Значение предметно пространственной среды в формировании познавательной активности у детей раннего возраста.
Автор: Леонтьева Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №90" Населённый пункт: Город Березники Пермский край Наименование материала: статья Тема: Значение предметно пространственной среды в формировании познавательной активности у детей раннего возраста. Раздел: дошкольное образование
Значение предметно пространственной среды в формировании
познавательной активности у детей раннего возраста.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
В раннем возрасте маленький человек активно познает окружающий
мир. Видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок
начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Это начальная
ориентировочная активность, которая является физиологической основой
познавательного развития ребёнка.
Формирования познавательной активности у детей раннего возраста
заключается в следующем:
экспериментальные занятия способствуют развитию
наблюдательности, интереса детей к окружающему миру,
формируют реальные представления детей об окружающем,
мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность,
обогащают детскую речь и познавательный опыт,
стимулируют речемыслительную активность детей,
уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, развивают
моторную ловкость рук.
Маленький ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых,
обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир
линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с
реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка,
создаваемого сегодня в нашем дошкольном учреждении.
Для того чтобы в данный сенсомоторный центр мог создать любой
педагог, была составлена план-схема на ранний дошкольный возраст.
Программные задачи
Наполнение развивающей
предметно-пространственной среды
Познакомить со свойствами. (Горячо,
холодно. Цвет. Тяжелый – тонет,
легкий – плавает. Текучесть).
Тазик (большой, маленький),
клеенчатые фартуки. Формочки
различной емкости (для наливания и
переливания), гуашь, камешки,
лодочки, игра «Цветная водичка».
Картотека загадок, стихов, опытов,
салфетки бумажные.
Учить называть материал, предметов
из которого они сделаны (бумага,
Коллекция бумаги, дерева, ткани.
Дидактическая игра «Чудесный
дерево, ткань)
мешочек» (определение материала на
ощупь); картотека загадок, стихов.
Познакомить детей со свойствами
снега
Одноразовые тарелочки, бумажные
полотенца (салфетки), картотека
загадок, стихов, опытов со снегом.
Познакомить со свойствами песка
(сыпучесть)
Песок, ведерки, лопатки. Мелкие
игрушки, игра с песком «Найди
игрушку», картотека опытов с
песком, загадок, стихов. Фартуки,
салфетки влажные. Альбом «Строим
из песка»
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-
пространственной среды. Под развивающей средой понимают естественную
комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную,
насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми
материалами.
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном
процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой,
поиско - экспериментальной деятельности детей.
Насыщенность развивающей предметно пространственной среды
учитывает основные направления развития ребёнка раннего возраста и
способствует его благоприятному развитию.