Автор: Кирилова Галина Николаевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: филиал СОШ №1 с. Серафимовский " ООШ с. Верхнетроицкое" Туймазинский район РБ Населённый пункт: с. Серафимовский Наименование материала: Методическая разработка Тема: " Берегите нашу Землю" Раздел: среднее образование
Ф.И.О. автора: Кирилова Галина Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Образовательное учреждение:
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная
школа
№1
с.С ерафимовский
о с н о в н а я
общеобразовательная
школа
с.
Верхнетроицкое муниципального
района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Населённый
пункт:
Республика
Башкортостан
Туймазинский
район
с.
Серафимовский
Экологический сценарий
Ц е л и : познакомить
детей
в
игровой
форме
с
понятием
«
экология»;
с правилами поведения на природе; формировать желание заботиться о своём
здоровье, об окружающей среде; прививать бережное отношение к окружающей
среде, любви и уважению к природе, экологической культуре.
Оборудовние:
глобус,
макет
телевизора,
плакаты
на
экологическую
тему,
поделки из сбросового материала, костюмы берёзы, ведущих телепередачу «
Очевидное и вероятное»,
мешок с современными отходами –пластиковая
бутылка, консервная банка, бумага, стекло и другие .
Ход мероприятия
1
–
Ведущий:
Как
Вы
считаете,
ребята,
чего
хочется
в
жизни
человеку?
(задается вопрос участникам )
- «Хочется, чтобы у меня была отдельная комната».
- «А мне хочется, чтобы каждый день на экране телевизора шли интересные
фильмы».
- «А я бы не отказался от компьютера».
- «А я хочу, чтобы у меня всегда было что-нибудь вкусненькое».
II Ведущий: Это, конечно, неплохо, но представьте себе, что если у вас не будет
свежего воздуха, чистой воды? Как мы будем жить?
И от нас с Вами зависит, какой будет планета в недалёком будущем. Знаете ли
Вы, что такое экология?
Все: «Знаем, знаем! Это охрана природы».
Ученик: Экология – гремит набатом это слово!
Экология - как просто и знакомо!
Но как сложно и тревожно
И решить, казалось б, невозможно.
В одиночку задача трудна.
Ученик: Много мелких проблем – но важна лишь одна:
Нашу Землю спасти – эко выход найти!
Возродить! Возрастить!
И не дать погубить нашу Землю и нашу природу.
Ученик: И сегодня наш эко десант
Тоже будет бить в набат.
Призывая всех объединиться
И погибели не поклониться!
Ведущий I: «Это так, правильнее экология – это наука об охране природы, а в
переводе с греческого экология означает «дом», непосредственное окружение
человека. И весь этот наш дом нуждается в защите. Проблемы экологии стали
самыми грозными после ядерной войны».
II ВЕДУЩИЙ: «Это не просто слова. За этими словами – горькая истина. Мы
привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и
хрупка. Вот о чём говорят факты :
ФАКТ 1: «Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки
миллиардов тонн вещества и материалов на свои нужды, а что в замен?»
ФАКТ 2: «Растительный покров планеты уже не в состоянии переработать
углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива»
ФАКТ 3: «Леса на земле исчезают с огромной скоростью: зелёное одеяние
Земли ежегодно сокращается на 1%».
ФАКТ 4: «Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и
растений. Красная Книга «разбухает» от всё новых и новых заданий, вносимых
в неё под звуки траурных маршей экологической катастрофы».
ФАКТ
5:
«Загрязняются
и
становятся
безжизненными
водоёмы,
теряют
плодородие
почвы,
обедняются
флора
и
фауна,
воздух
городов
и
рабочих
посёлков порой далёк от санитарных норм».
I ВЕДУЩИЙ: «Вот почему говорить сегодня об экологии, это значит говорить
о спасении жизни».
(На сцену выходит девочка или мальчик с глобусом в руках и читает
стихотворение «Стон Земли».)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясением,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.
Ученик.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
“ Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!”
