Автор: Аслоповская Наталья Владимировна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8" Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край Наименование материала: Статья Тема: "Дом, в котором мы живем..." Раздел: дошкольное образование
Дом, в котором мы живем…
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 8» Аслоповская Н.В.
г. Чита, Забайкальский край.
28 мая 2009г. в 11.13 был заложен первый кирпич в основании будущего детского
сада, а 9 декабря 2009 года состоялось торжественное открытие. В честь подаренного
медведя детский сад было решено назвать «Мишутка».
ДОУ № 8- это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, которое
находится в ведомстве Комитета Образования г. Читы.
…И вот уже шесть лет прошло с того дня, как голоса мальчишек и девчонок заполнили
новое, необжитое и неуютное помещение с просторными коридорами, залами и
кабинетами, со светлыми стенами и современным оборудованием помещениями. Было
гордо и страшно одновременно: сможем ли мы, молодой коллектив, создать детский сад
будущего, наш дом. Хотелось сделать его уютным, теплым, красивым, чтоб заходя к нам
дети и родители чувствовали, что здесь им всегда рады.
Идей было много и хотелось все их воплотить в жизнь. Было желание заполнить каждый
уголок детского сада чем-то полезным и необходимым для гармоничного развития
маленькой личности.
Наш первый шаг к реализации замыслов был сделан в небольшом холле около группы,
где мы попытались отобразить наш микрорайон с проезжей частью для игровых ситуаций
с детьми по безопасности и знакомства с правилами дорожного движения.
Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом
обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно
творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, -
развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного
развития личности. В учреждении не было предусмотрено отдельного помещения для изо
деятельности, поэтому было принято решение организовать изо студию «В гостях у
Краски» в одном из самых светлых уголков холла. Таким образом, студия отделена
створчатой перегородкой-гармошкой. Руководила изо студией замечательный специалист
Киселева Надежда Анатольевна, которая не только развивала у детей навыки
художественного творчества, но и внесла огромный вклад в эстетическое оформление
всего детского сада, воплотила в жизнь множество идей и задумок.
Три года назад в ДОУ начал свою работу «Центр игровой поддержки ребенка» для детей
от 1.6 до 3 лет, деятельность которого направлена на предоставление услуг
альтернативного дошкольного образования. Для успешной работы центра была проделана
большая работа по организации развивающей предметно пространственной среды с
учетом возрастных особенностей и времени пребывания детей. Обстановка получилась
очень уютная, домашняя. Центр оборудован мягкими модулями, сухим бассейном,
красивой детской мебелью. Очень нравится малышам дидактический стол, где они могут
выбрать себе игру по желанию. Особенность нашего центра состоит в том, что игровые
сеансы проходят вместе с родителями ребенка и направлены на развитие малышей. А
самое главное дети приобретают опыт общения со сверстниками, что поможет им легко и
безболезненно адаптироваться в детском саду.
Детский сад спроектирован таким образом, что имеет много небольших комнат-
кладовых, которые также в свое время подверглись фантазиям педагогов и
перевоплотились в комнаты для релаксации «Космос», тренажерную комнату и
«Забайкальскую избу».
Для обеспечения познавательного развития и психического благополучия детей
действует «Кабинет психологической разгрузки - Космос». Атмосфера «Космоса» очень
привлекательна для ребенка, она способствует спокойствию и защищенности. Ощущение
чего-то космического, неизведанного и таинственного привлекает детей и взрослых. Лежа
на мягком коврике, под космическую музыку в полумраке, смотришь на звездное небо,
где можно разглядеть планеты и самую большую звезду- Солнце. Тут же представлена
коллекция космических аппаратов, которые собраны с помощью родителей. Кабинет
украшают бескаркасное кресло, различные поделки, космические костюмы, интересная
литература по данной теме. Все функциональные зоны кабинета подчинены решению
главной задачи: созданию условий для обеспечения познавательного развития и
психического здоровья детей и взрослых.
Сам процесс оформления был захватывающим: походы по магазинам, выбор обоев,
которые светятся в темноте звездами и завораживает ребят, подбор дидактического,
познавательного материалов по теме «Космос», выпиливание полочек для размещения
авиационной техники.
