Напоминание

Народы Сибири и нашего края в XVII - XVIII вв.


Автор: Языкова Ирина Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 179
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Народы Сибири и нашего края в XVII - XVIII вв.
Раздел: среднее образование





Назад





Народы Сибири

и нашего края
Языкова Ирина Леонидовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирск

План изучения нового материала:
1. Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. 2. О чем могут рассказать географические названия нашего края. 3. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. 4. Духовная культура: верования, шаманы, сказки. 5. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. 6. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края .

Этнос
(от греческого слова ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием.
Этно́

нимы
(от греч. έθνος — племя, народ и όνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов.



Народы Сибири


Этносы Сибири,

территория их расселения
На громадных пространствах от Енисея до Тихого океана жили
эвенки (тунгусы),
занимавшиеся охотой и рыболовством.
Чукчи, коряки и ительмены (камчадалы)
населяли северо-восточные районы Сибири с Камчатским полуостровом. Эти племена жили тогда родовым строем, они еще не знали употребления железа.
Народы Сибири 17 века, не составляли там более или мене сплоченных обществ, а напротив они были рассеяны по лесам и тундрам небольшими группами, состоявшими из одного или нескольких родов и не имевших почти никакой зависимости друг от друга. В каждом роде был старейшина, или как называли их пришедшие русские, князцы, которые и управляли всеми немногосложными делами своего народа.

История народонаселения

в Сибири
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени. К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть. К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Заполните таблицу

Народ

Район обитания

Занятия

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
самадийцы

самадийцы

манси

манси

тюрские

племена

тюрские

племена

буряты

буряты

эскимосы

эскимосы

тунгусские

племена

тунгусские

племена
НАРОДЫ СИБИРИ НАРОДЫ СИБИРИ





Нганасаны - самодийский
народ
в
Сибири
, населяющий восточную часть


Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
Суровые климатические условия не способствовали быстрому социально- экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно- родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

О чем могут рассказать географические

названия нашего края

БАРНАУЛКА
— левый приток р. Обь. Из кетских слов: "боруан" — волк, "уль" — река, т.е. волчья река. Конечное "ка" появилось на русской почве
ИНЯ
— правый приток р. Обь. Распространенной этимологией является объяснение этого топонима через татарское "ина" — мать, однако это не может удовлетворить ни с грамматической, ни со смысловой точек зрения. Встречающиеся в Европе топонимы "Инн" — приток Дуная и Ина — озеро и приток реки Припяти — ученые объясняют через кельтские и индоевропейские слова со значением "вода". Для Западной Сибири более приемлема этимология А..П. Дульзона, объясняющего "ин" из имбатского диалекта кетского языка, где "иен" означает "долгий".

ОБЬ
—наиболее приемлемой является этимология В. Штейница и А. П. Дульэона, связывающих это название с коми-зырянским словом "обва" — "снежная вода". Русские узнали Обь в ее нижнем течении, и ее название получили от коми проводников.
БАГАН
— река в Новосибирской области. Надежной этимологии нет. Пока возможны два объяснения: из тюркского "баган" — столб и из индоевропейского "багно" — низкое топкое место. Баган действительно протекает по болотам, частью прерывается ими

КАРАСУК
— река в Новосибирской области. Из тюркского "кара" — черный, прозрачный и "сук" — вода, река
КОЛПАШЕВО
— город в Томской области. Основание относится к XVII веку. Верояным основателем мог быть казак Первуша Колпашник, который предлагал Нарымский и Кетский остроги перенести на Обь, к Keцкому устью. В начале XVII века в Hapымском уезде были дворы Якова Колпашниква, Андрея Колпашникова, возможно, потомков Первуши Колпашника. Позднее деревня Колпашникова стала селом Колпашевым и городом Колпашевым.

ЧУЛЫ́

М
(тюрк. «бегущий снег») — река в Сибири, правый приток Оби.
КИ́

Я
— река в Сибири, левый приток Чулыма. Берёт начало в Кемеровской области, течёт в верховьях главным образом на северо-запад в пределах восточных склонов Кузнецкого Алатау, низовье в Томской области. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В 50— 80 годах XX века вокруг Кии образовались несколько стариц: Тырышкина, Новая, Елдашкина и другие, общей протяжённостью более 30 км. Одна из трактовок гидронима возводит его к селькупскому слову «кы», что означает «река». Согласно другой версии, слово «кия» имеет тюркское происхождение и обозначает «каменистый склон, обрыв».

