Напоминание

Выступление на педагогическом совете "Физминутки - как средство развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Абрамова Александра Васильевна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: РТ г. Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Выступление на педагогическом совете "Физминутки - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида»

Заинского муниципального района РТ

Доклад для педагогов

«Физминутки - как средство развития

речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель : Абрамова А.В

___________________________

_______________
2016г.
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно» сказывается на становлении детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения. Для достижения положительного результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя. Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Речевые физкультминутки могут быть использованы на общеобразовательных занятиях, на прогулках или как вид домашних заданий, а также для организации детей после сна и др. Традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речью детей. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Известно, что длительность физкульт. паузы на одном занятии составляет 2—3 минуты. Для лучшего эффекта лучше проводить физкультминутки на каждом занятии воспитателя. В одной физкульт. паузе содержаться большее
количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу должны сочетаться с произносимыми стихами.. В ходе физкультминуток детям можно предложить как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети могут изображать зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Также положительное влияние на развитие правильного звукопроизношения оказывает регулярное выполнение артикуляционной гимнастики. Поэтому также как и пальчиковую, артикуляционную гимнастику следует включать как элемент физкульт. минутки. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить амплитуду движений; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Поэтому: 1. Благодаря своеременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика полезна так же детям с правильными, но вялым произношением, про которых говорят "каша во рту". 4. Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой, артикуляционной гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются от стресса.


В раздел образования