УУД.
Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, которые позволяют контролировать своё поведение на протяжении всей своей учебной деятельности. Учатся работать в паре. Знакомятся с правилами ведения диалога, с позициями автора и понимающего. Узнают, какую роль в процессе общения играют мимика и жесты. Учатся слушать и слышать друг
друга. Также знакомятся, с позициями «критика», «арбит ра», «организатора». Раскрывают секреты успешного выступления. Знакомятся с правилами работы в группе. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Учащиеся учатся правильно вести дискуссию, понимать друг друга, грамотно договариваться, идти на компромисс, продуктивно сотрудничать друг с другом. В дальнейшем продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодей- ствия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» на занятиях кружка чаще всего выполняется мною. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении. Всего на формирование
коммуникативных УУД
в течении 4 лет обучения отводится 15 часов. Коммуникативная линия в 1 классе рассчитана на 3 часа. Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Во 2-ом классе (4 часа) продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, роль мимики и жестов в процессе общения, учатся слышать и слушать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего. В 3-ем классе коммуникативная линия составляет 3 часа. У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания. В 4-ом –
коммуникативная

линия

(5

часов).
Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия -ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс. У учащихся формируются первичные представления о фундаментальных ценностях жизни (Жизнь, Здоровье, Семья, Знание, Дружба, Саморазвитие, Уважение, Терпимость), которые способствуют развитию
личностных


результатов.
Организуется работа н а д качествами личности, которые помогают стать успешным учеником: активность, честность, терпение, доброжелательно сть, целеустремленно сть, л ю б о з н ат е л ь н о с т ь , самостоятельность, вера в себя, самокритичность. Учащиеся учатся создавать рабочее настроение на урок и контролировать свои чувства. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи. В
ценностной
линии с 1-го по 4-й класс предусмотрена специальная работа по формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни согласно требованиям ФГОС. Школьники открывают для себя ценность здоровья, правила сохранения и укрепления своего здоровья в различных ситуациях. Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл. У учащихся 1 класса формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса. В дальнейшем продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такие понятия, как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важные качества для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни, как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества. Все ценности, открытые детьми на занятиях, размещаются на дереве жизни.
ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ-16 часов
На ценностную линию
в 1
классе отводится 6 часов. У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности, помогающих успешно учиться. Обсуждение этих вопросов
опирается на имеющийся у детей опыт, что позволяет учащимся самостоятельно формулировать выводы об этих ценностях, а педагогу – создать условия для принятия выводов на личностно значимом уровне. Во
2-ом
классе (4 часа) у учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется ценностный образ коллектива класса, способного решать различные задачи. В 3-ем классе ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества. В 4-ом классе
ценностная

линия

(4

часа).
Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью - саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика. Формирование познавательных УУД направлено на передачу учащимся инструментов познания. У детей формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Учащиеся учатся анализировать, сравнивать различные объекты, определять их свойства, обобщать, классифицировать, действовать по аналогии, выстраивать умозаключения и делать выводы. Знакомятся с приемами запоминания и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Учатся наблюдать, моделировать. Идет знакомство с методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет
организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ составляет 13 часов
На познавательную линию в
1
классе отводится 1 час. У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться. На познавательную линию отводится 2 часа в
2
-ом классе. Учащиеся получают представления о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

В 3-ем классе на п
ознавательную линию отводится 6 часов. Учащиеся

знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми

операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего

мышления

как

инструмента

познания.