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского
кара
- «черный, прозрачный» и
сук
- «вода, река».
КИТАТ
- лев. пр. р. Яя. Имеется две этимологии: из кетского
ки
- «новый» П. Дульзон), из селькупского
кы
- «река» (Э.Г. Беккер). Думается, что более вероятной является гипотеза о кетском происхождении топонима, где обе части раскрываются из кетского языка:
ки
- «новый» и
тат
- «река».

Особенности материальной культуры народов

Западной Сибири и ее тесная связь с природно-

климатическими условиями



Духовная культура: верования,

шаманы, сказки
Музыкальные инструменты народов Сибири

Народы нашего края: барабинские татары, чаты,

телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия,

общественные отношения и религиозные верования
Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар — привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.
Этническое положение и соотношение население Западной Сибири на период XVI - XVII в.в. от Урала до р.Хатанги - ненцы, энцы, нганасаны (общее название самоеды. Численностью около 8 тыс.человек). Южнее их, в таежной тайге проживали вогулы и остяки (финно-угорские племена хантов и манси. Численность 15-18 тыс. человек). Остяками также именовали южных самодийцев-селькупов (около 3 тыс. человек), обитавших на средней р.Оби и ее притоках, и кетоязычные племена аринов, коттов, ястынцев на среднем Енисее. По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи кочевали тюркские племена; на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, численностью 15-20 тыс.человек; в верховьях Енисея - енисейские киргизы; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - танские, чулымские и кузнецкие татары. Почти по всей Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура, расселялись тунгусские племена (около 30 тыс. человек). В Забайкалье, по рекам Оному и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены - жили кочевые монголоязычные племена, в последствии составившие этническую основу бурят: эхириты, булагаты, икинаты, хоритуматы, табунуты, хонгодоры (25 тыс. чел.). На верхнем и среднем Амуре проживали оседлые племена монголоязычных дауров и тунгусоязычных дгочеров, в низовьях Амура и Приморье - татки, гиляки (нивхи) и предки нанайцев, ульчей, удэге, а по рекам Лене, Вилюю, Яне - тюркоязычные якуты (30-40 тыс. чел.). Северо-восток Сибири от низовьев Лены до Анадыря занимали кагиры. На севере Камчатки и прилежащим к ней побережье Берингова и Охотского морей жизни коряки, на Чукотском полуострове и в низовьях Колымы - чукчи (при покорении Сибири эта этнические группа оказывала самое жестокое сопротивление русским). Чукчи, которые оседло проживали на морском побережье вошли как особый этнос - эскимосы, также в него входили и ительмены, и шлики Амура. Эти народы принадлежали к полеоазиатам – самым древнейшим обитателям Северной Азии. Они были остатками племен, некогда населявших всю Сибирь и оттесненных "на край света" пришельцами с юга - тюрками, монголами, тунгусами, самодийцами. Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - сибирское ханство, возникло в результате распада империи Чингис-хана. До конца XV в. в нем правили шейбаннды (потомки Чингиса), а потом Тайбугинны (династия Бок Мамет Тайбула).

Археологические памятники культуры

народов на территории нашего края
Сибирские просторы с самых древних времен были местом обитания различных племен и народов. Это неудивительно: огромные пространства, обильные реки и леса создавали идеальные условия для жизни кочевников или племен, ищущих свою новую Родину. Благодаря этим факторам на территории современной Новосибирской области расположено множество интересных археологических объектов.  Чертово городище  Умревинский острог  Комплекс памятников у села Быстровка  Сопка-2  Скелет мамонта  Стоянка палеолита "Волчья грива"  Погребение в Черном мысе  Чичабург

Археологические памятники культуры

народов на территории нашего края

Чертово городище
Расположен этот археологический памятник на Садовой горке в Новосибирске (Октябрьский район). Садовая горка является самой высокой точкой в центральной части города. А «Чертово городище» - археологический парк, посвященный истории сибирских татар. Такое необычное название место приобрело еще в советские годы. Поводом послужило юртовое поселение племен Чатов, которое, к сожалению исчезло, с приходом на территорию современного Новосибирска мостостроителей.

