Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности.
Автор: Голубева Светлана Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №47 "Гусельки" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Семинар Тема: Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами
проектно - исследовательской деятельности.
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших
разделов дошкольной педагогики и направленна умственное развитие ребенка.
Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем
выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на
основе деятельного метода;
-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во
всех возрастных группах;
-Опытническая деятельность;
-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
-Совместные игры- фантазирования;
-Совместная деятельность в уголке книги( беседы, мини викторины, заучивание
стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого
развития :
-Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов,
слайдов, презентаций.
-Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование,
проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.
-Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного
слова.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность
невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную
деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Известно,
что
дошкольный
возраст
–
это
благоприятный
период
для
развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о
разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не
в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его
речь
и
представления
об
окружающем
мире,
научить
видеть
в
нем
закономерности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают
достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:
Создание обогащённой предметно-пространственной среды;
Включение занимательности в содержание занятий;
Создание проблемно-поисковых ситуаций;
Вовлечение в выполнение творческих заданий;
Интеграция разнообразной деятельности;
Организация экспериментирования;
Повышение
качества
образования
невозможно
без
разработки
и
внедрения
современных
педагогических
технологий,
одной
из
которых
является
исследовательско-проектная деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования в числе основных форм организации образовательного процесса
названа
и
проектнаядеятельность,
которая
также
является
специфическим
видом
деятельности
дошкольников.
Дети
–
пытливые
исследователи
окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.
Так что же такое проектирование — это комплексная деятельность, участники
которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи
со
стороны
организаторов)
осваивают
новые
понятия
и
представления
о
различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических
(Е.С.
Евдокимова).
Другими
словами,
это
разнообразная
(интегрированная)
деятельность по достижению определенной цели.
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов,
актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творче-
ские, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и приро-
ду, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учре-
ждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и дол-
госрочный.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем
меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следую-
щие задачи:
развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь
ведущая роль отводится педагогу;
активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
вместе с педагогом;
формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е
посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развивать умение определять возможные методы решения проблемы с по-
мощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести
конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятель-
ности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе
единого проекта;
развить природную любознательность и интерес к самостоятельному при-
обретению знаний;
повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, опре-
деление цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в
проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставлен-
ной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и аль-
бомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления
презентации, шоу, театрализованного представления.
Важно,
чтобы
тема
проекта
шла
от
детей,
поэтому
выбор
темы
мы
начинаем с изучения интересов детей.
Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной
теме и выбрать способы для познания нового: Что я знаю о...? Что я еще хочу
узнать о...? Как я могу это узнать?
На
основании
ответов
детей
планируется
деятельность
в
центрах
активности.
В
любом
случае,
темы,
основанные
на
интересах
детей,
обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.
Проектная
деятельность,
реализуемая
через
разные
формы
работы
в
центрах
активности,
дает
возможность
каждому
ребенку
выбрать
тот
путь
познания, который ему органичен.
Вместе с тем, действуя каждый в своем
направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку,
кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу
на
состав
числа),
все
вместе
получают
максимум
сведений,
наглядно
представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции
анализа
и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать
обнаруженные
закономерности
и
выводы,
строить
речевое
высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время
деятельности, рассказывать о проделанной работе.
-
Детская
исследовательская
деятельность
важна
и
для
формирования
самостоятельности,
целеполагания,
способности
преобразовывать
какие-либо
предметы и явления для достижения определенного результата.
-
В
процессе
исследовательской
проектной
деятельности
развивается
эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые
навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной
активности.
- При использовании исследовательско-проектной технологии в образовательной
деятельности
у
детей
появляется
интерес,
притягательность
к
процессу
познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое
главное
–
помогает
развивать
свободную
творческую
личность,
способную
активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения
любых жизненных проблем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать - и я пойму!»
Т.е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не
только услышит и увидит, но сделает сам.
Теперь уважаемые педагоги давайте поиграем в игру, которую можно организо-
вать в ходе проектной деятельности.
Постановка проблемы:
Что падает быстрее: монета или маленький кусочек бумаги?
Мы ответим на этот вопрос, но прежде проделаем несколько опытов.
Цель:
Выявить, что форма и вес падающего тела не играет значения.
Ход:
1. Возьмем в одну руку десятикопеечную монету, а в другую - маленький листок
бумаги. Выпустим одновременно оба предмета. Мы легко заметим, что монета
быстро достигла пола, а листик - медленно планируя, упадет гораздо позднее.
Может показаться, что предмет падает тем быстрее, чем он тяжелее.
2. Но попробуем бросить одновременно столовую ложку и монету. Мы обнару-
жим, что они коснутся пола одновременно. Несмотря на то, что ложка тяжелее
монетки.
3. Разгадка этого противоречия в том, что листку бумаги гораздо труднее, чем мо-
нете, преодолеть сопротивление воздуха, так как поверхность такого листка срав-
нительно очень велика. Если же мы скатаем этот листок в маленький шарик, то
увидим, что он падает также быстро, как и монета. Бумажный шарик почти не
будет испытывать воздушное сопротивление.
Вывод:
Когда нет сопротивления воздуха - форма и вес падающего тела не играют ника-
кой роли.
-Закончить свое выступление хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что
еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек
глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной
ноте мы завершаем. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.