Формируются

начальные

представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых

объектов,

сохраняющих

их

существенные

свойства,

и

о

методе

моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся

выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также

развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения

«переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию

первичного положительного опыта управления своим эмоциональным

состоянием.
В 4-ом (4 часа). Учащиеся знакомятся с новыми операциями - классификация, аналогия - и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать
самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности. Эти надпредметные знания создают прочный фундамент для формирования у них соответствующих УУД и качеств личности. На каждом занятии дети сами выводят эталоны по пройденной теме. Эталон – это фиксация нового знания, которое учащиеся открывают на занятии по курсу «Мир деятельности» и которое служит опорой для осознанного учения. После занятия ученик вставляет новый эталон в специальный альбом и пользуется ею в течение всех последующих предметных уроков и надпредметных занятий как критерием для обоснования своих суждений при выполнении задач на повторение и закрепление изучаемого материала, а также при самооценке своих работ и своей учебной деятельности. Все эталоны вывешиваются в классе и помогают ученикам осознанно применять знания, открытые ими на занятиях. В результате занятий заметила, что полученные знания и первичные умения на занятиях по курсу «Мир деятельности» учащиеся переносят на предметные уроки. Общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Таким образом, в руках у нас появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия. Этот курс не входит в число обязательных учебных предметов, поэтому я применяю собственные критерии оценивания. Важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательным является выполнение следующих требований: 1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены. 2) Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя. 3) Качества личности детей не оцениваются, по р е з ул ьт ат а м
соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются. 4) Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки моих достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии. Основной целью использования индивидуальной карты является формирование самооценки своих метапредметных знаний и умений, постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности регулятивных ууд и умения учиться. На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указаны тема занятия и 2 шкалы «Знаю» и «Умею». Учащиеся фиксируют свои результаты любым значком. «Копилка моих достижений» заполняется детьми и в конце каждого учебного дня. Основной целью использования «Лесенки успеха» является формирование способности к адекватной самооценке, которая является одним из важнейших регулятивных УУД, его формирование выделяется как одно из приоритетных направлений ФГОС. Пособие также состоит из двух из двух разделов «Знаю» и «Умею». Начиная с 1 класса проводится важная работа над формированием понимания того, что «знать» не значит «уметь». Использование «Лесенки успеха» и «Копилки моих достижений» по курсу «Мир деятельности» с предметными уроками создают целостную систему формирования у учащихся способностей к рефлексии своей учебной деятельности и адекватной самооценке. В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности» система диагностики результатов его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым учеником и классом в целом формируемых в данном курсе УУД. В процессе преподавания надпредметного курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения,
основными целями которого являются: 1) определение уровня сформированности метапредметных знаний и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика; 2) составление плана коррекционной работы, как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом. Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных знаний и умений учащегося. Комплексная диагностика сформированности УУД учащихся включает в себя следующие процедуры: Для выявления уровня освоения формируемых универсальных учебных действий проводится входное и итоговое тестирование. Основная цель тестирования не контроль, а помощь в необходимой коррекции своей работы. Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности». Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Необходимо занести количество баллов, полученных учеником по каждому вопросу, в программу. Далее формируется электронный отчет об уровне прохождения теста каждым ребенком и классом в целом с методическими рекомендациями по коррекции своей работы (с указанием конкретных вопросов и тем, по которым следует проводить коррекционную работу). В конце года программа выдает динамику уровней сформированности знаний учащихся. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием универсальных учебных действий у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом. Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках внеурочной деятельности «Мир
деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Цель наблюдений - прежде всего это знания о способах выполнения универсальных действий, без которых надёжное формирование любых умений невозможно. Поэтому естественным образом в систему мониторинга метапредметных умений включаю контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий. В течение 4 лет обучения проводилась диагностика универсальных учебных действий Диагностика, проведенная в 1 классе, выявила в основном низкий и средний уровни развития УУД и подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Диагностика сформированности универсальных учебных действий в конце 3 класса показала положительную динамику (Приложение 1). Итоговая диагностика имеет положительную динамику роста уровня формирования УУД.
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень

прохож

дения

теста

Входящ

ее

тестиро

вание

Итогово

е

тестиро

вание

Входящ

ее

тестиро

вание

Итогово

е

тестиро

вание

Входящ

ее

тестиро

вание

Итогово

е

тестиро

вание

Входящ

ее

тестиро

вание

Итогово

е

тестиро

вание

Высоки

й

уровень

(81 –

100 %)
2/10%
15/79%
0/0%
16/84%
8/32%
19/70%
4/15%
12/44%

Выше

среднег

о

(61 – 80

%)
6/29%
3/16%
5/28%
2/11%
1/40%
4/15%
16/62%
13/48%

Средни

й

уровень
12/57%
1/5%
11/61%
1/5,3%
4/16%
2/7%
6/23%
2/7%


(41 – 60

%)