Скелет мамонта
В небольшом селе Вахрушево в 50 километрах от Новосибирска началась история Матильды. Не удивляйтесь, Матильда – это имя мамонта (точнее его скелета), найденного в этих местах. Этот экспонат поистине уникальный – это единственный полный скелет древнего животного. Обнаружилась такая находка еще в 40-е годы.

Комплекс памятников у села Быстровка
Одно из сел Искитимского района Новосибирской области, а именно Быстровка, уже давно привлекает к себе археологов и туристов. Именно здесь расположен один из комплексов археологических памятников, рассказывающий и даже показывающий современному человеку жизнь его предков. На правом берегу Атаманихи расположился своеобразный музей под открытым небом, где собраны различные предметы быта бронзового века. Это и украшения, и различные керамические предметы, и бронзовые ножи, а также другие орудия и предметы из кости и камня. Все эти предметы относятся к Ирменской культуре, названной так по протекающей здесь реке Ирмень и проживающей на территории современных Новосибирской, Кемеровской, Томской областях и Алтайского края. Ирменская культура оставила после себя богатое наследие – археологами обнаружены каменные городища, в которых селились люди. Найденные землянки, земляные и деревянные укрепления могут многое рассказать о быте тех народов. Здесь же – в археологическом памятнике в Быстровке – обнаружены останки и железного века. Среди этих находок, в первую очередь, примечательны найденные культовые погребения. Захороненные здесь жрицы и жрецы в соответствующих одеждах и со всей сопутствующей атрибутикой.

Чичабург
Это археологический памятник, расположенный на берегу озера Большая Чича, в двенадцати километрах от поселка Здвинск. На геофизических снимках из космоса этого района, полученных учеными в 1999 году довольно четко проступали очертания улиц и домов. Во время раскопок было обнаружено не только большое количество бытовых предметов, но и произведения искусства. Ученые предполагают, что жители в спешке покинули свои дома, и самая вероятная причина тому – нападение врагов. Это гипотезу подтверждает большое количество найденных наконечников стрел, доспехов и других предметов, указывающих на то, что жители жили в постоянном ожидании набегов. Площадь Чичабурга составляет более 240 тысяч квадратных метров, а количество населения предположительно с оставляло от четырехсот до двух тысяч жителей.

Стоянка палеолита «Волчья грива»
Объект расположен в верховьях реки Баган, в 62 километрах южнее от Каргата и представляет собой возвышенность протяженностью восемь километров и высотой десять-одиннадцать метров. На «Волчьей гриве» в 1957 году впервые были найдены ископаемые останки древних животных (преимущественно мамонтов, бизонов и лошадей). А несколько лет спустя, в 1969 году ученые обнаружили, что это вовсе не естественное кладбище мамонтов, а уникальнейшее явление – стоянка людей каменного века, которые никогда не использовали камень, так как в этих землях просто нет камня, пригодного для использования в хозяйстве. И вместо камня люди применяли кость. Жилища строились из бивней и бедренных костей, шкуры использовали для крыши, из ребер мамонтов получались острые и прочные копья. Ранее ничего подобного не встречалось не только в этом, но и в других районах Северного полушария. Большую часть коллекции ископаемых можно найти в Институте археологии и этнографии СО АН в Академгородке. «Волчья грива» была объявлена памятником природы областного значения в 2007 году.

Народы Сибири в 17 веке
1.
На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до

вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический. 2.
Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию
от Америки: а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров. 3.
Как назывался налог, который платили народы Сибири в царскую

казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина. 4.
Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория Сибири; б) сделаны географические открытия; в) Россия получила выход к Тихому океану; г) верны все ответы.
Как возникали сибирские города? Объясните
Домашнее задание:
1. Записи в тетради 2. Подготовка к контрольной работе п. 10 - 14


В раздел образования