(На сцену выносят большой макет телевизора и выходят участники
телепередачи «Очевидное и вероятное»)
С ЭКРАНА ТЕЛЕВИЗОРА:
ДИКТОР: «Внимание в нашем эфире передача «Очевидное и вероятное», её
проведут наши бессменные ведущие Всезнайкин и Почемучкин
ВСЕЗНАЙКИН: «В нашей передаче есть такая рубрика: «Знаете ли вы, что?»
ПОЧЕМУЧКИН: «Знаете ли вы, что дождевые черви очень полезны, они
разрыхляют почву, помогая попасть в неё воздуху и влаге. Они пропускают
через себя за лето до 30 тонн земли».
ВСЕЗНАКИН: «Знаете ли вы, что пресная вода – большой дефицит, она
составляет менее 3% всей водной оболочки Земли – гидросферы».
ПОЧЕМУЧКИН: «Знаете ли вы, что если всё сырьё, которое добывается за год
из недр планеты погрузить в железнодорожные вагоны, состав растянется на
670 тысяч километров, опоясав земной шар по экватору более 16 раз»
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что брошенная в лесу бумага лежит до полного
разложения более 2-х лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый
пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет. Кострище в лесу не зарастает в
течение 5-7 лет».
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что одна большая берёза, повреждённая
топором может потерять за весну до 200 литров сока».
ПОЧЕМУЧКИН: «Знаете ли вы, что земные насаждения уменьшают
содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза,
значительно снижают шум, защищают от ветра, убивают микробы».
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что лучшие пылесосы – это тополя. А берёза
защищает от шума. Кедр, сосна, лиственница, берёза, черёмуха – лучшие борцы
с микробами. Раны на коре дерева – двери для проникновения целых армий
болезней дерева: грибков, вирусов, бактерий».
ПОЧЕМУЧКИН:
«Знаете
ли
вы,
что
каждый
день
фауна
земного
шара
становится беднее на один вид животных»
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что каждую неделю мы навсегда теряем один
вид растений»
ПОЧЕМУЧКИН: «Знаете ли вы, что за одну минуту вырубаются 20 гектаров
тропических лесов»
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что 5 миллиардов тонн углекислого газа
ежегодно выбрасываются в атмосферу Земли»
ПОЧЕМУЧКИН: «Знаете ли вы, что экологическая катастрофа нависла темной
тенью над каждым человеком планеты Земля!»
ВСЕЗНАЙКИН: «Знаете ли вы, что реки - эти голубые артерии, питающие
озера, моря, океаны»
Ведущий: У нас в гостях прямо из леса белоствольная красавица» (на сцене
появляется девочка в костюме берёзы, она читает стихотворение).
Я берёза белая, я в лесу росла,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в летний жаркий день,
Под моими ветками находили тень.
Но житью хорошему вдруг настал конец,
В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня,
Корчились листочки, сохли от огня.
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про берёзку белую в пламени, в дыму.
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую следует беречь,
Но зачем берёзку резать или жечь.
Сценка ( ВСТРЕЧА 2 ДРУЗЕЙ)
1-ведущий: Иду, я значит по лесу, а на меня из кустов волчище! Пасть-то ! глаза
горят!
2-ведущий: Ну, ты хватил, Петрович!
1-ведущий: Чего?
2-ведущий: А того, что волков в этих лесах уж лет сорок как истребили.
1-ведущий: Да… А этот волк.. То есть , я вспомнил, это лиса была. Точно!
Рыжая такая, хвостом туда-сюда. Я ее матушку взял…
2-ведущий: Ой не могу! Ты уже заговариваешься. Слушай, может ты лес с
зоопарком перепутал?
1-ведущий: Ничего я не перепутал.
2-ведущий: Вот в зоопарке звери точно еще водятся. Мы их из разных стран
закупаем, потому что в наших лесах из животных одни туристы остались.
1-ведущий: Может я того.. в темноте перепутал? Ну конечно! Это не лиса была.
А этот как его с ушами. Который все от волка бегает.