Известно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому возникла
необходимость поиска новых эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Наличие современного спортивного зала с достаточным количеством спортивного
инвентаря, оказалось недостаточным для удовлетворения биологической потребности
детей в движении. Тут возникла идея создания тренажерной комнаты. Комната
получилась небольшая, но очень уютная и, конечно, нравится всем детям без исключения.
Детей окружают пальмы, забавные жирафы и добрый лев. Здесь ребята под чутким
руководством инструктора по физической культуре, небольшими группками занимаются
спортом и показывают свои физические способности: силу, ловкость, быстроту,
выносливость.
Вот уже в течение нескольких лет коллектив нашего сада успешно разрабатывает и
внедряет в деятельность ДОУ различные образовательные технологии. В частности,
успешно используем метод проектов. Один из наших проектов называется «Мини-музеи в
детском саду». Музей – особое, специально организованное пространство ДОУ,
способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению
образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства
патриотизма. В детском саду оформлены такие мини музеи, как « Наш родной край», «
«Забайкальская изба», «Волшебный звук», «Музей дерева», «Хлеб - всему голова»,
«Музей боевой славы», «Морской мир»,
Широко в среде детского сада представлена региональная тематика: это «Музей
Забайкальская изба», мини музей «Наш родной край» и центр «Юные экологи».
Изба оформлена в деревенском стиле, где есть русская печка, деревянный стол со
скамейками, на которых сидят куклы Деда и Бабы, одетые в русские народные костюмы,
настоящая прялка, с потолка свешивается колыбелька с младенцем. На полках собраны
предметы домашней утвари: чугунок, самовар, чугунный утюг, глиняная, деревянная и
берестяная посуда, а за печной трубой прячется Домовенок. Избе придает деревенский
колорит коврики ручной вязки. Все это способствует познавательному развитию и
приобщает детей к истокам русской культуры.
Избу очень любят дети, здесь проходят беседы, посиделки, занятия посвященные истории
родного края.
Идея создания музея «Мой родной край» принадлежала родителям воспитанников,
посещающих наш детский сад. Центральное место занимает красочная карта
Забайкальского края, а на полках представлены экспонаты, отражающие специфику
Забайкалья. Информационные стенды содержат материалы о символике,
достопримечательностях и особенностях края, которые интересны не только детям но и
взрослым.
В детском саду оборудован Центр «Юные экологи» где занимаются все группы детей
совместно с педагогами. Это прекрасное место для проведения различных наблюдений и
труда детей: уход за комнатными растениями, рыбками в аквариуме. Организация
развивающей среды играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к
живой природе, в формировании представлений о животном и растительном мире,
побуждает детей беречь и любить родной край.
Центр «Юные экологи» разделен на несколько функциональных зон. Для расширения
познавательного опыта организована зона экспериментирования, содержащая различные
природные материалы, оборудование и приборы для экспериментов, предметы
рукотворного мира для обследования и преобразования. Также дети могут изучить
строение дерева, увидеть коллекцию насекомых, познакомиться с исчезающими
животными Забайкалья.
Одним из самых ярких и любимых получился центр «Морской мир». Придумали и
создали его также педагоги, в стороне не остались и родители. Одни оказали помощь в
изготовлении стеллажа в виде кораблика, многие другие с отдыха привозят ракушки,
камушки, морские звезды и многое другое. В мини музее дети знакомятся с обитатели
рек, морей и озер, водный транспорт, формируют навыки поисковой деятельности,
знакомятся с терминологией. В любой момент могут отправиться «путешествовать» и
знакомиться с этим загадочным и таинственным миром.
Особое место занимает стол для рисования песком. Под спокойную музыку ребенок
может пофантазировать, выразить то, что чувствует; развивает мелкую моторику,
улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга, необыкновенно приятный на
ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть.
При оформлении детского сада не только учитывалось мнение воспитанников, но и
использовались работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе
совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует
развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая
создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно,
не боятся что-то разбить или уронить.
Огромное внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений,
коридоров и холлов, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных
качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая
обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и
воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всего ДОУ сделана ставка на современность,
чувство стиля, оригинальность и неповторимость предметной среды.