Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).
Автор: Трусова Анна Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Кривопорожская СОШ Населённый пункт: п.Кривой Порог Наименование материала: конспект Тема: Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Раздел: начальное образование
урока: Глагол
как
часть
речи
и
употребление
его
в
речи
(общее
представление).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель
урока: познакомить
с
частью
речи – глаголом,
его
отличительными
признаками.
Задачи, направленные на формирование УУД:
Предметные:
Уточнить и конкретизировать представления учащихся о глаголе, как части
речи.
Познакомить
учащихся
с
частью
речи
-
понятием
глаголом,
его
отличительными признаками.
Обогащать речь учащихся употреблением глаголов.
Вырабатывать навыки грамотного письма.
Личностные:
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Учиться видеть глаголы в речи
Составлять словосочетания с глаголами
Анализировать, делать выводы, сравнивать
Учить работать со справочной литературой
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в паре, в группе Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.) Приветствие гостей.
-
Сегодня у нас на уроке гости и как гостеприимные хозяева окажем им
внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и
они с удовольствием порадуются за ваши успехи!
2. Психологический настрой на урок .
Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. ( Улыбка )
-Пусть
урок
принесёт
вам
радость
общения.
Пусть
вам
помогут
сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Желаю
вам интересных открытий, а я с удовольствием буду вам помогать, когда это
будет необходимо.
3. Актуализация знаний. (… мин)
Словарный диктант. СЛАЙД 2
- Что лежит в школьных портфелях? Слова рассыпались. Проверим
через «волшебное окошко».
ПЕНАЛ КАРАДАШ
ТЕТРАДЬ РУЧКА
Проверка: инструмент «ластик». Какое слово «лишнее»? (ручка-не словарное)
-
Начертите
на
полях
2
волшебные
линеечки.
Сегодня
будем
оценивать
словарные
слова
по
критериям: П (правильность)
и К (красота).
Оценивать
вашу
работу
будут с оседи.
Поменяйтесь
тетрадями,
оцените
работу
своих
товарищей. (Дети оценивают.)
-
Встаньте,
пожалуйста,
у
кого
все
правильно
(встают),
у
кого
красиво
(встают). У кого правильно и красиво – высокий уровень (встают).
4. Самоопределение к деятельности. (… мин) СЛАЙД №3
- На экране записаны слова. Прочитайте их и распределите в 3 столбика
(ед.число, мн. Число, изменяются по числам),найдите лишнее слово.
САХАР, МЕТРО, НОЖНИЦЫ, ДОСКА, САНКИ, БЕРЁЗА, ВЕСНА, МОСКВА,
ОЧКИ, РИСУЕТ
- Какое слово лишнее? Почему? (все слова, кроме РИСУЕТ – это им.
сущ.)
- А что такое имя существительное?
- Какой частью речи является слово рисует ? Кто знает?
- Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать на уроке? (Глагол.) (Кто
назовет тему сегодняшнего урока?)
- Откройте учебники на страницу 68, давайте проверим, правильно ли мы
назвали тему урока (Читают вслух.)
- Чему мы с вами должны научиться? Какую цель поставим перед собой?
(Мы
должны
узнать
что
такое
глагол. Научиться
определять
глаголы
среди других частей речи.) СЛАЙД №4
-
Сегодня
мы
с
вами
продолжим
путешествовать
вместе
с
семьей
Апельсинкиных по книге Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол».
«Шлёпая босыми ногами по деревянным ступенькам, Женька спустился
во двор. Несмотря на ранний час, по двору со страшной скоростью
носился
какой-то
чудной
дядька
в
шляпе.
Он
всё
время
ЧТО
–
то
ДЕЛАЛ, да так быстро, что казалось, будто у него не две руки и две ноги,
а несколько.» - Вот что он рассказал Женьке про себя. Я все время что-то
делаю.
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю .
Я пряжу мотаю , и хлеб покупаю ,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю , кусты подстригаю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
- Почему у него столько рук и ног? (Потому что он всегда что-то делает.)
- Кто запомнил, что он делал?
- Что называют эти слова? (Действия)
- Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия?
- Представьте мир без действий. Какой он? (Застывший, мертвый, неживой.)
- Что нужно сделать? Как оживить мир? (Нужны действия и слова, которые
их называют.)
5. Открытии нового знания. (мин)
Отгадайте загадку. СЛАЙД №5
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То
вд р у г
з а г уд и т.
( В Е Т Е Р )
Проверка-лопнуть шарик.
Прочитаем текст без глаголов. А что такое ветер? Найдите значение слова в
толковом словаре. Какая группа быстрее это сделает? СЛАЙД № 6
СЛАЙД №9
- Ребята, какое большое событие недавно было в Сочи? Мы с вами каждый
день говорили про успехи наших спортсменов и еще будем говорить. Так как
– Паралимпиада.
(Открытие – 7 марта. Символ Паралимпийского движенья - пурпурная, синяя
и зеленоватая полусферы, которые символизируют ум, тело, несломленный
дух . Лучик и Снежинка).
Скажите, что делают спортсмены в этом виде
спорта? (Катаются, соревнуются, стреляют … - это … глаголы)
Будем вращать кубик и выполнять задания Лучика и Снежинки.
Мы подпрыгнем (присядем, покружимся, потянемся столько раз, сколько
точек на кубике у нас).
8. Работа в группах (продолжение).
- Продолжаем работу в группах. Давайте представим, что мы юные учёные и
попробуйем
дать
определение
глаголу.
Заполните
пропуски
на
карточке.
(Группы работают)
Глагол – это …..., обозначает …, отвечает на вопросы ….
(Одна
группа
зачитывает
свой
ответ,
другие
при
необходимости
дополняют)
-
Это
ваше
определение.
Давайте
посмотрим,
какое
определение
нам
предлагают авторы учебника. (с.68) (Сравнивают)
9. Работа по учебнику (упр. 118).
- Прочитайте. Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто написал? (К.И.
Чуковский «Путаница»)
-
Найдите
первый
красный
кружочек.
Читаем
задание.
Выполняем
самостоятельно.
- Проверим работу по электронному учебнику. Ведет проверку …. Каждый
читает по строчке. (Проверка)
- Найдите второй красный кружочек. Читаем задание. Подчеркните эти слова
двумя чертами, над словами укажите часть речи. (гл.)
Дополнительный материал. СЛАЙДЫ №11, 12
10. Рефлексия.
О какой части речи мы говорили на уроке? СЛАЙД №10
Какие вопросы мы ставили перед собой? СЛАЙД №4
11. Самооценка по лесенке успеха.
- Возьмите «Светофорик» и оцените себя.
Желтый – все понял
зеленый – нужно еще поработать
красный– не понял тему урока
- Покажите «светофорик» нашим гостям. Кто всё понял – прекрасно, кому
еще
тяжело
находить
глаголы
–
ничего
страшного.
Завтра
мы
с
вами
продолжим изучать эту тему.
12. Д/з