2-ведущий: Заяц, что ли?
1-ведущий: Точно, косой такой.
2-ведущий: Да, а ты с мультфильмом не перепутал? Там еще волк все время
кричит « Ну, заяц, погоди» Он у тебя в лесу так не кричал?
1-ведущий: Ох и скучный ты человек! Думаешь , я не знаю, что наши леса
пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я и
ружье –то с собой не ношу- один чехол, для виду. Что помечтать нельзя?
2-ведущий: Ладно не сердись, Петрович. У самого муторно на душе. Давай –ка
лучше порадуемся за тех хищников, что от нас людей убереглись. Дай им Бог
долгих лет жизни и хорошего потомства.
1 ведущий: А сейчас объявляется викторина: « Золотые россыпи помоек»
( ведущие задают вопросы, обучающие отвечают и набирают баллы)
ДИКТОР: «На этом наша передача заканчивается .Очень бы хотелось, чтобы
эти цифры и факты не прошли мимо вашей души. Если мы хотим сохранить
человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу
Земли».
( На сцену выходят Регина, Ульяна, Маша, Никита и Миша; они спорят, что-то
доказывают друг другу. К ним подходит ведущий).
I ВЕДУЩИЙ: «О чем спор? Что вы за проблемы решаете»?
Ульяна: «Да вот, посмотрели мы передачу «Очевидное и вероятное» и вот
спорим. Вот Никита говорит…
Никита: «Постой, я сам. Много тут про охрану природы говорили, а что можем
сделать мы? Пусть об этом взрослые дяди и тёти думают. А нам это не под
силу».
Миша: «Не под силу говоришь? Неправда, мы многое чего сделать можем».
Никита: «Ну что, например? Что?
(Ребята советуются, спорят)
Миша: «Вот, например, самим соблюдать правила поведения в природе. А это
значит:
Регина: «Не засорят места, где ты отдыхаешь».
Маша: «Не рвать целыми охапками цветы».
Никита: «Идя в лес за грибами, взять с собой нож, чтобы срезать гриб, а не
вырывать его с корнем».
Миша: «Не ломать черёмуху».
Ульяна: «Не разводить где попало кострище в лесу».
Регина: «Если ты взял сок у берёзы, замажь эту ранку землёй. А лучше всего не
бери».
Миша: «Вот видишь, всё это нам под силу».
Выходят ведущие.
1-ведущий: Можно было бы и дальше продолжать. Но нам кажется что и этого
достаточно , чтобы задуматься и сказать самим себе « Стоп! Хватит уничтожать
природу!»
( Выходят, остальные участники )
1 Ученик: Люди-исполины, люди-великаны
Есть у вас винтовки , сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце- сердце человечье!
2 Ученик: Люби родную природу - озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились, живем мы с тобой на ней.
Так будем же люди, все вместе, к земле относиться добрей.
3 Ученик: Не перестану удивляться красе земной.
Планета наша так прекрасна, где мы с тобой.
О драгоценная природа! В ней солнца свет!
Смотри вон там за горизонтом, встает рассвет.
4 Ученик: Не забывай об этом, помни, ты - человек!
Ты думаешь, что правишь миром из века в век!
Но все так хрупко и так не прочно
В твоих руках, жизнь человека и планеты – все на весах
5 Ученик: Но все же надо, чтоб главным стало в умах людей
Желанье сохранить природу впредь для детей!
Чтобы, проснувшись, им улыбнулись река и лес,
Чтоб они знали, что есть на свете страна чудес
Чтоб удивляться не перестали красе земной
Ведь так прекрасна планета наша, где мы с тобой!
2-ведущий: Мы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашей
планеты, кто хочет чтобы она была чистой и зеленой.
1-ведущий: Заявляем наше «нет!» любым битвам с природой, всему, что грозит
биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.
2-ведущий: Мы заявляем «да!» миру и спокойствию, любви и уважению к
природе, осторожности и мудрости, экологической культуре.
1-ведущий: Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола.
Кто это сделает, если не мы.