Автор: Назмеева Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС№8 "Снеговичок" Населённый пункт: город Нижневартовск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Краткосрочный проект: Свойства песка. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Снеговичок»
Мини музей «Разноцветный песок»
Краткосрочный проект
«Свойства песка»
Воспитатель
Назмеева Марина Николаевна
Воспитатель
Назмеева Марина Николаевна
Г.
Н И Ж Н Е В А Р Т О В С К
2 0 1 6
Актуальность проекта
Важной особенностью мини музея созданного в группе детского сада это
возможность
быть
не
просто
зрителем,
но
и
соавтором.
Мини
музей
расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогащать знания об
окружающем мире. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а в
мини
музее детского сада можно и даже нужно. В мине музее «Цветной песок»
в
разделе
«Уголок
самостоятельной
деятельности»
проводит ся
экспериментальная и проектная деятельность. Федеральные государственные
требования
к
программе
дошкольного
образования
настоятельно
рекомендуют
проектную
и
экспериментальную
д е я т е л ь н о с т ь .
Экспериментальная
и
проектная
деятельность
путь
к
воспитанию
неординарных,
смышленых
детей.
Метод
проекта
–
позволяет
сочетать
интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Цель проекта
Формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы,
его свойствах.
Сроки
Октябрь 2016
Системность опыта
Задачи проекта:
1.
Сформировать представление об использовании песка.
2.
Дать представление о свойствах песка.
3.
Создать условия для участия родителей в проекте.
4.
Формировать позитивное отношение к совместной работе в группе.
5.
Познакомить с новыми приемами практического использования песка.
6.
Развивать творческие способности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Прогнозируемый результат
Сформировано представление детей о песке, как объекте неживой
природы, его свойствах.
Участники проекта .
Родители (законные представители), дети старшего дошкольного возраста
группы
общеразвивающей
направленности,
педагоги
дошкольной
образовательной организации.
Формы
организации
работы
– фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Этапы реализации проекта
Этапы
Задачи
Ожидаемый результат
1 этап
Подготовительный
Поисково-
исследовательской
деятельности на
тему «Свойства
песка»
Пробудить интерес
родителей к
взаимодействию с
педагогами в
проектной и
исследовательской
деятельности детей
- Дети совместно с родителями
находят литературу о песке.
-Приносят
разные
образцы
песка.
-Приносят
иллюстрации
по
данной теме.
2 этап
Основной этап
Формировать у детей
Научно-
обоснованное
представление о
песке.
1.Огадывание загадок о песке.
2.Игры
на
ощущение.(Ребенок
опускает
руку
в
емкости
с
разным по структуре песком и
рассказывает ,какой он.
3.Беседа «Песок движется или
н е т .
Д о к а ж и т е ,
ч т о
о н
движется»
Песок образуется под действием
ветра, влажности и времени.
4.Игры
с
песком
«Найди
фигурку в песке», «Переправа»,
«От чего отпечаток»
5Эксперементирование
Опыт
№1
«
Рассматривание
песка через лупу»
Цель:
определение
формы
песчинок.
Опыт №2 «Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством
песка-сыпучестью.
Опыт
№3
«Свойства
мокрого
песка»
Ц е л ь :
п о з н а к о м и т ь
с о
свойствами песка.
Опыт
№4
«Песок
природный
фильтр»
Цель: закрепить свойства песка.
3 этап
Заключительный.
Совершенствование
поисково-
исследовательской
деятельности.
Обеспечение
формирования
самостоятельности,
инициативности
и
способности
о ц е н и в а т ь
с в о ю
д е я т е л ь н о с т ь
и
деятельность других.
Совершенствовать
умение осуществлять
поиск информации.
Самостоятельное
осуществление опытов с песком
по карточкам алгоритмам.
Создание коллекции песка.
Практическая значимость
Практическая
значимость
проекта
состоит
в
том,
что
включение
проектной деятельности в образовательный процесс предоставляет любому
воспитателю возможность перейти от объяснительного способа обучения к
деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не
пассивным объектом педагогического воздействия.
Это способствует осознанному усвоению знаний детей об окружающем
мире.
Деятельность родителей в реализации проекта:
1. Помощь воспитателям в подборе интересной информации о родословной.
2. Беседы с детьми и чтение научно – популярной и художественной
литературы.
3. Рассматривание иллюстраций, создание рассказов, описательных историй,
сочинение стихотворений совместно с детьми.
4. Выполнение экспериментов в домашних условиях по изучению свойств
песка.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
1. Проведение бесед, подбор литературы.
2. Создание презентаций по теме проекта.
3. Разработка домашних заданий для детей и родителей.
4. Разработка консультаций для родителей
5. Обогащение предметно-развивающей среды через реализацию проекта.
Результативность опыта
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
велика
потребность
в
познании.
В
силу
своих
возрастных
особенностей
они
всегда
готовы
откликнуться на все окружающее, новое в жизни.
Участие
в
проектной
деятельности
для
детей
является
способом
удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития
творческих
способностей.
Совместная
проектная
деятельность
помогает
родителям
освоить
некоторые
педагогические
приемы,
необходимые
в
семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и
сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Использование
проектной
деятельности
в
работе
с
детьми
способствует:
1.
Развитию
в
ребенке
творческих
задатков,
стимулирование
развития
психических
процессов,
формированию
творческой
активности;
объединению семей.
2. Умению находить и отбирать материал совместно с родителями по
заданной теме.
3 .
З а и н т е р е с о ва н н о с т и
в з р о с л ы х
ж и з н ь ю
д е т с ко го
с а д а .
4. Объединению родителей и детей в общем деле: Созданию мини- музея «
Цветной песок».
5.
Детям
и
родителям
почувствовать
свою
значимость,
ощутить
себя
полноправным участником коллективного дела.
Заключение
Проектная деятельность
–
это
самостоятельная
и
совместная
деятельность
взрослых
и
детей
по
планированию
и
организации
педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально
значимый результат.
Список используемой литературы
1.
Зебзеева
В.
О
формах
и
методах
экологического
образования
дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – с. 45-
49.
2. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. –
М. : Педагогическое общество России, 2007. – 64с.
3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию/ Г.
Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.