Низкий

уровень

(0 – 40

%)
1/5%
0/0%
2/11%
0/0%
3/12%
2/7%
0/0%
0/0%
Полученные данные показывают, что в 1 классе в начале 2012 учебного года учащихся с высоким уровнем составляло 2уч. (10%), а к концу 4 класса -12 (44%) обучающихся достигли высокого уровня развития универсальных универсальных учебных действий. Выше среднего количество учащихся с 6 (29%) увеличилось до 13(48%) обучающихся, 2 обучающихся показали к концу 4 класса средний уровень (7%). Низкий уровень имел место быть в 1 классе и составлял 5% (1 ученик), к концу 4 класса учащиеся с низким уровнем отсутствуют. График сравнения Данные цифры убедительно доказывают, что курс «Мир деятельности» эффективно формирует УУД младших школьников. У учащихся начальной школы сформированы знания об учебной деятельности и способах ее организации, качествах ученика и ценностях жизни, которые помогают им успешно справляться с затруднениями.
Итак,использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. Реализация программы внеурочной деятельности «Мир деятельности» прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться, а также позволяет придать процессу целостность и системность, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС на всех ступенях образования, позволила создать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы, повысила мотивацию детей к самостоятельному и осознанному учению. Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помог обучающимся: • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения; • не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности; • проводить самооценку знаний и умений, самостоятельно исправлять свои ошибки; • развивать навыки слаженной работы в группах; • развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность; • учиться более увлеченно и результативно.

Анализ уровней сформированности умения выполнять УУД

регулятивного и познавательного вида
Организация процесса обучения в технологии деятельностного метода, позволяющая выполнить весь комплекс УУД систематически, в сочетании с выделением отдельного учебного пространства для формирования знаний об УУД делает способ формирования метапредметных результатов ФГОС целостным и завершенным. Это дает все основания для проведения диагностики достигнутых учащимися результатов. Принципиальным отличием данной диагностики является ее многокомпонентность: это касается не только форм проведения диагностики, ее объектов, но и ее участников. Комплексная диагностика позволяет выявить сформированность всех видов УУД, которые подлежат формализованному контролю. Главная ее
цель
- не оценивание учащихся, а проведение мониторинга с целью выработки рекомендаций по дальнейшему формированию УУД у учащихся. Данная практическая работа является одной из форм комплексной диагностики УУД, которая проводится в курсе «Мир деятельности» на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон. В конце 2015-2016 учебного года было проведено диагностическое исследование по курсу «Мир деятельности» в форме
практической работы
, в ходе которой каждый учащийся выполняет специально сконструированные задания. Эти диагностические задания направлены на оценку сформированности конкретного универсального учебного действия. Данная практическая работа содержит два блока. В ходе выполнения заданий
части 1
«Как я умею справляться с затруднением» оцениваются следующие умения: • -фиксировать затруднение, • -определять причину затруднения, • -ставить цель, • -планировать свою деятельность, • -оценивать и фиксировать результативность своих действий, • -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
• В ходе выполнения заданий
части 2
«Как я умею работать над ошибками» оцениваются умения: • -проводить коррекцию и оценку результатов деятельности по заданным критериям, • -осуществлять коррекцию способа действия, • -сравнивать, • -обобщать. По результатам выполнения работы можно судить о сформированности умения: -осуществлять контроль и оценку, -устанавливать причинно-следственную связь, -выбирать нужны источник информации, -извлекать необходимую информацию из текста (работать с информацией). РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Умение выполнять УУД

"Показатель

класса (%)"

фиксация

затруднения

"определение

причины

затруднения"

