Напоминание

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности.


Автор: Голубева Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №47 "Гусельки"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Семинар
Тема: Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами

проектно - исследовательской деятельности.
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направленна умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода; -Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов; -Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах; -Опытническая деятельность; -Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения; -Совместные игры- фантазирования; -Совместная деятельность в уголке книги( беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого

развития
: -Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. -Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность. -Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности. Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:  Создание обогащённой предметно-пространственной среды;  Включение занимательности в содержание занятий;
 Создание проблемно-поисковых ситуаций;  Вовлечение в выполнение творческих заданий;  Интеграция разнообразной деятельности;  Организация экспериментирования; Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектнаядеятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Так что же такое проектирование — это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования: 1.
По доминирующему методу
: исследовательские, информационные, творче- ские, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2.
По характеру содержания
: включают ребенка и его семью, ребенка и приро- ду, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3.
По характеру участия ребенка в проекте
: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4.
По характеру контактов
: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учре- ждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5.
По количеству участников
: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6.
По продолжительности
: краткосрочный, средней продолжительности и дол- госрочный. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект. В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следую- щие задачи:
 развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;  активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;  формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах. В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:  формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;  развивать умение определять возможные методы решения проблемы с по- мощью взрослого, а затем и самостоятельно;  развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятель- ности. Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:  научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;  развить природную любознательность и интерес к самостоятельному при- обретению знаний;  повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, опре- деление цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему. На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставлен- ной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и аль- бомов, совместная деятельность детей и взрослых). На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления. Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы мы начинаем с изучения интересов детей. Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной теме и выбрать способы для познания нового: Что я знаю о...? Что я еще хочу узнать о...? Как я могу это узнать? На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь
познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу на состав числа), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. - Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе. - Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. - В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. - При использовании исследовательско-проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать - и я пойму!» Т.е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Теперь уважаемые педагоги давайте поиграем в игру, которую можно организо- вать в ходе проектной деятельности.
Постановка проблемы:
Что падает быстрее: монета или маленький кусочек бумаги? Мы ответим на этот вопрос, но прежде проделаем несколько опытов.

Цель:
Выявить, что форма и вес падающего тела не играет значения.
Ход:
1. Возьмем в одну руку десятикопеечную монету, а в другую - маленький листок бумаги. Выпустим одновременно оба предмета. Мы легко заметим, что монета быстро достигла пола, а листик - медленно планируя, упадет гораздо позднее. Может показаться, что предмет падает тем быстрее, чем он тяжелее. 2. Но попробуем бросить одновременно столовую ложку и монету. Мы обнару- жим, что они коснутся пола одновременно. Несмотря на то, что ложка тяжелее монетки. 3. Разгадка этого противоречия в том, что листку бумаги гораздо труднее, чем мо- нете, преодолеть сопротивление воздуха, так как поверхность такого листка срав- нительно очень велика. Если же мы скатаем этот листок в маленький шарик, то увидим, что он падает также быстро, как и монета. Бумажный шарик почти не будет испытывать воздушное сопротивление.
Вывод:
Когда нет сопротивления воздуха - форма и вес падающего тела не играют ника- кой роли. -Закончить свое выступление хотелось бы притчей «Счастье». Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.


В раздел образования