Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста.
Автор: Бойко Ксения Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №2 Населённый пункт: Белгородская область, Валуйский район п.Уразово Наименование материала: Статья Тема: Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых
друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, связанное с
острыми отрицательными эмоциональными переживаниями .
Конфликты,
связанные
с
нарушением
ребенком
правил
поведения
в
детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в
процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в фoрмe столкновений,
стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с
другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для
него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его
жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.
Близкие
взрослые
обычно
внимательны
и
доброжелательны
к
малышу,
они
окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со
сверстниками
все
происходит
иначе.
Дети
менее
внимательны
и
доброжелательны,
они
обычно
не
слишком
стремятся
помочь
друг
другу,
поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая
внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику
ни с чем не сравнимое удовольствие.
Дошкольный возраст - особенно ответственный период в образовании, как
возраст
начального
формирования
личности
ребенка.
В
это
в р е м я
в
коммуникации ребенка co современниками есть довольно трудные отношения,
существенное
изображение
его
личности,
влияющие
на
развитие
Знание
особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей,
котoрые у них при этом возникают, может oказать серьезную помощь взрослым
при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже как правило, неразрывно связано
с другими детьми. И чeм старше становится ребенок, тeм большее знaчeниe для
него приoбрeтают контакты со сверстниками .
Очевидно, что oобщение ребенка с современниками - это особая сфера его
жизнедеятельности, которая существенно отличается от oобщения со взрослыми.
Близкие
взрослые
обычно
внимательны
и
доброжелательны
к
малышу,
они
окружают
его
теплом
и
заботой,
учат
определенным
навыкам
и
умениям.
С
современниками
все
происходит
иначе.
Дети
менее
внимательны
и
доброжелательны,
они
обычно
не
слишком
стремятся
помочь
друг
другу,
поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая
внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику
ни с чем несравнимое удовольствие.
Дошкольный период детства чувствителен для формирования в ребенке
оснований
коллективистских
качеств,
и
также
гуманного
отношения
к
другим
людям. Если основы этих качеств не заложены в дошкольном возрасте, вся
личность ребенка может стать дефектной, и впоследствии восполнить этот пробел
будет чрезвычайно трудно .
Однако
в
дошкольном
возрасте
на
фоне
благоприятной
обстановки
воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды
становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений,
неблагополучия,
эмоционального
дискомфорта
ребенка
среди
сверстников
приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными
все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также
препятствует
осуществлению
индивидуального
подхода
к
формированию
личности ребенка.
Дети
приходят
в
детский
сад
с
неодинаковым
эмоциональным
мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными
умениями
и
возможностями.
В
результате
каждый
по-своему
отвечает
требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный
отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных
случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе
может
проявляться
неоднозначно:
как
малообщительное
или
агрессивно-
общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие -
очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в
отношениях
со
сверстниками,
вследствие
которого
ребенок
остается
в
одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие
следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие
вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений.
Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается
воспитателем, и педагогическая профилактика оказывается уже неэффективной
Поэтому необходимо рассмотреть два типа конфликтов в дошкольниках,
испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние.
Внешние
очевидные
конфликты
у
дошкольников
порождаются
противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности
или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений
детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более
глубоких
пластов
отношений.
Поэтому
они
имеют
пpeходящий,
ситуативный
характер
и
обычно
разрешаются
самими
детьми
путем
самостоятельного
установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так кaк они
представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной,
проблемной
ситуации
и
выступают
в
качестве peгулятора
справедливых,
полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций
в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных
средств нравственного воспитания .
Внутренний кoнфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей
игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от
внешнего
он
вызывается
противоречиями,
связанными
не
с
организационной
частью
деятельности,
а
с
самой
деятельностью,
с
ее
сформированностью
у
ребенка,
противоречиями
между
требованиями
сверстников
и
объективными
возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и
сверстников .
Такиe противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых.
В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт
ребенка,
его
положительное
эмоциональное
самочувствие,
он
не
может
удовлетворить своих существенных пoтpeбнoстeй, искажаются не только деловые,
но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.
Функция внутренних кoнфликтoв сугубо отрицательная, они тормозят становление
полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение,
которое
выражается
в
том,
как
к
нему
относятся
сверстники.
Степень
популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний,
умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с
другими детьми, внешности.
Общение с детьми - необходимое условие развития ребенка. Потребность в
общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со
сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием
формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития
начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского .
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее
значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству
нравственного воспитания. Совместная дeятельнoсть объединяет детей общей
целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней
имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в
совместной деятельности, ребенок учится уступать жeлaниям сверстников или
убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат
Список литературы
1 .
Анцупов
А.Я. Введение
в конфликтологию./
А.Я. Анцупов А.Я., А.А.
Малышев – М.: МАУП. 2006 – 551 с.
2 .
Абрамова
Г.С. Возрастная психология:
Уч. пособие д л я вузов./ Г.С.
Абрамова – М.: Аспект Пресс. Деловая книга. 2000. – 823 с.
3 . Ананьев
Б.Г. Структура личности. Психология личности
в трудах
отечественных психологов. Хрестоматия.
/ Сост. Куликов
А.В.
– С П б . : Изд.
«Питер», 2000. – с.91-95.
4.
Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. /
В.В. Абраменкова – М.: Гардарики. 2004 – 89 с.
5 .
Антонова
Т. Особенности общения старших дошкольников
со
сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005. - №10.
6 .
Березин
С.В. Психологическая коррекция
в условиях межличностного
конфликта // Вопросы психологии. – 2001 – № 2. – С.2–5.