Поста

новка

цели

Плани

рование

Конт

роль

коррекция

оценка

Продемонстриро

вано

78%

78%

78%

85%

100

%

89%

100%

Есть

предпосылки

22%

22%

22%

15%

0%

11%

0%

Не

продемонстрирова

но

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%
Вывод: У 100% учащихся сформирован высокий уровень развития умения осуществлять контроль и самооценку. Основная масса (78% учащихся 4 класса) умеет строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, 89% - коррекцию выполняемых действий, 78% учащихся продемонстрировали умения фиксировать затруднения и определять причины затруднения, ставить цель; у 22% учащихся есть предпосылки к этим умениям. 85% обучающихся умеют хорошо планировать свою деятельность, у 15% есть к этому предпосылки. 89% обучающихся успешно справились с коррекцией, а у 11% умения еще не сформированы, есть только предпосылки. Необходимо регулярно отрабатывать на предметных уроках на уровне проговаривания соответствующих эталонов(правил) во время их применения.
Следовательно, учащиеся имеют достаточно хороший уровень развития регулятивных действий, что является дальнейшей основой для формирования УУД.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

"Показатель

класса (%)"

работа

с информацией

анализ

сравнение

устанавление

причинно-

следственных

связей

построение

речевого

высказывания

Продемонст

рировано

93%

0%

100%

85%

67%

Есть

предпосылки

7%

85%

0%

15%

33%

Не

продемонстри

ровано

0%

15%

0%

0%

0%

Цель диагностики
: выявление уровня развития операций логического мышления- анализ и сравнения. Вывод: можно утверждать, что 100% умеют проводить сравнение; практически 93% учащихся 4 класса могут работать с информацией, лишь 7% учащихся испытывают трудности при выполнении такого рода задания; у 85% обучающихся устанавливание причинно-следственных связей имеет хороший показатель, у 15% - есть к этим умениям предпосылки. Показатель «Построение речевого высказывания» имеют 67% обучающихся, у которых мысль сформулирована понятно и законченно, ответы полные, логически связанные, без речевых ошибок, у 33% учеников есть только предпосылки. Необходимо регулярно отрабатывать построение речевого высказывания на предметных уроках, включать соответствующие задания. Необходимо включать задания на анализ объекта, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними, строить логические цепи, анализировать, больше давать заданий творческого и поискового характера, поскольку у 85% учеников имеются только предпосылки к нему и 15% не смогли продемонстрировать эти знания. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
"Показатель

класса (%)"

умение осуществлять

коммуникацию

умение договариваться

Продемонст

рировано

43%

70%

Есть

предпосылки

47%

20%

Не

продемонстри

ровано

0%

0%

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий направлены на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности, согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности. По результатам диагностики 47% имеет предпосылки к умению осуществлять коммуникацию, а 43% обучающихся продемонстрировали успешно это умение- с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с целями коммуникации; задавать вопросы на понимание, то есть выполнять роли «автора» и «понимающего» в коммуникации. Умение управлять поведением партнера; планировать и осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками; владеть диалогической формой речи; договариваться продемонстрировали 70% учащихся. Готовы продемонстрировать это умение только 20%.
Вывод:
у большинства учащихся имеется достаточно хороший уровень развития коммуникативных УУД, что является дальнейшей основой для формирования УУД. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
"Показатель

класса (%)"

устойчивость учебно-познавательного интереса

Продемонст

рировано

78%

Есть

предпосылки

15%

Не

продемонстри

ровано

7%
Вывод: 78% учеников продемонстрировали устойчивый учебно- познавательный интерес. 15% учащихся продемонстрировали познавательный интерес, но он у них недостаточно устойчив (есть предпосылки к этим умениям). Следовательно, учащиеся имеют хороший уровень развития личностных УУД, что является дальнейшей основой для формирования УУД.
Рекомендации:

Выстраивание учебных ситуаций на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка. Особое внимание нужно уделять учащимся, которые не продемонстрировали умения и имеют предпосылки по всем УУД. Предусмотреть возможность реализации в учебной, внеучебной деятельности учащимся, которые имеют высокий уровень по всем универсальным учебным действиям. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.


В раздел образования